Национальная
Творчество
Региональная
Способы деятельности
Групповая
Семейная
Знания
Стереотипы поведения
«Точкой отсчета» в предлагаемой модели становится личность. Лич- ность является одновременно носителем и творцом культуры, одно невозмож- но без другого: развитие личности составляет содержание культуры; но в то же время без культурных ценностей и знаний нет полноценного развития личности.
Как следует из данной модели, первые два уровня (считая от центра модели – личности) составляют ту «зону ближайшего действия», с которой начинается приобщение к культуре. По этой причине они представляются нам зонами актуализации исследовательских интересов и педагогического воздействия. Моделью также показывается особая медиаторная (связую- щая, «проводниковая») роль «зон ближайшего действия» – семейной куль- туры и культурного потенциала региона. Поскольку рассмотрение культур- ного потенциала семьи и семейного социума, изучение особенностей про- явления культуры в различных социальных и возрастных группах пока не включалось в задачи исследования, мы посчитали необходимым сосредото- читься на роли национальной и, в частности, региональной культуры в про- цессе инкультурации и социализации личности.
Именно культура «среды обитания» – семьи, школы, региона – ста- новится «вратами культуры» для личности, первый (не только по счету, но и по значимости) уровень вхождения человека в культурное пространство, что обусловливает насущную необходимость и актуальность учета этого факта при создании и реализации новых образовательных моделей и сис- тем. Вне культуры, вне ценностей социума и опыта творчества в данном со- циуме, направленного на овладение культуроведческими знаниями, спосо- бами и приемами деятельности, как нам представляется, личность не спо- собна к полноценному развитию и саморазвитию, поскольку культура – еще и уникальная социальная среда, сосредоточивающая в себе весь объем знаний, идей, мыслей, дел и творений человека, способная быть восприня- той, присвоенной только человеком. Потенциал культурно-образовательной среды играет решающую роль в создании возможностей для развития лично- сти, формирования ее ценностных ориентиров.
Сегодня особую значимость приобретают проблемы русского языка – важнейшей составляющей гуманитарного образования. «Это обусловлено совокупностью социальных и дидактических факторов, наиболее значимы среди которых: рост национального самосознания, обострение националь- ных отношений, усиление миграционных процессов, разработка стандартов образования, введение в практику школы национально-регионального и школьного компонентов, ЕГЭ…» [Быстрова 2004: 44].
В процессе обучения языку необходимо заботиться не только об ус- воении программных знаний и о формировании умений, но и о развитии сознания и формировании мировоззрения учащихся, установлении в их представлениях иерархии языковых смыслов и ценностей; познание языка должно иметь выход на его создателя и «пользователя» – языковую лич- ность с ее индивидуальными способностями познания. Формирование и со- вершенствование всех компетенций языковой личности должно в процессе обучения родному языку гармонично соединяться с формированием духов- ного, национального компонента в её структуре. Ярчайшее проявление любви к Родине – это любовь к родному языку. «Без силы любви нет рус- ской языковой личности <...> Связь неповторимых особенностей родных слов с выдающимися событиями национальной истории и чертами нацио- нального характера есть самое выразительное проявление любви к языку» [Караулов 1987:42]. Продолжающее оставаться актуальным в лингвистике начала ХХI века направление, в котором язык рассматривается как феномен духовной и социальной жизни, ставит перед словесниками задачу развития личности как носителя языка с ее этно-, социо-, психологическими особен- ностями, способной ощущать язык как высший дар, национальную и обще- человеческую ценность, постижения через язык, художественную литера- туру мировоззрения народа, его истории, философии, культуры, всей сис- темы нравственных и духовных ценностей.
Именно в логике культурологического подхода родной язык рассмат- ривается как инструмент познания окружающего мира, как средство воспи- тания и приобретения личностью социального и духовного опыта. Однако
возникают серьезные образовательные и исследовательские проблемы, свя- занные с выработкой механизма трансформирования национальных цен- ностей, сохраненных в словах и образных выражениях родного языка, в личностные ценности, что, собственно, и составляет сущность духовно- нравственного воспитания и развития современной культурологической школы.
Многолетняя личная преподавательская практика и эксперименталь- ная работа в школе привела нас к убеждению, что культуроведческие про- граммы региональной направленности, программы предметных региональ- ных компонентов обладают особыми возможностями в восстановлении ут- раченных и утрачиваемых связей между образованием и культурой. Изуче- ние регионального языкового и культурного материала способствует воспи- танию сознательного отношения молодежи к родному языку, речевому и интеллектуальному развитию школьников и студентов. Направленность на развитие личности онтологически присутствует в культурном региональном материале: во-первых, он способствует широкому охвату исследуемой дей- ствительности; во-вторых, носит естественно интегрированный характер и формирует целостное видение предмета; в-третьих, этот материал всегда имеет ценностное измерение, воспитательную направленность.
Все эти факты позволяют представить лингворегионоведение как об- ласть культурологического знания, актуальность которого в ХХI веке – в связи с необходимостью противостояния процессам глобализации – возрас- тает. По нашему мнению, важнейшими задачами, которые можно решить путем исследования и изучения регионоведческого материала, являются:
· подготовка учеников к осмысленным действиям в неразрывной це- пи «природа – общество – человек», что приобретает особую значимость в условиях нынешнего периода развития России – разрыва межпоколенных связей, утраты традиций, угрозы нивелирования культуры;
· выполнение социально-культурной функции передачи знаний, опыта и культуры прошлых и нынешних поколений будущим;
· заполнение «воспитательной ниши» в современном преимущест- венно рациональном образовании.
При этом реализуются преимущества культурологической направлен- ности содержания программ, проявляющейся в опоре на принципы:
· единства процессуальной и содержательной сторон образователь- ного процесса;
· интеграции гуманитарных, естественнонаучных и специальных дисциплин в содержании общего и профессионального образования;
· многообразия используемых педагогических технологий, методов и средств воспитания и обучения;
· организации совместной теоретической и практической деятель- ности субъектов образования на основе диалога и др. [Подробнее см.: Но- викова 2007: 8-23].
Действительно, в ходе исследования и усвоения культурно-языкового своеобразия родного края естественно интегрируются гуманитарные и есте- ственнонаучные знания; принятое разграничение на содержательную сто- рону образования (знания и умения) и процессуальную (формы, методы, средства обучения) теряет смысл, поскольку в структуру содержания вклю- чается совместная аналитическая и практическая деятельность, становясь содержательной основой образования; используется широкий спектр со- временных технологий, методов и средств воспитания и обучения; стано- вятся приоритетными целостные, интегративные, комплексные методы ис- следования и проектирования систем и программ.
Таким образом, культурологическая концепция позволяет, не отказы- ваясь от традиций и достоинств российского образования, органично ввести в образовательный процесс новые направления и приоритеты, соответст- вующие реалиям постиндустриального общества. Краеведческие и регионо- ведческие аспекты изучения языка и культуры обладают безусловной пер- спективой в решении этих образовательных проблем.
Убежденность в том, что исследование культурно-языкового своеоб- разия региона позволяет решать воспитательные задачи, реализовать прин- ципы культурособразности, интегративности, коммуникативно-деятельност- ного подхода, практической направленности, послужила мотивом для разработки концептуальных основ и прикладных аспектов лингворегионове- дения – культуросообразного и культурогенерирующего «ответвления» лин- гвистики, формирующегося на базе традиционного краеведения.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 625.