Теоретическое введение
Для современного этапа развития психологии мотивации, который начался с 80-х гг. ХХ века, согласно Д.А. Леонтьеву, характерно соединение психологии мотивации с психологией личности, но на другом уровне, чем это было в середине ХХ века. На первый план выступают проблемы, ранее поставленные в экзистенциальной философии и психологии и долгое время игнорировавшиеся главными направлениями академической психологии — проблемы выбора, свободы, воли, контроля над мотивацией, жизненных целей, перспективы будущего, саморегуляции в широком смысле слова, возможностей, автономии и самодетерминации. В 80-х гг. ХХ вв. в отечественной психологии был проведен ряд интересных исследований мотивации и воли в парадигме смысловой регуляции деятельности (Б.С. Братусь, И.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, Е.В. Эйдман). В западной психологии мотивации также возрастает интерес к проблемам управления человеком собственной жизни (теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана), временной перспективы в жизни человека (Ж. Нюттен) и т.д.
Мотивация вновь рассматривается в антропологическом контексте, но понимается при этом гораздо шире, чем раньше. Личность – это ядро широко понимаемой мотивации. От когнитивных процессов, опосредующих механизмы мотивации, акцент смещается на сознание и личность в целом.
В настоящее время современная психология мотивации находится в ситуации некой раздробленности, в которой сочетаются как тенденции, направленные в перспективу будущего, так и тенденции, отражающие опыт прошлого.
По мнению Д.А. Леонтьева, зоной ближайшего развития психологии мотивации является развитие следующих основных идей:
– Соотносительность — истоки человеческой мотивации находятся не во врожденных диспозициях или средовых факторах самих по себе, а в уникальных, гибких и в то же время императивных отношениях, связывающих индивида с миром.
– Телеологичность — человеческие действия всегда имеют смысл и направлены на цель. Даже если можно зафиксировать причинные детерминанты поведенческих актов, они в свою очередь тоже имеют свои детерминанты высшего порядка. Ответ на вопрос «по какой причине» может быть только половинчатым, окончательный ответ возможен только через ответ на вопрос «зачем», локализующий поведение в смысловом контексте.
– Социокультурная обусловленность — очень большая часть содержания и структуры мотивации человека усваивается им из коллективной ментальности социальной общности, к которой он принадлежит.
– Личностный характер — мотивация есть всегда мотивация личности, которая придает ей форму и управляет ею; даже в тех случаях, когда человек неспособен контролировать свою мотивацию, причину этого мы находим в личности.
Вопросы
1. Мотивация как объект теоретического и экспериментального исследования в современной психологии. Современные проблемы психологии мотивации [19, 24, 30, 31].
2. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана [30].
3. Прикладные проблемы психологии мотивации [21, 24, 30, 34, 37].
4. Понятие о мотивационных тренингах [11, 21, 28, 29].
Задания
1. Индусы, проживающие за границей (например, в Восточной Африке), часто добиваются больших успехов в бизнесе, чем индусы, живущие в своей родной стране. Предложите несколько альтернативных теоретических объяснений этого феномена. Как бы вы могли проверить каждое из них?
2. Представьте себе, что тренинг мотивации оказался в школах эффективным. Предвидите ли вы какие-либо негативные последствия этого?
3. Спланируйте эксперимент, связанный с дружественным обращением, который ответит на вопрос, усилится аффилиативный мотив при увеличении ценности, приписываемой дружественному поведению.
Список литературы к теме 2
1. Адлер А. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
2. Адлер А. Мотив власти // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
3. Аристотель. Мотивы человеческой деятельности. Определение удовольствия // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
4. Берковиц Л. Что такое инстинкт? // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
5. Божович Л.И. Потребность в новых впечатлениях // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
6. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2004. – 544 с.
7. Буллит У., Фрейд Представления о мотивах и личности в психоанализе // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
8. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, PerSe; 2000. – 685 с.
9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. − М.: 1986.
10. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: МГУ, 1990.
11. Занюк С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
12. Зейгарник Б.В. Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина// Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
13. Иванников В.А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности // Мир психологии. 2003. № 2. – С. 139–145.
14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2002. – 512 с.
15. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс Р. Уровень притязаний // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2004. – 352 с.
17. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
18. Леонтьев А.Н. Соподчинение мотивов: феномен горькой конфеты // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
19. Леонтьев Д.А. От инстинктов – к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня, завтра // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – 343 с.
20. Лисина М.И. Потребность в общении // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
21. МакКлелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
22. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.
23. Маслоу А. Теория человеческой мотивации // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
24. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Высшее образование, 2007. – 484 с.
25. Нюттен Ж. Процесс формирования цели // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
26. Олпорт Г. Функциональная автономия мотивов // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
27. Платон. Три начала человеческой души // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
28. Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
29. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. – СПб.: Питер, 2000. – 234 с.
30. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – 343 с.
31. Субботин В.Е. Мотивация и эмоции // Психология ХХI века / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПерСэ, 2003. – 863 с.
32. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
33. Фресс П. Оптимум мотивации // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
34. Фрэнкин Р. Мотивация поведения. – СПб.: Питер, 2003. – 651 с.
35. Хекхаузен Х. Измерение мотивации достижения // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
36. Хекхаузен Х. Классификация мотивов на основе инстинктов: Уильям Мак-Дауголл // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
37. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер, М.: Смысл, 2003. – 860 с.
38. Хекхаузен Х. Теория поля Левина // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
39. Хекхаузен Х. Экстринсивная и интринсивная мотивации // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
Проектное задание к теме 2
Вариант 1. Проведите диагностику мотивационной сферы одного испытуемого по ниже приведенным методикам и напишите его психологический портрет.
- Методика «Мотивация успеха и боязнь неуда» (А.А. Реан)
- Методика «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина)
Вариант 2. Заполните таблицу «Теории мотивации»
Направление в психологии | Представители, название теории мотивации (если есть) | Основные понятия в теории мотивации, их определение | Основной источник мотивации; основной механизм мотивации | Примеры экспериментальных исследований | Общий вклад | Возможная критика |
1) Бихевиоризм | ||||||
2) Необихевиоризм | ||||||
3) Психоанализ | ||||||
4) Неопсихоанализ | ||||||
5) Гуманистическая психология | ||||||
6) Гештальт-психология | ||||||
7) Когнитивная психология | ||||||
8) Отечественная психология |
Тема 3. Психология воли
Цель темы – изучение основных категорий психологии воли, рассмотрение основных теорий воли.
Задачи:
− ознакомление с основными понятиями, описывающими волевую сферу человека;
− изучение основных теорий воли;
− рассмотрение экспериментального исследования волевой сферы.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 746.