Теоретическое введение
1. Развитие представлений об эмоциях в философии
Р. Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Двойственная природа страстей: телесный компонент и мысль о предмете. Первичные и вторичные страсти. Значение страстей: обеспечение единства души и тела.
Учение об аффектах Б. Спинозы.
Определение и функции аффекта.
Основные аффекты:
- удовольствие;
- неудовольствие;
- желание.
Механизмы формирования новых аффектов:
- механизм сопереживания;
- механизм взаимности.
Ассоциации как механизм возникновения эмоций.
Анализ возможностей и ограничений концепции эмоций Б. Спинозы.
Этические аспекты теории Б. Спинозы.
2. Развитие представлений об эмоциях в период становления психологии как самостоятельной науки.
Трехмерная концепция чувств В. Вундта.
Чувства как субъективные элементы сознания.
Механизмы суммации (слияния) элементарных чувств сводные и общего чувства как универсальный механизм формирования и развития эмоций.
Виды суммации:
- пространственная;
- временная.
Функции чувств:
- синтетическая;
- обеспечение непрерывности психических процессов.
Аффект как форма течения чувств.
Анализ возможностей и ограничений концепции В. Вундта об эмоциях.
3. Представления об эмоциях в зарубежной и отечественной психологии
Название | Представители | Содержание |
Эволюционная 1872 г. | Ч. Дарвин | Э. - приспособительный механизм, сходный у человека и животных. |
Периферическая Нач. 20 в. | Джеймс, Ланге | Э. возникают в результате телесных изменений и изменений во внутренних органах. Схема: восприятие → изменение во внутренних органах → переработка в центральной нервной системе → переживание эмоций |
Физиологическая | Кеннон, Бард | Схема: восприятие → переработка в центральной нервной системе → эмоциональное переживание → физиологические изменения |
Дифференциальная | К. Изард | Основная мотивационная система человека состоит из 10 базовых эмоций |
Информационная | П.В. Симонов | ü Э. - функция потребности (П) и информации (И) ü Э = -П(Ин – Ис) 1)П=0, то Э=0, 2) Ин=Ии, то Э=0. 3) Ии=0, то Э=mах (при наличии потребности 4) Ии > Ин , то Э. меняет знак с «-» на «+» 5) Ии < Ин, то Э. меняет знак с «+» на«-» |
Когнитивно-физиологическая | С. Шехтер | Факторы возникновения эмоций: - Физические – воздействующие стимулы; - Психологические (когнитивные) – память, оценка ситуации; - Физиологические – изменения нервно-мышечной системы. |
Биологическая | П.К. Анохин | Э. «+» – возникает лишь в том случае, когда обратная информация точно отражает все компоненты результата и совпадает с предшествующей оценкой (программой действия) Несовпадение ведет к беспокойству, поиску новых комбинаций, которые привели бы к «+» эмоциям. |
Вопросы
1. Философско-этические предпосылки учения об эмоциях. Взгляды св. Максима Исповедника, Р. Декарта, Б. Спинозы [7, 16, 53, 60, 61].
2. Общая характеристика теорий эмоций. Возможные основания классификации теорий эмоций [7].
3. Теории эмоций:
3.1. Интроспективное описание чувств и анализ аффектов в концепции В. Вундта [7, 13, 24, 25].
3.2. Биологизаторские теории эмоций (Ч. Дарвин, английская психологическая школа) [7, 15, 24, 25].
3.3. Теория Джемса – Ланге и ее обсуждение (Э. Клапаред, У. Кеннон) [7, 18, 24, 25].
3.4. Феноменологическое понимание эмоций (Ж.-П. Сартр) [52].
3.5. Информационная теория эмоций П.В. Симонова [7, 57, 58].
3.6. Когнитивные теории эмоций (С. Шехтер, Р. Лазарус, М. Арнольд) [2, 7, 24, 25, 30, 31, 47, 73].
3.7. Мотивационные теории эмоций (Р.У. Липер) [7, 36].
3.8. Теория дифферециальных теорий К. Изарда [7, 21, 22, 23, 24].
3.9. Представления об эмоциях в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) [7, 24, 25, 35, 51].
Темы докладов
1. Развитие представлений об эмоциях в психоанализе [7, 17].
2. Бихевиористическая теория о механизмах эмоций [7, 17].
Задания
1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
1) В античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид....
2) Биологическая теория эмоций связывает эмоции с ... .
3) Согласно теории Джемса−Ланге, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются ... изменения, происходящие в организме.
4) Теория Кэннона−Барда утверждает, что эмоциональные переживания и соответствующие им порождаются ....
5) З. Фрейд установил, что при неверном истолковании или ... эмоций их мотивационная сила приводит к ... поведению.
6) 6. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда рассматривает фундаментальные ... как базовые структуры ....
7) По С. Л. Рубинштейну, эмоции, как форма проявления ... личности, выступают в качестве внутренних ... к деятельности.
8) По А. Н. Леонтьеву, эмоции непосредственно отражают отношения между ... и реализацией отвечающей им ... .
9) Согласно информационной теории, эмоция есть ... мозгом человека или животного какой-либо актуальной ..., ... удовлетворения которой мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.
2. Определите, какая концепция лежит в основе следующих утверждений. Дайте ей критическую оценку с точки зрения современных знаний об эмоциях.
1) Общеизвестные внешние выражения эмоций вовсе не являются их следствиями, как обычно думают, а скорее, наоборот, являются их причинами... Выражения «мы смеемся, потому что нам весело» или «плачем, потому что нам грустно» менее правильны, чем противоположные им, а именно: «нам весело, потому что мы смеемся» и «нам грустно, потому что мы плачем».
2) Наш естественный ход мыслей относительно этих простых эмоций (т.е. горя, страха, ярости, любви) состоит в том, что наше субъективное восприятие какого-то факта возбуждает субъективное чувство, называемое эмоцией, и что это последнее состояние духа вызывает телесное выражение. Моя теория, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием возбуждающего организм фактора и что наше ощущение этих самых изменений, поскольку они происходят, и есть эмоция.
3. Прочтите следующие высказывания. Определите, кто из перечисленных исследователей является их автором: Н.А. Рерих, В.К. Вилюнас, У. Джемс, В. Вундт, А.Н. Леонтьев, Б. Спиноза, П.В. Симонов.
1) [...] определял эмоции как состояния, которые «увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее».
2) [...] утверждал: «Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция».
3) «Эмоции, − писал [...], − выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности».
4) «Совокупность образов, связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс, актуализация одного из элементов которого влечет, даже против воли субъекта, немедленное "введение в сознание других элементов"».
5) Согласно формуле, предложенной [...], сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
6) «Каждая радость уже есть новый путь, новая возможность. А каждое уныние уже будет потерею даже того малого, чем в данный час мы располагаем. Каждое взаимное ожесточение, каждое прощение обиды уже будет прямым самоубийством или явною попыткою к нему. Окриком не спасешь, приказом не убедишь, но светлое «радуйся», истинное, как светильник во тьме, рассеет все сердечные стеснения и затмения».
4. Ниже приведен пример из книги К. Форбс «Mama’s Bank Account». Объясните описанный сдвиг в эмоциональном отношении.
Девочка, от лица которой ведется повествование, вначале вместе со своими тетушками весьма негативно и пренебрежительно относится к одному из своих дядюшек. Им кажется, что он занят исключительно собой. Несмотря на то что его работа, состоящая в покупке захудалых ферм, их отстройке и перепродаже, должна, казалось бы, приносить неплохой доход, он живет чрезвычайно бедно. Неприязнь он вызвал, продав какие-то фамильные ценности, вывезенные из Норвегии, и, очевидно, прикарманив деньги. Родственники понимают, что у него есть свои трудности. Им известно, что он в детстве получил какое-то увечье и сильно хромает, но их возмущает его крайний эгоцентризм.
Когда он умер, семья собралась на похороны, не без интереса относясь к вопросу об оставленном им состоянии. Однако оказалось, что никаких денег он не оставил, − нашли лишь маленькую записную книжку с множеством записей типа: Джозеф Спенелли, четыре года. Туберкулез левой ноги. 237 долларов. Ходит. Джеми Келли. 9 лет. 435 долларов. Ходит. Эста Дженсен. 11 лет. Растяжка, 121 доллар. Сэм Бернштейн. Пять лет. Косолапость. 452,16 долларов. Ходит.
В результате этой дополнительной информации происходит резкий и стойкий сдвиг эмоционального состояния. Почему? Объясните с точки зрения одной из теорий эмоций.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1089.