Занятие 14. Экспериментальные исследования психологии мотивации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическое введение

Уровень притязаний – это разница между уровнем трудности выбираемых субъектом целей, формирующихся в результате прошлого опыта, оценки своих способностей и возможностей и результатом действия, направленного на достижение данной цели. Исследования уровня притязаний Хоппе. Понятие реальной и идеальной цели. Закономерности развития уровня притязаний после успеха и неудачи.

Мотив аффилиации (стремление к людям)- стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение и исключение манипуляции. Мотив аффилиации имеет две формы: надежда на присоединение и боязнь отвержения.

Мотив помощи, альтруистические мотивы - альтруизм – это любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности. Исследования показали, что:

– чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал;

– люди, обладающие эмпатией;

– больше альтруизма у человека проявляется к зависимому т него, приятному и привлекательному, знакомому, человеку той же этнической группы. Важным свойством альтруистической личности является предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи (эмпатия).

Эмпатия – способность сочувствовать, сопереживать. Сопереживание – это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т. п.).

Мотив достижения – устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Мотив достижения диффеоенцируется на стремление к успеху (ориентация на успех в разных видах деятельности) и стремление избегать неудач.

 


Особенности лиц с различными мотивациями достижения (продолжение):

 

Оптимум мотивации – такой уровень подкрепления, при котором задача определенной сложности решается наиболее эффективно.

Эффективность деятельности экспериментально выявлялась для задач разной сложности (легкая, средняя, сложная) при разном уровне мотивации (слабая, средняя, сильная).

Закон Йеркса-Додсона отражает:

- закономерность Н.Е. Введенского (закон оптимума – соблюдение «мерности» и ритма работы);

- влияние внешних раздражителей, но не мотивации как внутреннего побудителя;

- свою ограниченность относительно социальной мотивации (измерить силу социальных потребностей экспериментально очень сложно).

Отечественная психология о влиянии содержания мотивации на продуктивность деятельности. Понятие внешней и внутренней мотивации.

Патология мотивации

Неудовлетворенные потребности, нереализованные намерения могут приводить к нервно-психическим расстройствам, если человек не смог использовать физиологические и психологические механизмы саморегуляции. Клиники выделяют три формы нервно-психических расстройств: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний.

Невростения может быть вызвана невростеническим конфликтом. Это противоречие между завышенными стремлениями личности и ее возможностями. К невтостении предрасположены люди с сильными влечениями, которые не в состоянии их достаточно адекватно удовлетворить. Для человека с невростенией характерны легкая возбудимость при быстрой истощаемости, изменчивость эмоций, устойчивое, часто пониженное настроение.

Истерия возникает в результате конфликта между чрезмерно завышенными требованиями к другим людям и заниженными к себе, а также противоречивыми потребностями (между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями). Для истерии наиболее часты двигательные расстройства, расстройства болевой чувствительности, сенсорики, речи.

Невроз навязчивых состояний часто бывает обусловлен жизнью без определенных целей. В результате у человека повышается раздражительность, утомляемость, нарушается сон, появляются вегетативные расстройства, навязчивые идеи, часто в виде фобий.

Методы изучения мотивации животных

Анализ известных методов изучения поведения животных с точки зрения мотивации.

Зоопсихологический метод включает наблюдение и эксперимент:

- метод лабиринта;

- метод обходного пути;

- метод одновременного или последовательного выбора;

- метод открытого поля;

- метод проблемной клетки;

- метод употребления орудий.

Примеры исследований.

Методы изучения мотивации человека.

Анализ известных методов (наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, моделирование) с точки зрения изучения потребностей и мотивов человека.

Примеры исследований (мотивации отдельных видов деятельности) и конкретных методик (ТАТ, методика исследования уровня притязаний и т. д.).

 

Вопросы

1. Понятие «уровень притязаний». Экспериментальные исследования уровня притязаний [11, 15].

2. Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности [11, 21, 25, 37].

3. Оптимум мотивации. Закон Йеркса – Додсона [11, 33].

4. Отдельные виды мотивации [14, 21, 35, 37, 39]:

а. мотив достижения,

б. мотив власти,

в. аффилиативные мотивы,

г. альтруистические мотивы.

5. Патология и мотивация [14, 21].

6. Методы изучения мотивов и мотивации [11, 21, 24, 31, 37].

Темы докладов

1. Проблема перемотивации в процессе деятельности.

2. Теория выученной беспомощности (М. Селигман, В. Ротенберг).

3. Влияние самоподкрепления на эффективность деятельности.

Задания

1. Почему очень высокие требования могут сделать исполнение деятельности менее эффективным? Аргументируйте свой ответ. Страдает ли ваша эффективность деятельности, если вы сами или другие люди ждут слишком многого от вас? Почему?

2. Приведите примеры экспериментальных исследований и практики (собственный опыт, ситуации из книг и кинофильмов и т.д.), которые бы иллюстрировали связь мотива достижения с:

− личной ответственностью за успешность деятельности;

− требовательностью матери в воспитании ребенка, родительским авторитаризмом в целом;

− повышением и способностью человека к бизнесу.

Объясните существующие закономерности.

3. Как вы считаете, какого склада человек вероятнее всего сможет быть счастлив на необитаемом острове – человек с выраженной потребностью в достижении, потребностью во власти или потребностью в аффилиации? Почему? Чем он скорее всего, будет там заниматься?

4. Легко представить себе, как у людей с ярко выраженной потребностью в достижениях на основании наблюдений за собственными действиями возникнет позитивное представление о самих себе и о собственной деятельности. Точно так же у людей с низкой потребностью в достижениях на основании их наблюдений над тем, что касается их деятельности, возникают «оборонительные» «Я-образ» и стиль. В этих примерах «Я-образы» и синдромы мотивов соответствуют друг другу и между ними существует логическая связь. В связи с этим может показаться, что одно эквивалентно другому. Однако иногда «Я-образы» и мотивационные системы совершенно не соответствуют друг другу. При каких обстоятельствах это наиболее вероятно? Как вы узнаете, что такое несоответствие существует, и какие выводы о человеке сделаете?

5. При изучении мотивации часть психологов концентрируется исключительно на экспериментальных данных, в то время как другие – на клиническом материале, предпочитая психодинамический (интерпретационный) подход к изучению мотивации. Каковы преимущества и недостатки каждого из вышеописанных подходов?

Протокол ответов

  Экспериментальное изучение мотивации Интерпретационный подход
Достоинства    
Недостатки    

 


Дата: 2018-09-13, просмотров: 666.