И ИССЛЕДОВНИЕ БЕЛГОРОДСКИХ ГОВОРОВ
Исторические и этнические предпосылки языкового своеобразия региона
Белгородчина как регион
Согласно общепринятому определению, регион (от лат. regio – стра- на, область) – крупная индивидуальная территориальная единица (напри- мер, природная, экономическая, политическая и др.); региональный – отно- сящийся к какой-либо определённой территории (району, области, стране, группе стран). Регион – это наиболее удобное и содержательное понятие, с помощью которого можно обозначать территорию, выделяемую по опреде- ленным признакам и отделённую по этим признакам от другой территории (т.е. другого региона).
Заметим, что понятие региона было вызвано к жизни тем, что как на разных уровнях общественных практик, так и в деятельности разнообраз- ных человеческих групп общественное пространство функционирует как неоднородное. Для наименования способа, каким общественное простран- ство, которое используется личностью, делится на зоны, употребляется по- нятие «регионализация». В этом плане регионализованным становится про- странство дома, университета, магазина, завода, города и т.п. Регионализа- ция повседневной жизни индивида или маленьких групп имеет функцио- нальный характер.
В научном изучении общества и общественных явлений для понима- ния важности изучения пространственной морфологии общества и понимания процессов регионализации был существенным тот период, когда в социоло- гии начали разворачиваться массовые общенациональные опросы. Именно в ходе социологических эмпирических исследований стала очевидной дейст- венность региональных факторов для выделения отдельных – особенных, соци- ально освоенных территорий. Это и подтолкнуло к необходимости выделения объективно действующих и эмпирически фиксируемых регионообразующих факторов.
Наиболее концептуально учение о регионообразующих факторах к на- стоящему времени представлено в российской социологии, что объясняется стремительным развитием в современной России такого интегрального (меж- дисциплинарного) направления исследований, как регионалистика, и такой ин- тегральной учебной дисциплины, как регионоведение. Согласно этим пред- ставлениям в экономическом и социологическом анализе территорий обыч- но рассматривается ряд регионообразующих факторов, которые разделяются на две группы: внутренние и внешние. К первой группе относят следующие: история региона; государственное (административное) и территориальное уст- ройство; географические и климатические условия, естественные ресурсы; на- родонаселение, его динамика, расселение и урбанизация; этнический состав на- селения; экономико-географическое состояние; трудовые ресурсы. Внешними относительно конкретного региона регионообразующими факторами являются межрегиональные и международные отношения [Регионоведение 2002]. То обстоятельство, что все эти факторы эмпирически фиксируются, делает учение о них убедительным. Его легко применить с прикладной целью, будь то реше- ние общественных проблем или преподавание в учебных заведениях.
Проведём анализ указанных факторов в контексте регионального своеоб- разия Белгородчины.
Географические и климатические условия – этот действительно важный фактор образования регионов, в том числе и Белгородчины. Но этот фактор на- до рассматривать в контексте совокупной деятельности определенного общест- ва, так как разные общества по-разному осваивают естественные условия. В конце XVI в. рассматриваемый регион, находящийся у края Лесостепи, начал использоваться как буферная – охранная от набегов татар – зона Московского государства. Позднее природные особенности Белгородского края – леса и во- доёмы, грунты и месторождения полезных ископаемых (самое крупное из них – Курская магнитная аномалия) начали использоваться экономически.
Заметим, что экономико-географическое состояние региона как результат такого освоения не является сугубо внутренним фактором региона. Оно обу- словливается состоянием экономической жизни всего государства. Поэтому одна и та же территория на разных этапах истории может входить в разные пространственные морфологии. Так и Белгородчина в различные периоды сво- его существования входила, зависимости от различных внешних и внутренних факторов, в различные территориальные, административные и государственные образования: Киевская губерния, Азовская губерния, Курское наместничество, Слобожанщина, Курская губерния, Украинская держава, Центрально- Чернозёмная область, Курская область. Выступала Белгородчина и как отдель- ный административный регион: Белгородская провинция, Белгородская губер- ния, Белгородский уезд, Белгородская область.
В рамках последовательной политики Европейского Союза, направлен- ной на децентрализацию политической и экономической власти, во второй половине ХХ в. была сформирована концепция еврорегионов – особой формы международной интеграции, основанной на тесном сотрудничестве двух или нескольких территориальных образований, расположенных в при-
граничных районах соседствующих государств Европы. Создание таких своеобразных экстерриториальных образований позволяет его участникам формировать совместные экономические структуры, развивать пригранич- ную торговлю, реализовывать различные проекты в области туризма, эко- логии, спорта и культуры. Обычно еврорегионы объединяют территории, связанные между собой географически или исторически. Среди 115 реально действующих еврорегионов – первый еврорегион появился на границе Германии и Нидерландов ещё в 1958 г. Известен и еврорегион «Слобожан- щина», созданный 7 ноября 2003 года как высшая форма приграничного со- трудничества между Харьковской и Белгородской областями Украины и Российской Федерации. В 2005 г. Белгородская областная Дума приняла За- кон Белгородской области № 223 «Об утверждении соглашения о создании еврорегиона «Слобожанщина» [Закон Белгородской области 2005]. В 2009 г. еврорегион «Слобожанщина» признан полноправным членом Ассоциации европейских приграничных регионов (АЕПР). Задачи еврорегиона «Сло- божанщина» лежат в сфере развития смежных территорий: развитие эконо- мики, образования, решения экологических проблем, социальной поддерж- ки, сопровождение деятельности строительного, транспортного, туристиче- ского, финансового и фармацевтического кластеров [Информационная справка 2006].
Анализ природных и экономико-географических особенностей Белго- родчины указывает на их безусловные отличия от подобных качеств соседст- вующих с ней регионов, однако они не являются принципиально существен- ными. География (в том числе и экономическая география) исследует располо- жение элементов общества в пространстве, а социология регионов рассматри- вает производство обществом собственного пространства. Анализ региона с этих позиций опирается на изучение самого процесса освоения обществом гео- графического пространства, т.е. на историю региона. Именно история форми- рует особое отличие региона, самосознание его жителей, восприятие регио- на жителями других регионов страны.
Без народонаселения нет региона, и динамика региона зависит от законо- мерностей развития регионального сообщества. В определенной мере это же касается и этнического состава населения. Межэтнические отношения зависят от этнической структуры регионального сообщества. В целом этнокультурные особенности населения, которые во многом производны от истории региона, являются одним из наиболее надежных маркеров региональных границ.
С этой точки зрения довольно мощным социальным регионобразую- щим фактором выступает специфическая культура населения региона, ко- торая формирует «лицо» региона, самосознание его жителей, восприятие ре- гиона жителями других регионов страны. Ещё во второй половине ХIХ в. Ви- дель де дя Блаш писал об «индивидуальности региона», которая проявляет- ся в разных формах коллективного социального поведения. Такой культу- рологический подход к анализу региона, и в частности, Белгородчины, представляется достаточно перспективным, т.к., в отличие от экономико- географического, он позволяет рассмотреть регион как территориальный
культурологический феномен. Ниже мы рассмотрим один из аспектов этого явления: языковое своеобразие Белгородчины, его исторические и этниче- ские предпосылки.
В данном контексте культурные особенности населения региона позво- ляют не только особым образом выделить регион из числа других, но и иден- тифицировать его жителей, а также людей, продолжительное время живших в регионе. Это объясняется тем, что жизнь человека в обществе невозможна без усвоения им культурных образцов, а это в свою очередь происходит через отождествление себя с определёнными социальными группами.
Кроме этого, самоидентификация личности относительно определён- ной региональной культуры способствует развитию самосознания лично- сти, формируют особую – региональную идентичность. Заметим, что в об- щем плане самоидентификация – личностная идентификация – рассматри- вается в современной социологической науке как отождествление личностью себя с другим человеком, социальной группой или социальной общностью, определённым примером (образом) или идеалом. Если идентификация рас- сматривается как процесс наследования поведения, качеств определённых людей, социальных групп и общностей, с какими индивид себя отождествля- ет, то «идентичность» представляет собой своеобразный результат этого процесса, производный от разнообразных частных идентификаций, причём не простую их сумму, а качественно иную комбинацию старых и новых идентификационных фрагментов. В данном случае идентичность, как и дру- гие качества личности, является продуктом социализации, и, по словам П. Бергера и Т. Лукмана, «представляет собой феномен, возникающий из диалектического взаимодействия индивида и общества» [Бергер 1995: 32].
Следует отметить, что проблемы социальной идентичности более столетия интересуют философов, психологов и социологов. Так, в филосо- фии разрабатывались проблемы сущности и существования человека, об- щественной природы его сознания и самосознания, формирования лично- сти. Активное психологическое изучение феномена идентификации велось в рамках психоанализа, неофрейдизма, необихевиоризма, когнитивизма. Содержанием данного явления объявляется приобретение новых, уже гото- вых форм поведения, копирования мыслей, чувств других людей, усвоение ценностей, идеалов, установок значимых групп. Отличие между социологи- ческим и психологическим подходами к идентификации, в первую очередь, по мнению В. Ядова, определяется начальными точками отсчёта в развора- чивании проблемы идентификации. Социологический подход направлен на выделение позиции совокупного социального субъекта, а подход психоло- гический начинается с объяснений представлений отдельной личности. Наиболее распространённым в социологии взглядом на идентификацию есть понимание этого феномена как процесса объединения себя с другим индивидом или группой на основании устойчивой эмоциональной связи, а также включения в свой внутренний мир и восприятие в качестве собствен- ных их норм, ценностей и образцов поведения [Ядов 1994: 13].
Специфическая – с региональными особенностями – культура вклю-
чает в себя и особенное для населения данного региона речевое проявление. Язык входит особым компонентом в образ «малой родины», с которой иден- тифицирует себя индивид – он входит наряду с прямым указанием на этнос и конкретную местность с её топонимиконом, особенностями и деталями пей- зажа, бытового, культурного и религиозного уклада; наряду с историей края, своеобразием художественного творчества (песен, танцев, обрядов, стихов и прозы), интерьера, особой региональной одежды и т.п. В социорегиональ- ном контексте особый язык, которым разговаривает население региона, будь это билингвизм, пиджин, койне, суржик, проявления субстрата или другие региональные языковые особенности, выступает не только своеоб- разным языковым маркером населения данной местности – именно язык яв- ляется наиболее мощным фактором самоидентификации личности относи- тельно определенной региональной культуры.
Обратим внимание на то, что побочным продуктом региональной идентичности является формирование особого отношения индивида к иным культурным качествам и особенностям, не идентифицируемым им личност- но с собою. В лучшем случае, это может быть толерантное отношение к иным культурным особенностям, к иному языку или к его диалектологиче- ским вариациям. Чаще всего иное: язык, культура, если не отталкиваются индивидом, то все-таки не принимаются им как свои. Так, например, чело- век, разговаривающий иначе, чем все остальные жители региона, воспри- нимается ими как чужой.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 799.