Тема 10. Анализ финансовых отчетов предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

10.1. Цель и задачи аналитической работы. Методы анализа финансовых отчетов

10.2. Содержание и назначение форм финансовой отчетности

10.3. Направления и показатели оценки финансового состояния предприятия.

10.4. Методы. прогнозирования банкротства предприятия

Цель и задачи аналитической работы. Методы анализа финансовых отчетов

В конкурентной среде обеспечения эффективной деятельности предприятия зависит в определенной степени от организации аналитической работы. Умение реально оценить финансовое состояние своего предприятия, деловой активности партнеров по бизнесу, конкурентов, выявить резервы повышения доходности является залогом конкурентоспособности предприятия.

В связи с этим значение аналитической работы на предприятии невозможно переоценить. Она базируется на использовании информации, которую содержат формы финансовой отчетности и другие документы и охватывает методики анализа и оценки финансового состояния предприятия в целом и отдельных направлений его деятельности, методы сбора. Обработки и представления финансовой информации, использование современных информационных технологий для интерпретации информации.

Целью анализа финансовой отчетности является получение объективной оценки финансового состояния предприятия и выявление резервов и факторов укрепления его финансовой устойчивости. В результате финансовый анализ создает основу для разработки программы перспективного развития предприятия. То есть аналитическая работа является этапом в формировании стратегии деятельности субъектов предпринимательства.

Следовательно, задача финансового анализа - оценить финансовое состояние, выявить возможности повышения эффективности функционирования предприятия с помощью рациональной финансовой политики, оценить направления развития предприятия, исходя из потребностей в финансовых ресурсах.

Финансовый анализ обеспечивает постоянный мониторинг реального состояния предприятия и аккумулирует влияние всех видов деятельности предприятия. Анализ финансовых отчетов предоставляет оценку результатов деятельности в производственной сфере, позволяет определить влияние на финансы технической политики, инвестиционной, ценовой, сбытовой политики, эффективности обеспечения ресурсами, финансовой политики и одновременно является финансовой базой для разработки и уточнения стратегии развития предприятия.

Для анализа финансовой отчетности используют следующие приемы:

- Чтение отчетности - изучение основных показателей деятельности предприятия;

- Горизонтальный анализ - изучение изменений статей отчетности по сравнению с прошлым периодом;

- Вертикальный анализ - определение удельного веса различных статей отчетности в общем итоге;

- Трендовый анализ - определение основной тенденции динамики показателей;

- расчет финансовых коэффициентов - определение пропорций между различными статьями отчетности.

Аналитическая ценность финансовых коэффициентов подтверждена тем, что за рубежом существуют специальные издания, где публикуются статистические сводки из этих коэффициентов. Их расчетом занимаются специальные организации (например, налоговое бюро министерства торговли США, предпринимательские союзы, торгово-промышленные палаты и др.). Единственная систем показателей не используется, публикуются 10-15 (иногда больше) финансовых коэффициентов.

Чтобы оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, финансовые менеджеры выполняют финансовый анализ на основе данных бухгалтерского учета и отчетности.

Содержание и назначение форм финансовой отчетности

Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленной по данным финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом состоянии в удобном и понятном виде, для принятия ими определенных деловых решений.

Бухгалтерская финансовая отчетность, то есть система показателей, отражающих имущественное и финансовое состояние предприятия на конкретную дату, составляют информационную базу анализа финансового состояния субъектов хозяйственной деятельности. Состав, содержание, требования и другие засадные основы бухгалтерской отчетности регламентирован положением (стандартом) бухгалтерского учета П(С)БУ № 19 «Объединение предприятий», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 7 июля 1999 № 163.

С 1 января 2000 года на предприятиях Украины независимо от форм собственности (кроме банков и бюджетных учреждений) были введены такие формы финансовой отчетности, соответствующие международным стандартам:

* Форма 1 "Баланс" - отчет о финансовом состоянии, что отражает активы, обязательства и капитал предприятия на установленную дату;

* Форма 2 "Отчет о финансовых результатах", содержащий данные о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный и предыдущий периоды;

* Форма 3 "отчет о движении денежных средств", что отражает поступления и расходования средств в отчетном периоде по операционным, инвестиционным и финансовым направлениям деятельности предприятия;

· Форма 4 "отчет о собственном капитале", что отражает изменения в составе собственного капитала в течение отчетного периода.

  Цель составления финансовой отчетности - предоставить пользователям полную, правдивую и непредвзятую информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия для принятия решений.

Анализируя финансовое состояние предприятия по этим формам, необходимо прежде всего ознакомиться с П(С)БУ № 1 «Общие требования к финансовой отчетности» и убедиться в том, что все требования данного стандарта на предприятии учтены. Эта отчетность ориентирована на рыночные отношения, на тех пользователей, которые не могут требовать в служебном порядке отчетов, составленных с учетом их конкретных информационных потребностей (табл. 10.1).

Особенность отчетности, разработана в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета, состоит в том, что ее могут широко пользоваться инвесторы и другие лица, участвующие в предпринимательской деятельности - кредиторы, поставщики, конкуренты, работники предприятия.

Таблица 10.1 - Назначение основных компонентов финансовой отчетности

 

Форма отчётности Назначение
Баланс Оценка структуры ресурсов предприятия и источников их формирования; оценка ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости предприятия; прогнозирования изменений в активах и будущих потребностей в займах
Отчет о финансовых результатах Оценка и прогноз прибыльности деятельности предприятия, структуры доходов и расходов, инвестиционной привлекательности
Отчет о собственном капитале Оценка и прогноз изменений в собственном капитале предприятия
Отчет о движении денежных средств Оценка и прогноз поступлений и расходов от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, анализ их эффективности
Примечания Оценка и прогноз учетной политики, рисков и неопределенности, влияющие на деятельность предприятия, его ресурсы и обязательства, детализация статей финансовой отчетности

 

Каждый пользователь финансовой отчетности, как правило, изучает ту информацию, которая ему необходима в процессе предпринимательской деятельности. Так, владельцам предприятий необходимо знать, увеличивается или уменьшается удельный вес собственного капитала, оценить эффективность использования ресурсов предприятия; кредиторам и поставщикам - необходимость и возможность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита и т.п.

Детальный анализ финансового состояния может проводить администрация предприятия, так как она имеет возможность использовать данные управленческого учета для принятия решений.

Следует отметить, что в определенных случаях для анализа финансового состояния предприятия недостаточно имеющейся только бухгалтерской отчетности, особенно для инвесторов. Поэтому П(С)БУ предусматривает составление примечаний к формам бухгалтерской отчетности, позволяющие внешним пользователям финансовой информации подробно ознакомиться с финансовым состоянием предприятия. Кроме финансовой отчетности используется информация, которая доступна только внутренним пользователям, то есть подразделениям и работникам предприятия. Каждый из них использует ту информацию, которая ему необходима для принятия соответствующих управленческих решений (табл. 10.2).

 

Таблица 10.2 - Информационные потребности основных пользователей финансовой отчетности

 

Пользователи отчетности                             Информационные потребности
Инвесторы, владельцы Приобретение, продажа и владение ценными бумагами. Участие в капитале предприятия. Оценка качества управления. Определение суммы дивидендов, подлежащих распределению
Руководство предприятия Регулирования деятельности предприятия
Банки, поставщики и другие кредиторы Обеспечение обязательств предприятия. Оценка способности предприятия своевременно выполнять свои обязательства
заказчики Оценка способности предприятия своевременно выполнять свои обязательства
работники предприятия Оценка способности предприятия своевременно выполнять свои обязательства. Обеспечение обязательств предприятия перед работниками
Органы государственного управления Формирование макроэкономических показателей

 

Итак, руководителю финансового отдела важно знать реальную оценку деятельности своего предприятия и его финансового состояния, руководителю маркетингового отдела нужна своя информация для разработки стратегии выхода на рынок и т.п.

Финансовая отчетность обеспечивает такие информационные потребности пользователей:

- По приобретению, продаже ценных бумаг и владения ими;

- Участия в капитале предприятия;

- Оценка качества управления;

- Оценки способности предприятия своевременно выполнять свои обязательства;

- Обеспеченности обязательств предприятия;

- Определение суммы дивидендов, подлежащих распределению;

- Регулирование деятельности предприятия;

- Принятие других решений.

    

Дата: 2018-11-18, просмотров: 241.