Пространство – доминантная категория художественного текста. Ху- дожественное пространство является образной моделью действительности, формируется автором и является результатом его выбора, обусловлено оп- ределённой авторской установкой, жанром произведения, временем изо- бражаемого события, временем написания художественного текста, эстети- ческими приоритетами автора. Пространство Родины является тем про- странством, к которому обращаются с разной степенью частотности все белгородские поэты. Пространственная картина мира в наибольшей степени обнажает внутренний мир автора, помогает понять его душу, эстетические ценности и эмоциональный колорит. Пространство Родины – это сложное многогранное пространство. Оно ассоциируется, прежде всего, со страной, где автор родился, и с тем местом, где он родился (малая Родина). Отноше- ние к этим пространствам (Родина-страна и малая Родина), языковые спо- собы их представления определяют и раскрывают языковую личность авто- ра-творца, его гражданскую позицию.
Пространственная семантика текста связана с отображением в нём фрагментов реального мира, вписанного в общую или региональную карти- ну мира. Региональное пространство не только воспроизводится в поэтиче- ском тексте, а реконструируется, соотносясь с общим и региональным ис- торико-культурным контекстом. Исследование пространства Родины на ма- териале белгородской поэзии направлено на выявление региональных осо- бенностей восприятия и осмысления этого пространства.
Для описания пространства Родины определены параметры:
– номинация пространства;
– ценностные ориентиры;
– позиция автора.
Объектом исследования являются поэтические тексты белгородских авторов, у которых пространство Родины является доминантным или час- тотным.
Языковое творчество автора начинается с называния пространств (номинации пространства). Гражданская позиция белгородских авторов проявляется прежде всего в номинации пространства – «Родины», гражда- нами которой являются белгородские поэты – нейтральные номинации и экспрессивные номинации: Русь, Россия, отчизна-матерь-Россия, начальная и светлая Родина, милая Россия, земля моя родная, держава. Обращаясь к безграничному русскому пространству, белгородские поэты пытаются ос- мыслить прошлое и настоящее.
Поэты В. Молчанов, И. Чернухин, В. Белов в своих философских сти- хах пытаются разобраться, почему у России такая сложная судьба:
Что было тьмой навек украдено. Знать, всё под небом неспроста. Русь у разбитого корыта –
И нету чистого листа.
В. Молчанов, В. Белов и И.Чернухин занимают чёткую гражданскую позицию, создавая пространство Родины. Их поэзия публицистична, они решают широкий круг политических и гражданских проблем. Эти поэты всегда открыто выражают свою гражданскую позицию:
Размыто понимание Родина, Святая державная Русь.
(В. Молчанов).
С пронзительной болью они пишут о настоящем России: современная Россия для них – это разрушение русской культуры, утрата доминантных понятий русского этноса:
Позор найдёт мучителей России И тех, кто ей убийственно вредил.
(В. Белов).
Свою поэму В. Белов назвал «Святая Русь», выразив своё отношение к Родине. Эта поэма динамична по своей ритмической организации, что по- зволяет автору создавать разнообразный эмоциональный фон поэзии: от пе- чали до гнева, от боли до радости:
– Так стоя сирым Русь любить?
– Да, стоя.
Какою ей на свете быть?
– Святою.
Используя в последней двенадцатой главе диалог, автор делает ритм чётким, что усиливает эмоциональный накал поэмы.
Активная гражданская позиция В. Молчанова чётко ассоциируется с традиционными представлениями о России – Россия-мать:
Быть за Отечество в ответе, Священней долга я не знаю.
Я Родину не выбирал,
Как мать не выбирают дети.
И. Чернухин расширяет пространство Родины до единого славянского пространства в стихотворении «Славяне мы». Заглавие стихотворения два- жды повторяется в тексте, что обозначает ключевую позицию текста.
Этот экспрессивный приём усиливается пространственной позицией лейтмотивной фразы текста: она вынесена в отдельную строку, заканчи- вающуюся графемой многоточие, которая указывает на безграничную не- понятность и сложность такого этнического феномена, как славяне.
Славяне мы…
У нас в крови веки,
Одна судьба и крепость языка,
И Бог один, и крест для всех сродни. И даже песни у славян одни.
Пространство Родины заполнено характерными русскими персонажа- ми. Русский человек стоит в центре этого пространства. Уникальный по глубине и обобщённости русский характер создаёт И. Чернухин в стихотво- рении «А печали у русского нет»:
А на поле пластом упадёт И как волк зарыдает на воле
По судьбе перекатной своей, По земле, по её убиенным… Он простит за измену друзей,
Но себе не простит он измены.
Своё поэтическое предназначение поэты видят в обязательности со- хранения русской культуры, её святынь. Пространство русского духа обра- зуют эти поэты, и это отличает белгородскую поэзию от других регионов.
Обратимся к пространству Родины В. Белова. Для называния этого пространства В. Белов использует имена собственные: Русь, Россия и нари- цательные существительные: отчизна, держава.
Отчизна – (высок.). Отечество, родина. (Для берегов отчизны даль- ней Ты покидала край чужой (А.С. Пушкин) ) [Большой толковый словарь русского языка, 1998: 766].
Отечество – (высок.). Страна, где родился человек и гражданином которой является; родина. (Любить своё отечество. Служить Отечеству. Защита родного Отечества) [Большой толковый словарь русского языка, 1998: 745].
Держава – (высок.). Большая и могучая страна; наиболее крупные го- сударства, которые обладают большим экономическим и военным потен- циалом и играют главную роль в мировой политике и международных от- ношениях [Ожегов, 1990: 164].
Родина – 1. Отечество, родная страна. (Любовь к Родине. Защита Ро- дины). 2. Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь, возникнове- ния чего-нибудь. (Москва – его родина. Россия – родина пролетарской ре- волюции) [Ожегов, 1990: 680].
Русь – 1. Первоначальное название государственного образования восточных славян в 9 в. на реке Днепр. В 9 – 12 вв. Русью называли терри- торию Киевской Руси, в 12 – 13 вв. – древне-русские земли и княжества, с 13 – 14 вв. Русь разделяет на Белую (будущая Белоруссия), Малую (буду- щая Украина) и Великую (будущая Россия). 2. (высок. поэт.). О России. (Русь, куда же несёшься ты? (Н.В. Гоголь)) [Большой толковый словарь русского языка, 1998: 1134].
Россия – Государство, расположенное в Европе и Азии; страна, в ко- торой большинство населения составляют русские. Название возникло в конце 15 в. и до начала 18 в. употреблялось наряду с названиями Русь, Рус- ская земля, Московское государство, Русское государство, Российское цар- ство; с 1721 по 1917 г. – Российская империя; с 1917 по 1991 г. – Российская Советская Социалистическая Республика (за рубежом Россией называли всю территорию СССР); с 1991 г. по настоящее время – Россия или Россий- ская Федерация [Большой толковый словарь русского языка, 1998: 1129].
Страна – 1. То же, что государство. (Страна Советов. Капиталистиче- ские страны). 2. Местность, территория. (Южные страны. Сибирь – страна неограниченных возможностей. Страна чудес (в сказках). Неведомые стра- ны. Страны света – четыре главные точки горизонта: север, юг, восток, за- пад) [Ожегов, 1990: 770].
Общая сема, которая выявляется в этом синонимическом ряду, – стра- на, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит, в номинан- тах «Русь» и «Россия» актуализируется та же сема – национальной принад- лежности, культурологического аспекта – русский, россиянин (устар.).
Русские – восточнославянский народ, составляющий основное ко- ренное население России [Ожегов, 2006: 925].
Русский – относящийся к русскому народу к его языку, националь- ному характеру, образу жизни, культуре, а также к России, её территории, внутреннему устройству, истории [Ожегов, 2006: 925].
Россияне – 1. (Устар., обычно высок.). То же, что и Русские. 2. Общее название населения России [Ожегов, 2006: 919].
Применяя метод компонентного анализа, сущность которого можно определить как разложение значения на минимальные составляющие, эти минимальные составляющие образуют семную структуру слова. Из многих направлений компонентного анализа особенно перспективным представля- ется метод ступенчатой идентификации на основе словарных дефиниций, разработанный Э.В. Кузнецовой. Он заключается в последовательном све- дении слов-идентификаторов к словам с предельным значением на основе словарных дефиниций. Компонентный анализ важен при определении акту- ального смысла слова, т.е. того смысла, который коммуникативно обуслов- лен конкретной ситуацией. Проследим, как формируется актуальный смысл художественного слова-номинанта, как рождается образная перспектива целого в радиусе образного взаимодействия с пространственными номинан- тами. Попытаемся выяснить, как варьируется семная структура номинантов, т.е. в каких разных значениях используются слова, называющие простран- ственные реалии, получая разные актуальные смыслы.
Авторский вариант названия пространства, выбор номинанты позво- лит уточнить содержательную наполненность пространства, авторские ин- тенции, замысел и идею текстов. В. Белов в качестве заглавий для своих текстов использует номинанты «Держава», «Россия», «Святая Русь». Загла- вие текста – это его сильная позиция, репрезентирующая основную мысль текста и подсказывающая замысел автора.
Держава для В. Белова – это большая и могучая страна, великая стра- на, такой, по мнению автора, была его родина (СССР):
Когда полнеба слева И полнеба справа
Остервенело взмыли в круговерть. Ещё не ведала мощнейшая Держава, Над ней косою заблистала смерть.
Главный хронотопный приём подачи информации у В. Белова – это ретроспекция. Его Родина была мощной страной и крупным государством, обладающим большим экономическим и военным потенциалом, но с его Родиной случилась культурная и политическая трагедия. Тема гражданст- венности присуща также В. Молчанову, И. Чернухину, А. Осыкову, П. Савину.
В приведённом контексте автор использует приём графической экс- прессии – анжамбемация: он разрывает единую по смыслу строку на две – когда полнеба слева и полнеба справа, что позволяет подчеркнуть про- странственную мощь и необозримость русских просторов.
Для В. Белова однозначным является то, что его Родина должна быть могучей державой. Автор актуализирует сему – большая и могучая страна, такой должна быть Родина, но В. Белов делает резкий переход от держав- ной символики к восприятию мироощущения трагической судьбы России сегодняшней: «Над ней косою заблистала смерть». Слово «Смерть», как и слово «Держава» написано с прописной буквы. Этот приём графической экспрессии расширяет семантическую структуру слова смерть.
Слово «Смерть» имеет актуализированный смысл – «погибель земли русской». Автор открыто пишет о том, что современная политика «четверть века» разрушает мощную страну:
Увидела, какая сила есть другая, И онемела древняя земля.
Нарицательное существительное персонифицируется в имя собствен- ное, персонаж разрушения и гибели.
Судьба русского пространства ассоциируется с трагическими разру- шениями, но при этом и с надеждой на духовное воскрешение:
Дух жив,
Хоть все ущербней мысль и плоть.
Великий и непобедимый дух, дух мужества и зов надежды – эта исконно русская система ценностей. Для В. Белова Родина – это печаль и боль, надеж- да и вера, история и настоящее. Пространство Родины у этого поэта много- мерно, многообразно, имеет многоцветную эмоциональную палитру.
Белгородские поэты В. Белов, И. Чернухин, В. Молчанов создают в своих стихах русское духовное пространство: «Здесь русский дух, здесь Ру- сью пахнет», – их волнует судьба России, которая обрамлена не только веч- ными русскими вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?», но более тра- гичным вопросом: «Быть или не быть?». Доминирует в назывании про- странства В. Белова – номинант «Святая Русь».
Пронзительная обеспокоенность за судьбу России ощущается в поэме
«Святая Русь». Номинант «Русь» автор расширяет за счет эпитета «Святая», это наполняет пространство Родины новым глубоким смыслом: святая, т.е. истинная, величественная, исключительная по проявлению высоких духов- ных ценностей. Характерным для поэзии В. Белова является то, что наибо- лее важные идеологические поэтические тексты снабжены эпиграфами. Эпиграф – это интертекстуальный знак текста, связывающий авторский текст с другими по смыслу и эксплуатации образов.
Так поэма «Святая Русь» имеет два эпиграфа. Первый эпиграф С. Есенина: «…не пойму, куда несёт нас рок событий», – соотнесён с важ- ным для автора вопросом: «Быть и не быть?». Второй эпиграф: «…Сколько здесь людей протопало? // Быть каким здесь временем // И пока не ляжем во поле, // Об Отчизне думать нам», – принадлежит самому автору. Эти два текста «Святая Русь» и «Во поле» перекликаются по смыслу – это раздумье о Родине, раздумье – горькое, болезненное, сыновье.
В. Белов по-разному называет пространство Родины: Русь, Отчизна, Россия, но доминирующим номинантом является компонент «Русь» – он повторяется в тексте «Святая Русь» восемь раз. Этот повтор создаёт эффект текста-молитвы, автор молится за Русь, Русь Святую:
О Русь!
Скорее выкуй слово
К сынам: на чем стоять, на чем?!
Использование двойного графического знака – ?! открывает читателю сложное гражданское чувство автора – боль, беспомощность, растерянность перед Родиной:
Как же поднимется Русь? В. Белов ведёт диалог, постоянно обращаясь к своей России:
…И что тут нынче не понимать? И что ещё тут надо мерить?
Россия – это наша мать.
А как же матери не верить?!
Композиционно поэма выстроена путём разбивки её на разные по объёму двенадцать глав, интересно, что в третьей главе имеется в середине поэмы три эпиграфа: «Умом Россию не понять…», «Душа обязана трудить- ся…», «Гвозди бы делать из этих людей». Интертекстуальность здесь про- является в текстовой перекличке образов, интенций с Н. Заболоцким и Н. Тихоновым. Автор меняет ритмическую организацию текста, строя шес- тую главу как былинный текст, а пятую – как текст-проклятие; а седьмую как текст-пророчество:
Позор найдёт хулителей России,
И тех, кто ей убийственно вредит, Когда она качнулась обессилив,
И солнце позатмилось позади.
Меняя названия пространства Родины в тексте, автор обнажает свою сложную палитру чувств – сына, патриота, гражданина.
В. Белов отчётливо пытается найти собственный ответ на вопрос:
«Как спасти Россию», – и это спасение он видит в обращении к творцу:
Но коль до сроков было Слово, Неужто онемел Господь?
Иль как икона перекуплен, Он тоже нынче вне Руси? Прости мне, брат!
Желанным утром
Все меньше есть с кого спросить.
Святая Русь для автора – это духовное пространство и культурологи- ческое пространство. Самым страшным для автора является то, что разру- шаются и уничтожаются базовые духовные и культурные доминанты, автор убеждён, что это разрушение сознательное и осмысленное:
– Святая Русь! А где она?
– Далеко?
– А где же сущая страна?
– Глубоко.
– О горе! В пропасти на дне?
– В трясине.
Трясина, поглощающая всё исконно русское, – это то пространство, в которое может превратиться Святая Русь.
По своей графической композиции поэма состоит из строк длинных и коротких, что постоянно меняет ритм поэмы, создавая напряженную динамику:
В моём
Зимой созревшем Слове
Крупица нашей же души, Хотя их не дано увидеть
Всем нам, привыкшим ненавидеть.
Синтаксическая экспрессия поэмы создаётся за счёт такого экспрес- сивного средства, как переключение. Автор использует контактно соприка- сающиеся разные синтаксические конструкции, многосоюзие сменяет бес- союзие, что также создаёт ритмическую насыщенность поэмы.
Безграничное мощное пространство, номинируемое «Святая Русь», воз- никает у А. Осыкова в стихотворении «Вьётся вновь вороньё над Россией»:
Собирай же последние силы, Русь Святая, на битву со злом.
А. Осыков занимает чёткую гражданскую позицию, понимая, что Россию нужно спасать:
Русь погибнет – и света не будет, Отстоим Русь – мир Божий спасём.
Художественный мир, созданный творческим воображением белго- родских поэтов находит выражение в разных типах пространственных по- строений, эти пространства осмысливаются авторами по-разному.
К специфическим особенностям создания пространства Родины в бел- городской поэзии можно отнести то, что оно номинируется в виде синони- мичных наименований, и большинство белгородских поэтов тяготеет к ос- мыслению этого сложного пространства, пытается познать его суть, понять структуру этого пространства, пытается осмыслить его, ищут пути его спа- сения и сохранения.
Пространство Родины для них – это протяженность и вместилище патриотических чувств и стремлений, это пространство насыщается смыс- лами, т.е. происходит семантизация пространства, в этом пространстве вы- страивается иерархия ценностей. Пространство Родины многомерно и дета- лизировано – это модель пространства России, созданная белгородскими поэтами.
К образу Святой Руси В. Белов вновь обращается в поэме «Жуков», со- стоящей из двадцати одной главы. Основными номинантами этого простран- ства являются номинанты: Русь (8), Россия (6), Родина (2), Отчизна (1).
Номинант Русь мы встречаем ещё в 13 текстах автора:
· «Сомнения предшествуют искусству» (Любви не ждём. Не просим у кого-то и тем крепка и колебима Русь);
· «Когда поэт ворочает словами» (О Русь! – при неземном, увы, не вижу, // Кто мог бы думать: «Вечное звучит»);
· «Русское слово»
· «Тревожно в мир его входить» (Но Русь учить не поспешит // Не- ясность, призрачность, летучесть);
· «Плеть» (Но пошатнулись у Руси века, // А как свалить тысячеле- тья?!);
· «Я за сына боюсь, за невесту боюсь» (Бог боится тебя, // О, бес- страшная Русь! );
· «С берегов Донца шлю привет Хопру» (То душа моя враз окинет Русь);
· «И есть ещё одна печаль» (Есть у Руси свое число… // Да не узнают злыдни тайну);
· «Голубая ночь над Порт-Артуром» (Русь не имеет ни конца, ни на- чала, // Мы рубаху рванем, коль мертвых конец)
· «Я вернусь в Воронеж после жизни» (Верно. Там родился, вижу: Русь…- );
· «Путь» (Вновь обозначен на Руси редут);
· «Ключ-Трава» (Здесь Русь, впервые, может быть встречала);
· «Ветры апрельские подуют» (Не углядеть родную Русь);
· «Белогорье» (Над высотами России // Возле солнца выше всех);
· «Степной ковыль да подорожник» (И необъятнейшей России // Ищу единственную степь);
· «Песня о Воронеже» (И крепость на склоне крутом // Служила опо- рой России).
Изменение названия пространства позволяет внести разные смыслы в понимание пространства Родины. Русь – это доминирующее название про- странства в поэзии В. Белова, для которого важными являются русичи и всё русское. Святость – это главная иерархическая ценность его пространства. Эпитет «святая» в этой поэме дважды употребляется с номинантом «Россия»:
Вздрогнет мир и воскреснет Россия. Ты,
Святая,
Какую не видел и Бог…
В двенадцатой главе, имеющей кольцевую композицию образ «святой России» возникает в начале и конце главы: «Поднимайся, святая Россия!». Эта первая строка – призыв, который повторяется в конце главы:
Поднимайся, святая Россия, Лишь сама ты спасёшь себя.
Родина для В. Белова – это вместилище обострённых и болевых граж- данских чувств. В. Белов стремится найти причины беды русской и найти пути спасения России. Семантизируя пространство России, он переходит к очень точному пониманию русской беды:
Третья война мировая Тихо в Россию пришла, Словом коварным взрывая Души людей и дела…
Третья мировая война для автора – это антинародная власть («Будьте прокляты Минька и Борька //Два иуды великой страны»), экономическое уничтожение страны («Все богатства снесли да скосили // Заправлят повсю- ду жульё»), разрушение духовных ценностей («Что же думать о слабости душ, // Ущербности разума – ныне?!»).
Спасение русского пространства – это важная иерархическая цен- ность в его русском пространстве, он ищет пути спасения и видит их в воз- рождении святости в русскости:
Надмирное есть накопленье, Разумной энергии, той
Что нас не щадит в катаклизмах, Какую прозвали святой, –
Не познанной нами при жизни. И всё ж
Православие есть – Последняя, видно, опора
Для праведно ценящих честь И падших вздымающих в гору.
Все синонимичные номинанты цементируются в одно единое цель- ное, неразрушаемое пространство: Русь (святая), Россия (святая), Родина- мать, Отчизна – это земля русская.
При создании своего пространства В. Белов использует текстовую ка- тегорию «интертекстуальность».
Конкретизируя особенности интертекстуальности связей, И.П. Смир- нов отмечает: «Специфика художественной интертекстуальности рассмат- ривается в трех аспектах: идеологическом, семиотическом, коммуникатив- ном» [Смирнов, 1995: 6].
В восемнадцатой главе поэмы В. Белов приводит цитату И.А. Ильина, она ему важна в идеологическом аспекте: «Россия – не человеческая пыль и хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своём призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по собственности и национальной культуре. Не хороните же его преждевременно! Придёт исторический час, он восстанет из своего мнимо- го гроба и потребует назад свои права!».
Для В. Белова пространство Родины – это безграничная протяжен- ность, вместилище великой национальной культуры, русского духа, мощ- ной истории. Осмысливая это пространство, он называет его то Русь, то святая Русь, то Россия, то Святая Россия. Для В. Белова Русь, святая Русь – это история, духовность, святость, культура. Русь – это его идея устройства Родины. Эту Русь надо возродить и надо спасти все русское, святое, т.е. ис- конно русские ценности: веру православную, честь, патриотизм, душу рус- скую. Россия для автора – это настоящее, где Русь может погибнуть, но должна возродиться.
Поэт борется: он воин и носитель – слова, слова русского. Неслучайно возникает у него образ Святой России, определение «святая» соотносится и с современной Россией, в которой должна возродиться Русь:
Поднимайся, Святая Россия, Лишь сама ты спасешь себя.
В иерархии ценностей на этом русском пространстве главными явля- ются русская душа и русская культура.
Автор В. Белов никогда не равнодушен, он глубоко понимает все, что происходит с его Россией, его голос тверд и эмоционален, он сын и гражда- нин Земли Русской.
И. Чернухин и В. Молчанов выстраивают свою пространственную модель Родины, но все три автора близки по семантической наполненности этого пространства, по ценностным ориентирам, по духу, по нравственно- эстетическим иерархиям.
Обратимся к пространству Родины в текстах И. Чернухина. Для на- звания этого пространства автор использует номинанты: «Русь», «Россия». Номинант «Русь», как и для В. Белова является доминантным, он встреча- ется двенадцать раз при названии этого пространства:
И было слово – Русь, оно
Являло жизнь… презренье к смерти.
Такое начало одного из текстов И. Чернухина проясняет семантиче- скую наполненность авторского пространства. Авторская аллюзия с Библи- ей: «Вначале было Слово», – объясняет тот смысл, который вкладывает ав- тор в номинант «Русь»: Русь – начальная и светлая:
И буду жить той верой, что на свете Нет Родины печальней и светлей!
Для него Русь – это православная вера, духовность, дух русский:
Молись за Русь под сенью облаков, Пока внизу не вымерз подорожник.
Русь для И. Чернухина – это не только печаль, но и радость.
В тексте «Молюсь тебе» автор создает цельный образ пространства, определяя свое понимание русской беды, выражая свою гражданскую пози- цию. Он находит свой путь спасения Руси – молиться за неё. Для И. Чернухина Русь – это молитва, русские песни, в которых раскрывается русская душа. Обращает на себя внимание форма выражения патриотиче- ского чувства – лирическая, печальная.
А я кричу тебе:
– Живи!
И я твержу тебе:
– Воскресни!..
Твои молитвы мне нести, Как обещание любви.
Автор в системе иерархических ценностей выбирает «славянскую душу», в которой смиренье и тайный бунт. Всё русское любя с детства, ав- тор четко выражает для себя ценностный ориентир:
Все с детства русское любя: Вхожу я в храм, глаза-колодцы: Не вижу Бога я и солнца, Молюсь тебе и за тебя.
Семантическая наполненность пространства Родины у И. Чернухина определяется Божественным происхождением земли Русской:
И слово Русь звенит во сне,
Как Бог в российской круговерти.
И. Чернухин молится за свою печальную и светлую Русь.
Говоря о бунтарском начале души русской, меняет название русского пространства на раскатистый, громкий номинант – «Расея»; представляю- щий собой звуковой вариант слова Россия, разговорный, наполненный осо- бым звуковым содержанием – простор, бунт, неуправляемость, автору близко это русское бунтарское начало, он сам бунтарь на русском про- странстве, которое он по-сыновьи называет матушка, мати, употребляя об- щеславянскую форму слова мать – «МАТИ»:
О, матушка, мати Расея, Какую ты кличешь грозу?!
Для пространства Русь он создаёт семантическое поле, построенное то синонимическими, то антонимическими доминантами, что частично сближает его творчество с творчеством В. Белова:
«Русь» – православная вера, духовность, русская душа (синонимиче- ский ряд).
«Русь» – терпение и бунт, печаль и радость, Русь – нищенка («Как ни- щенка в рубище грубом») и Русь – великая, мощная (антонимический ряд).
Пространственная модель белгородских поэтов имеет четкие времен- ные параметры. При названии пространства Родины «Русь» И. Чернухин обращается к прошлому, соотносимому с историей земли русской:
В стихотворении «Половецкое поле» он воссоздает фрагмент русской истории:
Не знал Кончак (и не его вина),
Что Русь на этом поле не кончалась, А только начиналась здесь она.
Для И. Чернухина Русь – это Киевская Русь с её колоколами, церквями, православной верой; автор молится за эту Русь, которая в России, современ- ной Руси, утрачивает свои базовые культурные и духовные ценности.
Эта Русь тайная, святая, хранимая Богом, за неё автор «молится». В поэме «Мозаика века» И. Чернухин приводит цитату Н. Рубцова: «Россия, Русь, храни себя, храни». Здесь пространство Родины называется двумя но- минантами. На первый взгляд, это синонимы, но в контексте чернухинского творчества – это прошлое и настоящее.
«Русь» – это идеальная пространственная модель Родины, Россия – это пространственная модель, которая выстроится путём разрушения Свя- той Руси:
Россия, Русь! Храни себя, храни Храни, пока душа твоя жива, Пока жива у русского душа,
Ты будешь жить по-русски, не спеша.
«Жить по-русски» на русской земли для автора значит хранить все, что составляло пространство святой Руси.
Номинант «Россия» соотнесён с настоящим нашей Родины, но Россия не выживет, по мнению автора, если в ней померкнет свет Святой Руси:
Все померкнет пред светом России – И зло, и кромешная тьма.
Мысль о том, что в России, в этом современном пространстве Роди- ны, жива Святая Русь, звучит в тексте «Русские колокола», со звоном кото- рых автор предощущает возрождение Руси в России:
И музыка плескалась на просторе И извещала:
– Родина жива!
– Жива святая Русь!
– Жива Россия!...
Горят её, сияют купола.
И. Чернухин выстраивает синонимический номинантный ряд: Родина, Русь, Россия, определяя судьбу этого пространства через лексему «жива», которая ассоциируется с ментальным временем – была и будет жива. Эта лексема повторяется в сильной позиции – эпифора и анафора, что делает её ключевой лексемой.
Пространство Родины структурируется как сложное многомерное пространство:
· линейная модель:
Русь |
Россия |
Родина |
· концептуальная модель:
Родина |
Русь |
Россия |
«Русь», так и с номинантом «Россия». Такое номинирование пространства Ро- дины указывает на то, что главные ценностные ориентиры для И. Чернухина: вера, русская душа, исконные русские культурные доминанты.
Божественный свет, освещавший Русь и освещающий Россию, вечен на русской земле. И. Чернухин оппозиционирует себя как сын Земли Рус- ской, что объясняет смысл его эмоций и рассуждений:
На закланье кумиров немного Проводила ты, матушка-Русь, Ах ты, матушка-Родина, мама! Я и вспомнить их всех не берусь.
Обращение к Родине, как к самому важному, близкому человеку, ха- рактерно для поэзии этого автора.
Он персонифицирует пространство Родины: она для него матушка, мама. Автор повторяет персонификант «матушка», актуализируя своё от- ношение к Родине. Привычным является сложный номинант «матушка- Русь», он устойчив, встречается часто, а вот номинант «матушка-Родина» – авторское новообразование. Строка: «Ах ты, матушка-Родина, мама!», – лирична и эмоциональна.
Обращение «мама» к Родине обнажает её сыновью любовь, Родина для него и «матушка», и «матерь», и «мама»: хранительница великой рус- ской тайны, души, божественного света, сияющего над Русью. Номинант
«мама» вносит в семантику пространства Родины дополнительный смысл: существует огромная русская семья, и мама-Родина – это его берегиня.
Пространство Родины для И. Чернухина – это пространство- протяженность и пространство-вместилище, оно осмысливается, наполняет-
ся эмоциями, в нём он выстраивает иерархию ценностей. Текст «Родина» – это детализированная пространственная картина Родины, раскрывающая авторское понимание этого пространства.
Какова же Родина в его представлении? Родина – это бескрайняя рав- нина («степи да горы»), семантическое наполнение этого пространства аб- солютно прояснено в тексте «Родина». Этот текст начинается с междометия ах, присоединенному к лексеме Родина, что повышает эмоциональность текста.
Автор начинает диалог с главным для него пространством – простран- ством «Родина». Родина вся соткана из страданий, терпенья и горя, из печали
– это базовые антиценностные ориентиры: Родина – печаль, Родина – терпе- ливая, Родина – горюшко – все это русская судьбина, погруженная и про- никшая в самое сердце автора – это его боль.
Радость и счастье чужды этому русскому пространству. Автор рассу- ждает о судьбе русского человека; она трагична. Удивительно ёмки две строки второй строфы текста, отсылающие нас в переломный период – 1917 год:
Неужто зря жизни за них положили? Неужто их русская кровь не пригрела – Кровь мальчиков белых,
Кровь мальчиков красных.
Обратимся к творчеству В. Молчанова.
В. Молчанов, как и другие белгородские поэты, выстраивает синони- мический ряд для называния пространства: Родина – Отчизна – Россия – Русь – Держава.
Автор использует и сложные номинации: отчий край, земля моя род- ная (перифраза), матерь-Россия. Для называния пространства Родины автор использует имя собственное и нарицательное.
В. Молчанов не только называет чувство, которое испытывает к Ро- дине, но и описывает его:
Любовь к Отечеству! У нас она Бывает беззаветно-беспристрастной, Высокой, словно солнце и луна, Прекрасной, как уроки тишины
Перед большой и шумной переменой.
По-разному номинируя пространство Родины, В. Молчанов выражает своё понимание этого пространства. Родина для него перестала быть силь- ной страной, утратила державность, но вместе с тем доминирующая цен- ность – русская живая душа, в её спасение автор верит:
Держава давно уж химера, Продали её за гроши.
Осталась лишь смутная вера В спасение русской души.
При обращении к пространству Родина два белгородских автора В. Молчанов и В. Белов смело врываются в политическое и идеологическое
пространства. Эти поэты продолжают исконно русскую традицию – гово- рить правду, обличать и печалиться.
В. Молчанов, создавая пространство Родины, постоянно находится в этом политическом и идеологическом пространстве; его тексты являются программными, по ним чётко выстраивается путь спасения России. Такие поэты в России, конечно, в опасном меньшинстве. В. Молчанов презенти- рует себя как «одинокий сын России». Сыновья любовь к разрушенной, распроданной русской земле сопряжена с личной трагедией автора- гражданина:
Быть за Отечество в ответе Священней долга я не знал,
Я Родину не выбирал,
Как мать не выбирают дети.
В данной строфе сталкиваются два номинанта: Родина и Отечество, в данном контексте в них актуализированы разные смыслы: Отечество – ду- ховное, нравственное пространство; Родина – физическое, реальное про- странство.
Сравнение «как мать не выбирают дети», имеющее лексему «мать», четко выстраивает семантическое поле, созданное автором: сын – Родина – мать. В ценностной иерархии автор обращается к такой нравственной цен- ности, как долг, утраченной в наши дни.
Этот долг – «быть за Отечество в ответе» – священен. Автор употреб- ляет экспрессивную языковую форму – прилагательное в сравнительной форме «священнее», т.е. долг служения Отечеству, ответственность за её судьбу, так автор ощущает себя в этом пространстве, которое он называет
«Отечество» и «Родина».
Все три поэта противопоставляют смысловые нагрузки, закрепленные за номинантами «Русь» и «Россия»: у Молчанова «Русь святая, державная», та Родина, которая близка его душе. Автор вводит термин «понятие Роди- ны» и раскрывает его содержание: Родина для него – это святая державная Русь:
Размыто понятие Родина, Святая державная Русь.
У такой России, которой правит Сатана, чуждое всему русскому пра- вительство, нет будущего, по мнению автора. На его Родину надели «оковы чуждые племена», так метафористически автор раскрывает основной идео- логический и духовный процессы, охватившие все пространство Родины:
«Оковы» – это подавление, уничтожение всех исконно русских доминант: душа, воля, свобода, честь, гордость, духовность. Самый ёмкий и новый пространственный образ – это образ России, распятой на чужом кресте:
Смотрю, теряя силу, И на чужом кресте Распятую Россию
Я вижу в темноте.
Этот метонимический троп, созданный автором, способствует воз- никновению многочисленных ассоциантов. Пространство креста ассоцииру- ется с распятием Христа, что усиливается причастием «распятую» – прямая ассоциация с самим библейским сюжетом, за распятием просвечивается фи- зическое и духовное страдание.
Вторая ассоциация возникает по поводу определения «чужой» крест. Чей крест? Здесь возможны две интерпретации: России навязали «чужой крест» – другое национальное пространство, другую культуру, и это тяжё- лый крест, а, возможно, и гибель русской души.
Эпитет «распятую» имеет ещё одну семантическую актуализацию – распятие – это жизнь-позор; Россия выставлена на всеобщее посмешище, злорадство. Третья ассоциация связана с пониманием того, что Россия несёт
«чужой крест», принимая страдания своего пути и чуждого ей пути. Все не- гативные оценки современной России адресованы правящей верхушке, по определению автора, сатанинскому правительству: «Вновь моей Россией правит Сатана, на всем российском пространстве бардак, раздор, зло, беда.
В. Молчанов четко ориентирован при построении в рамках простран- ства Родины аксеологической системы ценностей:
Пренебрежение – любовь Сатана – Бог
Химера – Держава Орда – Держава Воля – оковы Русских – Клинтон Покой – Раздор Созидание – драка Человек – товар Народ – толпа Преступление – долг
Безответственность – долг Тьма – свет
Гнев – любовь Оккупация – свобода.
Главный ценностный ориентир для В. Молчанова: свобода и воля («Мать-Россия. Свобода и Воля»). Авторское понимание пространства Ро- дины четко определяется через номинантный ряд: Родина – Держава – Оте- чество – Страна – Россия (мать-Россия, матушка-Россия) – Русь (Русь Свя- тая, Державная). Основная специфическая особенность семантического на- полнения пространства Родины заключается в том, что пространство Роди- ны болезненно разорвано на два актуальных пространства:
· страна господ – сатанинское правительство, американизация;
· страна рабов – уничтожение физического и духовного пространства. Народ и правящая верхушка – вот пространственная модель, выстро-
енная автором.
Он свято верует в Россию, в её народ, русскую душу, а «воронье огол- телой орды» убивает Россию, унижает её. Уничтожение русского народа – это процесс, направленный на уничтожение всего русского пространства. В. Молчанов не может смириться с разрушением России и уничтожением русского народа, превращающегося в рабов и превращённого в толпу. Он задает риторический вопрос, пытаясь понять все политические и идеологи- ческие процессы, разрушающие пространство его Родины:
Что же сталось с тобою, Россия? Ты скажи, что случилось с тобой?
Для В. Молчанова пространство Родины – это сложное, многогранное образование. Автор использует такой приём подачи информации, как ин- тертекстуальность, соотнося свое понимание любви к Родине с пониманием этого чувства у Тютчева: Россию нельзя понять, включив логику, рассудок, её можно познать только любя душой, веря в неё.
Поэт занимает открытую гражданскую позицию, привлекает разго- ворную лексику, чтобы в экспрессивной форме чётко объяснить читателю, что произошло с его Родиной:
Бездарно профукали Родину, Великого нашего Пушкина.
Лирические нотки возникают у автора только по поводу прошлого – Руси уходящей. В. Молчанов создаёт гражданский, сатирический, «гневный цикл стихов «Россия – 90-е». Этот цикл имеет подзаголовок «Фрагменты новейшей истории». Все ценности в этой России разрушены: русская гор- дость, отвага, честь, русский дух.
Автор ставит вопрос вечности: «Быть России или не быть?», и тогда появляется номинант Русь, олицетворяющий «Русь Святую»:
Сумеет ли Русь моя выжить? Воспрянет ли русский наш дух?
Современная Россия тяжело больна, по мнению автора:
Я от болезни смертельной Россию спасти не могу.
Выражая открыто свою гражданскую позицию, В. Молчанов утвер- ждает, что Россия больна смертельной болезнью. Что же случилось с его Родиной? Что это за смертельная болезнь? Он даёт детализированную исто- рию этой болезни через негативные оценки современной России. Негатив- ные оценки отнесены к «сильным мира сего»; горе, смута, зло заполнили его русское пространство, которое американизировано. В этом автор видит главную русскую беду:
На Русь надевают оковы Нашествие чуждых племен.
Чуждые племена – это американцы, зло всемирное, уничтожающее
«Русь» православную, духовную. Вновь противопоставлены номинанты
«Россия» – «Русь», как называющие разные хронотопные пространства: Русь – прошлое, Россия – настоящее. В. Молчанов выстраивает сложное
концептуальное пространство Родины, актуализируя в номинантах разные смыслы:
· линейный:
Родина |
Держава |
страна |
Отечество |
· концептуальный:
Родина |
Русь |
Россия |
На пространстве «Россия» разрушены также важные для автора до- минанты свобода: и воля, с которыми ассоциируется для него его Родина – мать – Россия:
Руси:
Мать – Россия. Свобода и воля Мы со степью навеки родня.
В. Молчанов выстраивает шкалу ценностей и антиценностей: Свобода – оковы
Воля – оковы
Русский дух – американизация
Русские – американский президент Клинтон.
Автор утверждает, что главная беда – это уничтожение всего русского –
Спасу нет в стране от горя, И зовут то горе Клинтон…
Настоящее России для В. Молчанова – это личная трагедия, рождаю-
щая безверие:
Настоящему не верю, А грядущего боюсь.
Физическое уничтожение России автор соотносит с тем, что «земля моя родная продана с молотка», а духовное уничтожение – с уничтожением русского народа; важно, что поэт постоянно подчёркивает, что этот процесс уничтожения осознан и целенаправлен – «большая беда».
Деяние сильных мира сего» он оценивает как бессмысленные и без- нравственные.
Всякая власть бессмысленна, Коль самоцель она…
Всякая власть безнравственна, Тем и страшна она.
Политическая сатира как актуализатор семантических смыслов харак- терна для молчановской Родины. Безверие, сомнение – это основные чувст- ва автора, но свет надежды прорывается сквозь мрак безверия:
Но жива, жива Россия, Бог поможет не пропасть.
Божественное начало – как путь спасения России проявляется у всех трёх авторов; степень обращенности и погружения в это пространство раз- личны у этих авторов. Наиболее погружён в это пространство И. Чернухин, он постоянно обращается к молитве, к Господу, В. Белов и В. Молчанов – это бунтари, но они тоже уповают на Бога, так как «светские методы» не работают на спасение России.
В. Молчанов просит у Бога о спасении и вразумлении «заблудших вла- стителей». Современная Россия! В ней погибла Русь (русский народ, русская душа). Автор не может сдержать своих слёз и прощается с Россией – Русью.
Как «с верой любимой своей». Трагедия В. Молчанова как современ- ника заключается в том, что он не может от смертельной болезни спасти всё русское пространство. Он называет свою страну «болезная», пик авторской трагедии заключается в том, что его Россию душат «руками её сыновей». В. Молчанов прощается со всем русским пространством:
Прощай, моя матерь-Россия, В предчувствии смерти твоей,
Сдержать своих слез я не в силе, Всевышний, хоть ты пожалей.
Но здесь нет обречённого безверия, оно сопряжено с верой, светом; автор, используя графическую (лесенка) строфу и лексическую (повтор) выразительность, заявляет о своей вере, пытаясь перевести её в убеждение:
Но прошлое наше итожа, Надежду душа затаит, Что все же,
Что все же, Что все же.
Россия опять устоит.
Авторский номинант «держава-Россия», для названия пространства Родины мы встречаем в тексте «По какому собачьему праву?». Это текст- обвинение, обращенный к тем, кто правит его страной. В тексте выстроено ещё одно актуальное пространство: Родина – страна, автор противопоставля- ет эти номинанты и концентрирует несколько номинантов в одном тексте, актуализируя необходимые для него смыслы в каждой лексеме: Держава (4)
– Родина (1) – страна (2) – Россия (2).
Номинируя пространство Родины, белгородские поэты обращаются к определенным языковым средствам, главными из которых являются имена существительные. Номинанты пространства Родины являются и показате- лями авторской позиции.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 837.