Ведения диалога или монолога в зависимости от уровня
Владения языком
Учащийся на разных уровнях владения языком в зависимости от
степени адаптации умеет или может:
А1
А2
дескриптор отсутствует;
пользоваться хорошо заученными простыми
фразами, заменяя в них некоторые лексические элементы
61
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент
по языковой политике, Страсбург. Совет Европы (французская и английская версии), 2001; МГЛУ (русская
версия). 2003, 2005. С. 122–124.
в зависимости от обстоятельств;
изменять заученные фразы путём
перестановки элементов высказывания;
простейшей
В1
В2
С1
С2
выбрать наиболее адекватное из имеющихся в его
распоряжении средств языка для общения в нетипичных
трудных ситуациях,
изложить свои мысли, свободно используя широкий
спектр простых языковых средств;
переключиться на другой регистр общения; умеет
гибко реагировать на изменения в теме, направленности,
тоне разговора; при необходимости может
перефразировать высказывание;
адаптировать своё высказывание, меняя языковые
средства применительно к ситуации и личности
собеседника;
см. уровень В2;
свободно использовать языковые средства для
выделения наиболее важной информации, устранения
двоякого толкования; может легко перестроить своё
высказывание с учётом ситуации, личности собеседника и
т.д.
Учащийся при ведении диалога может или умеет:
А1
А2
В1
В2
дескриптор отсутствует;
привлечь к себе внимание собеседников,
владеет простейшими способами начала,
поддержания и завершения короткого разговора; может
начать, поддержать и закончить простой разговор;
начать, поддержать и закончить простой разговор
на знакомую или интересующую тему;
найти подходящую фразу для привлечения к себе
внимания и вступить в дискуссию на известную тему;
выбрать подходящий момент для вступления в
дискуссию, использовать для этого адекватные языковые
средства;
начать и поддержать разговор, соблюдая
очередность высказывания, и закончить его, исходя из
своих потребностей, хотя это может нарушить общий
ход беседы;
использовать стандартные фразы (например, «Это
очень интересный вопрос»), позволяющие выиграть время
для обдумывания высказываний;
С1
С2
из широкого спектра языковых средств подобрать
необходимые выражения, позволяющие попросить слово,
выиграть время для обдумывания дальнейшего
высказывания на время выступления;
см. уровень С1.
На занятиях по обучению дилогической и монологической речи
преподаватель учит учащегося логично, последовательно и правильно
развивать тему высказывания. Его учащийся на разных уровнях
владения языковыми и речевыми навыками и умениями может при
развитии темы:
А1
А2
В1
В2
С1
С2
дескриптор отсутствует;
изложить содержание истории, дать описание чего-
либо в виде простой последовательности предложений;
довольно бегло и последовательно изложить
основные пункты простого описательного или
повествовательного текста;
чётко и понятно построить высказывание
описательного или повествовательного характера, более
подробно осветить отдельные моменты, иллюстрируя
примерами;
построить сложное, хорошо структурированное
высказывание описательного или повествовательного
характера, подробно осветить отдельные моменты,
логично закончить высказывание;
см. уровень С1.
Условием сформированности навыков и умений является
целостность и связность речи учащегося при построении
высказывания. На разных этапах обучения учащийся может и
умеет:
А1
А2
В1
В2
С1
С2
пользоваться простейшими союзами для связи слов и
словосочетаний;
пользоваться простыми союзами для объединения
групп слов в предложение;
изложить содержание истории, дать описание чего-
либо в виде последовательности простых предложений,
используя для их связи наиболее часто встречающиеся
союзы, союзные слова и т.д.;
логично и последовательно расположить несколько
простых коротких элементов высказывания;
строить ясные, логичные высказывания, пользуясь
определённым набором средств связи, однако более
продолжительные высказывания могут быть
недостаточно логичны;
чётко и ясно передать отношения между
элементами высказывания с помощью разнообразных
средств связности;
хорошо владеет средствами организации
высказывания, может создавать понятные, логичные
тексты с чёткой структурой;
создавать целостные и связные тексты, свободно
используя разнообразные текстовые модели и широкий
спектр связующих средств.
При формировании коммуникативной компетенции говорения
необходимо руководствоваться требованиями, сформулированными в
Государственных образовательных стандартах и тестах, и учитывать
уровни владения языком.
Преподаватель, работая в аудитории, должен ориентировать
учащихся на уровни владения навыками и знаниями и требования,
которые разработаны в Государственных образовательных стандартах
и типовых тестах, утверждённых для вузов России.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 325.