Система прогнозирования финансовой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система прогнозирования финансовой деятельности является наиболее сложной среди систем финансового планирования. Финансовое прогнозирование направлено, прежде всего, на выработку финансовой стратегии предприятия.

Финансовая стратегия – это система долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и наиболее эффективных путей их достижения.

Формирование финансовой стратегии осуществляется по следующим этапам:

(1). Определение общего периода формирования финансовой стратегии.

Главным условием выступает продолжительность периода общей экономической стратегии предприятия, которой финансовая стратегия подчинена. В среднем, продолжительность периода формирования финансовой стратегии составляет 3 года.

(2). Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка.

При этом определяются экономико-правовые условия финансовой деятельности и их возможные изменения в будущем периоде.

(3). Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия.

Главной целью при этом является повышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация его рыночной стоимости.

Вместе с тем, эта главная цель конкретизируется в зависимости от задач, установленных на следующий период.

(4). Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам их реализации.

Обеспечивается внешняя и внутренняя синхронизация целевых показателей, то есть их согласованность с показателями общей стратегии развития предприятия, а также между собой.

(5). Разработка финансовой политики по направлениям финансовой деятельности, изучаются.

Финансовая политика представляет форму реализации финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности на отдельных этапах ее осуществления.

(6). Разработка систем организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии.

Предусматривается формирование на предприятии “центров ответственности”, в частности центров доходов и расходов. Центр доходов – это подразделение предприятия, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр затрат – это подразделение, которое является низкорентабельным, но играет важную роль в производственном процессе. Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила “двадцать на восемьдесят”, то есть 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли, следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.

(7). Оценка эффективности разработанной финансовой стратегии.

При этом определяются:

- согласованность финансовой стратегии с общей стратегией развития предприятия;

- согласованность финансовой стратегии с возможными изменениями конъюнктуры финансового рынка;

- внутренняя сбалансированность финансовой стратегии;

- ее реализуемость;

- уровень рисков, связанных с реализацией финансовой стратегии;

- результативность финансовой стратегии.

Прогнозирование состоит из изучения возможного финансового состояния предприятия на долгосрочную перспективу. В отличие от планирования целью прогнозирования является не разработка прогнозов на практике, поскольку они являются лишь предположением возможных изменений. Прогнозирование предусматривает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых позволяет определить один из вариантов развития финансовой деятельности предприятия.

Финансовое прогнозирование представляет основу для финансового планирования и бюджетирования.

Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих затрат: конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

- прогноз отчета о финансовых результатах;

- прогноз движения денежных средств (потоков);

- прогноз бухгалтерского баланса.

Эти документы образуют основу финансового плана.

Прогноз объемов реализации (продаж) составляется в натуральных единицах при нескольких вариантах цены или цена продукции может быть уже определенной на короткий срок. Как правило, составляется на три года. Данные для первого года приводятся по месяцам и отличаются большой точностью и надежностью, поскольку известны будущие покупатели, с которыми заключены договоры поставки.

Данные для второго года приводятся поквартально, а для третьего – одной годовой суммой. Под рассчитанные суммы реализации планируются расходы на сырье и материалы, оборудование, заработную плату, оплату налогов. Размер расходов должен быть таким, чтобы выйти на предусмотренный размер прибыли.

Прогноз движения денежных средств (баланс денежных потоков) составляется с целью достичь синхронизации в поступлении и расходах средств, то есть достичь необходимого уровня ликвидности активов.

Прогноз бухгалтерского баланса целесообразно составлять на начальную и конечную дату планируемого периода. Этот документ имеет структуру обычного баланса предприятия и характеризует в первую очередь размер и состав активов предприятия и затрат. Источники их формирования и финансирования определяются после этого. Если разница между запланированными активами и имеющимися источниками их формирования имеет отрицательное значение, нужно дополнительное внешнее финансирование.

После составления прогнозов определяют стратегию финансирования предприятия, суть которой заключается в:

- формировании структуры и затрат капитала;

- определении источников долгосрочного финансирования;

- выборе способов наращивания капитала на перспективу.

Разработка финансовой стратегии и финансовой политики по важнейшим направлениям финансовой деятельности позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с финансовым развитием предприятия.

 

11.3. Текущее финансовое планирование

Текущее финансовое планирование рассматривается как составная часть перспективного финансового плана и является конкретизацией его показателей на текущий плановый период. Данное планирование состоит в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые позволяют определить на следующий период все источники финансирования развития предприятия, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его активов и капитала на конец периода, что планируется. Текущий финансовый план разрабатывается на год с разбивкой по кварталам. Основными видами текущих финансовых планов предприятия являются:

- план доходов и расходов по операционной деятельности;

- план доходов и расходов по инвестиционной деятельности;

- план поступлений и расходов денежных средств (план движения денежных средств);

- балансовый план.

План доходов и расходов по операционной деятельности является одним из основных видов текущего финансового плана предприятия, целью разработки которого является определение суммы чистой прибыли от производственно-коммерческой деятельности предприятия.

План доходов и расходов по инвестиционной деятельности отражает основные направления финансового обеспечения этой деятельности. Целью разработки этого плана является определение объема и потребности в финансовых ресурсах для реализации намеченных инвестиционных программ, а также возможность поступления этих ресурсов в процессе осуществления инвестиционной деятельности.

План поступлений и расходов денежных средств отражает результаты прогнозирования денежных потоков предприятия. Целью его разработки является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планового периода.

Прогнозный баланс (балансовый план) отражает результаты прогнозирования состава активов и структуры финансовых средств, используемых предприятием, на конец планового периода. Цель разработки прогнозного баланса – определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также финансирования оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость предприятия в планируемом периоде.

Балансовый план – это сводная таблица, в которой отражаются источники капитала (пассив) и направлениях его размещения (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы определить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предприятие финансирует создание этих активов.

План доходов и расходов денежных средств приведен в табл.11.1.

Таблица 11.1 - План доходов и расходов денежных средств на 20___г.

 

Статьи доходов и расходов Строка Сумма, тыс.руб.
Статьи доходов и расходов    
І. Поступления    
А. От основной деятельности    
1. Доходы от реализации продукции, работ и услуг 1  
2. Другие операционные доходы 2  
И т о г п о р а з д е л у А 3  
Б. От финансовых операций
1. Доходы от участия в капитале 4  
2. Дивиденды и проценты полученные 5  
3. Доходы от других финансовых операций 6  
И т о г п о р а з д е л у Б 7  
В. От другой обычной деятельности
1. Доходы от реализации финансовых инвестиций 8  
2. Доходы от реализации необоротных активов 9  
3. Доходы от реализации имущественных комплексов 10  
4. Другие доходы от обычной деятельности 11  
И т о г п о р а з д е л у В 12  
Г. От чрезвычайных событий
1. Возмещение убытков от чрезвычайных событий 13  
2. Другие чрезвычайные доходы 14  
И т о г п о р а з д е л у Г 15  
Всего поступлений 16  
П. Расходы    
А. По основной деятельности
1. Расходы на реализованную готовую продукцию, работы и услуги 17  
2. Административные расходы 18  
3. Расходы на сбыт 19  
4. Другие операционные расходы 20  
И т о г п о р а з д е л у А 21  
Б. По финансовым операциям
1. Расходы от участия в капитале 22  
2. Проценты за пользованием кредитами 23  
3. Другие финансовые расходы 24  
И т о г п о р а з д е л у Б 25  
В. По другой обычной деятельности
1. Расходы по реализованным финансовым инвестициям 26  
2. Затраты по реализованным необоротным активам 27  
3. Расходы по реализованным имущественным комплексам 28  
И т о г п о р а з д е л у В 29  
Г. По чрезвычайным событиям
1. Затраты от стихийного бедствия 30  
2. Затраты от техногенных аварий 31  
3. Другие чрезвычайные расходы 32  
И т о г п о р а з д е л у Г 33  
Всего расходов 34  
Финансовый результат (стр. 16 – стр. 34) 35  
ІІІ. Налог на прибыль 36  
Результат от основной деятельности (стр. 3 – стр. 21) 37  
Результат от финансовых операций (стр. 7 – стр. 25) 38  
Результат от прочей обычной деятельности (стр. 12 – стр. 29) 39  
Результат от чрезвычайных событий (стр. 15 – стр. 33) 40  

 

 

11.4. Система оперативного финансового планирования (бюджетирования)

Оперативное финансовое планирование необходимо для оперативного контроля за фактическими поступлениями и фактическими денежными расходами. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Главной формой такого финансового задания является бюджет (смета).

Бюджет – это оперативный финансовый план на краткосрочный период разрабатывается, как правило, в рамках следующего квартала с разбивкой по месяцам (и меньших периодах), отражающий поступление и расходование денежных средств в процессе осуществления конкретных видов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Бюджет является инструментом как планирования, так и контроля. В начале периода деятельности бюджет – это план или норматив; в конце периода он служит средством контроля, с помощью которого финансовые менеджеры могут оценить эффективность деятельности и принять управленческие решения по совершенствованию деятельности предприятия в будущем.

Разработка бюджетов на предприятии характеризуется термином “бюджетирование” и направлена на решение двух основных задач:

1) определение объема расходов, которые связаны с деятельностью отдельных структурных единиц и подразделений предприятия;

2) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.

Бюджеты,  которые используют в процессе оперативного финансового планирования, классифицируются по:

1) сферам деятельности предприятия;

2) видам расходов;

3) объемам номенклатуры расходов;

4) методам разработки.

По сферам деятельности предприятия выделяют бюджеты по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Эти бюджеты разрабатываются как детализации соответствующих текущих финансовых планов по предприятию в целом на следующий квартал или месяц.

По видам затрат плановые бюджеты подразделяются на текущий и капитальный.

Текущий бюджет конкретизирует план доходов и расходов предприятия, который доводится до центров доходов, затрат и прибыли. Он состоит из двух разделов: 1) текущие расходы; 2) доходы от текущей хозяйственной деятельности.

Капитальный бюджет – это форма доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов и тому подобное. Он состоит из двух разделов: 1) капитальные затраты; 2) источники поступления средств (инвестиционные ресурсы).

По объему номенклатуры затрат выделяют бюджеты функциональный и комплексный.

Функциональный бюджет разрабатывается по одной или двум статьям затрат. Например, бюджет оплаты труда персонала, бюджет рекламных мероприятий.

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат. Например, бюджет административно-управленческих расходов, производственного участка.

По методам разработки различают стабильный и гибкий бюджеты.

Стабильный бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия. Например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия.

Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых расходов не в фиксированных суммах, а в виде нормативов расходов, которые “привязаны” к соответствующим показателям.

По реальным инвестиционным проектам таким показателем может быть объем строительно-монтажных работ.

По операционной деятельности аналогичным показателем является объем выпуска или реализации продукции. В этом случае затраты планируют по алгоритму:

                                ЗОО = ВПОСТ + ОР * ВЗН ,

де ЗОО  – общий объем текущих затрат по операционной деятельности;

Впост – запланированный объем постоянных статей бюджета;

ОР - объем реализации или выпуска продукции;

Взн - установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции.

 Особой формой бюджета является платежный календарь, разрабатываемый по отдельным видам движения денежных средств.

В платежном календаре фиксируются все виды денежных платежей и поступлений предприятия независимо от их источников и направлений использования, то есть, показан весь денежный оборот за определенный промежуток времени.

Составление платежного календаря позволяет выявить недостаточность средств, выяснить причины такого положения, определить соответствующие меры для предотвращения финансовых осложнений.

С помощью платежного календаря контролируется платежеспособность предприятия.

Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, выяснить причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия, и таким образом оперативно избежать финансовых осложнений и обеспечить платежеспособность предприятия.

Таким образом, в процессе внутрифирменного планирования на предприятии выполняют следующие основные расчеты:

- переменных затрат на единицу продукции;

- постоянных затрат на единицу продукции;

- полной себестоимости единицы продукции;

- вариантов цен реализации единицы каждого вида продукции;

- прогноза выручки от реализации продукции;

- амортизационных отчислений;

- налогов и обязательных платежей;

- прогноза себестоимости продукции на планируемый период;

- доходов от реализации основных фондов и других активов;

- плановой прибыли (убытка) от реализации по каждому виду продукции в целом по предприятию;

- прогноза выплаты дивидендов;

- платежей по добровольному страхованию имущества, медицинскому страхованию рабочих и др.;

- сметы образования и использования фондов специального назначения предприятия;

- распределения прибыли;

- формирования и использования резервного фонда;

- изменения собственного капитала в планируемом периоде;

- потребности в собственных оборотных средствах;

- потребности в краткосрочных кредитах под разрыв в платежном обороте;

- объемов капитальных вложений и источников финансирования;

- потребности в долгосрочном кредите;

- расходов по договорам подряда при подрядном способе строительства;

- денежных затрат при хозяйственном способе строительства;

- источников погашения кредитов на финансирование капитальных вложений.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 238.