Общая психология: психология эмоций, мотивации и воли
Учебно-методическое пособие
Для студентов всех форм обучения специальностей
030301 Психология, 080801(2) Прикладная информатика в психологии
Таганрог
2010
Истратова О.Н., Никулина Д.С. Общая психология: психология эмоций, воли и мотивации. Учебно-методическое пособие – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 120 c.
Учебно-методическое пособие «Общая психология: психология эмоций, воли и мотивации» включает в себя аннотации тем теоретического курса, в соответствие с которым строятся семинарские занятия; теоретическое введение к каждому семинарскому занятию (всего 18 семинаров), задания к ним с указанием необходимой литературы, а также рекомендации к выполнению различных самостоятельных заданий по курсу и примеры контрольных заданий.
Пособие предназначено для студентов всех форм обучения специальностей 030301 «Психология», 080801(2) «Прикладная информатика в психологии».
Библиогр.: 11 назв.
Рецензент : Л.В. Восковская, к.псх.н., доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ТТИ ЮФУ.
Содержание
Введение. 5
Рейтинг-контроль. 8
Тема 1. Психология эмоций. 12
Занятия 1–2. Общая характеристика эмоциональной сферы.. 12
Занятия 3–4. Исследование эмоций в психологии прошлого и настоящего 21
Занятие 5. Разновидности эмоциональных явлений: чувства, настроения, аффект, стресс 28
Занятие 6. Тревога и тревожность: их изучение в психологии 37
Занятие 7. Фрустрация, диагностика типов реакции на фрустрацию 43
Занятие 8. Агрессия и ее изучение в психологии. 49
Список литературы к теме 1. 53
Проектное задание к теме 1. 58
Тема 2. Психология мотивации. 60
Занятие 9. Основные понятия и проблемы психологии мотивации 60
Занятие 10. Механизмы биологической мотивации (по В.К. Вилюнасу) 66
Занятие 11. Онтогенетические аспекты развития мотивации человека 69
Занятие 12-13. Теории мотивации в отечественной и зарубежной психологии 74
Занятие 14. Экспериментальные исследования психологии мотивации 81
Занятие 15. Теоретические и прикладные исследования в современной психологии мотивации 89
Список литературы к теме 2. 91
Проектное задание к теме 2. 95
Тема 3. Психология воли. 97
Занятие 16. Общая характеристика волевых процессов. 97
Занятие 17. Развитие представлений о воле в прошлом и современности 104
Занятие 18. Экспериментальные и прикладные исследования воли 108
Список литературы к теме 3. 116
Проектное задание теме 3. 117
Вопросы к экзамену. 118
Библиографический список. 120
Введение
Дисциплина «Общая психология: психология эмоций, воли и мотивации» (часть 2), является базовой дисциплиной при подготовке профессиональных психологов и представляет совокупность знаний и умений в области психологии эмоций, мотивации и воли. Данная дисциплина предназначена для повышения профессиональной квалификации студентов: расширения их профессиональных знаний по проблемам эмоциональных и мотивационных явлений, а также по вопросам их экспериментального изучения. Курс включает в себя методологические и теоретические основы психологии эмоций, мотивации и воли, а также результаты изучения в современной экспериментальной психологии мотивов достижения, аффилиации, помощи, власти, агрессии, выражения эмоций.
В рамках дисциплины студент удовлетворяет основные образовательные потребности и интересы, что выражается:
§ в овладении знаниями:
– об основных подходах к изучению эмоций, мотивации и воли;
– о механизмах и процессах биологической и специфически человеческой мотивации;
– об основных этапах развития мотивационной сферы человека;
– о разновидностях эмоциональных явлений и выражении эмоций;
– о взаимосвязях эмоционального здоровья человека и общества;
§ в развитии:
– организационно-деятельностных умений, необходимых для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;
– культуры мышления, речи, общения;
– умения применять на практике полученные знания, умения.
Кроме того, студенты получают профессиональные знания:
– распознания эмоциональных явлений и выражения эмоций;
– использования механизмов специфически человеческой мотивации в воспитательной практике.
Данный курс предназначен для студентов второго курса, владеющих основами философских, психологических знаний. В частности, базисными являются такие курсы как «Философия», «Общая психология» (часть 1), «Введение в профессию».
Дисциплина «Общая психология» (часть 2) является базовой для таких курсов как «Психология личности», «Возрастная психология и психология развития», «Социальная психология». Таким образом, знание закономерностей эмоциональных, мотивационных процессов, а также процессов регуляции деятельности необходимы для дальнейшего изучения курсов, целью которых является знакомство студентов с работой психолога в различных отраслях и сферах.
Цель дисциплины «Общая психология: психология эмоций, воли и мотивации» – изучение фундаментальных психологических проблем: методологических проблем эмоциональных и мотивационных процессов, проблемы регуляции деятельности человека.
В задачи курса входят:
– ознакомление студентов с основными направлениями и тенденциями развития психологии эмоций, мотивации и воли;
– изучение основных теоретических, методологических проблем психологии эмоций, мотивации и воли, а также – экспериментальных исследований в данных областях;
– ознакомление с основными направлениями практического приложения психологических знаний.
Для профессиональной подготовки студентов, повышения качества усвоения ими учебного материала большое значение имеют практические занятия, где происходит коллективное обсуждение проблем. Здесь студенты более глубоко знакомятся с основными вопросами разделов психологии эмоций, воли, мотивации. Семинарские занятия являются формой контроля усвоенных знаний студентами и освоения им своевременной квалифицированной помощи в этом процессе.
Учебно-методическое пособие «Общая психология: психология эмоций, воли и мотивации» включает в себя теоретическое введение к каждому семинарскому занятию (всего 18 семинаров), вопросы и задания к ним с указанием необходимой литературы, а также рекомендации к выполнению различных самостоятельных заданий по курсу и примеры контрольных заданий.
В изучаемом курсе «Общая психология: психология эмоций, воли и мотивации» выделено 3 темы:
1. Психология эмоций.
2. Психология мотивации.
3. Психология воли.
В соответствии с выделенными темами распределение часов по видам занятий представлено в таблице.
Сводная таблица распределения часов по видам занятий
Темы содержания учебной дисциплины | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа |
1. Психология эмоций | 24 | 16 | 22 |
2. Психология мотивации | 24 | 16 | 22 |
3. Психология воли | 6 | 4 | 6 |
Всего | 54 | 36 | 50 |
Рейтинг-контроль
Методы контроля достижения и реализации заявленных целей и задач изучения дисциплины
К основным методам контроля относятся: устный и письменный опрос, программированный (тестовый) опрос, оценка творческих и учебно-исследовательских работ, метод анкетных опросов и письменных обзоров, устный экзамен.
К дополнительным методам контроля относятся: метод авторского формирования содержания экзаменов; система требований, метод конкретных ситуаций (метод моделирования).
В процессе письменных опросов и экзаменационного собеседования студент должен продемонстрировать знание основных понятий, направлений, проблем общей психологии и возможностей их решения, умение оперировать основными общепсихологическими терминами, умение использовать теоретические знания для последующего изучения курса общей психологии и других дисциплин общепсихологической направленности.
Метод конкретных ситуаций предполагает оценку успешности работы студента в процессе организации групповой дискуссии на практических (семинарских) занятиях.
Формы контроля определяются стандартной технологией обучения и системой рейтинг-контроля «РИТМ».
Рейтинг-контроль производится в три этапа: первый и второй в течение семестра (девятая и восемнадцатая недели соответственно), третий – во время сессии.
Рейтинговая система РИТМ использует 100 балльную оценку. Для студентов очной формы обучения текущий рейтинг-контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный рейтинг-контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные педагогом вопросы. Он проводится дважды в течение семестра на специальной рейтинг-неделе в виде контрольных работ и специализированных тестов.
Промежуточный и суммарный (рубежный или итоговый) рейтинг по дисциплине
Рейтинг первого контроля | Рейтинг второго контроля | Рейтинг третьего контроля | Суммарный (рубежный или итоговый) рейтинг | ||||
макс. | мин. | макс. | мин. | макс. | мин. | макс. | мин. |
25 | 14 | 25 | 13 | 50 | 27 | 100 | 55 |
Методика подсчета рейтинга
Итоговое количество баллов за дисциплину студент набирает из баллов по промежуточным рейтингам (1 и 2 модули) и итогового ЭКЗАМЕНА.
Рейтинг первого и второго модуля складывается из оценок следующего перечня работ:
Вид работы | Min | Max |
5 мини-тестов на каждой лекции | 5 | |
Работа на семинарах | 10 | |
Индивидуальное задание | 5 | |
Рейтинговая контрольная работа | 5 | |
Итог | 14(13) | 25 |
Рейтинг и итоговая дифференциальная оценка по дисциплине
Дифференциальная оценка | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Рейтинг (в баллах системы РИТМ) | 100-85 | 84-70 | 69-55 | Менее 55 |
Обозначение оценки в системе ECTS | A | C | E | F |
Оценка «отлично» (А) выставляется студенту, набравшему в общей сумме 85–100 баллов; «хорошо» (С) – 70–84 балла; «удовлетворительно» (Е) – 55–69 баллов. Студенты, набравшие 54 и менее баллов, получают оценку «неудовлетворительно».
В ходе экзамена студент должен продемонстрировать:
1. В области знаний и умений:
– знание основных проблем психологии развития и путей их решения в истории психологии и на современном этапе;
– умение анализировать закономерности перехода человека из одного возрастного этапа в другой;
– умение решать задачи по анализу психологического развития человека на определенном этапе онтогенеза.
2. В области логики мышления:
– умения логично выстраивать ответ;
– умения оперировать базовыми понятиями учебного курса.
3. В области культуры русского языка:
– навыки владения лексикой профессиональной деятельности.
Критерии оценок по пятибалльной системе:
«Отлично» − точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.
«Хорошо» − прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной - двух).
«Удовлетворительно» − знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.
«Неудовлетворительно» − незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе либо в письменной работе.
Тема 1. Психология эмоций
Цель темы – изучение основных категорий психологии эмоций, рассмотрение основных теорий эмоций.
Задачи:
− ознакомление с основными понятиями, описывающими эмоциональную сферу человека;
− изучение основных теорий эмоций;
− рассмотрение экспериментального исследования мотивационной сферы;
− изучение различных эмоциональных явлений и состояний: аффект, стресс, фрустрация, тревожность, тревога, фрустрация, агрессия.
Список литературы к теме 1
1. Анохин П.К. Эмоции // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
2. Арнольд М.Б., Гассон Дж. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
3. Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
4. Берковиц Л. Изучение агрессии в лаборатории // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
5. Берковиц Л. Что такое агрессия? // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
6. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. − СПб.: Питер, 1997.
7. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл, Академия, 2004. – 544 с.
8. Вайсбах Х., Данс У. Эмоциональный интеллект. – М.: 1998.
9. Василюк Ф.Е. Современные представления о переживании // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
10. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, PerSe; 2000. – 685 с.
11. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологии эмоций // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
12. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
13. Вундт В. Простые чувства, аффекты, настроения // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
14. Гоулмен Д. Эмоциональная компетентность // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
15. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
16. Декарт Р. Страсти души // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
17. Джанерьян С.Т. Пособие к курсу: «Общая психология. Эмоции и чувства» для студентов факультета психологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1994.
18. Джемс У. Эмоция // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
19. Додонов Б.И. Эмоция как ценность // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
20. Жане П. Шоковые эмоции // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
21. Изард К. Методы изучения эмоций // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
22. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.
23. Изард К.Е. Теория дифференциальных эмоций // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
24. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
25. Истратова О.Н., Непомнящий А.В. Основы общей психологии. Часть 2. Психология эмоций и воли. – Таганрог, Изд-во ТРТУ, 2000. – 80 с.
26. Калашник Я.М. Патологический аффект // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
27. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – Москва: Наука, 1983.
28. Клапаред Э. Чувства и эмоции // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
29. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. – СПб.: Б.С.К., 1998.
30. Лазарус Р. Об оценке: коротко и в деталях // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
31. Лазарус Р. Эмоция как процесс защиты // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
32. Левин К. Типы конфликтов // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
33. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний// Вопросы психологии. 1967. № 6.
34. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972. №6. − С. 168−171.
35. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
36. Липер Р.У. Мотивационная теории эмоций // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
37. Лоренц К. Агрессия // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
38. Лоренц К. Так называемое зло. К естественной теории агрессии //Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
39. Лукин С.Е., Суворов А.В. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга: руководство по использованию. − СПб.: ИМАТОН, 1993.
40. Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
41. Маслоу А. Пиковые переживания // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
42. Мэй Р. Смысл тревоги. – М.: Класс, 2001. – 384 с.
43. Нюттен Ж. Препятствия и фрустрация // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
44. Нюттен Ж. Экспериментальные исследования фрустрации // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
45. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. – М.: Смысл, 2000. – 358 с.
46. Рейковский Я. Спонтанное выражений эмоций // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
47. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.
48. Рейковский Я. Эмоции и познание // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
49. Робертс Р.Д., Мэттьюс и др. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Том 1. № 4.
50. Рожина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности. – Минск: Университетское, 1999. – 257 с.
51. Рубинштейн С.Л. Различные виды эмоциональных переживаний // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
52. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
53. Св. Максим Исповедник О страстях и помыслах // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
54. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
55. Селье Г. Что такое стресс? // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
56. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Изд-во Флинта, 1998.
57. Симонов П.В. Информационная теория эмоций // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
58. Симонов П.В. Отражательно-оценочная функция эмоций // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
59. Соколова Е.Д., Ф.Б. Березин, Барлас Т.В. Эмоциональный стресс // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
60. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
61. Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
62. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах. Авт. канд. психол. наук. − Ленинград, 1975.
63. Тарабрина Н.В., Соколова Е.Д. и др. Посттравматическое стрессовое расстройство // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
64. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Защитные механизмы // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
65. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
66. Фрейд З. Тревога // Вилюнас В. Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
67. Хекхаузен Х. Тревожность // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
68. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств // Московский психотерапевтический журнал. 1999. №2. − С. 61−90.
69. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогогигиены эмоциональной жизни // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
70. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоции и психическое здоровье. // Вестник реабилитационной и коррекционной работы. 1996. №1.
71. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура // Вопросы психологии. 1999. №2.
72. Хорни К. Тревожность // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
73. Шахтер С., Зингер Дж. Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
74. Юнг К.Г. Эмоция и чувство // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
Проектное задание к теме 1
Вариант 1. Проведите диагностику эмоциональной сферы одного испытуемого по ниже приведенным методикам и напишите его психологический портрет.
- Методика Спилбергера-Ханина «Самооценка тревожности»
- Методика Басса-Дарки (диагностика форм агрессии)
- Тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга
Вариант 2. Заполните таблицу «Теории эмоций»
Название теории | Определение эмоций (критерий эмоционального) | Функции, свойства рассматриваемых эмоциональных процессов | Условия возникновения эмоций | Эмоции и познавательные процессы Эмоции и личность в целом | Методы исследования, примеры экспериментов | Общий вклад | Возможная критика |
1. В. Вундт | |||||||
2. У. Джемс–Г. Ланге | |||||||
3. Кеннон - Бард | |||||||
4. Э. Клапаред | |||||||
5. С. Шехтер | |||||||
6. Р.С. Лазарус | |||||||
7. К.Е. Изард / С. Томкинс | |||||||
8. Р. Плутчик | |||||||
9. Ж.-П. Сартр | |||||||
10. Р.У. Липер | |||||||
11. П.К. Симонов | |||||||
12. А.Н. Леонтьев | |||||||
13. С.Л. Рубинштейн | |||||||
14. Б.И. Додонов | |||||||
15. В.К. Вилюнас |
Занятие 9. Основные понятия и проблемы психологии мотивации
Теоретическое введение
Психология мотивации - область общей психологии, изучающая детерминацию конкретных поведенческих актов и их последовательностей, опосредованную психическими процессами.
Х. Хекхаузен выделял следующие основные проблемы психологии мотивации.
1. Проблема содержательной классификации мотивов.
2. Проблема развития и изменения мотивов.
3. Проблема качественного выявления, измерения мотивов.
4. Проблема актуализации мотива, то есть выделения ситуационных условий, приводящих к актуализации.
5. Проблема смены мотивации. Соотношение мотив-цель.
6. Так как мотивация объясняет целенаправленность действия, встает проблема анализа мотивационного конфликта между различными целями.
7. Проблема анализа мотивации через промежуточные процессы саморегуляции (проблема репрезентации мотивов в нашем поведении).
8. Проблема многообразия влияния мотивации на поведение и его результаты.
Потребность – одно из центральных понятий психологии мотивации.
Основные подходы к пониманию потребности в психологии:
Потребности характеризуются:
- предметностью. Они всегда являются потребностями в том или ином предмете (ситуации);
- специфической динамикой, то есть способностью актуализироваться и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь.
Различные подходы к пониманию мотива в психологии:
К другим мотивационным образованиям человека относятся интересы, желания, стремления, влечения, намерения.
Интерес (от лат. interest — имеет значение) – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.
Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий.
Желание связано со стремлением - повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.
Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов называется влечением. Влечение – наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение – переходное явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.
Вопросы
1. Основные понятия психологии мотивации: мотив, мотивация, потребность, инстинкт [4, 8, 11, 14, 17, 19, 24, 30, 31, 34, 37].
2. Основные проблемы психологии мотивации [24, 30, 31, 37].
3. Этапы развития психологии мотивации [19].
4. Потребность как внутренний побудитель активности человека [11, 14, 16, 17, 24, 30, 31].
5. Мотив как сложное интегральное психологическое образование. Виды мотивов. Различные классификации [11, 14, 24, 30, 31, 34, 36, 37].
6. Структура и особенности мотивации [11, 14, 24, 30, 31, 37].
Задания
1. В чем сходство и существенное отличие приведенных ниже схем взаимосвязи между потребностью и деятельностью? Какая из них, на ваш взгляд, больше соответствует реальности и почему?
· Потребность→деятельность→потребность.
· Деятельность→потребность→деятельность.
2. Проанализируйте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Детвора». Поясните, какие мотивы актуализируются в рамках одной и той же деятельности.
«Самый большой азарт написан на лице Гриши. ...Играет он исключительно ради денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. ...Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться... Сестра его Аня, девочка лет восьми, ...тоже боится, чтобы кто-нибудь выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, девочка 6 лет, играет в лото ради процесса игры. По ее лицу разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик. ...У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать – и на том спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей... К выигрышу и чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию; сколько же на этом свете разных цифр и как это они все не перепутались!»
3. Вставьте пропущенные слова в предложениях.
1). Согласно С.Л. Рубинштейну, … − мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.
2). По мнению …, задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и поэтому возникают лишь на той ступени развития личности, когда формируется подлинное самосознание.
3). Генетически исходным для человеческой деятельности является … мотивов и целей.
4). … − повышенное эмоциональное тяготение к объекту желания.
5). Согласно А.Н. Леонтьеву, источником побудительной силы … являются …, а … представляет собой предмет ….
Вопросы
1. Механизмы биологической мотивации (по В.К. Вилюнасу) [4, 9].
а. Проблема биологической мотивации.
б. Основные формы удовлетворения потребностей у животных.
Задания
1. Стимульные раздражители, детерминирующие поведение животных, обычно характеризуются специфичностью. Кроме того, каждому виду животных, как правило, соответствуют особые стимульные раздражители. Например, самец колюшки начинает агрессивные действия только при виде красного брюшка другого самца, в то время как самцы мышей атакуют незнакомых самцов, ориентируясь на запах их мочи. Некоторые виды животных нападают на тех, кто вторгается их территорию. Многие ученые считают, что люди, подобно другим животным, обладают «инстинктом агрессивности». Однако всегда остаются вопросы: каким именно животным это подобно? На кого мы похожи в большей степени – на львов, мышей, оленей, колюшек? Каковы стимульные раздражители, «включающие» агрессивные реакции человека? Какие виды ощущений или событий чаще всего вызывают у вас эмоцию гнева? Как вы относитесь к идее о том, что такого рода «триггеры» актуализируют естественные (т.е. врожденные) мотивы, а не реакции, возникающие в результате научения, опыта и т.д.?
2. Можно ли на основании приведенных примеров говорить о разумности поведения животных? Объясните, что обусловливает столь сложные и гибкие формы поведения животных.
А.Н. Северцов описывает факты индивидуального научения у диких животных: так, соколы, обнаруживая в засаде у гнезда охотника, научились бросать пищу птенцам с высоты, недоступной выстрелу; песцы, на которых охотились, протягивая на пути к приманке шнурок и привязывая его к нацеленному ружью, стали прорывать ход к приманке под снегом. Известны случаи, когда крысы, для того, чтобы достать мед со дна бидона, свешивались в него, держа друг друга за хвосты, и по очереди ели. Чтобы полакомиться подсолнечным маслом, они прогрызали у стеклянных бутылок пробки и, опуская хвосты в дырочку, потом их облизывали. Кражи яиц происходят по методу конвейера: крысы ложатся на спину и передают яйца по цепочке. Если же переносить яйца нужно на расстояние, то одна крыса ложится на спину, крепко зажав всеми четырьмя лапами яйцо, а другие тащат ее за хвост к месту транспортировки!
Теоретическое введение
Проблема определения базовых потребностей человека в психологии
Термин «базовые потребности» в психологической литературе используется как синоним термина «фундаментальные потребности», т.е. являющиеся основой для дальнейшего развития человека.
Характеристики:
- биологическая детерминированность;
- актуализация а онтогенезе.
Проблема базовой мотивации в различных психологических направлениях:
Потребность в новых впечатлениях (познавательная потребность) (Л.И. Божович)
Биологические предпосылки
ü ориентировочный рефлекс
ü наличие познавательной активности у животных
Потребность в общении (А.В. Запорожец, М.И. Лисина)
Актуализируется в первые недели жизни ребенка.
Факты, свидетельствующие о том, что потребность в общении является базовой для развития личности человека:
- феномен «детей Маугли»;
- явление детского госпитализма;
- результаты формирующих экспериментов по развитию общения у детей в детских домах;
- данные об акцентуациях и психопатиях (шизоидный, комформный, истероидный типы).
Потребность в безопасности
Проявление фрустрированной потребности в безопасности – чувство тревоги.
Исследования в неопсихоанализе
- О. Ранк: тревога как память о родовой травме
- Дж. Боулби: тревога – приспособительная реакция в опасных и потенциально опасных условиях
Данные о психопатиях и акцентуациях характера, связанных с потребностью в безопасности (сензитивный, неустойчивый, психастенический, гипертимный типы).
Потребность в игре
- Есть и у животных (имитирование, моделирование ситуации, тренировка к настоящей ситуации)
- У человека в игре осваиваются не только физические аспекты среды, но и социальные (3-7 лет – сюжетно-ролевая игра)
Эстетическая потребность(подходы):
- природа эстетической потребности – в получении удовольствия;
- эстетическое переживание зависит от настроя зрителя, идентифицирующегося с произведением искусства;
- эстетическая потребность – частный случай познавательной потребности.
Механизмы развития мотивации человека
Признаки человеческой мотивации:
- человеческая мотивация отвечает нуждам общества;
- мотивация человека разнообразна, изменчива, исторична;
- в онтогенезе развивается не спонтанно, а в результате специально направленных формирующих воздействий, составляющих основное содержание воспитания человека;
- она опосредствована интеллектом, речью, сознанием;
- осуществляется при помощи волевых процессов (с этим связана ее устойчивость, надситуативность, функциональная автономность от состояний организма);
- ее отличает направленность на отдаленные жизненные цели.
Список литературы к теме 2
1. Адлер А. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
2. Адлер А. Мотив власти // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
3. Аристотель. Мотивы человеческой деятельности. Определение удовольствия // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
4. Берковиц Л. Что такое инстинкт? // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
5. Божович Л.И. Потребность в новых впечатлениях // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
6. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2004. – 544 с.
7. Буллит У., Фрейд Представления о мотивах и личности в психоанализе // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
8. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, PerSe; 2000. – 685 с.
9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. − М.: 1986.
10. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: МГУ, 1990.
11. Занюк С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
12. Зейгарник Б.В. Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина// Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
13. Иванников В.А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности // Мир психологии. 2003. № 2. – С. 139–145.
14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2002. – 512 с.
15. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс Р. Уровень притязаний // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2004. – 352 с.
17. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
18. Леонтьев А.Н. Соподчинение мотивов: феномен горькой конфеты // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
19. Леонтьев Д.А. От инстинктов – к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня, завтра // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – 343 с.
20. Лисина М.И. Потребность в общении // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
21. МакКлелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
22. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.
23. Маслоу А. Теория человеческой мотивации // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
24. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Высшее образование, 2007. – 484 с.
25. Нюттен Ж. Процесс формирования цели // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
26. Олпорт Г. Функциональная автономия мотивов // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
27. Платон. Три начала человеческой души // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
28. Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
29. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. – СПб.: Питер, 2000. – 234 с.
30. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – 343 с.
31. Субботин В.Е. Мотивация и эмоции // Психология ХХI века / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПерСэ, 2003. – 863 с.
32. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
33. Фресс П. Оптимум мотивации // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
34. Фрэнкин Р. Мотивация поведения. – СПб.: Питер, 2003. – 651 с.
35. Хекхаузен Х. Измерение мотивации достижения // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
36. Хекхаузен Х. Классификация мотивов на основе инстинктов: Уильям Мак-Дауголл // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
37. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер, М.: Смысл, 2003. – 860 с.
38. Хекхаузен Х. Теория поля Левина // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
39. Хекхаузен Х. Экстринсивная и интринсивная мотивации // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
Проектное задание к теме 2
Вариант 1. Проведите диагностику мотивационной сферы одного испытуемого по ниже приведенным методикам и напишите его психологический портрет.
- Методика «Мотивация успеха и боязнь неуда» (А.А. Реан)
- Методика «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина)
Вариант 2. Заполните таблицу «Теории мотивации»
Направление в психологии | Представители, название теории мотивации (если есть) | Основные понятия в теории мотивации, их определение | Основной источник мотивации; основной механизм мотивации | Примеры экспериментальных исследований | Общий вклад | Возможная критика |
1) Бихевиоризм | ||||||
2) Необихевиоризм | ||||||
3) Психоанализ | ||||||
4) Неопсихоанализ | ||||||
5) Гуманистическая психология | ||||||
6) Гештальт-психология | ||||||
7) Когнитивная психология | ||||||
8) Отечественная психология |
Тема 3. Психология воли
Цель темы – изучение основных категорий психологии воли, рассмотрение основных теорий воли.
Задачи:
− ознакомление с основными понятиями, описывающими волевую сферу человека;
− изучение основных теорий воли;
− рассмотрение экспериментального исследования волевой сферы.
Задания
1. Проанализируйте приведенные тексты и ответьте на вопросы. Какие причины породили необходимость введения и сохранения понятия воли в психологии? Сохранились ли данные исторические реалии, породившие необходимость введения понятия «воля» в психологии, в настоящее время?
1) Одним из первых в европейской культуре, кто рассмотрел действия, лишенные стремления к цели, но принимаемые человеком как «обязательные к исполнению», был Аристотель. Он считал, что действия, осуществляемые по разумному решению, можно объяснить, только допустив наличие особой способности − воли, которая придает разумному решению стремление или возможность инициировать и доводить до цели намеренное действие.
2) Второй реальностью, оправдывающей введение понятия воли, явилась необходимость выбора действий при конфликте мотивов, целей, когда человек не находит разумных оснований выбора. В такой ситуации воля наделяется способностью совершать такой выбор по собственному критерию.
3) Обращение к понятию воли было обусловлено способностью человека управлять по своему сознательному решению психическими и физиологическими процессами и состояниями, различными параметрами двигательных актов (силой, скоростью, темпом, длительностью и т.д.).
2. Как называется теория воли, изложенная в этом отрывке? Определите, какие философские взгляды лежат в ее основе. Готовы ли вы разделить ее и почему?
Человек никогда не желает того, о чем у него нет представления. Сознание человека наполнено массой представлений различной степени ясности… Каждое из этих представлений борется за свое преимущественное положение в сознании. Побеждает в этой борьбе наиболее ясные и отчетливые представления, которые и дают начало волевым процессам: волевые стремления возникают в процессе борьбы представлений.
3. Ниже представлены фрагменты высказываний о воле, сформулированные в рамках мотивационного подхода, подхода «свободного выбора» и регуляционного подхода. Определите теоретическую принадлежность каждого высказывания и обобщите группы соответствующих суждений так, чтобы можно было сформулировать их общую идею.
1) Воля и действие − это «не два объективно познанные различные состояния, объединенные связью причинности, а одно и то же, но данное нам двумя разными способами... Действие тела не что иное, как объективированный, т.е. вступивший в поле воззрения, акт воли». (А. Шопенгауэр)
2) Воля и влечение означают одно и то же. (Т. Гоббс)
3) Воля − «способность человека полагать начало или воздерживаться, продолжать или завершать действие». (А. Коллинз)
4) Воля принадлежит к той категории личностных процессов саморегуляции, которые также называются самодетерминацией. (Дж. Нюттен)
5) Воля, как и все остальное, нуждается в причине... под волей я разумею... способность, по которой душа утверждает или отрицает, что истинно, а что ложно, а не желание, по которому душа домогается какой-либо вещи или отвращается от нее. (Б. Спиноза)
6) Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор, и недаром старая психология, изучая волевые процессы, видела в выборе самое существо волевого акта. (Л.С. Выготский)
7) Главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на непривлекательный объект и в сосредоточении на нем всего внимания. (У. Джемс)
8) Власть личности над своими душевными состояниями «возможна только лишь при наличии в составе ее душевного единства некоего регулятивного фактора... имя его − воля». (М.Я. Басов)
9) Всякое подлинное волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. (С.Л. Рубинштейн)
10) Функция воли − «способность к самоорганизации при осуществлении действий по достижению цели». (Р. Мэй)
Протокол ответов
Подходы к изучению воли | № высказываний |
Мотивационный подход | |
Подход «свободного выбора» | |
Регуляционный подход |
Теоретическое введение
В психологии воли рассматриваются различные ее конкретные проявления, что отражается в таких понятиях, как волевые процессы, волевые состояния, волевые свойства; волевая деятельность; волевые усилия, волевые качества, волевые действия. Однако в настоящее время в подавляющем числе работ наиболее интенсивно и, прежде всего, изучаются волевые действия. По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, подобная исследовательская традиция, идущая от У. Джемса, не позволяет «увидеть многие истинные феномены воли»; в то время как деятельностная концепция воли, намеченная А.Н. Леонтьевым и развиваемая Ф.Е. Василюком, Ю.Б. Гиппенрейтер, дает основание изучать волевую личность и, вследствие этого, осознать причины просчетов в обучении и воспитании людей, а также заново переосмыслить техники современной психотерапии.
В современной отечественной психологии теория воли представлена рядом следующих аспектов, которые во многом носят оппозиционный характер (по С.Т. Джанерьян, 2006):
- изучение воли в контексте овладения человеком собственным поведением (В.И. Селиванов) – изучение воли в контексте особенностей мотивационной сферы человека (В.А. Иванников, О.Е. Смирнова);
- анализ воли на модели волевых действий (В.А. Иванников) – анализ воли на модели волевой (Ю.Б. Гиппентрейтор), целостной (Ф.Е. Василюк) личности;
- завершение волевого акта в мотивационной части действия до непосредственного исполнения действия (В.А. Иванников) – завершение волевого акта только после исполнения действия (В.И. Селиванов);
- описание волевого усилия, выбора как специфических признаков воли (В.И. Селиванов, А.Ц. Пуни) – отрицание специфичности для воли этих признаков (Ю.Б. Гиппенрейтер, Ш.Н. Чхартишвили);
- акцентирование внимание на борьбе мотивов и исходе этой борьбы в волевом акте – акцентирование внимание на функции воли – борьбы с борьбой мотивов (Ф.Е. Василюк);
- акцентирование внимания на внешних и внутренних препятствиях как условиях актуализации воли (А.Ц. Пуни) – акцентирование внимание на внутреннем препятствии как условии актуализации воли (Л.И. Божович);
- рассмотрение воздействий воли, прежде всего, на поведение и деятельность человека (В.А. Иванников, В.И. Селиванов, А.Ц. Пуни) – рассмотрение воздействий воли в пределе жизнестроительства личности (Ф.Е. Василюк, Ю.Б. Гиппенрейтер);
- акцент на воспитании воли посредством тренировки самоконтролирования действий – акцент на воспитании воли посредством культивирования внутренней (интринсивной) мотивации (Ю.Б. Гиппенрейтер);
- описание интрапсихических техник воли в формах самоприказов (В.К. Калин, А.Ц. Пуни, В.И. Селиванов) – описание интрапсихических техник воли в формах просьбы, обещанного вознаграждения, угрозы, интриги по отношению человека к самому себе (Ф.Е. Василюк).
Для психологии воспитания воли весьма существенным являются знания о строении волевых качеств. Однако здесь имеют место трудности как теоретического (обозначения волевых качеств; неоднозначность их компонентного строения, описательность их классификаций), так и методического (измерения волевых качеств) характера. Исследователи не находят согласия по поводу их строения и даже их количества; имеющиеся в психологии классификации волевых качеств умозрительны и не подвергались экспериментальной верификации.
Дискуссионными остаются в психологии воли сущность, виды и измерения такого ее проявления как волевое усилие. Например, название одной из работ («Задержка дыхания как метод изучения воли»), тезисы которой были представлены в материалах научной конференции «Проблемы психологии воли» (Рязань, 1994), говорит о направлении исследовательских поисков для решения проблемы измерений волевых усилий. По выражению Ш.Н. Чхартишвили, если волевое усилие действительно имеет место, то надо, прежде всего, выяснить, на что и против чего оно направлено.
Таким образом, современная психология воли характеризуется разнородностью теоретического базиса и возрастанием эмпирических исследований в данной области.
Вопросы
1. Экспериментальные и прикладные исследования воли в школах К. Левина и Х. Хекхаузена. Работы Ю. Куля [5, 8].
2. Исследования волевой регуляции в отечественной психологии [5, 6, 7].
3. Исследования механизмов волевых усилий [5, 6].
4. Исследование воли в различных видах деятельности и экстремальных условиях (спорт, космос, МЧС и т.д.) [6, 7].
5. Патология волевой и произвольной регуляции [6].
Задания
1. К. Левин ситуации разрешения конфликтов рассматривал как волевое поведение. Им выделены конфликты типа «желаемое − желаемое» (выбор одной из двух равножелаемых возможностей), «нежелаемое − нежелаемое» (необходимость выбора «из двух зол меньшего»), «желаемое − нежелаемое» (когда стремление к цели удерживает страх или отрицательные моменты, связанные с ее достижением) и «двойные конфликты», возникающие при одновременном существовании влечения или избегания (либо желаемый путь к нежелаемому результату, либо нежеланный путь к желаемой цели). В приведенном списке выделите конфликты разных типов. Как разрешается каждый из них? Куда прилагается волевое усилие?
Толстяку хочется похудеть и хочется ежедневно лакомиться тортом; малышу хочется съесть пирожное перед обедом, но он знает, что будет за это наказан матерью; больной либо должен перенести тяжелую рискованную операцию, либо умереть от болезни; абитуриент хочет учиться в престижном вузе и боится провалиться на вступительных экзаменах; молодая женщина может подняться по служебной лестнице трудом и напряжением или же пойти на поводу у желаний начальника и быстро достичь желаемой должности; школьник хочет завести канарейку, рыбок, кошку и собаку, но не уверен, что справится с уходом за ними; студент не хочет потерять стипендию и не хочет напрягаться на занятиях; победительница конкурса красоты хочет выйти за богатого мужчину «с положением», но не хочет за немолодого; осужденный хочет поскорее выйти на свободу, но не хочет «выслуживаться» перед начальством, чтобы «скостить срок за примерное поведение»; пенсионерка, торопясь к очередной серии телесериала, может пойти домой короткой, но темной и ухабистой дорогой, или длинной, но с риском опоздать к началу фильма; подросток хочет посмотреть триллер в ночном эфире и не проспать с утра к первому уроку; молодой человек хочет углубить свои отношения с девушкой, но в его намерения не входит женитьба; ревнивый муж хотел бы съездить в интересную командировку, но боится оставить жену «без присмотра»; младший школьник получил в подарок от бабушки деньги и не знает − то ли истратить их сразу же на лакомства, то ли сложить в копилку, чтобы попозже купить новый картридж.
Протокол ответов
Тип конфликта | Ситуация | Куда прилагается волевое усилие? |
«Желаемое − желаемое» | ||
«Нежелаемое − нежелаемое» | ||
«Желаемое − нежелаемое» | ||
Двойные конфликты |
2. Определите тип патологии волевого поведения в каждом из примеров.
1) Больной А. характеризуется усилением побуждений, повышенной деятельностью − он постоянно должен что-то делать, куда-то бежать. В его голове «планов громадье», у него много разнообразных, часто разнонаправленных устремлений, он очень инициативен и подвижен, «легок на подъем». Действия его резки, быстры, порывисты, а все поведение производит впечатление суетливости, мельтешения. Он быстро и много говорит, захлебываясь словами, перескакивая в разговоре с одной темы на другую, часто не заканчивая свои мысли.
2) Больной Б. отличается демонстративным негативизмом в форме бессмысленного противодействия, сопротивления любым предложениям, немотивированных отказов от выполнения любого действия. Поведение характеризуется импульсивностью, вычурностью движений.
3) Больному В. жизнь кажется «сложной штукой», сопровождаемой опасностями и неприятностями. Он пасует перед малейшими трудностями, избегает всяческой ответственности, боится принимать даже элементарные решения, не умеет контролировать сиюминутные побуждения и порывы во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Его характеризуют бедность побуждений, бездеятельность, скудная, лишенная выразительности речь, ослабление внимания, обеднение мышления, снижение двигательной активности, ограничение общения вследствие снижения откликаемости.
4. На почве мозговой патологии у больного Г. исчезли даже малейшие побуждения к деятельности. Он утратил большую часть своих желаний, у него исчезла способность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его. Поведение Г. отличает полная безучастность и бездеятельность, прекращение общения вследствие исчезновения откликаемости. Фактически его действия сводятся к полевому поведению.
5. У больного шизофренией Д. диагностировано сложное нарушение целенаправленности действий, вызванное поражением лобных долей. Оно проявляется в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта. Задания, предложенные психологом, выполняются медленно, при постоянном контроле со стороны, с многочисленными ошибками, без должной настойчивости и интенсивности.
Протокол ответов
Тип патологии волевого поведения | Ситуации |
3. Проанализируйте точку зрения американского биопсихолога Карен Прайор, опубликованную в работе под названием «Не рычите на собаку». Почему положительное самоподкрепление в напряженной деятельности оказывает больший эффект, чем отрицательное?
Люди почему-то часто пренебрегают самоподкреплением, используя в большей мере самонаказание, самообвинение, самоупреки. Отчасти потому, что склонны требовать от себя гораздо больше, чем от других. Поэтому мы часто по нескольку дней не расслабляемся, переходя от одной задачи к другой, от нее к третьей, не замеченные и не отблагодаренные даже самими собой. Такое лишение себя подкреплений и есть один из основных факторов повышения нервозности и депрессий. Мы должны подкреплять себя здоровыми способами − часом досуга, прогулкой, беседой с друзьями или хорошей книгой. К сожалению, многим больше знакомы нездоровые способы положительного подкрепления: сигаретой, пивом, кофе, пищей, от которой появляется лишний вес, сидением допоздна перед телевизором, сном до обеда и т.д.
Страстный любитель игры в сквош, но не слишком хороший игрок решил проверить на опыте эффективность самовознаграждения за хорошие удары. Сначала, говорил он, я чувствовал себя жутким дураком, приговаривая при каждом удачном ударе: «Хорошо, Пит, молодец». Но потом моя игра начала улучшаться. Я побеждаю тех, у которых прежде не мог выиграть даже очко. И я получаю гораздо больше удовольствия. Я не ору на себя все время, не злюсь и не расстраиваюсь. Если удар не получился, ничего страшного, следующие будут хорошими.
Список литературы к теме 3
1. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, PerSe, 2000. – 685 с.
2. Вундт В. Волевые процессы // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
3. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Выготский Л.С. Собрание соч. в 6-ти т.: Т. 2 – С. 454-466.
4. Джемс У. Воля// Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Изд-во УРАО, 1998.
6. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.
7. Истратова О.Н., Непомнящий А.В. Основы общей психологии. Часть 2. Психология эмоций и воли – Таганрог, Изд-во ТРТУ, 2000. – 80 с.
8. Левин К. Типы конфликтов // Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
9. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Высшее образование, 2007. – 484 с.
10. Рубинштейн С.Л. Протекание процесса// Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
Проектное задание теме 3
Проведите диагностику[1] волевых качеств у одного испытуемого по ниже приведенным методикам и напишите его психологический портрет.
· «Самооценка силы воли»;
· Опросник для самооценки терпеливости;
· Опросник для оценки своей настойчивости.
Вопросы к экзамену
1. Определение эмоций. Уровни эмоционального отражения. Виды эмоциональных явлений (общая характеристика).
2. Функции и условия возникновения эмоций.
3. Динамика эмоций.
4. Эмоции и личность.
5. Эмоции и мотивационные процессы.
6. Эмоции и познавательные процессы.
7. Физиологические показатели эмоций, их надежность.
8. Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации.
9. Возможные основания классификации эмоций.
10. Эмоциональные свойства человека.
11. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы человека.
12. Методы изучения эмоциональной сферы человека.
13. Изучение эмоций в истории философии. Учение об эмоциях Б. Спинозы, Р. Декарта и т.д.
14. Теории эмоций в зарубежной психологии.
15. Теории эмоций в отечественной психологии.
16. Психологическая характеристика аффектов. Диагностика аффективных следов.
17. Тревожность: определение и примеры исследований.
18. Фрустрация, виды реакций на нее.
19. Проблема стресса в психологии.
20. Агрессия и ее изучение в отечественной и зарубежной психологии
21. Основные проблемы психологии мотивации. Историческое развитие психологии мотивации.
22. Общие черты и виды потребностей. Физиология и психология потребностей.
23. Механизмы опредмечивания потребностей (общая характеристика).
24. Потребности и мотивы. Возможные основания классификации мотивов. Мотивы и сознание.
25. Инстинктивное удовлетворение потребностей.
26. Онтогенетическое развитие биологической мотивации.
27. Специфика развития мотивации человека.
28. Строение мотивационной сферы и развитие личности.
29. Проблема базовых потребностей человека.
30. Теории мотивации в зарубежной психологии.
31. Теории мотивации в отечественной психологии.
32. Исследование мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.
33. Исследование мотивации в психоанализе.
34. Исследование мотивации в когнитивной психологии
35. Ситуативная мотивация и ее исследования в школе К. Левина.
36. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Примеры экспериментальных исследований.
37. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Понятие оптимума мотивации.
38. Мотивация отдельных видов деятельности.
39. Методы изучения мотивации человека и животных.
40. Определение воли. Произвольная и волевая регуляция.
41. Воля и личность.
42. Основные подходы к изучению воли
Библиографический список
1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Мишурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М. В. Гамезо. – М.: Ось-89, 2007.
3. Джанерьян С.Т. Методическое пособие по курсу «Общая психология: Воля». – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006.
4. Истратова О.Н. Общая психология. Путеводитель по курсу. Учебно-методическое пособие по курсу. Таганрог, ТРТУ, 2002
5. Истратова О.Н., Непомнящий А.В. Основы общей психологии. Часть 2. Психология эмоций и воли – Таганрог, Изд-во ТРТУ, 2000.
6. Леонтьев Д.А. От инстинктов – к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня, завтра // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002.
7. МакКлелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007.
8. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Высшее образование, 2007.
9. Общая психология. Сборник текстов. Выпуск II «Субъект деятельности» / под ред. В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
10. Практикум по возрастной психологии: / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.
11. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М.: Аспект Пресс, 2001.
О.Н. ИСТРАТОВА, Д.С. НИКУЛИНА
Общая психология: психология эмоций, мотивации и воли
Учебно-методическое пособие
Для студентов всех форм обучения специальностей
030301 Психология, 080801(2) Прикладная информатика в психологии
Таганрог
2010
Истратова О.Н., Никулина Д.С. Общая психология: психология эмоций, воли и мотивации. Учебно-методическое пособие – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 120 c.
Учебно-методическое пособие «Общая психология: психология эмоций, воли и мотивации» включает в себя аннотации тем теоретического курса, в соответствие с которым строятся семинарские занятия; теоретическое введение к каждому семинарскому занятию (всего 18 семинаров), задания к ним с указанием необходимой литературы, а также рекомендации к выполнению различных самостоятельных заданий по курсу и примеры контрольных заданий.
Пособие предназначено для студентов всех форм обучения специальностей 030301 «Психология», 080801(2) «Прикладная информатика в психологии».
Библиогр.: 11 назв.
Рецензент : Л.В. Восковская, к.псх.н., доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ТТИ ЮФУ.
Содержание
Введение. 5
Рейтинг-контроль. 8
Тема 1. Психология эмоций. 12
Занятия 1–2. Общая характеристика эмоциональной сферы.. 12
Занятия 3–4. Исследование эмоций в психологии прошлого и настоящего 21
Занятие 5. Разновидности эмоциональных явлений: чувства, настроения, аффект, стресс 28
Занятие 6. Тревога и тревожность: их изучение в психологии 37
Занятие 7. Фрустрация, диагностика типов реакции на фрустрацию 43
Занятие 8. Агрессия и ее изучение в психологии. 49
Список литературы к теме 1. 53
Проектное задание к теме 1. 58
Тема 2. Психология мотивации. 60
Занятие 9. Основные понятия и проблемы психологии мотивации 60
Занятие 10. Механизмы биологической мотивации (по В.К. Вилюнасу) 66
Занятие 11. Онтогенетические аспекты развития мотивации человека 69
Занятие 12-13. Теории мотивации в отечественной и зарубежной психологии 74
Занятие 14. Экспериментальные исследования психологии мотивации 81
Занятие 15. Теоретические и прикладные исследования в современной психологии мотивации 89
Список литературы к теме 2. 91
Проектное задание к теме 2. 95
Тема 3. Психология воли. 97
Занятие 16. Общая характеристика волевых процессов. 97
Занятие 17. Развитие представлений о воле в прошлом и современности 104
Занятие 18. Экспериментальные и прикладные исследования воли 108
Список литературы к теме 3. 116
Проектное задание теме 3. 117
Вопросы к экзамену. 118
Библиографический список. 120
Введение
Дисциплина «Общая психология: психология эмоций, воли и мотивации» (часть 2), является базовой дисциплиной при подготовке профессиональных психологов и представляет совокупность знаний и умений в области психологии эмоций, мотивации и воли. Данная дисциплина предназначена для повышения профессиональной квалификации студентов: расширения их профессиональных знаний по проблемам эмоциональных и мотивационных явлений, а также по вопросам их экспериментального изучения. Курс включает в себя методологические и теоретические основы психологии эмоций, мотивации и воли, а также результаты изучения в современной экспериментальной психологии мотивов достижения, аффилиации, помощи, власти, агрессии, выражения эмоций.
В рамках дисциплины студент удовлетворяет основные образовательные потребности и интересы, что выражается:
§ в овладении знаниями:
– об основных подходах к изучению эмоций, мотивации и воли;
– о механизмах и процессах биологической и специфически человеческой мотивации;
– об основных этапах развития мотивационной сферы человека;
– о разновидностях эмоциональных явлений и выражении эмоций;
– о взаимосвязях эмоционального здоровья человека и общества;
§ в развитии:
– организационно-деятельностных умений, необходимых для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;
– культуры мышления, речи, общения;
– умения применять на практике полученные знания, умения.
Кроме того, студенты получают профессиональные знания:
– распознания эмоциональных явлений и выражения эмоций;
– использования механизмов специфически человеческой мотивации в воспитательной практике.
Данный курс предназначен для студентов второго курса, владеющих основами философских, психологических знаний. В частности, базисными являются такие курсы как «Философия», «Общая психология» (часть 1), «Введение в профессию».
Дисциплина «Общая психология» (часть 2) является базовой для таких курсов как «Психология личности», «Возрастная психология и психология развития», «Социальная психология». Таким образом, знание закономерностей эмоциональных, мотивационных процессов, а также процессов регуляции деятельности необходимы для дальнейшего изучения курсов, целью которых является знакомство студентов с работой психолога в различных отраслях и сферах.
Цель дисциплины «Общая психология: психология эмоций, воли и мотивации» – изучение фундаментальных психологических проблем: методологических проблем эмоциональных и мотивационных процессов, проблемы регуляции деятельности человека.
В задачи курса входят:
– ознакомление студентов с основными направлениями и тенденциями развития психологии эмоций, мотивации и воли;
– изучение основных теоретических, методологических проблем психологии эмоций, мотивации и воли, а также – экспериментальных исследований в данных областях;
– ознакомление с основными направлениями практического приложения психологических знаний.
Для профессиональной подготовки студентов, повышения качества усвоения ими учебного материала большое значение имеют практические занятия, где происходит коллективное обсуждение проблем. Здесь студенты более глубоко знакомятся с основными вопросами разделов психологии эмоций, воли, мотивации. Семинарские занятия являются формой контроля усвоенных знаний студентами и освоения им своевременной квалифицированной помощи в этом процессе.
Учебно-методическое пособие «Общая психология: психология эмоций, воли и мотивации» включает в себя теоретическое введение к каждому семинарскому занятию (всего 18 семинаров), вопросы и задания к ним с указанием необходимой литературы, а также рекомендации к выполнению различных самостоятельных заданий по курсу и примеры контрольных заданий.
В изучаемом курсе «Общая психология: психология эмоций, воли и мотивации» выделено 3 темы:
1. Психология эмоций.
2. Психология мотивации.
3. Психология воли.
В соответствии с выделенными темами распределение часов по видам занятий представлено в таблице.
Сводная таблица распределения часов по видам занятий
Темы содержания учебной дисциплины | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа |
1. Психология эмоций | 24 | 16 | 22 |
2. Психология мотивации | 24 | 16 | 22 |
3. Психология воли | 6 | 4 | 6 |
Всего | 54 | 36 | 50 |
Рейтинг-контроль
Методы контроля достижения и реализации заявленных целей и задач изучения дисциплины
К основным методам контроля относятся: устный и письменный опрос, программированный (тестовый) опрос, оценка творческих и учебно-исследовательских работ, метод анкетных опросов и письменных обзоров, устный экзамен.
К дополнительным методам контроля относятся: метод авторского формирования содержания экзаменов; система требований, метод конкретных ситуаций (метод моделирования).
В процессе письменных опросов и экзаменационного собеседования студент должен продемонстрировать знание основных понятий, направлений, проблем общей психологии и возможностей их решения, умение оперировать основными общепсихологическими терминами, умение использовать теоретические знания для последующего изучения курса общей психологии и других дисциплин общепсихологической направленности.
Метод конкретных ситуаций предполагает оценку успешности работы студента в процессе организации групповой дискуссии на практических (семинарских) занятиях.
Формы контроля определяются стандартной технологией обучения и системой рейтинг-контроля «РИТМ».
Рейтинг-контроль производится в три этапа: первый и второй в течение семестра (девятая и восемнадцатая недели соответственно), третий – во время сессии.
Рейтинговая система РИТМ использует 100 балльную оценку. Для студентов очной формы обучения текущий рейтинг-контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный рейтинг-контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные педагогом вопросы. Он проводится дважды в течение семестра на специальной рейтинг-неделе в виде контрольных работ и специализированных тестов.
Промежуточный и суммарный (рубежный или итоговый) рейтинг по дисциплине
Рейтинг первого контроля | Рейтинг второго контроля | Рейтинг третьего контроля | Суммарный (рубежный или итоговый) рейтинг | ||||
макс. | мин. | макс. | мин. | макс. | мин. | макс. | мин. |
25 | 14 | 25 | 13 | 50 | 27 | 100 | 55 |
Методика подсчета рейтинга
Итоговое количество баллов за дисциплину студент набирает из баллов по промежуточным рейтингам (1 и 2 модули) и итогового ЭКЗАМЕНА.
Рейтинг первого и второго модуля складывается из оценок следующего перечня работ:
Вид работы | Min | Max |
5 мини-тестов на каждой лекции | 5 | |
Работа на семинарах | 10 | |
Индивидуальное задание | 5 | |
Рейтинговая контрольная работа | 5 | |
Итог | 14(13) | 25 |
Рейтинг и итоговая дифференциальная оценка по дисциплине
Дифференциальная оценка | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Рейтинг (в баллах системы РИТМ) | 100-85 | 84-70 | 69-55 | Менее 55 |
Обозначение оценки в системе ECTS | A | C | E | F |
Оценка «отлично» (А) выставляется студенту, набравшему в общей сумме 85–100 баллов; «хорошо» (С) – 70–84 балла; «удовлетворительно» (Е) – 55–69 баллов. Студенты, набравшие 54 и менее баллов, получают оценку «неудовлетворительно».
В ходе экзамена студент должен продемонстрировать:
1. В области знаний и умений:
– знание основных проблем психологии развития и путей их решения в истории психологии и на современном этапе;
– умение анализировать закономерности перехода человека из одного возрастного этапа в другой;
– умение решать задачи по анализу психологического развития человека на определенном этапе онтогенеза.
2. В области логики мышления:
– умения логично выстраивать ответ;
– умения оперировать базовыми понятиями учебного курса.
3. В области культуры русского языка:
– навыки владения лексикой профессиональной деятельности.
Критерии оценок по пятибалльной системе:
«Отлично» − точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.
«Хорошо» − прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной - двух).
«Удовлетворительно» − знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.
«Неудовлетворительно» − незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе либо в письменной работе.
Тема 1. Психология эмоций
Цель темы – изучение основных категорий психологии эмоций, рассмотрение основных теорий эмоций.
Задачи:
− ознакомление с основными понятиями, описывающими эмоциональную сферу человека;
− изучение основных теорий эмоций;
− рассмотрение экспериментального исследования мотивационной сферы;
− изучение различных эмоциональных явлений и состояний: аффект, стресс, фрустрация, тревожность, тревога, фрустрация, агрессия.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 840.