Необходимость овладения основами антикризисного финансового управления обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики предприятия осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность, находясь под постоянным воздействием неблагоприятных внутренних и внешних факторов, которые могут привести к финансовому кризису и банкротству. Прежде чем перейти к изучению вопросов, связанных с антикризисным финансовым менеджментом, следует рассмотреть сущность и причины возникновения финансового кризиса на предприятии.
Под финансовым кризисом понимают фазу разбалансированной деятельности предприятия и ограниченных возможностей влияния его руководства на финансовые отношения, которые возникают на этом предприятии. На практике с кризисом, как правило, идентифицируется угроза неплатежеспособности и банкротства предприятия, деятельность его в неприбыльной зоне или отсутствие у предприятия потенциала для успешного функционирования. С позиции финансового менеджмента кризисное состояние субъекта хозяйствования состоит в его неспособности осуществлять финансовое обеспечение текущей производственной деятельности. Финансовый кризис на предприятии характеризуют тремя параметрами: источники (факторы) возникновения; вид кризиса; стадия развития кризиса. Идентификация указанных признаков позволяет правильно определить диагноз финансовой несостоятельности предприятия и подобрать наиболее эффективный каталог антикризисных мер.
Факторы, которые могут обусловить финансовый кризис на предприятии, принято делить на внешние, или экзогенные (которые не зависят от деятельности предприятия), и внутренние, или эндогенные (что зависят от предприятия).
Главными экзогенными факторами финансового кризиса на предприятии могут быть:
- спад конъюнктуры в экономике в целом;
- уменьшение покупательной способности населения;
- значительный уровень инфляции;
- нестабильность хозяйственного и налогового законодательства;
- нестабильность финансового и валютного рынков;
- усиление конкуренции в отрасли;
- кризис отдельной отрасли;
- сезонные колебания;
- усиление монополизма на рынке;
- дискриминация предприятия органами власти и управления;
- политическая нестабильность в стране местонахождения предприятия или в странах предприятий-поставщиков сырья (потребителей продукции);
- конфликты между учредителями (собственниками).
Влияние внешних факторов кризиса, как правило, имеет стратегический характер. Они предопределяют финансовый кризис на предприятии, если менеджмент ошибочно или несвоевременно реагирует на них, то есть если отсутствует система раннего предупреждения и реагирования, одной из задач которой является прогнозирование банкротства, или такая система функционирует несовершенно.
Можно выделить большое количество эндогенных факторов финансового кризиса. С целью систематизации их можно сгруппировать в такие блоки:
1. Низкое качество менеджмента.
2. Дефициты в организационной структуре.
3. Низкий уровень квалификации персонала.
4. Недостатки в производственной сфере.
5. Просчеты в области снабжения.
6. Низкий уровень маркетинга и потеря рынков сбыта продукции.
7. Просчеты в инвестиционной политике.
8. Нехватка инноваций и рационализаторства.
9. Дефициты в финансировании.
10. Полнейший недостаток контроллинга или неудовлетворительная работа его служб.
В целом все эти причины кризиса создают сложный комплекс причинно-следственных связей. Конечно, исследуя то или другое предприятие, тот или другой случай финансового кризиса, можно выделить определенные специфические причины финансовой несостоятельности, но все они, как правило, ограничиваются перечисленными выше.
Типичными последствиями влияния указанных причин и факторов на финансово-хозяйственное состояние предприятия являются:
- потеря клиентов и покупателей готовой продукции;
- уменьшение количества заказов и контрактов по продаже продукции;
- неритмичность производства, неполная загрузка мощностей;
- рост себестоимости и резкое снижение производительности труда;
- увеличение размера неликвидных оборотных средств и наличие сверхнормативных запасов;
- возникновение внутрипроизводственных конфликтов и увеличение текучести кадров;
- рост давления на цены;
- существенное уменьшение объемов реализации и, как следствие, недополучение выручки от реализации продукции.
Выделяют такие виды кризисов:
- стратегический кризис (когда на предприятии разрушен производственный потенциал и не хватает долгосрочных факторов успеха);
- кризис прибыльности (перманентные убытки “съедают” собственный капитал и это приводит к неудовлетворительной структуры баланса);
- кризис ликвидности (когда предприятие является неплатежеспособным или существует реальная угроза потери платежеспособности).
Между различными видами кризиса, как уже было сказано, существуют тесные причинно-следственные связи: стратегический кризис приводит кризис доходности, которая, в свою очередь, приводит к потере предприятием ликвидности. Закономерным результатом развития симптомов финансового кризиса является чрезмерная кредиторская задолженность, неплатежеспособность и банкротство предприятия.
Важной предпосылкой применения правильных антикризисных мероприятий является идентификация глубины финансового кризиса. Различают три фазы кризиса:
а) фаза, которая непосредственно не угрожает функционированию предприятия (при условии перевода его на режим антикризисного управления);
б) фаза, которая угрожает дальнейшему существованию предприятия и требует немедленного проведения финансовой санации;
в) кризисное состояние, которое не совместимо с существованием предприятия и приводит к его ликвидации.
Идентификация фазы финансового кризиса является необходимой предпосылкой правильной и своевременной реакции на нее.
Для поддержания финансового равновесия, обеспечения стабильной ликвидности, платежеспособности и доходности финансовый менеджмент должен организовать финансовое хозяйство на предприятии таким образом, чтобы операционная, инвестиционная и финансовая деятельность осуществлялись с учетом требований политики антикризисного финансового управления.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 346.