Занятия 1–2. Общая характеристика эмоциональной сферы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическое введение

Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникают как средство для определения биологической значимости состояния организма и внешних воздействий.

Уровни эмоционального отражения (по С.Л. Рубинштейну)

Функции и свойства эмоций

Виды эмоциональных явлений

Возможные основания классификации эмоций

- модальность;

- полярность;

- интенсивность;

- продолжительность;

- глубина;

- осознанность;

- сложность;

- отношение к удовлетворяемой потребности;

- воздействие на организм (стенические - астенические);

- направленность (моральные, интеллектуальные, эстетические, практические).

Примеры более частных классификаций, относящихся к конкретным психологическим концепциям (К. Бюлер, Клапаред, В.К. Вилюнас и др.).

Выражение эмоций и проблема их объективной индикации

Способы определения эмоций:

1) самоотчет;

2) речевые реакции (экстралингвистические характеристики и собственно речевые изменения);

3) экспрессивные изменения (мимика, пантомимика);

4) показатели деятельности;

5) физиологические показатели:

- вегетативные реакции;

- мышечные сокращения;

- биохимические сдвиги;

- электрическая активность мозга;

- биоплазмографические изменения.

Эмоции в системе психических процессов

В истории психологии эмоции противопоставлялись познавательным процессам. Последним отдавалось предпочтение. Крайняя точка зрения - интеллектуалистическая: эмоции - осуществления познавательных процессов (В. Вундт, Н. Грот).

Эмпирические исследование показывают, что почти все познавательные процессы зависят от состояния (в том числе и эмоционального) человека. Однако эмоции - это инструмент, который определяет общую направленность непроизвольных процессов. В произвольных познавательных процессах человек способен "не слушаться" эмоций. Это собственно человеческое приобретение.

Таким образом, эмоции и процессы познания находятся в постоянном взаимодействии.

Эмоции и личность

Эмоции неотделимы от личности. Прежде всего, эмоции связаны с потребностями личности и отражают степень их удовлетворения. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент волнует человека, то есть – об актуальных потребностях.

«Чувства – одно из наиболее ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными процессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Содержание чувств определяет устойчивое отношение личности к тому, что она познает и делает» (А.В. Петровский).


Характеристики чувств

Виды чувств

Вопросы

1. Феноменология эмоционального мира: основные понятия, описывающие эмоциональный мир личности. Соотношение между основными понятиями [1, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 18, 24, 25, 35, 51, 74].

2. Условия возникновения эмоций [7, 11, 12, 24, 25].

3. Основные свойства и функции эмоций [7, 11, 12, 17, 24, 25, 58].

4. Эмоции и потребности; эмоции и мотивы [7, 11, 12, 17, 24, 25, 36].

5. Связь эмоций с познавательными процессами [7, 24, 25, 47, 48, 73].

6. Выражение эмоций и возможность их экспериментального исследования. Методы изучения эмоций [7, 15, 17, 21, 24, 25].

7. Значение эмоций для человека. Эмоции как ценность [19, 50, 68, 71].

Задания

1. Прокомментируйте следующие положения. С какими из них можно (нельзя) согласиться и почему?

а. Переживание – непосредственное отражение человеком своих собственных состояний.

б. Эмоция отражает отношение человека к объекту, поэтому несет только субъективную информацию о состоянии самого организма.

в. Эмоции – двухуровневый процесс, включающий субъективное переживание (чувственный тон образов восприятия) и внешнее выражение.

г. Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, но только переживать их.

д. Чувства как эмоциональные отношения человека к окружающему миру в конечном итоге детерминируются этим миром.

2. На какие группы можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей классификации.

Любопытство, стенические чувства, удивление, страх, любовь, ненависть, интерес, воодушевление, вражда, нега, ярость, радостное открытие истины, обожание, догадка, очарование, симпатия, предчувствие, жалость, тревожность, увлеченность работой, сладострастие, эмпатия, стыд, злость, фрустрация, астенические чувства, страдание, чувство таинственного, восхищение шедевром искусства, уверенность, депрессия, стресс.

Протокол ответов

Классификация (основание для классификации) Используемые понятия
1. 2. 3. …  

 

3. На какие свойства эмоций и настроений указывает приведенный отрывок из работы С.Н. Рубинштейна? Назовите их. Чем еще эмоции отличаются от настроений?

Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него; мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно - иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется ему радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно… оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

4. Определите тип чувства в каждом приведенном описании:

а. Композитор Рейхарт о своем впечатлении от музыки Бетховена: «Сначала он (Бетховен) выглядел так же мрачно, как его квартира, однако быстро развеселился… Это сильная натура. По внешности он циклопообразен, но очень искренен, сердечен и добр… Вот мы сажаем веселого Бетховена за фортепиано, и он фантазирует нам целый час со всей глубиной своего художественного чувства… Так что мы, пожалуй, десять раз предавались горячим слезам, и я под конец не мог найти никаких слов, чтоб выразить свое глубочайшее восхищение. Как сердечно тронутое, счастливое дитя, я висел у него на шее…»

б. Ученый Р. Майер так писал о своем состоянии во время работы над открытием закона превращения энергии: «Я с такой любовью ухватился за работу, что мало интересовался – над чем может иной посмеяться – той далекой частью света; охотнее всего оставался на борту, где я мог беспрепятственно отдаваться своей работе и где я в некоторые часы чувствовал себя как бы вдохновленным и ни раньше, ни позже ничего подобного, насколько помню, не переживал».

в. Чувства Андрия, младшего сына Бульбы к прекрасной полячке: ««Царица!» − воскликнул Андрий, полный сердечных, и душевных, и всяких избытков: «Чего тебе нужно? Чего ты хочешь? Прикажи мне!.. Скажи мне сделать то, чего не в силах сделать ни один человек, − я сделаю, я погублю себя! Погублю, погублю! и погубить себя для тебя, клянусь святым крестом, мне так сладко...»

«Не обманывай, рыцарь, и себя и меня»,- говорила она, качая тихо прекрасной головой своей: «Знаю, и, к великому моему горю, знаю слишком хорошо, что тебе нельзя любить меня: и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут твой отец, товарищи, отчизна, а мы − враги тебе».

«А что мне отец, товарищи и отчизна?» − сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой, как надречный осокорь, стан свой. «Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! никого, никого!.. Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя − ты! Вот моя, отчизна!... И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»...

И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства!.. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чупрыны и проклянёт и день и час, в который породил на позор себе такого сына».

5. Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие − пониженной активности человека. Приведите примеры.

Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.

Протокол ответов

Эмоции, соответствующие повышенной активности человека Эмоции, соответствующие пониженной активности человека
   

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1654.