Занятия 3–4. Исследование эмоций в психологии прошлого и настоящего
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическое введение

1. Развитие представлений об эмоциях в философии

Р. Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Двойственная природа страстей: телесный компонент и мысль о предмете. Первичные и вторичные страсти. Значение страстей: обеспечение единства души и тела.

Учение об аффектах Б. Спинозы.

Определение и функции аффекта.

Основные аффекты:

- удовольствие;

- неудовольствие;

- желание.

Механизмы формирования новых аффектов:

- механизм сопереживания;

- механизм взаимности.

Ассоциации как механизм возникновения эмоций.

Анализ возможностей и ограничений концепции эмоций Б. Спинозы.

Этические аспекты теории Б. Спинозы.

 

2. Развитие представлений об эмоциях в период становления психологии как самостоятельной науки.

Трехмерная концепция чувств В. Вундта.

Чувства как субъективные элементы сознания.

Механизмы суммации (слияния) элементарных чувств сводные и общего чувства как универсальный механизм формирования и развития эмоций.

Виды суммации:

- пространственная;

- временная.

Функции чувств:

- синтетическая;

- обеспечение непрерывности психических процессов.

Аффект как форма течения чувств.

Анализ возможностей и ограничений концепции В. Вундта об эмоциях.

3. Представления об эмоциях в зарубежной и отечественной психологии

Название Представители Содержание
Эволюционная 1872 г. Ч. Дарвин Э. - приспособительный механизм, сходный у человека и животных.
Периферическая Нач. 20 в. Джеймс, Ланге Э. возникают в результате телесных изменений и изменений во внутренних органах. Схема: восприятие → изменение во внутренних органах → переработка в центральной нервной системе → переживание эмоций
Физиологическая Кеннон, Бард Схема: восприятие → переработка в центральной нервной системе → эмоциональное переживание → физиологические изменения
Дифференциальная К. Изард Основная мотивационная система человека состоит из 10 базовых эмоций
Информационная П.В. Симонов ü Э. - функция потребности (П) и информации (И) ü Э = -П(Ин – Ис) 1)П=0, то Э=0, 2) Ин=Ии, то Э=0. 3) Ии=0, то Э=mах (при наличии потребности 4) Ии > Ин , то Э. меняет знак с «-» на «+» 5) Ии < Ин, то Э. меняет знак с «+» на«-»
Когнитивно-физиологическая С. Шехтер Факторы возникновения эмоций: - Физические – воздействующие стимулы; - Психологические (когнитивные) – память, оценка ситуации; - Физиологические – изменения нервно-мышечной системы.
Биологическая П.К. Анохин Э. «+» – возникает лишь в том случае, когда обратная информация точно отражает все компоненты результата и совпадает с предшествующей оценкой (программой действия) Несовпадение ведет к беспокойству, поиску новых комбинаций, которые привели бы к «+» эмоциям.

Вопросы

1. Философско-этические предпосылки учения об эмоциях. Взгляды св. Максима Исповедника, Р. Декарта, Б. Спинозы [7, 16, 53, 60, 61].

2. Общая характеристика теорий эмоций. Возможные основания классификации теорий эмоций [7].

3. Теории эмоций:

3.1. Интроспективное описание чувств и анализ аффектов в концепции В. Вундта [7, 13, 24, 25].

3.2. Биологизаторские теории эмоций (Ч. Дарвин, английская психологическая школа) [7, 15, 24, 25].

3.3. Теория Джемса – Ланге и ее обсуждение (Э. Клапаред, У. Кеннон) [7, 18, 24, 25].

3.4. Феноменологическое понимание эмоций (Ж.-П. Сартр) [52].

3.5. Информационная теория эмоций П.В. Симонова [7, 57, 58].

3.6. Когнитивные теории эмоций (С. Шехтер, Р. Лазарус, М. Арнольд) [2, 7, 24, 25, 30, 31, 47, 73].

3.7.  Мотивационные теории эмоций (Р.У. Липер) [7, 36].

3.8. Теория дифферециальных теорий К. Изарда [7, 21, 22, 23, 24].

3.9. Представления об эмоциях в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) [7, 24, 25, 35, 51].

Темы докладов

1. Развитие представлений об эмоциях в психоанализе [7, 17].

2. Бихевиористическая теория о механизмах эмоций [7, 17].

Задания

1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1)  В античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид....

2)  Биологическая теория эмоций связывает эмоции с ... .

3)  Согласно теории Джемса−Ланге, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются ... изменения, происходящие в организме.

4) Теория Кэннона−Барда утверждает, что эмоциональные переживания и соответствующие им порождаются ....

5)  З. Фрейд установил, что при неверном истолковании или ... эмоций их мотивационная сила приводит к ... поведению.

6) 6. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда рассматривает фундаментальные ... как базовые структуры ....

7) По С. Л. Рубинштейну, эмоции, как форма проявления ... личности, выступают в качестве внутренних ... к деятельности.

8) По А. Н. Леонтьеву, эмоции непосредственно отражают отношения между ... и реализацией отвечающей им ... .

9) Согласно информационной теории, эмоция есть ... мозгом человека или животного какой-либо актуальной ..., ... удовлетворения которой мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

2. Определите, какая концепция лежит в основе следующих утверждений. Дайте ей критическую оценку с точки зрения современных знаний об эмоциях.

1)  Общеизвестные внешние выражения эмоций вовсе не являются их следствиями, как обычно думают, а скорее, наоборот, являются их причинами... Выражения «мы смеемся, потому что нам весело» или «плачем, потому что нам грустно» менее правильны, чем противоположные им, а именно: «нам весело, потому что мы смеемся» и «нам грустно, потому что мы плачем».

2)  Наш естественный ход мыслей относительно этих простых эмоций (т.е. горя, страха, ярости, любви) состоит в том, что наше субъективное восприятие какого-то факта возбуждает субъективное чувство, называемое эмоцией, и что это последнее состояние духа вызывает телесное выражение. Моя теория, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием возбуждающего организм фактора и что наше ощущение этих самых изменений, поскольку они происходят, и есть эмоция.

3. Прочтите следующие высказывания. Определите, кто из перечисленных исследователей является их автором: Н.А. Рерих, В.К. Вилюнас, У. Джемс, В. Вундт, А.Н. Леонтьев, Б. Спиноза, П.В. Симонов.

1)  [...] определял эмоции как состояния, которые «увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее».

2)  [...] утверждал: «Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция».

3) «Эмоции, − писал [...], − выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности».

4)  «Совокупность образов, связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс, актуализация одного из элементов которого влечет, даже против воли субъекта, немедленное "введение в сознание других элементов"».

5) Согласно формуле, предложенной [...], сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.

6)  «Каждая радость уже есть новый путь, новая возможность. А каждое уныние уже будет потерею даже того малого, чем в данный час мы располагаем. Каждое взаимное ожесточение, каждое прощение обиды уже будет прямым самоубийством или явною попыткою к нему. Окриком не спасешь, приказом не убедишь, но светлое «радуйся», истинное, как светильник во тьме, рассеет все сердечные стеснения и затмения».

4. Ниже приведен пример из книги К. Форбс «Mama’s Bank Account». Объясните описанный сдвиг в эмоциональном отношении.

Девочка, от лица которой ведется повествование, вначале вместе со своими тетушками весьма негативно и пренебрежительно относится к одному из своих дядюшек. Им кажется, что он занят исключительно собой. Несмотря на то что его работа, состоящая в покупке захудалых ферм, их отстройке и перепродаже, должна, казалось бы, приносить неплохой доход, он живет чрезвычайно бедно. Неприязнь он вызвал, продав какие-то фамильные ценности, вывезенные из Норвегии, и, очевидно, прикарманив деньги. Родственники понимают, что у него есть свои трудности. Им известно, что он в детстве получил какое-то увечье и сильно хромает, но их возмущает его крайний эгоцентризм.

Когда он умер, семья собралась на похороны, не без интереса относясь к вопросу об оставленном им состоянии. Однако оказалось, что никаких денег он не оставил, − нашли лишь маленькую записную книжку с множеством записей типа: Джозеф Спенелли, четыре года. Туберкулез левой ноги. 237 долларов. Ходит. Джеми Келли. 9 лет. 435 долларов. Ходит. Эста Дженсен. 11 лет. Растяжка, 121 доллар. Сэм Бернштейн. Пять лет. Косолапость. 452,16 долларов. Ходит.

В результате этой дополнительной информации происходит резкий и стойкий сдвиг эмоционального состояния. Почему? Объясните с точки зрения одной из теорий эмоций.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1089.