Занятие 7. Фрустрация, диагностика типов реакции на фрустрацию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическое введение

«Фрустрация» - (от лат. «frustratio» – расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд).

 

 

Составляющие психологического анализа фрустрации как эмоционального состояния:

- фрустратор;

- фрустрационная ситуация;

- реакция на фрустрацию.

Типы реакций на фрустрацию (по Н.Д. Левитову):

-толерантность;

-агрессия;

-фиксация;

-депрессия;

-регрессия;

-отказ.

Методы и примеры исследования фрустрации:

- экспериментальные исследования школы К. Левина («нерешаемые задачи» Т. Дембо);

- методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.

Стимульный материал к методике рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (примеры)

Испытуемый должен дать ответ за персонажа на картинке, который подвергся фрустрации.

Оценивание ответов происходит по двум параметрам:

1. Направленность реакции (экстрапунитивные, интропунитивные, импунитивные).

2. Тип реакции (фиксация на препятствии, на самозащите, на удовлетворение потребности).

Соотношение типов реагирования на фрустрацию дает фрустрационный профиль данного испытуемого.

Вопросы

1. Определения понятия «фрустрация» [25, 33].

2. Способы диагностики типов реакции на фрустрацию. Экспериментальные исследования фрустрации [25, 32, 39, 43, 44, 62].

3. Фрустрация и фрустрационная толерантность [7, 25, 39, 43].

Задания

1. Определите тип реакции на фрустрацию в каждой ситуации. Аргументируйте свой ответ.

1) Герой повести Л.Н. Толстого «Отрочество» Николенька Иртеньев, после того как гувернер его жестоко высек и запер в чулан, мысленно представляет себе, как он, повзрослев, станет генералом, призовет к себе своего бывшего гувернера и отомстит ему.

2) Муж после увольнения с работы, придя домой, избивает свою жену.

3) Абитуриент, не сумев на вступительных экзаменах решить задачу, придя домой, продолжает ее решать.

4) Убитый горем отец после смерти любимой дочери замыкается в себе, уезжает в деревню и более не выходит из дома.

5) Узнав об измене жены, муж уходит в глубокий запой, периодически давая волю слезам.

6) Узнав, что посланная им на боевое задание группа не вернулась и все ее члены (в том числе и его сын) были зверски замучены и убиты, генерал-майор закрылся в своем кабинете и пустил себе пулю в висок.

7) Человек опоздал на поезд, но спешит на вокзал, тщетно надеясь, что поезд задержался.

8) Вернувшись с войны, солдат увидел, что его дом разрушен и хозяйство разграблено. Он грустно вздохнул, но уже на следующий день приступил к строительству нового дома и восстановлению утраченного.

Протокол ответов

Тип реакции на фрустрацию Ситуация
   

2. Определите вид фрустрационной толератности в предложенных примерах.

1). Когда Анне начальник делал производственный выговор, она сохраняла спокойное и невозмутимое лицо. Позже, когда коллеги спросили ее, о том, как она, Анна отвечала: «Ничего, и не такое бывает!». Однако оставшись совсем одна, женщина горько заплакала, и от ее напускного спокойствия не осталось и следа.

2). Неожиданно и так несвоевременно потеряв работу, Федор старался держаться, не срывать на близких ему людей – жену и сына скопившиеся в нем обиду, злость и отчаяние, однако внешнее спокойствие давалось ему нелегко.

3). После произошедшей с ней травмы Ольга держалась довольно стойко, она не скрывала от окружающих порой нахлынывающих слез, но никогда не впадала в истерику и старалась смотреть на произошедшее философски.

4). Услышав приговор присяжных, Джулия отчаянно стремилась удержать невозмутимое и ровное выражение лица. Она слышала, как отчаянно бьется ее сердце, чувствовала, как из груди рвется протестующий вопль, но неимоверным усилием девушка заставила себя встать и уже никакая тень более не омрачала ее лик. Окружающие были поражены ее спокойствием и выдержкой.

5). Когда Юрий узнал о том, что его хозяйство частично сгорело, он тяжело вздохнул, перекрестился и тихим голосом сказал: «Ну что ж, Бог дал, Бог взял. Слава Богу, жена и дети живы!»

Как вы считаете, в каких примерах можно говорить об истинной фрустрационной толерантности?

3. Прокомментируйте следующие фрагменты. Согласны ли вы с их основными тезисами? Почему?

1)  Приходится признать, как это ни парадоксально, что явление фрустрации становится более распространенным с ростом экономического и культурного уровня общества. Но понять это можно. Культура приводит к росту количества потребностей у человека, причем многие из этих потребностей, если воспользоваться определением Эпикура, не являются «ни естественными, ни необходимыми для человека». Обилие запросов не всегда бывает возможно удовлетворить полностью.

2)  Возникновение фрустрации, ее выраженность обусловливается не только объективными обстоятельствами, но зависит от особенностей личности, от ее «способности» терпеть. При изменении по каким-либо причинам жизненных стереотипов чаще всего происходит нарушение удовлетворения привычного комплекса потребностей. В результате может возникнуть совокупность фрустраций Типичные ситуации такого рода складываются, например, при призыве молодого человека в армию, при перемене места жительства. Даже такое радостное событие, как свадьба, таит в себе фрустрирующие моменты для каждого из супругов. (Л. П. Гримак)

4. Определите, какие эмоциональные состояния переживают герои. Аргументируйте свой ответ.

1). «Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней.

− Я тебя убью! − закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой сделал шаг к ней и замахнулся на нее ... Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты» (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

2). Во время ответа на уроке хорошо подготовленной ученицы в класс вошел директор школы. Девочка растерялась и замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. После ухода директора она четко и уверенно ответила материал, который так безуспешно пыталась воспроизвести накануне.

3) Страх и волнение не оставляют парашютистов и тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними. Они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного движения. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках.

4) Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле, странно-неловко вытягиваясь, и билась головой об стену ...

− Наташу! − кричала она, отталкивая от себя окружающих. − Подите прочь все, неправда!» (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Протокол ответов

Тип эмоционального состояния Ситуация

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 908.