Называя по-разному пространство Родины, авторы выражают свое отношение к этому пространству. Через номинации пространства можно
проследить судьбу России, почувствовать и ощутить авторскую боль и пе- чаль, понять его гражданские и нравственные ценности.
Противопоставление двух номинантов «Родина» – «страна» («Те, кто делят державу на звенья/ Кто о Родине – «эта страна»). Общая эмоциональ- ная тональность, текстов о Родине – гневная, возмущенная, окрашенная бо- лью и горечью за порученный народ, за растерзанную «на клочья», на зве- нья, на куски» Державу:
Растерзали на клочья Державу, Разорвали её на куски.
Обращает на себя внимание в творчестве В. Молчанова, что его по- эзия отражает традиции декабристкой поэзии с её высоким гражданским пафосом и смелым призывом к социальному протесту. Соединение гнева, возмущения и гражданского пафоса рождает сложное чувство, с одной сто- роны, боли, любви, а с другой – гнев, возмущение.
В. Молчанов разделяет на отдельные пространства пространство Ро- дины: правительство – народ, силы, пытающиеся спасти Россию, и силы, уничтожающие её. Для тех, кто её спасает, Родина – это держава, мощное государство, которое всегда обладало мощным духовным и экономическим потенциалом. Автор с теми, кто пытается спасти Россию, а те, кто уничто- жает, для них она – страна-территория, которую можно разделить на куски и распродать.
Для «этих» – она не Родина, тем более не Россия-страна, имеющая многовековую историю, и не Держава – могучее государство. Для В. Молчанова принципиально и важно, что его Родина была Державой. У белгородских поэтов В. Молчанова и В. Белова особое отношение к России, отражающее сложную гамму чувств: горечь. Родина-страна для автора – это территория, которая является источником обогащения, Родина – Россия, Держава – это его Родина. Россия олицетворяет для него всё русское, рус- скую душу, культуру, а Родина-Держава – это его пространство, в этих двух сопряжённых пространствах Россия – Держава. Автор был бы счастлив, к нему бы вернулось чувство гордости, а чувство горечи оставило бы его.
Позицию автора в его текстах, обращённых к пространству Родины, можно определить как активное неприятие современной России, ощущение
«сильных мира сего» и боль за всё русское, за русский народ.
Высокий гражданский пафос характерен для белгородских поэтов И. Чернухина, В. Белова и В. Молчанова.
Те, кто упивается властью – это враги России, но они зря ликуют:
Зря ликует нечистая сила,
Ей не выжить на злобе и лжи, Возродится держава – Россия Ну, а прочее все – миражи.
Авторское понимание будущего Родины трансформируется от расте- рянности, беспомощности до веры и убеждения:
Осталось лишь смутная вера В спасение русской души…
Сумеет ли Русь моя выжить, Воспрянет ли Русский наш дух..? Россия празднует победу,
Свою победу над собой.
Пространство Родины представлено практически у всех белгородских поэтов.
В поэзии П. Савина оно является частотным, его пространство боль- шой Родины чаще всего представлено как Родина малая. Для названия про- странства Родины он использует номинант «Россия» – «Держава». Частот- ным является номинант «Россия». Россия для него это настоящее Родины. Тональность его стихов существенно отличается от стихов, сопряженных с тем же пространством у В. Молчанова и В. Белова: в них нет практически патетики, пафоса.
В них нет громкости, это боль, печаль вполголоса. По мнению И. Чернухина «эта тихость в лирике П. Савина, как молния, так иногда ослепит и обожжет тебя, что в глазах слёзы, а по телу мурашки» [Савин, 2009: 9].
Выбор номинанты проясняет содержательную наполненность про- странства Родины. В заглавиях текстов и в самих текстах номинант Россия:
«Со мной Россия», «Дума о Родине».
Для П. Савина важна современная Россия, он не делает экскурса в да- лёкое прошлое, только Россия 40 гг. – конца 20 века и начала 21 века. Она для него не ретроспективна, а современна.
В своей современной России он не бунтарь, а гражданин, говорящий тихо, но с болью и печалью. Сын земли Русской так позиционирует себя ав- тор, Родина для него матерь-Россия; он находится в центре этого простран- ства, болезненно ощущает боль потерь:
Пусть будет тихий труд не в силу, И боль потерь не по плечу,
Но с бедной матерью Россией Я никогда не разлучусь.
Для автора Родина – мать и мама – это самые близкие и дорогие «су- щества»:
Когда я в путь рассветной ранью Ушёл не детскою тропой,
Она мне слёзы вытирала Шершавой маминой рукой.
Она, т.е. родина, оживлена, персонифицирована, для него она мать, матерь, он её сын. В тексте «Со мною Россия» затрагивается тема совре- менной России: «бедная матерь-Россия». Что же происходит на этом про- странстве. Лексема «бедная» употребляется в значении страна со сложной, несчастливой судьбой. В тексте «Думы о Родине», где само название опре- деляет позицию автора в тексте – он размышляет о судьбе своей Родины, ищет истоки этой беды: он чужой в этой стране, так как не принадлежит к
сильным мира сего, Россия разрушается, в ней пусто без русской души,
«стынут деревни», и «прячутся хаты испуганно»: Все по частицам утрачено, Вместе с потерей страны,
Знать нам судьбой предназначено Быть под пятой Сатаны.
Образ Сатаны, сатанинского правительства уже возникал у В. Молчанова. Родину продают «тати за лом алюминия», а после войны бы- ло иначе, автор с болью и гордостью напоминает всем:
Мы так Россию поднимали, Чтоб космос увидеть смогла.
П. Савин создал свой образ России, выстраивая семантическое про- странство: его Россия «гостеприимна и тепла» и «до слёз таинственно ми- ла». «Нежность до слёз» – так можно определить основное эмоциональное состояние автора. Таинственность – это русская душа, русский характер, они должны быть сохранены. П. Савин обращается к такой нравственной категории, как долг перед Родиной, он сын её, в трудную минуту находя- щийся со своей Родиной:
А можно ли, можно оставить, Свой дом и родную страну.
Забыть её доблесть и славу, И правду её, и вину?
П. Савин задаёт риторический вопрос-утверждение, подразумевая, что он никогда не оставит своё родное пространство. Образ Родины навсегда, по утверждению автора, «впрессован в память и с памятью вместе умрёт».
Обратимся к творчеству Г. Островского. Пространство Родины у по- эта Г. Островского названо Россия. Открыто он обращается к гражданской тематике нечасто. Образ Родины возникает у него в текстах «Россия», «Ро- дина», «Что же дальше с нами будет», «Ах волюшка, ты воля…». Для авто- ра Родина – это бесконечные небесные и земные просторы, но просторы
«больные». Вновь звучит тема «больной России», которую «обнимает су- мрак дымный и летучий». Автора волнует будущее Родины, его детей и внуков, оно призрачно, сумрачно. Выстраивая ценностную шкалу, автор осмысливает причину Русской болезни – это тать, всё чуждое для России, засилье другой культуры, уничтожение Русской культуры. Его Россия мо- лится. Вновь возникает эпитет «бедная», т.е. Россия-страдалица и печаль- ница, обращающаяся к Богу:
И молится бедная наша Россия, И свет пылает в церквах…
Как и у В. Молчанова, возникает образ России, распятой на кресте, страдающей и кающейся:
Суть лукавые витии Оскверняют дали те, И приветливую Россию Распинают на кресте.
Важное для автора в этом русском пространстве – это свет русской ду- ши, состоящий из света Божественного и наполненный им. «Пресветлая» – так поэт характеризует русскую душу.
Г. Островский анализирует причины этой русской беды. И он не оди- нок в своих выводах:
– сребролюбие лихое (власть денег);
– ироды из тьмы восстали (сатанинское правительство);
– осквернение всего;
– молчание православных сынов.
Но печаль его – это святая печаль православного сына России, и ветер – символ стихии («Только ветер бьёт ночами»), и колокол – символ всего русского, православного, возвращения к вере и обновление – это спасение для России. Блоковская тоска врывается в его пространство – Родины; он вступает в диалог с «далью Российской земной», ощущая «беспросветную беду». Индивидуальным у Г. Островского является то, что он видит причи- ну этой «беспросветной беды» в самой России:
Что же ты моя родная Не сгораешь от стыда?
Для России – это бездуховное пространство, утратившее всё земное, т.е. нравственные ценности, оттого автор испытывает боль и тоску:
Так зачем на сердце ранишь И куда – во мгле людской – Ты меня ещё заметишь Бесприютною тоскою.
Главные ценностные ориентиры для Г. Островского – это воля, во- люшка и вера, величие родимой земли. Без этих трёх составляющих нет для него русского пространства. Автор выстраивает шкалу ценностей:
воля – безволие вера – безверие
величие – ничтожество
Семантическое пространство Г. Островского философично, говоря о Родине, он выходит в своих рассуждениях о Родине в аксеологическую плоскость – плоскость вечных ценностей: вера, воля, величие духа.
Россия для него – это самое важное пространство мировой цивилиза- ции; и здесь явна перекличка с А. Блоком:
А снег, крутя и воя, Ложится на поля, Ах, волюшка ты, воля Родимая земля.
Обратимся к творчеству М. Дьяченко. Пространство Родины пред- ставлено и в поэзии М. Дьяченко, он по своей гражданской позиции близок к И. Чернухину. Основной номинант, который использует этот автор для называния пространства Родины – это номинант – «Русь». Русь для него – это Русь православная – Русь святая, раскинувшаяся на немыслимых далях.
Для него Родина – «свет в оконце». Основные ассоциации, которые вызывает лексема Родина – это «праздничный пасхальный перезвон» и
«церкви»:
Вся в цветах, церквах – Как господи прости Русь!
О Русь! Немыслимые дали! До тебя подняться Дай мне сил.
Как индивидуальное в восприятии пространства Родины следует от- метить то, что для М. Дьяченко Родина является духовной высотой, к кото- рой автор стремится с чистыми помыслами и открытой душой. Высокие ду- ховные отношения связывают автора с Родиной, он её персонифицирует, преклоняется перед её духовным величием:
Я целую родины ладонь – Оживает музыка небесная.
Пространство Родины для автора ассоциируется с берёзой – символом земли русской, с облаком – символом высокой духовности, дорогой – сим- волом поиска истины.
В тексте «Россия, вспомни и обо мне» поэт выстраивает схему духов- но-нравственных отношений между ним и Родиной. Он ребёнок с чистой душой и помыслами, а Россия для него мать, она вспомнит о нём и «зашу- мит берёзкой тонкой». Россия для него защитница и спасительница для
«тревожных и одиноких» ей детей.
Поднебесная чистота его родины – это искренность, открытость. «Ро- няя капли слёз высоких», она не стихает и будет звать его. Русское про- странство – это духовное пространство, никто и ничто не может разрушить эту поднебесную высоту и чистоту. М. Дьяченко, обращаясь к русской ду- ховности, изменяет название пространства – «Русь», а не «Россия», когда светлое и радостное чувство наполняет его:
И я услышу, отзовусь.
Скажу, я болен был немного… Спасибо радость моя, Русь.
Берёза, облако, дорога.
Философское осмысление пространства Родины характерно и для по- эта С. Ташкова, который в своей поэзии прикасается к вечным человече- ским ценностям.
Он пытается понять и осмыслить духовное русское пространство, он ищет «путь к родному краю:
Смиренный странник, выхожу и таю Меж небом и землею нищ и наг,
Я блудный сын, а путь – к родному краю, И трудно сделать только первый шаг.
Он позиционирует себя как пасынок, судьба которого безразлична его Родине:
Для Родины пасынком был, и к тому же – С любовью сыновьей – не очень по пути.
Пространство Родины для него – это два начала: земное, в котором сейчас пустыня, т.е. отсутствие духовного, а второе начало – Небесная Рос- сия, одухотворённое пространство, которое осветит и спасёт Россию. Свет небесный, заполняющий Россию, мы находим в произведениях И. Шмелёва, который близок по духу поэтическому миру М. Дьяченко.
Как и И. Чернухин в тексте «Терпение», М. Дьяченко в тексте «Рус- скому» осмысливает, пытается понять русского человека. Два начала в рус- ской душе; с одной стороны, шутовство, возникает образ «хмельного шу- товства смех», а с другой, глубокая русская душа с мыслями о Боге и пла- чем «у безмятежья сердца своего».
Для каждого поэта Родина начинается с определённой доминантной ценности и существует в определённой ценностной шкале. Для А. Осыкова Родина начинается с деревни, сила России для него в крестьянстве. Вся си- ла духа, по словам А. Осыкова, в крестьянстве, в русском мужике:
Красой земною очарован, О сокровенном пел мужик,
Так русское родилось слово, Творился русский здесь язык
А. Осыков много раз возвращает к важнейшему компоненту русской культуры – к русскому языку, он создает оригинальное русское пространст- во, в котором обязательно должны сосуществовать: русский дух и русская речь:
Ведь человеческая речь, Народа плоть, его основа.
И чтоб Россию нам сберечь, Беречь родное надо слово.
Для этого автора русский язык – «это, нетленная мыслей нить, связы- вающая поколенья».
Русский дух рождён от земли русской – так считает поэт. Земля рус- ская рождает гениев и героев:
А сколько гениев, героев! Взрастило русское село!
Автор считает русское село с её устоями, традициями – главной силой земли русской, и А. Осыков задаёт риторический вопрос: «Зачем же разру- шать устои / У нас в привычку уж вошло?».
Этот вопрос обращен к каждому русскому человеку. Разрушение ус- тоев – это разрушение русской деревни, где, по мнению автора, начинается Россия. В русской деревне сила русского духа. Отчизна-мать вправе предъ- явить «укор» своему народу, который должен созидать и спасать русскую землю:
И если выйти на просторы, Где травами шумят поля, Почудится, твердит с укором Отчизна-мать сыра земля.
Сохранить и возродить русскую деревню для поэта – значит сохра- нить Русь. По своим ценностным ориентирам – это поэт-хранитель земли русской. Он призывает всех:
Храните русскую деревню – И Русь не кончится вовек!
К тексту «Вьётся вновь вороньё над Россией» А. Осыков берет эпи- граф из стихотворения Ю. Кузнецова: «Над русской славой кружит воро- ньё» и выстраивает интертекстуальный диалог о судьбе современной Рос- сии, которая оккупирована чужой культурой, чужими традициями – воро- нье, ищущее здесь богатства и жаждущее гибели всего русского. Главное зло для русского пространства – это засилье чуждых племён, навязываю- щих России все нерусское, залётную хищную нечисть, которая затмила на- век небосвод. России навязывают чужую культуру, чужие ценности:
Чужим поклоняемся идолам, В дурмане безверья живёшь,
И дьявольских глаз телевиденья Калечит твою молодость.
Он называет свою родину не Россией, а Русью Святой, возвращая чи- тателя к исконно русским ценностям: православию и русскому народу. Ав- тор занимает активную гражданскую позицию, призывая Русь собрать по- следние силы на битву со злом:
Распрями же мощные плечи, Православный, великий народ.
Гибель России автор воспринимается как гибель мировой культуры:
Русь погибнет – и свет не будет, Отстоит – мир Божий спасём!
Святая Русь, т.е. была мощь русского духа и народа, близка по своим духовным ценностям А. Осыкову. Он в себе чувствует чуткую русскую ду- шу. К тексту «Русской чуткой душою» он берёт эпиграфом строчку Н. Рубцова: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» и, конечно же, разделяет точку зрения Н. Рубцова на понимание сущности земли русской: это рус- ская душа и русская земля.
А. Осыков раскрывает перед читателем специфику русского характера, в котором причудливо сплетены: рабский хмель, шальная блажь, совесть – тайный дух народа и жажда жизни свободы». Любовь к земле родной – вот те доминанты русской души, которые спасли Русь в нелёгкую годину. В этом стихотворении вновь звучит призыв спасать современную Россию, воскресив Святую Русь и возродив Веру Православную:
Воскресай, Святая Русь, Наполняй мне душу силой, Верой в то, что сам спасусь Если будет жить Россия.
Специфическая особенность поэзии А. Осыкова при соприкосновении с пространством Родины проявляется в том, что автор – сын земли русской и Русь – это единое неразделимое пространство. Автор с болью и печалью пишет о том, что душа русская не предала Бога, а сложные и трудные испы- тания ворвались в русскую душу, но поэт безоговорочно верит, что с верой в сердце Русь не победить. Русь поругана, и это, по мнению автора, изо- щренная дьявольская месть. Кто этот дьявол? На этот вопрос автор даёт от- вет – это навязывание чужой культуры и ослабление Веры Православной. Но голос автора звучит уверенно и убеждённо; и эта уверенность неоспо- римых ценностей прошлого, подкрепляет за счёт форм: супина – не известь и аориста – Воскресе, которые придают патетику тексту:
Но русский дух вовеки не известь, И у народа не отнимешь Бога,
Пусть с верой в сердце все трудней дорога. Воскресе Русь!
Лети, благая весть…
А. Осыков для называния пространства Родины использует разные номинанты: Русь – Русь Святая – Россия. Эти номинанты употребляются с одинаковой частотностью, но имеют разную семантику.
За номинантом «Русь», как у всех белгородских поэтов, закреплен оп- ределённый временной пласт – это прошлое, наполненное определёнными духовно-нравственными ценностями.
Русь – великий русский народ, русский дух – православная вера – бо- гатая русская культура – великий русский язык, Россия – это настоящее, ко- гда земля русская может погибнуть, когда разрушаются основополагающие духовно-нравственные начала, когда порушены честь, разрушено понима- ние долга, ответственности.
А. Осыков – это автор, для которого характерны чёткие ценностные ориентиры. Это автор, творческое пространство которого имеет свои кон- цептуальные ориентиры: русский народ, одолевание жаждой жизни, свобо- дой и любовью к родной земле, наполненность православной верой.
Обратимся к творчеству А. Филатова. Поэт А. Филатов для названия пространств Родины использует номинанты: земля моя, Русь, «государство трав и первоцветов». Родина для этого поэта ассоциируется с трудолюбием, профессиональным талантом, с травами и первоцветом. Родина для него – источник вдохновения:
Лишь тогда я сеятель и пахарь, Лишь тогда я с думой о словах – Продолжаю книгу о лесах, Когда сохнет потная рубаха.
Поэт только тогда настоящий поэт, когда он чувствует, ощущает свою Родину:
Он с ней единый организм:
Зачем же только люди в непогоду Тебя хулят, невинную виня?
Земля моя одной со мной породы, Родившая для счастия меня.
В стихотворении «Я согласен, что слава – Родина» автор ведёт диалог с читателем и делится с ним своими мыслями о том, чем для него является Родина. Он чётко обозначает все ценностные ориентиры: Родина – это слава и доброта, боевые подвиги народа, слёзы и печаль, беда. Святость земли русской он связывает с героической историей России, с её славной историей:
Я согласен, что слава – Родина, Доброта наша Русская – Родина. И что блеск боевого Ордена – Это тоже святая Родина.
У каждого поэта своя Родина, своё пространство, заполненное автор- ским пониманием.
У Н. Молчана – это Родина-мать, к которой он обращается с прось- бой: «Прими меня за сына». Обращают на себя внимание множественные номинации пространства Родины: Россия, родная Русь, мать – Россия ма- тушка – Россия, кормилица – Россия, родная Россия, моя Россия. Тема Ро- дины является важной для поэта, он обращается к господу с просьбой – благословить Россию; сам текст, в котором звучит эта просьба, называется
«Благослови, господь, Россию». Основные ценностные ориентиры для этого автора – это трудолюбивый русский народ и его душа:
Благослови, прошу, господь, Россию В великом созидательном труде,
Чтоб стал народ добрее и счастливее, Хвалу и славу, чтоб вознёс Тебе.
Автор определяет основную русскую идеологему в тексте «Русская душа»: «Жизнь – Родине, честь – никому». Н. Молчан в этом тексте даёт подробную характеристику русской душе.
Анализируя современное положение России, что с ней сейчас, Н. Молчан подчёркивает, что Россия больна. Болезнь эта связана с тем, что его Родина теряет земную опору и свою суть. Земная опора для автора – это любовь и вера, светлая истина, которая зреет и плывёт по Российской земле, связана с верой православной и христианскими ценностями: терпением, прощением:
Мы просим прощенья у Бога За нас, за великий народ.
А дальше – прямая дорога Болезнь победит и вперёд.
В тексте «Жить в России без России в сердце», в тексте «Россия» Н. Молчан использует синонимический ряд номинантов. Три разных номи- нирования пространства Родины – Россия, Родина, Отчизна-мать – переда- ют полифонию чувств, которые испытывает автор. Каждое из обращений наполнено своим смыслом: Россия – это географический номинант, назы- вающий страну, Родина – это пространство, ассоциирующееся со всем тем, что происходит в жизни автора и его страны, а последний номинант Отчиз- на-мать указывает на отношение автора к своей Родине – она для него мать,
а он её сын, эмоционально воспринимающий всё, что происходит с его Ро- диной. Он готов всё отдать своей Родине:
Россия! Сердцу дорогая мать, Душой и жизнью я с тобою,
Твой путь – он мой, путь этот – свят, Мы справимся с любой бедою.
Белгородский поэт В. Лиманский для обозначения пространства Ро- дины использует номинанты: Россия, Отчизна, Русь, Святая Русь, традици- онно, как и все белгородские поэты, актуализируя в номинанте «Россия» настоящее, а в номинанте «Русь» – прошлое.
В. Лиманский находит свой субъективный способ «единения» с Роди- ной: у его Родины есть душа – это все духовные и нравственные ценности, при этом душа поэта, заполненная такими же ценностями, едина с душой Родины, у его Родины есть душа – это авторское открытие нового про- странства – пространства души у России. Метафоризация пространства приводит к персонификации образа России. Его Россия – одушевлённый персонаж, и этот персонаж – самый близкий для него. Без Родины он не нужен никому, и что самое главное – себе самому:
Не под силу никому на свете Наши души разделить межой. Без России я, что в поле ветер, Сам себе не нужный и чужой.
Главная беда России, по мнению автора, прежде всего в приоритете материальных ценностей над духовными, а в самом духовном простран- стве правит всем гордыня и зло, что может привести к разрушению земли русской.
В. Лиманский, рассуждая о причинах русской беды, выходит на про- блематику: ложь и правда.
Поэт демонстрирует своё авторское понимание пространства Родины: проживание в определённом пространстве не рождает автоматически при- вязанность и любовь к нему:
Жить в России без России в сердце, Что безбожьем душу загубить.
На земле русской, для которой изначально была присуща соборность, автор находится среди единоверцев, вросших духом в Россию.
Поэт относится к тем гражданам России, которые не смогут жить без неё; все духовно близкое здесь, в этом пространстве, хотя в другой стране и вольготней, и сытней. В другой стране всё чужое для автора, он находит метафористический образ «небо с овчинку». Этот образ имеет пространст- венную основу, за счет этого создаётся эффект сужения пространства, что приводит к ощущению отсутствия свободы и разрушению бескрайности и необъятности русского пространства. Нравственные доминанты не только обесценены, но и искажены: честному человеку сложно существовать и выживать в этом пространстве, теперешнем пространстве России:
И честный совесть гонит, как собаку, Чтоб не мешалась под ногами.
«Что может помочь России?» – задумывается автор. Вклиниваясь в политическое пространство, он призывает к объединению левых и правых, на разумной политической, экономической и духовной основе. Он считает, что необходимо смирение, так как гордыня способствует умножению сил зла. Лексема «гордыня» актуализирует в тексте несколько смыслов: горды- ня – смертный грех, гордыня – всё неразумное абсурдное, разрушительное:
Пора умнеть как левым, так и правым, Гордыней силы зла не множить.
Победа лжи иль беспощадной правды Больной России не поможет.
Спасти Россию могут вечные «консервативные» ценности: любовь, вера, терпение, добро – вот, что спасёт Россию. Новая Россия, как и для многих белгородских поэтов, не приемлема и чужда автору.
Автор открыто заявляет о том, что он скорбит о прежней России, не может найти себе места. Он винит себя и других в том, что Россия нищая и
«подаяния просит». Уничтожение России он сравнивает с вырубкой старого сада, что ещё плодоносит.
Каждый и сам автор виновен в том, что случилось. Процесс разруше- ния страны – это разрушение русской культуры и уничтожение русского народа. В. Лиманский виновников разрушения ищет не только вне про- странства Родины, но и в ней самой:
С верой в счастье разрушили мы Храм Любви и Надежды – Россию, А сегодня – заложники тьмы –
О спасении молим Мессию.
Россия для автора – это закрытое пространство (храм любви и надеж- ды), за разрушение которого «мы» несём ответственность. Очень точно ав- тор определил специфику русского характера в тексте «Не имя того, что люблю», это, с одной стороны, гордыня и вечные войны, а, с другой – пока- янье. Безудержное противоречие – это, наверное, и есть тайна русской души для В. Лиманского.
Россия для этого автора – храм и религия:
Моя религия – Россия,
И как алтарь родной порог.
Автор свято верит в Россию и хранит её в себе. Предназначение Рос- сии В. Лиманский видит в том, чтобы спасти мир, в этом великая миссия его Родины:
Святая Русь! Спаси, как нас спасала прежде, Себя и мир от чёрных сил!
Пространство «чёрных сил» идентично у белгородских поэтов: безве- рие, уничтожение доминантных ценностей русской культуры и «засилье чуждых племён», насаждающих свои ценности, которые для России не при- емлемы и опасны.
Все белгородские поэты обращаются к обязательной теме русской ли- тературы – «малая родина». У В. Белова одно из стихотворений называется
«Малая родина», в нем автор раскрывает содержание этого пространствен- ного уникума – «малая родина»:
А то тропой иль огородами По-над Хопром домой идёшь.
И даже здесь тоска по Родине, Хотя на Родине живёшь.
Родина – великая, необозримая… Она начинается с родины малой, с родной деревни, с отчего дома, с реки, что течёт «почти у порога» в камышах:
Исток ты мой, родина: Улица. Река…
Для В. Белова «малая родина» – это кольцовские места, где началось для него познание русской природы, где он впервые ощутил прохладу ка- зачьего Хопра. Малая родина – это Чигорик, хутор Замельничный, Борисог- лебск… С них началась великая и необъятная русская родина, Россия:
Я этот клок земли безмерной Восславить сызнова берусь, Мне без него б не петь наверно, Не углядеть родную Русь.
Малая родина для Белова – это зеркало, через которое проглядывается Русь-матушка.
Это аксиоматично: пространство Родины сужается для человека до пространства «малой Родины», места, где он родился или живёт. Для опи- сания пространства «малой родины» используются культурные или лингво- культурные факты, характерные для той или иной местности, сведения по истории края, репрезентируемые определённой системой языковых средств в тексте, авторством или содержанием связанные с родным географическим пространством («точечное пространство»).
Для создания пространственных реалий «малой родины» использует- ся прямое указание на конкретное место – название пространства. Белго- родские поэты используют для называния «малой родины» топонимы. То- понимический тезаурус создаётся за счёт топонимов, служащих для назва- ния городов, сёл, хуторов, деревень, посёлков, что позволяет «опознать» место рождения.
Для названия Белгородской области используется топоним Белогорье:
Белогорье… Поле отчее…
(В. Молчанов).
Кроме топонимов, используются метафорические названия, содержа- щие авторскую оценку – «Край мой белый» (И. Чернухин).
Одна из основных особенностей белгородской поэзии – это точная география «малой Родины», которая иллюстрируется названиями текстов. По этим названиям можно составить географический атлас Белгородской
области: «Томаровка», «Над Тихой сосной» (И. Чернухин), «Новая Тавол- жанка», «Муром», «Безлюдовка», «Вознесеновка» (В. Молчанов), «Везёл- ка», «Донец» (С. Постолов), «С берегов Донца» (В. Белов) и др.
В. Молчанов создаёт цикл стихов под общим названием «Русская ок- раина», заглавие каждого текста топонимично.
Белгородские поэты обращаются и к истории своего края. В их поэти- ческих текстах запечатлено основное историческое событие, связанное с Белогорьем – «Прохоровское сражение» В. Белова, «Прохоровка. 12 июля 1943 года» И. Чернухина и др. Особое место в создании историко- культурологического пространства занимает творчество И. Чернухина. Его поэма «Бел-город» – это документальная история Белогорья в стихах:
Застучали топоры
У горючей Бел-горы...
Культурологическое пространство у поэтов-белгородцев достаточно мощное. Оно складывается из общего и белгородского культурологическо- го пространства. Белгородские поэты обращаются к великим или знамени- тым русским поэтам и писателям: В. Белов – к Пушкину («Но завтра солн- це, день чудесный»). В его поэтических текстах оживают образы С. Есенина, Н. Некрасова, Н. Гоголя, Н. Рубцова. В. Молчанов один из сво- их текстов называет «Сергею Есенину». Этот автор обращается к поэзии не только русских поэтов, но пытается осмыслить и понять поэзию Гарсии Лорки («Гарсия Лорка»).
Для Г. Островского любимым поэтом является А. Блок, которому он посвящает текст «А. Блок». А. Блок для него поэт «недостигаемых тайн творчества» и «непостижимых истин». Этот поэт также пытается осмыс- лить гениально-мыслительную душу А. Пушкина и его величественное творческое дарование.
Поэт А. Филатов, которому по миропониманию и эмоциональному фону близок Н. рубцов, погружается в его поэтический мир и находит мно- го общего и близкого для себя у Н. Рубцова.
В стихах этого поэта присутствуют наши знаменитые земляки – есть посвящения «Щепкину», «Раевскому».
И. Чернухин ведёт диалог с Л.Толстым о смысле бытия – «У могилы Толстого».
Опознаваемо в поэтических текстах белгородских поэтов пространст- во быта, для которого характерны подробная детализация: В. Белов «По гвоздям сосед постукал – схоронили их двоих», «Рыбу брал, искал коренья, чтоб спокойны были сны», И. Чернухин «В больнице», «Учитель», «Убор- щица»:
В общежитии рабочем тихо –
Нет ни танцев, ни песен, ни лекций. Всем известно у старой Тихоновны Снова плохо сегодня с сердцем.
Центром бытийного пространства является пространство Дома. Это личное, индивидуальное пространство, в котором авторы живут и творят.
Для названия этого закрытого пространства традиционно используются но- минанты: дом, хата, изба, хижина. К описанию этого пространства обраща- ются все белгородские поэты. Специфично у белгородских поэтов то, что это пространство чётко координируется, оно максимально заполнено, а для его номинации используются частотно номинанты: изба и хата, что объяс- няется тем, что многие белгородские поэты из сельской местности.
И мчаться, мчаться без возврата, Туда, где целые миры
Вмещались в проходные хаты И в деревенские дворы.
(А. Филатов).
В поэтических текстах чётко выписаны координаты пространства до- ма: окно, порог, дверь; крыльцо.
Когда порог переступили И целовала хлеб ржаной – Какое новое светило
Взошло под солнцем и луной.
(А. Филатов).
Птица знакомая бьётся в окно, Крылья разбить не боится, Только окошко забито давно.
Долго не видело птицы.
(В. Волобуев).
Три белгородских поэта С. Постолов, В. Волобуев и А. Форов близки в описании «малой Родины». Для них она идентифицирована с простым русским человеком, живущим на русской земле. Они создают похожих пер- сонажей, у которых есть мудрости, возросшие из земли русской.
В. Волобуев в своей книге «Посиделки» выделяет цикл «Деревенские этюды», где описывает думы простых русских людей: бабы Дуси, бабы Мо- ти. Этот автор создаёт детализированную картину русского быта. Через лёгкую деревенскую иронию поэт высвечивает любовь автора ко всему, что связано с деревенским укладом:
Говорила, что под вечер, Под копной на берегу,
Будешь ждать, когда от речки Волны света побегут.
Второй цикл в этой книге назван «Мой неприметный хуторок», кото- рый есть начало авторских вдохновений и душевных исканий:
Когда судьба завертит лихо, Когда устанешь от дорог, Опять меня встречает тихо Мой неприметный хуторок.
В «хуторском» пространстве автор встретил свою первую любовь:
Я принес тебе белую лилию, Длинный стебель влача по траве, Благо лилий таких изобилие Разрослось на ночной синеве.
Поэт стал городским человеком, но он тоскует по своему хутору. Скошенное поле – это метафористический образ русской деревни,
разрушающейся и погибающей. Это разрушение вызывает у В. Волобуева печаль и тоску:
Всюду запустение, скошено и сгнило Всё, что возрастало, колос или храм, Лишь осталось поля вековая сила, Что ещё послужит неразумным нам.
А. Форов в своей книге «Боль» создаёт образ «тихого края» – своей малой Родины:
Окунусь в тихий край,
и как будто мне видится снова: сонный лес у реки,
деревушка с распахнутым лугом.
Образ поля русского – это главная доминанта пространства «малой родины», оно вдохновляет автора, заполняет его душу теплом:
Поле одинокое, Небушко широкое, Песня журавлиная, Да такая длинная.
А. Форов с особым теплом пишет о русской женщине и о природе своего края, куда автору хочется возвратиться – в свою Топлинку, Николь- ское, где осталась его юность, которая для него «Русь былинная»:
Почему меня тянет туда?
Может там моя юность осталась? Или там голубая мечта
В мое сердце навеки всосалась.
С. Постолов – это автор, который хорошо знает и глубоко любит рус- скую деревню, её людей и природу. Самые яркие художественный образы возникают в его стихах о «малой Родине». В них появляется изысканность и изящество:
Ляжет снег на землю крепко, Река вымерзнет до дна.
Словно сказочная репка – В небе вырастет луна.
Особую симпатию вызывают стихи о людях деревни, написанные ав- тором с большой любовью и горечью, с большой страстью и болью:
Ушёл на пенсию Егор, А был он – кузнецом.
Так завершился давний спор Логическим концом.
Я зримо помню с детских лет Багровых слов огни:
«У нас незаменимых нет!» Неправда, есть они.
Чётко идентифицируется в поэтических текстах белгородцев пейзаж- ное пространство, наиболее удивительное среди других пространств. Это максимальная узнаваемость возникает по названию и описанию водных пространств Белогорья.
Не случайно вторая книга стихов А. Гирявенко названа «У Тихой со- сны». Река Тихая сосна для А. Гирявенко – самое близкое и дорогое место на земле, она многоцветна, мозаична, манит к себе:
Взблескивая волнами в тумане сна, Словно рыбьей серебряной чешуею, Льётся речка Тихая сосна
Тихой речонкой под меловой горою.
А. Гирявенко – поэт с максимальной точностью детально исследует мир растений, знакомит читателей с белгородской фауной, которая в его стихах представлена подробно, живописно и многообразно:
Бродил я и кланялся весело Дубовикам крутобоким… Тмин, медовник, иван-чай Валятся с поклоном
Не цветы – зелёный чай, Чудный чай зелёный.
Пейзажное пространство Белогорья узнаваемо, прежде всего, когда автор обращается к доминирующей детали белгородского пейзажа – хол- мам, которые В. Молчанов удивительно нежно называет горушки.
Вдали не горы – горушки, А на речном мыске Утята чистят пёрышки, На маленьком брюшке.
Г. Островский свою поэму назвал «Белый холмик», который стал для него символом духовной высоты и чистоты:
И все дома –
Как будто вымерли вдали От обжигающего света, И выше не было холма, – И выше не было земли, Чем, неприкаянная эта…
Идентификаторами пейзажного пространства являются также сады, поля, просторы:
Ветер осенний крадётся по-лисьи, Холодом веет в садах,
Пока ещё осень и редкие листья, Дрожат на уснувших ветвях.
(В. Кобзарь).
Все белгородские поэты хорошо знают и любят русскую деревню, её людей, природу. В их стихах мы находим яркие поэтические краски, свежие художественные образы, им близки и понятны проблемы деревенской жизни.
Важно осознавать: современная белгородская поэзия – это своеобраз- ный и по-своему уникальный художественный мир, разумеется, эстетизи- руемый авторами, но имеющий тонкую и сложную взаимосвязь между тек- стом и затекстовой действительностью – прошлой и нынешней реальной жизнью нашего края.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 793.