языкового образования школьников
Каждый регион страны отличается от других своеобразием исторического развития, специфическими природными условиями, социально-демографическим составом населения, особенностями языка, культуры, быта, духовной жизни. Поэтому в формировании знаний и умений подрастающего поколения естественна опора на местный фактический материал, связанный с условиями среды обитания того района, края, в котором живут учащиеся.
В настоящее время созданы благоприятные условия для использова- ния местного материала в практике школьного преподавания в связи с вы- делением национально-регионального компонента. В пояснительной запис-
ке к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным пла- нам для общеобразовательных учреждений Российской Федерации указано, что часы национально-регионального компонента могут использоваться для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных обра- зовательных модулей, спецкурсов и практикумов.
Учебный предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в плане формирования регионального компонента. Региональный компонент предполагает учет местных особенностей в содержательной части каждого школьного предмета, а изучением местных особенностей занимается краеведение. Следовательно, проблема регионализации языкового образования может быть решена за счет использования краеведческого материала.
В современных словарях школьное краеведение определяется как
«образовательно-воспитательная работа, выражающаяся в ознакомлении учащихся на уроках и во внеклассной работе с природными особенностями, промышленностью, сельским хозяйством, социально-экономическим, исто- рическим и культурным развитием края, республики, области, района, го- рода, села, микрорайона» [ССП 2001: 356]. Основная цель краеведения – систематическое и всестороннее познание учащимися родного края в про- цессе учебной, внеурочной и внеклассной работы.
Краеведческая работа должна занимать одно из приоритетных мест в деле воспитания молодого поколения, приобщения их к духовным цен- ностям прошлых поколений, воспитания любви к малой родине. Именно краеведение, по образному выражению Д.С. Лихачева, способствует
«формированию нравственной оседлости населения, чувства Родины» [Лихачев 1999: 124].
Воспитание языковой личности на краеведческом материале требует поиска новых подходов к изучению родного языка. «Подход – главное стратегическое направление, которое определяет все компоненты системы обучения: его цели, задачи и содержание, пути и способы их достижения, деятельность преподавателя и ученика, технологии и приемы обучения, критерии эффективности образовательного процесса, систему контроля» [Обучение русскому языку в школе 2004: 40]. Средством регионализации языкового образования является краеведческий подход, под которым, вслед за В.Е. Михайленко, мы понимаем «управляемый процесс овладения учащимися русским языком, в котором происходит ознакомление с природными особенностями, промышленностью, сельским хозяйством, социально-экономическим, историческим и культурным развитием края» [Михайленко 2001: 173].
Для более точного определения лучше использовать термин лингворегионоведческий подход. По нашему мнению, лингворегионовед- ческий подход – это построение процесса обучения русскому языку на региональном материале. Реализация названного подхода позволит соединять понятия «язык» и «региональная культура», реализовывать целостную концепцию социокультурного образования, принципиально меняющую представление о содержании и целях образования в школе.
Успешность реализации лингворегионоведческого подхода зависит от использования методических принципов, которые должен учитывать учи- тель в процессе работы.
· Принцип доступности и учета возрастных особенностей учащихся.
Лингворегионоведческий материал должен соответствовать уровню развития младших школьников и их интересам. Содержание краеведческих сведений, предлагаемых учащимся, тематика и формы работы должны оп- ределяться с учетом возрастных особенной детей.
· Принцип систематичности и последовательности в изучении мате- риала.
Лингворегионоведческая работа должна носить систематический и комплексный характер и ни в коем случае не быть набором разрозненных сведений, сообщаемых учащимся. Кроме того, лингворегионоведческие объекты должны изучаться всесторонне и комплексно.
Применительно к урокам русского языка данный принцип предусмат- ривает следующее. Учителю, реализующему лингворегионоведческий под- ход, следует четко продумать поэтапное, по классам, введение краеведче- ских сведений в структуру уроков русского языка. Для этого нужно проду- мать так называемые «сквозные» лингворегионоведческие темы, отобрать лингворегионоведческую лексику и лингворегионоведческие тексты в соот- ветствии с темами.
В то же время необходимо подчеркнуть, что систематичность исполь- зования лингворегионоведческого материала вовсе не означает, что крае- ведческие сведения должны включаться в план каждого урока. Считаем, что целесообразно использовать лингворегионоведческий материал при изуче- нии каждого раздела с учетом грамматической, лексической, орфографиче- ской темы.
В настоящее время в краеведческой работе по русскому языку приня- то выделять два направления: общекраеведение (экстралингвистическое краеведение); лингворегионоведение.
Общее краеведение связано с использованием при изучении русского языка разнообразного местного экстралингвистического материала, т.е. не- языкового, отражающего природные и экономические особенности родного края, а также жизнь и быт местного населения, прошлое края, биографии выдающихся земляков и т.п. Таким материалом является лексика краевед- ческой тематики, а также краеведческие тексты, содержащие сведения о быте, традициях, обычаях края, известных людях Белгородчины и т.д. Ис- пользование такого дидактического материала будет способствовать фор- мированию краеведческих умений, позволяющих осуществлять речевую деятельность на родном языке применительно к культурному пространству края, региона, города.
Краеведческий материал следует изучать поэтапно, по определенным темам в каждом классе с тем, чтобы в последующих классах сведения по той или иной теме расширялись и углублялись. В качестве «сквозных» краеведческих тем можно использовать следующие:
· Белгородчина – наша малая Родина.
· Наименования жителей нашего края.
· Наши знаменитые земляки.
· Историческое прошлое нашего края.
· Символы земли Белгородской.
· История белгородских топонимов.
· Происхождение названий мелких географических объектов (микро- топонимы).
· Из истории названий рек Белгородской области.
Некоторые темы могут изучаться в течение всего курса русского язы- ка (например, темы «Наши знаменитые земляки», «Историческое прошлое нашего края»), другие – привлекаться эпизодически, в одном классе (на- пример, тема «Наименования жителей нашего края»).
Считаем, что важнейшим средством реализации краеведческого под- хода в практике школьного преподавания является краеведческий текст, со- держащий сведения о природных, экономических, культурных особенностях региона, края. Анализ краеведческих текстов, знакомство на их основе с язы- ковыми явлениями, орфографическими и пунктуационными правилами по- зволит успешно решать задачи регионализации языкового образования. Краеведческий текст, являясь формальной единицей обучения языку, стано- вится важнейшими средством воспитания. Именно на это ориентирует Кон- цепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе, где при- оритетным направлением обозначено «воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру».
Второе направление – лингворегионоведческое. Лингворегионо- ведение – самостоятельная отрасль, стоящая на стыке таких дисциплин, как этнолингвистика, этнокультуроведение, социолингвистика, этнография, основную задачу которой можно определить как изучение языковой среды определенного региона. Лингворегионоведение связано со сбором, обработкой и изучением местного языкового материала, и его основная цель – изучение истории края через факты языка, привлечение внимания обучаемых к фактам окружающей языковой среды, так как именно языковые факты нередко содержат богатейшую этнографическую и культурологическую информацию.
В учебном процессе лингворегионоведческий материал способствует успешному решению многих задач: он активизирует деятельность учащих- ся, помогает развитию их наблюдательности, воображения, мышления, обо- гащает их новыми конкретными представлениями, без которых абстракт- ные понятия и законы науки не могут быть осознанными.
Применение лингворегионоведения в процессе преподавания русско- го языка помогает разрешить педагогические задачи, стоящие перед учите- лем. Использование местного материала обогащает содержание объяснения учителя и придает ему конкретный характер. Лингворегионоведческий ма- териал способствует прочному закреплению полученных знаний, повышает
качество усвоения учащимися нового материала, облегчает последующую домашнюю и практическую работу над ним.
Образовательная ценность лингворегиоведения, по нашему мнению, состоит в том, что оно:
- способствует патриотическому воспитанию школьников посредст- вом изучения объективной действительности родного края – его природы, истории, культуры, искусства, национальных традиций и обычаев. Несо- мненно, что фундаментом патриотизма является любовь к своей «малой» родине, ее людям, природе;
- формирует конкретные представления об окружающей действи- тельности, тем самым поставляет объекты, доступные для непосредствен- ного наблюдения, изучения и исследования;
- помогает учителю вызвать у учащихся чувство нового, углубляет понимание причинной зависимости между новыми понятиями. Введение новых элементов в процесс обучения, в основу которого положен местный материал, способствует раскрытию признаков новых явлений, в результате чего степень усвоения учебной программы значительно возрастает;
- позволяет учитывать жизненный опыт учащихся. Важным источни- ком жизненного опыта учащихся является их непосредственное участие в краеведческой работе, изучение окружающей языковой среды, что ускоряет приобретение лингвистических знаний, формирование коммуникативных умений и навыков. Личный опыт учащихся, которым они обогащаются в процессе изучения краеведческих сведений, является важной основой раз- вития познавательных интересов, а также прочным фундаментом для ус- воения новых знаний.
Как отмечает Т.Ф. Новикова, «проблемы, связанные с использовани- ем регионального языкового и речевого материала при обучении русскому языку в школе, в последние годы приобрели особую актуальность… К со- жалению, проблемы эти в силу специфики материала решаются в каждом регионе автономно, и поэтому любые сведения об опыте из других регио- нов представляются весьма ценными, так как дают возможность сопоста- вить подходы к разработке регионального компонента, получить информа- цию о приемах и формах использования местного материала» [Новикова 2007:132].
На основе федеральной целевой программы «Русский язык» в некото- рых субъектах Российской Федерации были разработаны региональные программы, конкретные задачи решались в ходе их реализации:
– изучение особенностей речевого поведения различных социальных групп (Краснодарский край);
– этносоциологические исследования в области функционирования рус- ского языка в условиях многоязычия (Калмыкия, Бурятия, Челябинская обл.);
– мониторинг качества изучения русского языка в школе (Карелия, Калмыкия, Санкт-Петербург);
– разработка концепции языкового образования и подготовка экспе- риментальных программ по русскому языку для национальных учреждений (Карачаево-Черкессия, Адыгея, Башкортостан);
– введение русского языка в качестве регионального компонента в школе третьей ступени (Краснодарский край);
– другие мероприятия, в том числе проведение олимпиад разных уровней по русскому языку, подбор проверочных и тестовых материалов, издание словарей, подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы [Новикова 2007: 133].
Проблема национально-регионального компонента в преподавании русского языка уже получила некоторое освещение: выработаны теоретиче- ские основы содержания национально-регионального компонента (Е.А. Бы- строва, Т.С. Кудрявцева и др.), описаны пути реализации в условиях кон- кретных регионов России (национально-региональный компонент в кабар- динских и черкесских школах – А.К. Загаштоковым, в казахской школе – З.Л. Махсудовой, в калмыцкой школе – И.С. Немгтровой). Для средней школы разработаны программы по русскому языку с учетом изучения мест- ных языковых особенностей для отдельных областей России (программа Т.В. Майоровой для Тульской области, Л.К. Лыжовой для школ Воронеж- ской области).
Осмысление и определение национально-регионального компонента в основном проведено в контексте «язык и культура». Реализация нацио- нально-регионального компонента в обучении русскому языку осуществ- ляется путем целенаправленного включения материала, формирующего социокультурную компетенцию учащихся, – лексики, которая является тем уровнем языка, в котором наиболее эксплицитно выражаются особен- ности национальной культуры. Однако практически не используется со- циокультурный потенциал регионального языкового материала (диалект- ной лексики, региональной ономастики, языка регионального фольклора и т.п.), а также потенциал экстралингвистического краеведения. Объясняет- ся это тем, что не получило необходимого освещения содержание регио- нального компонента по русскому языку, связанного с формированием со- циокультурной компетенции.
Определенный опыт разработки и использования региональных про- грамм имеется и в Белгородской области. Так, для начальных школ Белго- родчины разработана программа «Социокультурное образование младших школьников (на региональном материале) в процессе изучения родного языка доцентами» [Демичева 2008].
Данная программа направлена на формирование социокультурной компетенции младших школьников. Программа предусматривает использо- вание различного регионального материала (краеведческого и лингвокрае- ведческого) на уроках русского языка по всем разделам общеобразователь- ного стандарта, во внеклассной работе с младшими школьниками. Допол- няется содержательная часть предмета «Русский язык» сведениями по ре- гиональной ономастике, диалектологии, региональному фольклору.
Программа предполагает организацию наблюдений учащихся за язы- ковыми особенностями региона, обогащение словаря учащихся лексикой краеведческой и лингвокраеведческой тематики, формирование умений и навыков использования такой лексики в собственных высказываниях, в раз- личных коммуникативных ситуациях.
Программа адресована учителям начальных классов, студентам, по- лучающим специальность «педагогика и методика начального образова- ния», преподавателям методики русского языка.
Программа состоит из пояснительной записки, собственно програм- мы, приложения, списка использованной литературы. В пояснительной за- писке авторы говорят об актуальности создания данной программы, харак- теризуют федеральный и национально-региональный компоненты. Цель предлагаемой программы – формирование социокультурной компетенции младших школьников посредством использования регионального материала на уроках русского языка.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с региональными языковыми особенностя- ми, с региональной ономастикой;
- изучить лингвистические явления на региональном материале;
- обогащать речь младших школьников местным языковым материа- лом, ценным с лингвистической и культуроведческой точек зрения;
- научить младших школьников анализировать краеведческие тексты;
- воспитывать интерес и бережное отношение к языку родного края;
- воспитывать средствами предмета «Русский язык» патриотические чувства учащихся, любовь к своей малой родине, ее истории и культуре;
- развивать познавательный интерес к предмету «Русский язык», стремление самостоятельно добывать знания, формировать навыки научно- исследовательской работы.
В результате обучения русскому языку по предлагаемой программе младшие школьники должны знать:
- семантику слов краеведческой тематики, отобранных в региональ- ный компонент для усвоения и необходимых для написания изложений и сочинений о родном крае, для понимания фольклорных и художественных произведений о Белгородчине;
- названия населенных пунктов, рек, необходимые для понимания истории, географии, культуры края;
- биографические сведения об известных земляках (писателях, уче- ных, спортсменах, героях войны и труда);
- творчество местных писателей, произведения регионального фольклора;
- сведения о родном крае (история, культура, традиции и т.д.), полу- ченные на основе использования краеведческих текстов.
Уметь:
- толковать лексическое значение общеупотребительных региональ- но ориентированных слов, словосочетаний;
- правильно употреблять регионально ориентированные слова и сло- восочетания в соответствии с их лексическим значением в различных ком- муникативных условиях;
- анализировать тексты краеведческой тематики;
- самостоятельно строить высказывания на основе регионального ма- териала.
Кроме того, Программа нацелена на формирование умения учащихся пользоваться дополнительной литературой по языку, анализировать ее (словари, справочники, пособия); самостоятельно извлекать, собирать и анализировать местный языковой материал.
Программа, призванная обеспечить формирование социокультурной компетенции младших школьников, учитывает следующие общеметоди- ческие принципы современной лингвометодики: коммуникативный, когни- тивный, социокультурный.
Кроме того, при разработке программы учитывался краеведческий принцип, который предполагает изучение языка как средства отражения ре- гиональной языковой картины мира и предусматривает использование на уро- ках родного языка разнообразного краеведческого и лингвокраеведческого материала (текстов, лексики). Использование краеведческого материала по- зволяет рассматривать социокультурную компетенцию как систему знаний о региональной культуре, извлеченную из регионально маркированных языко- вых единиц. Социокультурная компетенция, формируемая на региональном материале, предполагает овладение краеведческими умениями, позволяющи- ми осуществлять речевую деятельность на родном языке применительно к культурному пространству края, региона, города.
Программа построена по линейно-ступенчатому принципу, который предполагает поэтапное знакомство с краеведческим материалом. В каждом классе изучается краеведческий материал, затем сведения по данной теме расширяются и углубляются.
Программа уже получила широкое распространение в школах Белго- родчины.
Для средних школ Белгородской области разработана программа Т.Ф. Новиковой «Социо- и этнокультурный компонент региональных программ по русскому языку (для школ Белгородской области)» [Новикова 2004].
Программа состоит из введения, пояснительной записки, представле- на разделами и темами, реализуемыми как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Т.Ф. Новикова определяет пути реализации регионального компонента, описывает региональные уроки словесности. К программе имеются приложения, включающие планы-конспекты уроков социо- и эно- культурной направленности, образцы текстов для использования на уроках, программа факультативного курса.
Во введении автор подчеркивает, что «социо- и этнокультурное обра- зование, безусловно, актуально для современной школы, – это целый ком- плекс проблем: от проектирования и создания региональных образователь- ных программ, подготовки учебных пособий, методических рекомендаций для учителей и учащихся по сбору, обработке, описанию социально и ре- гионально значимого языкового материала, предложения технологических
и методических приемов введения этого материала в ткань современного урока – до описания конкретного опыта проведения уроков с использовани- ем текстов» [Новикова 2004: 6].
В пояснительной записке говорится о путях реализации регионально- го компонента, дается трактовка таких важных понятий, как общекраевед- ческая работа, социокультурный комментарий; определены цели програм- мы, концепция разработки специальных региональных программ.
Т.Ф. Новикова акцентирует внимание на особенностях организации урочной и внеурочной лингвокраеведческой работы.
Программа состоит из нескольких разделов.
Раздел. 1. Общая характеристика современного русского литератур- ного языка, его нормированность, место региональных языковых особенно- стей в системе русского языка.
Раздел 2. Диалектология. Черты южного говора, на которые следует обращать внимание при прохождении программного материала.
Раздел 3. Региональная ономастика и топонимика.
Раздел 4. Современная языковая ситуация и состояние речевой среды на территории области.
Раздел 5. Научно-исследовательская деятельность школ по изучению местных языковых особенностей. Работа по сбору и систематизация языко- вых фактов Белгородской области.
Особую ценность представляют разработанные Т.Ф. Новиковой кон- спекты уроков региональной направленности и программа факультатива, представленные в приложении.
В заключении автор подчеркивает, что региональные программы представляют интерес для методической науки. Они могут быть разверну- ты, конкретизированы, детализированы.
Несомненно, что включение лингворегионоведческого материала в структуру уроков русского языка будет активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать воображение, одновременно приобщая школьников к культурным, нравственным, эстетическим ценностям региона. Обращение к лингворегионоведческому материалу будет способствовать оживлению учебного процесса, создавать положительный эмоциональный фон обучения.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 923.