Костюму. Будем знакомиться с соседом слева.
Преподаватель знакомится с одним из учеников. Потом этот ученик
знакомится со своим соседом слева и т.д. Выполняется в быстром темпе.
Образец: - Добрый день!
- Добрый день.
- Меня зовут Людмила Александровна. Моя фамилия Кузнецова. А как
вас зовут?
-…
- Я преподавательница. А кем вы работаете?
-…
б) Скажите, что вы узнали о своём соседе .
Упражнение на трансформацию диалога в монолог.
Образец: - Это Сергей Иванович. Его фамилия Петров. Он инженер.
Узнайте у соседа о его семье.
Образец: - У тебя есть сестра? Как её зовут? Кем она работает?
Упражнение учит самостоятельному связному высказыванию.
Слушайте и тихо читайте.
Диалог даётся в звуковом исполнении в обычном темпе речи, чтобы
учащиеся могли привыкнуть к русской речи. Вариант упражнения: чтение
диалога по ролям.
- Мария Ивановна! Рад вас видеть!
- Здравствуй, Александр. Я тоже рада. Что это?
- Это фотографии.
- Кто это?
- Это я. А это моя девушка.
- Как её зовут?
- Её зовут Нина.
- Она тоже студентка?
- Нет, она менеджер.
- Хорошая девушка и хорошая профессия.
Спросите у соседа, как он думает.
- Мария Ивановна – это имя или фамилия?
- кто старше Мария Ивановна или Александр?
- Александр – это он или она?
- кто на фотографии – Александр или Нина?
В этом упражнении одна реплика ученика уже дана (вопрос), вторую
реплику (ответ) надо лишь выбрать. Но для выполнения необходимо понять
прочитанный диалог и найти правильный ответ. Вариант упражнения: не
читать вопрос вслух, а прочитав про себя, повторить его, глядя только на
собеседника.
Скажите, соответствует ли эта информация информации
Диалога.
В этом упражнении проверяется понимание текста-диалога, а также
умение довольно быстро построить высказывание, исходя из заданного
текста. Вариант упражнения: один учащийся строит высказывание в виде
вопроса, другой подтверждает или опровергает высказывание.
Мария Ивановна – менеджер. Нина – преподавательница. Александр –
студент. На фотографии - Мария Ивановна. Она девушка Александра.
Менеджер – хорошая профессия.
15. Расскажите, что вы узнали об Александре и Нине .
Трансформация диалога в монолог.
Составьте новый диалог по образцу упражнения 12. Измените
информацию о Нине (например, она сестра Александра, студентка)
Учащиеся строят своё высказывание, внося измененные или неизменённые
реплики
Принесите на занятие свои фотографии и расскажите о себе и
Своих друзьях.
Реальная речевая ситуация. Она предполагает как монологическое
высказывание, так и диалог, когда учащийся будет отвечать на вопросы
товарищей. Затем можно попросить другого учащегося рассказать о том,
что он узнал о своём товарище.
Второй сертификационный уровень владения русским языком
Фрагмент урока по обучению говорению
Ролевая игра «Поговорим о детективах»
Тема: Выяснение точки зрения собеседника. Изложение собственной
точки зрения. Выражение согласия, несогласия
Цель урока: - научить
· вести диалог, выступая в разных коммуникативных ролях
(говорящего, слушающего), учитывая коммуникативные цели партнёра, его
личность и его предполагаемую реакцию;
· адекватно реагировать на реплики партнёра;
· с опорой на прочитанный текст строить монолог с
коммуникативно-заданной темой;
· передавать содержание чужой речи с разной степенью полноты;
· строить собственное речевое произведение;
· участвовать в дискуссии, выясняя точку зрения партнёра, излагая
собственную точку зрения, выражая согласие / несогласие.
Ход работы:
·
· предъявление текста-полилога, содержащего
речевого этикета;
· работа с таблицами;
· закрепление изучаемых средств в упражнениях;
проведение дискуссий.
изучаемые
нормы
Вводное слово преподавателя
Во вводном слове преподаватель предлагает поговорить о том, какие
книги мы любим читать. Он сообщает, что среди студентов другой
группы уже обсуждали этот вопрос, и предлагает прочитать, как
проходило обсуждение. Чтобы было интереснее читать, на уроке
распределяются роли, исходя из списка действующих лиц. Каждый
учащийся выбирает тот образ, который ему нравится.
Действующие лица:
Студенты:
Андрей - пессимист, сомневающийся во всем, в том числе и в самом
себе;
Оля - оптимистка, она считает, что из всех ситуаций есть выход;
Маша - романтичная девушка, которая верит во все чудесное,
необычное, мечтает о большой любви;
Петя - ироничный молодой человек, любит развлечения, относится к
жизни легко;
Преподаватель - Владимир Александрович.
1. Прочитайте полилог. Подчеркните средства выражения:
а) выяснение точки зрения, б) изложение собственной точки
зрения, точки зрения собеседника, в) согласие и несогласие.
Полилог предъявляется два раза. Первый раз учащиеся читают его вслух по
ролям, второй раз – про себя, выполняя задание. При первом чтении
необходимо обратить внимание на лексико-грамматические трудности
текста, остановиться на употреблении "да / нет".
Оля: - Петя, почему ты не готовишься к экзаменам? Что ты читаешь?
Опять детектив?
Петя: - Да, детектив. Очень интересная книга. Не могу оторваться.
Оля: - Не понимаю, как ты можешь увлекаться этими книгами. На
мой взгляд, это несерьезная литература. Она мало что дает для интеллекта.
Ты, конечно, думаешь по-другому?
Петя: - Ты не права, Оля. Когда я читаю детективы, моя голова
отдыхает. Я думаю, это полезно, особенно перед экзаменами. По-моему,
Андрей такого же мнения. Как ты считаешь, Андрей? Кто прав, я или Оля?
Андрей: - Я, пожалуй, согласен с Олей. С моей точки зрения,
детективы - вредная литература. В этих романах всегда добро побеждает
зло. Зло всегда наказывается. А в жизни часто все наоборот. Поэтому, у
меня такое мнение: детективы уводят от жизни. А жизнь нелёгкая штука!
Маша: (подходит) - Привет! О чем спорите? Готовитесь к экзамену?
Оля: - Да нет. Вот спорим о детективах. Петя считает, что детективы
помогают ему отдыхать, а Андрей думает, что детективы далеки от нашей
нелёгкой жизни. А я уверена в том, что надо не детективы читать, а к
экзаменам готовиться!
Андрей: - А как ты относишься к детективам? Согласна со мной?
Маша: - Нет, Андрей, ничего подобного. По-моему, как раз
наоборот, детективы - прекрасная литература. В них всегда есть красивый,
сильный герой, который борется за справедливость. Один против всех.
Мне кажется, что в жизни я обязательно встречу такого героя.
Андрей: - Тебе придется долго ждать.
Маша: - Тебе кажется, не встречу? А я так не думаю. Обязательно
встречу.
Андрей: - Сомневаюсь.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 275.