уметь:
·
·
·
·
·
·
достигать определённых целей коммуникации в ситуациях с высокой
степенью заданности параметров с обязательным использованием
набора разнообразных языковых средств (синонимия, антонимия) в
соответствии с предложенным заданием;
достигать определённых целей коммуникации в любой из сфер общения с
учётом различных социальных и поведенческих ролей в диалогической и
монологической формах речи;
организовать свою речь в форме диалога, полилога, осуществлять тактику
речевого общения, свойственную организатору коммуникации, имеющего
своей целью регулирование межличностных отношений, организацию
трудового или учебного процесса; удерживать инициативную роль в
диалоге, обеспечивать психологический комфорт, вербально выражая
коммуникативную задачу, подхватывать и развивать мысль собеседника,
добиваясь достижения коммуникативной цели;
продуцировать монологические высказывания, построенные на
взаимопроникновении основных функционально-смысловых типов речи с
преобладанием рассуждения, а также использованием описания и
оценки;
использовать для построения дискурса стилистические средства,
адекватные ситуации общения;
отстаивать собственную позицию в условиях свободной беседы в рамках
предлагаемой тестирующим темы, связанной с обменом мнениями по
морально-этическим проблемам.
Б. При диалогической речи:
Тип текста: диалог, регулирующий конфликтную ситуацию; диалог в
условиях отстаивания своего мнения.
Тематика текста: актуальна для официально-деловой и социально-
культурной сфер общения.
Количество реплик: от 6 до 10 и более.
Время беседы: 5—15 мин. (в зависимости от задания).
А. При монологической речи:
Тип текста: монолог смешанного типа, включающий разные
функционально-смысловые типы речи (с преобладанием рассуждения) и
оценку.
Тематика текста актуальна для социально-культурной и социально-
бытовой сфер общения.
Время звучания монолога: 6—7 мин.
Объём продуцируемого текста: в зависимости от типа задания.
Материалы по обучению говорению
Базовый уровень владения русским языком
Фрагмент урока по обучению говорению
Цель урока – научить:
· понимать высказывания собеседника, определять его
коммуникативные намерения в пределах минимального набора речевых
ситуаций «Знакомство»;
· адекватно реагировать на реплики собеседника, используя
элементы речевого этикета;
· инициировать диалог с правильной интонацией, выражать
коммуникативные намерения по данной теме;
· самостоятельно продуцировать связные высказывания в
соответствии с темой «Знакомство» и коммуникативно заданной установкой;
· строить монологическое высказывание репродуктивного типа на
основе текста-диалога.
Занятия по русскому языку как иностранному в России могут начинаться
после непродолжительного обучения учащегося на родине. Он приезжает,
уже зная алфавит и владея знаниями, умениями и навыками на
элементарном уровне.
Ход работы:
· упражнения на наблюдение, подстановочные, комбинационные,
трансформационные, ситуативные с использованием средств наглядности;
· работа с текстом-диалогом.
На элементарном и базовом уровнях владения языком задания к
упражнениям могут формулироваться на двух языках. Однако более
рациональным представляется, чтобы преподаватель проговаривал
каждое задание по-русски.
Скажите, как меня зовут?
Преподаватель коротко рассказывает о себе, и этот рассказ является
эталоном с точки зрения содержания и языковой формы. Имя, отчество и
фамилию преподаватель пишет на доске и повторяет его. Например,
- Добрый день! Меня зовут Людмила Александровна. Моя фамилия
Кузнецова. Я ваша преподавательница русского языка. Я рада с вами
познакомиться. Вы запомнили, как меня зовут? Как моя фамилия?
В этом упражнении отрабатывается чтение с доски и правильное
произношение имени, отчества и фамилии преподавателя.
А как вас зовут?
Можно на доске написать «Как вас зовут?», «Как ваша фамилия?» и
«Меня /вас / её / его зовут»… Особое внимание следует обратить на
последнюю конструкцию, в начале которой стоит местоимение в
винительном падеже, затем глагол в 3-м лице множественного числа, а
потом имя в именительном падеже. Преподаватель обращается к каждому
из учащихся с просьбой назвать себя. Вариант задания: учащиеся по цепочке
задают вопрос.
Необходимо также обратить внимание на этикетную форму при
знакомстве: «Рад / рада с вами познакомиться», «Очень приятно».
Дата: 2018-11-18, просмотров: 318.