Занятие 10. Механизмы биологической мотивации (по В.К. Вилюнасу)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическое введение

Инстинкт - это совокупность сформи-ровавшихся в процессе развития данного вида животных (то есть в филогенезе) наследственно закрепленных, врожденных, общих всем представителям вида компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных.

Характеристики инстинкта:

- инстинктивное поведение обладает звеньевой структурой;

- отдельные звенья инстинкта обладают значительной степенью автономности, несогласованности между собой;

- в пределах отдельных звеньев инстинкта животное в полной мере демонстрирует способность к индивидуально-гибкому поведению, которая говорит об участии в его регуляции аппарата психического отражения.

Ключевые раздражители - генетически определенные стимулы, которые мотивируют деятельность.

Таким образом, инстинкт – это эволюционно исходная форма мотивации, основная особенность которой состоит в детальной проработанности плана достижения необходимых благ для субъекта.

Инстинкт возник в результате противоречия между необходимостью осуществления сложного поведения и невозможностью поручить его регуляцию полностью механизмам гибкого приспособления, поэтому он может быть охарактеризован как потребность, оснащенная генетически предопределенным способом ее удовлетворения.

За счет ключевых раздражителей в инстинкте осуществляется учет свойств среды.

Механизм мотивационного обусловливания

Главным в процессах обусловливания является формирование мотивационного (эмоционального) отношения к новому раздражителю или объекту.

Обусловливанию подвергаются не сами реакции, а субъективная эмоциональная реакция на безусловный раздражитель.

Обусловливание обеспечивается специальными процессами эмоциональной природы и не является прямым следствием безусловных мотивационных воздействий.

Благодаря фиксации условного эмоционального отношения на новом объекте при повторном его восприятии оно воспроизводится.

 

Вопросы

1. Механизмы биологической мотивации (по В.К. Вилюнасу) [4, 9].

а. Проблема биологической мотивации.

б. Основные формы удовлетворения потребностей у животных.

Задания

 

1. Стимульные раздражители, детерминирующие поведение животных, обычно характеризуются специфичностью. Кроме того, каждому виду животных, как правило, соответствуют особые стимульные раздражители. Например, самец колюшки начинает агрессивные действия только при виде красного брюшка другого самца, в то время как самцы мышей атакуют незнакомых самцов, ориентируясь на запах их мочи. Некоторые виды животных нападают на тех, кто вторгается их территорию. Многие ученые считают, что люди, подобно другим животным, обладают «инстинктом агрессивности». Однако всегда остаются вопросы: каким именно животным это подобно? На кого мы похожи в большей степени – на львов, мышей, оленей, колюшек? Каковы стимульные раздражители, «включающие» агрессивные реакции человека? Какие виды ощущений или событий чаще всего вызывают у вас эмоцию гнева? Как вы относитесь к идее о том, что такого рода «триггеры» актуализируют естественные (т.е. врожденные) мотивы, а не реакции, возникающие в результате научения, опыта и т.д.?

2. Можно ли на основании приведенных примеров говорить о разумности поведения животных? Объясните, что обусловливает столь сложные и гибкие формы поведения животных.

А.Н. Северцов описывает факты индивидуального научения у диких животных: так, соколы, обнаруживая в засаде у гнезда охотника, научились бросать пищу птенцам с высоты, недоступной выстрелу; песцы, на которых охотились, протягивая на пути к приманке шнурок и привязывая его к нацеленному ружью, стали прорывать ход к приманке под снегом. Известны случаи, когда крысы, для того, чтобы достать мед со дна бидона, свешивались в него, держа друг друга за хвосты, и по очереди ели. Чтобы полакомиться подсолнечным маслом, они прогрызали у стеклянных бутылок пробки и, опуская хвосты в дырочку, потом их облизывали. Кражи яиц происходят по методу конвейера: крысы ложатся на спину и передают яйца по цепочке. Если же переносить яйца нужно на расстояние, то одна крыса ложится на спину, крепко зажав всеми четырьмя лапами яйцо, а другие тащат ее за хвост к месту транспортировки!

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 823.