Повышение эффективности использования персонала в туризме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На эффективность использования рабочей силы и повышение производительности труда работников туристской индустрии влияет большое количество факторов, которые можно подразделить на две группы:

1. Внешние – народнохозяйственные факторы;

2. Внутренние, действующие на уровне предприятия туристской индустрии (туристской фирмы).

К народнохозяйственным, т.е. внешним, факторам роста эффективности труда в туризме относятся: интенсификация отрасли и научно-технический прогресс в ней; оснащение туристских фирм новейшим оборудованием и автотранспортом; создание крупной туристской индустрии; мероприятия по подготовке квалифицированных кадров, повышению их квалификации и др.

К внутренним факторам, действующим на уровне отдельной туристской фирмы, относятся: совершенствование форм организации производства услуг туризма; производство новых, более качественных услуг; совершенствование форм обслуживания туристов; применение методов нормирования и стимулирования труда; внедрение мероприятий НОТ; рост объема (выручки) реализации услуг, уровень образования персонала и др.

Влияние этих факторов на рост эффективности труда работников туристской фирмы характеризуется следующим. Для роста эффективности труда важное значение имеют интенсификация отрасли туризма и технический прогресс, в том числе оснащение туристских организаций различными видами современного оборудования, новыми средствами транспорта и малой механизации и т.п. Повышение уровня механизации процессов производства услуг и обслуживания туристов должно сопровождаться интенсивной заменой ручного труда машинным. Сюда можно отнести обновление оборудования – это средства по уборке помещений, кухонное оборудование, транспортные средства, спортивное снаряжение, оснащение компьютерной техникой и т.д.

Большое влияние на рост эффективности труда оказывает производство новых, более качественных услуг туризма, например новых туров, вызывающих интерес у потребителей и удовлетворяющих новые запросы, повышение качества обслуживания туристов, применение новых форм обслуживания. Эти факторы удовлетворяют потребности каждого потребителя и тем самым увеличивают объем реализации услуг туризма и рост эффективности труда работников. Следовательно, все факторы, которые способствуют увеличению выручки от реализации услуг туризма, одновременно оказывают влияние на рост эффективности труда работников данной отрасли.

Не менее важное значение имеет применение методов нормирования и стимулирования труда. Эти методы создают материальную заинтересованность работников в количестве и качестве их труда.

На уровне отдельной туристской фирмы важным фактором повышения эффективности труда является научная организация труда (НОТ). НОТ – это система мероприятий, направленных на улучшение организации и обслуживания рабочих мест, улучшение условий труда, разработку оптимальных режимов труда и отдыха, совершенствование приемов и методов труда, соблюдение трудовой дисциплины. В результате НОТ сокращаются потери рабочего времени путем уменьшения простоев, невыходов на работу.

Эффективность труда повышается, если на освоение новых видов работ в условиях внедрения новой техники и технологии у работников с более высоким образовательным уровнем уходит в 2 – 2,5 раза меньше времени. Главное, конечно, заключается не просто в более быстром приспособлении этих работников к новой технике, а в том, что они за счет своей высокой образовательной и профессиональной подготовки получают возможность технологически «видеть» значительно больше своих непосредственных обязанностей в процессе производства. Именно это во многом предопределяет более высокую степень удовлетворенности рабочих своим трудом.

В целом изучение удовлетворенности рабочих и возможных путей повышения стабилизации трудового коллектива позволяет выявить преимущественные направления этой работы.

На первом месте стоит содержание труда и уровень его оплаты. Существенное значение имеют социальный климат в коллективе, важность которого отмечают около половины опрошенных рабочих предприятий.

Влияние различных видов и форм подготовки и повышения квалификации рабочих на результаты хозяйственной деятельности предприятия определяется рядом показателей, которые можно объединить в две группы: экономические и социальные. В число экономических показателей входят: рост производительности труда, качество продукции, экономия материальных ресурсов и т.д. Социальные показатели отражают уровень удовлетворенности трудом, его содержанием и условиями, формами и системами оплат.

На рост эффективности труда оказывает решающее влияние рост реализации услуг туризма. Это влияние происходит двояким образом. Во-первых, рост объема реализации услуг туризма способствует сокращению перерывов в работе и тем самым повышению интенсивности труда, в результате чего увеличивается выработка на одного среднесписочного работника. Во-вторых, влияние объема реализации услуг туризма на выработку одного среднесписочного работника проявляется в том, что численность административного персонала увеличивается более медленными темпами, чем общий рост выручки от реализации услуг туризма. Поэтому в результате относительного уменьшения численности административного персонала происходит рост производительности труда.

Внешняя и внутренняя стороны неразрывно связаны и служат достижению цели – повышению эффективности работы предприятия, а именно росту объема сбыта продукции и увеличению прибыли. Основная задача туристской организации состоит в достижении целей, для решения которой она была создана. Однако под влиянием быстрого изменения потребительского спроса, научно-технического прогресса и других факторов характер целей и способы их достижения могут меняться, поэтому система управления должна быть гибкой, располагать информацией о внутреннем состоянии дел и о конкурентах. Быстрая реакция на изменение внутренних и внешних условий обеспечивает только гибкая система управления. При этом предприятиям необходимо построить рациональную технологию управления, совершенствовать методы управления и применять новые организационные формы и экономические механизмы, направленные на стабилизацию доходности.

Экономический механизм – это система ресурсного обеспечения (материально-технического, финансового, хозяйственного содержания), хозяйственного расчета и экономического стимулирования. Сущность экономического механизма состоит в соизмерении денежных затрат с результатами хозяйственной деятельности и реализуемой в принципах оперативно-хозяйственной самостоятельности, материальной заинтересованности работников в результатах труда, материальной ответственности и контроле за результатами деятельности предприятия.

Таким образом, повышение эффективности управления персоналом может быть достигнуто за счет более полного использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда работников, интенсификации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой, более производительной техники, усовершенствования технологии и организации производства. В процессе анализа должны быть выявлены резервы сокращения потребности в трудовых ресурсах с учетом вышеизложенного.

Если предприятие расширяет свою деятельность, увеличивает производительные мощности, создает новые рабочие места, то необходимо определить дополнительную потребность в трудовых ресурсах по категориям и профессиям и источники их привлечения.

Отсюда следует, что для повышения эффективности управления персоналом необходимо:

1) правильно выбирать сотрудников (оценить их профессиональную, духовную, физическую пригодность);

2) сохранять заинтересованность в достижении целей организации штата сотрудников (низкая текучесть кадров);

3) использовать все методы оплаты и стимулирования труда, устраивающие всех работников, а также проводить мероприятия по социальной защите каждого члена трудового коллектива;

4) привлекать сотрудников к управлению.

Привлечение сотрудников к управлению включает много задач, ведущими из которых являются:

· доводить до каждого сотрудника сведения об объеме всех задач;

· после составления и формулирования плана следует распределить разработанные задачи среди сотрудников в соответствии с их способностями;

· задачи и компетенция должны передаваться на длительное время. Руководитель должен вмешиваться в обычную, общеизвестную работу в исключительных случаях. При выполнении других задач он может контролировать их согласно совместно установленным срокам, а также контролировать ход их исполнения и наличие прогресса в работе. Такой стиль руководства способствует воспитанию сотрудников в духе доверия и готовности брать на себя ответственность за выполнение задания. Самые неблагоприятные моменты в процессе совместной деятельности – это те ситуации, когда руководитель не может контролировать свое настроение или выполняет работу, которая может быть выполнена другими сотрудниками;

· иметь ввиду, что сотрудниками могут быть допущены ошибки, при выполнении каких-то задач, на которых они в дальнейшем будут учиться. Это обусловливает успешность функционирования системы контроля, когда собирают соответствующую информацию, перерабатывают ее и предоставляют в распоряжение ответственных лиц для выводов;

· при необходимости вышестоящее руководство может давать советы. Все сотрудники должны постоянно получать информацию обо всех важнейших процессах на предприятии.

Все эти факторы служат достаточно мощным мотивирующим механизмом, так как позволяют сотрудникам определить свои возможности и потребности в направлении кадрового продвижения. Карьера работника предприятия должна рассматриваться как важнейший социально-экономический результат управления персоналом. Планирование карьеры сотрудников – наиболее значимый структурный элемент в системе управления персоналом, так как он включает в себя множество других элементов. Это и отбор кадров, и их профориентация и адаптация, и расстановка на рабочих местах, а также обучение персонала, оценка трудовой деятельности, а на ее основе – повышение или понижение в должности.

Таким образом, повышение роли трудовых ресурсов в системе управления гостиничного предприятия направлено на оптимальное формирование коллектива и полное использование его способностей в производственном процессе в зависимости внешней среды. Поэтому факторы, влияющие на эффективность трудовых ресурсов, можно подразделить на внешние и внутренние. Внутренние факторы в отличие от внешних более управляемые. К ним относятся рост производительности труда, содержание труда, уровень его оплаты, социальный климат, рост реализации услуг, сокращение перерывов в работе. Для этого необходимо осуществлять правильный подбор персонала, с учетом требований любой должности, использовать все методы в управлении, обеспечивающие достойную заработную плату, и вовлекать в управленческий процесс многих сотрудников. Такой подход обеспечит повышение качества работы, значительно повлияет на совершенствование управления персоналом. 

 

Вопросы и задания:

1. По каким направлениям на предприятии можно провести оценку эффективности персонала?

2. Какие цели преследует анализ эффективности использования персонала?

3. Что такое социальная эффективность?

4. Что такое экономическая эффективность?

5. Что показывает комплексный показатель производительности труда в туризме?

6. «Текучесть кадров». К какому виду эффективности относится данный показатель?

7. Разработать мероприятия по сокращению коэффициента текучести кадров в любой туристской организации.

8. Перечислить факторы, влияющие на количественные показатели.

9. Перечислить внутренние и внешние факторы.

10. Разработать управленческие решения по увеличению эффективности использования персонала.

11. Выявить и проанализировать качественные показатели в туристической фирме.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 401.