Занятие 5. Разновидности эмоциональных явлений: чувства, настроения, аффект, стресс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическое введение

Аффект – (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.

Причины аффекта:

- противоречия между внутренними желаниями, влечениями, стремлениями и возможностями субъекта их удовлетворить.

- противоречия между требованиями, предъявляемыми субъекту обществом или им самим и возможностью выполнить эти требования.

Функции аффекта:

- аффект тормозит психические процессы, навязывает стереотипный, «аварийный» способ разрешения ситуации.

- аффекты способствуют образованию аффективных следов долговременной памяти (регулирующая функция).

Стадии аффекта (по М.Я. Калашнику):

- подготовительная стадия;

- стадия «взрыва»;

- заключительная стадия.

Диагностика «следов аффекта»

Сравнительная характеристика ассоциативного эксперимента К.Г. Юнга и сопряженно-моторной методики А.Р. Лурии.

Стресс (от англ. stress — давление, напряжение) — это общая неспецифическая адаптивная реакция организма в ответ на интенсивное воздействие любой модальности (стрессор).

Виды стресса:

- физиологический;

- информационный;

- эмоциональный.

Стадии стресса:

1) стадия тревоги:

- шок;

- противошок;

2) стадия резистентности;

3) стадия истощения.


 

Вопросы

1. Проблема классификации эмоциональных явлений. Основные понятия [7, 11, 12, 24, 25].

2. Определение аффекта, его основные характеристики, диагностика [7, 20, 25, 26, 40, 41].

3. Стресс как явление физиологическое и психологическое [24, 25, 27, 54, 55, 59, 62, 63, 70, 71].

3.1. Общее определение.

3.2. Понятие о стрессоре. Виды стрессоров.

3.3. Позитивные и негативные проявления стресса.

3.4. Дистресс и пути его нейтрализации.

4. Исследование возможностей управления эмоциональной сферой [7, 8, 14, 24, 29, 49, 50, 69, 70, 71].

Темы докладов

1. Исследование эмоционального интеллекта в психологии [8, 14, 49].

2. Исследование защитных механизмов личности [64, 65].

Задания

1. Познакомьтесь с приведенными примерами. Какое эмоциональное состояние в них описано? Чем, на ваш взгляд, отличается правонарушение, совершенное в этом состоянии, от «обычного» преступления?

1) Общая характеристика подследственного. М., 31 год, в детстве часто болел, в школе учился плохо. Был в армии и на фронте, ранен. Всегда отличался впечатлительностью и раздражительностью, временами нападали тоска и разочарование в жизни, были мысли о самоубийстве. Находился под наблюдением районного психиатра с диагнозом «психопатия». Несколько раз лечился в санаториях. С женой часто ссорится, к ребенку привязан, уделяет ему много времени, заботится и нянчит его. Обстоятельства правонарушения. Около полуночи соседи М., молодые супруги, «подняли возню в своей комнате», танцевали, бегали друг за другом и, наконец, «упали» к себе на кровать. Тонкая фанерная перегородка, отделявшая их комнату от комнаты М, при этом повалилась. От сильного шума падающей стены ребенок проснулся и начал «дико кричать». М, в это время закрывавший форточку с помощью палки, внезапно впал в резко возбужденное состояние, изменился в лице, что-то бессвязно закричал, оттолкнул от себя жену, бросился в коридор, накинулся на стоявшего здесь испуганного соседа и нанес ему несколько ударов палкой по голове. Затем с криком побежал к себе в комнату, бросился в постель и некоторое время лежал как бы в забытьи. Очнувшись и узнав о происшедшем, был очень удивлен, так как ничего не помнил, начиная с того момента, когда он отскочил от окна. С избитым у него до этого никаких столкновений не было. Физическое состояние. Без отклонений от нормы. Со стороны нервной системы отмечается лишь повышенная общая возбудимость. Психическое состояние. Ясное сознание, правильная ориентировка в месте, времени и обстановке; настроение подавленное; эмоционально неустойчив, раздражителен, капризен, обидчив, требует повышенного к себе внимания, несколько назойлив.

2)  К. вместе с товарищами пил вино в ресторане. Что было потом − не помнит. Из уголовного дела видно, что он, будучи пьяным, зашел в незнакомый ему двор, по лестнице забрался на крышу дома, выломил слуховое окно и через чердак попал на кухню этого дома, перебил в окнах квартиры стекла, побил посуду, разрушил печь, начал душить перепуганную хозяйку квартиры и затем тут же улегся спать. Отсюда он был доставлен в вытрезвитель.

3) Ш., 52 года, в прошлом болел брюшным и сыпным тифом. Работая машинистом железной дороги, несколько раз попадал в крушение поезда, получал ушибы головы. Злоупотреблял алкоголем.... Работоспособность его снизилась, и он был переведен на инвалидность, хотя урывками продолжал работать.

4) После эпизодического заболевания он представил для оплаты больничный бюллетень. Кассир страховой кассы задержал бюллетень для уточнения вопроса, может ли Ш., как инвалид, получать по бюллетеню деньги. От кассира Ш. ушел с чувством обиды и оскорбления, считая, что его без основания заподозрили в противозаконном поступке. Через два дня Ш. снова явился за деньгами и отобранной пенсионной книжкой. Так как кассир заявил, что по его делу ничего еще пока не выяснено, Ш. впал в возбужденное состояние и нанес кассиру несколько ран перочинным ножом. По описанию свидетелей, он в этот момент был «похож на сумасшедшего», «глаза были безумные», лицо бледное. Затем он упал и некоторое время был в бессознательном состоянии. Из происшедшего помнит лишь эпизоды, относящиеся к самому началу. Помнит, как он требовал у кассира вернуть пенсионную книжку, помнит, как тот отказал в его просьбе, и затем подошел к шкафу, откуда взял что-то и положил в карман. Ему показалось, что это был револьвер. В глазах потемнело, сердце забилось. Что было дальше − не помнит.

2. Продолжите приведенные высказывания о связи эмоциональных состояний с болезнями.

5) При постоянном подавлении вспышек гнева развиваются...

6)  Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет...

7)  В 80% случаев инфаркта миокарда ему предшествовали...

8)  Сердце чаще поражается...

9)  Болезни печени связаны с частыми переживаниями...

10)  Болезни желудка связаны с частыми переживаниями...

3. Проанализируйте приведенные высказывания. Какие из них правильны, какие – нет?

1) Стресс способен повышать объем и устойчивость внимания.

2)  Стресс травмирует организм, но не личность.

3)  Возникновение стресса зависит от физической силы воздействия, а не от личностной значимости действующего фактора.

4)  С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту.

5)  Стресс является составной частью жизни каждого человека и даже создает «вкус к жизни».

6)  Три четверти людей считают, что их работа вызывает у них стресс.

7)  В стрессовых состояниях многие люди начинают усиленно питаться.

8)  Стресс – не самостоятельное психическое состояние, а промежуточная форма между аффектом и настроением.

9)  Главные стрессогенные факторы – личностные противоречия, семейная атмосфера, производственные и финансовые затруднения.

10)  Из десяти самых распространенных причин стресса пять связаны с браком и семьей.

4. Определите в анализе приведенных фрагментов проявления нормального горя, острого горя и болезненного горя. Как вам кажется, как должна строиться коррекционная работа в каждом из случаев?

1)  Наблюдаются некоторые изменения сознания. Возникает легкое чувство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей человека от других людей (иногда человек выглядит призрачно и кажется маленьким), сильная поглощенность образом умершего. Одному человеку казалось, что он видит свою погибшую дочь, которая зовет его из телефонной будки. Он был так захвачен этой сценой, в особенности тем, с какой ясностью и отчетливостью он услышал свое имя, что в этот момент перестал замечать окружающее.

2)  В поведении человека проявляются черты умершего или манера его поведения в момент трагедии. Сын обнаруживает, что походка у него стала, как у умершего отца. Он смотрит в зеркало, и ему кажется, что он выглядит точно так же, как умерший.

3)  Общим для большинства людей является следующий синдром: периодические приступы физического страдания, длящиеся от двадцати минут до одного часа, спазмы в горле, припадки удушья с учащенным дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы («почти невозможно подняться по лестнице», «все, что я поднимаю, кажется таким тяжелым»); интенсивное субъективное страдание, переживаемое как напряжение или душевная боль.

4)  Человека, недавно перенесшего тяжелую утрату, охватывает горе о людях, умерших много лет назад. Так, 38-летняя женщина, у которой только что умерла мать и которая очень болезненно отреагировала на эту утрату, как оказалось, была лишь в небольшой степени сосредоточена на смерти матери; она была поглощена мучительными фантазиями, связанными со смертью ее брата, погибшего двадцать лет назад.

5)  Переживание горя имеет адаптивный характер, потому что действует как мотивация к обретению утраченного объекта вновь (Дж. Боулби). Ряд внешних проявлений горя могут выполнять коммуникативную функцию, вызывая сочувствие и помощь.

6)  Человек испытывает повышенную активность без чувства утраты, а скорее с ощущением хорошего самочувствия и вкуса к жизни. Предпринимаемая в ситуации потери деятельность носит экспансивный и авантюрный характер, приближаясь по виду к занятиям, которым в свое время посвящал себя умерший.

7)  У человека, потерявшего близкого, часто наблюдается утрата теплоты в отношениях с другими людьми, тенденция разговаривать с ними с раздражением и злостью, желание, чтобы его вообще не беспокоили, причем все это сохраняется, несмотря на усиленные старания друзей и родных поддержать с ним дружеские отношения.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1393.