ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Закончилась осень; для закрепления знаний об осени, осенних месяцах можно предложить детям загадки, пословицы,
Загадки
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья
(Осень)
В каком месяце лето кончается, а осень начинается?
(В сентябре.)
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды.
Оголяются леса, молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь.)
Поле черно – белым стало,
А еще похолодало,
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь.)
Пословицы и поговорки
В сентябре лист на дереве не держится.
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
В сентябре синица просит осень в гости.
В октябре на одном часу и дождь и снег.
Октябрь – предзимье, первый суровый месяц.
Ноябрь – ворота зимы, месяц молодого, звонкого льда.
В ноябре снега надует – хлеба прибудет.
Занятие 13
Тема
Число 13, математическая задача, решение примеров, логическая задача, на установление закономерностей, геометрические фигуры.
Цель:
· познакомить с образованием числа 13 и с новой счетной единицей – десяток;
· учить записывать число 13;
· продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать условие задачи, читать запись;
· продолжать учить решать примеры, читать запись;
· продолжать учить решать логическую задачу на установление закономерностей;
· продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;
· формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
· формировать навык самоконтроля и самооценки.
1. Задание «Сколько карандашей у мышки» (лист 13, рис. 1).
· Сколько карандашей в коробке? (Десять.)
· Как можно сказать по-другому? (Один десяток.)
· Сколько карандашей рядом с коробкой? (Три.)
· Сколько всего карандашей? (Тринадцать.)
· Как получилось число 13? (К десяти прибавили три.)
2. Задание «Пишем число 13» (лист 13, рис. 2).
Предложите детям написать число 13, как показано на рисунке.
3. Задание «Составляем и решаем задачу» (лист 13, рис. 3).
Задания и вопрос.
· Составьте условие задачи про мишку и шарики. (У мишки десять круглых шариков и три овальных.)
· Задайте вопрос к задаче. (Сколько шариков у мишки всего?)
· Сколько у мишки всего шариков? (Тринадцать.)
· Запишите и прочитайте решение задачи. (Десять плюс три равняется тринадцати.)
Физкультминутка.
Дети расставляют стульчики по кругу. Выполняют упражнения по тексту стихотворения.
Педагог убирает 2 –3 стульчика. Игру повторить два-три раза.
Один-два – не вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть - повернитесь
Семь-восемь – улыбнитесь!
Девять-десять – не зевайте,
Свое место занимайте.
5. Игровое упражнение «Соедини правильно» (лист 13, рис. 4).
Задания.
· Покажите стрелкой, какой пример решала девочка, а какой мальчик.
· Прочитайте пример, который решала девочка. (Тринадцать минус десять равняется трем.)
· Прочитайте пример, который решал мальчик. (Десять плюс три равняется тринадцати.)
6. Логическая задача «Раздели круг» (лист 13, рис. 5).
Задание и вопрос.
· Разделите последний круг, используя соответствующую закономерность.
· На сколько частей разделили круг и почему? (На четыре, потому что первый круг целый, второй разделен на две части, третий на три части.)
7. Задание «Рисуем собачку» (лист 13, рис. 6).
Задание и вопросы.
· Нарисуйте собачку справа, как показано на рисунке.
· Сколько в нарисованной собачке треугольников? (Четыре.)
· Сколько в нарисованной собачке прямоугольников? (Три.)
Самоконтроль и самооценка выполненной работы (см. п. 7 занятия 1).
Занятие 14
Тема
Решение примеров, знаки +, –, величина, логическая задача, геометрические фигуры.
Цель:
· учить составлять примеры, читать записи;
· закреплять умение правильно пользоваться знаками +, –;
· закреплять умение различать понятия выше, глубже;
· учить решать логическую задачу;
· познакомить с элементами геометрической фигуры треугольник (вершины, стороны, углы);
· учить формулировать учебную задачу;
· учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
· формировать навык самоконтроля и самооценки.
1. Задание «Напишите правильно» (лист 14, рис. 1).
Задание.
· Напишите в прямоугольнике числа и цифры, чтобы в ответе получилось число, написанное в верхнем прямоугольнике, и прочитайте запись. (Десять плюс три равняется тринадцати, одиннадцать плюс два равняется тринадцати, двенадцать минус один равняется одиннадцати, тринадцать минус один равняется двенадцати.)
2. Игровое упражнение «Помоги Незнайке» (лист 14, рис. 2).
Спросите детей, что надо сделать в этом задании. (Написать знаки =, – в пустых кружочках.)
Задание.
Напишите знаки и прочитайте запись. (Десять плюс два равняется двенадцати, тринадцать минус один равняется двенадцати, двенадцать плюс один равняется тринадцати.)
Физкультминутка.
Проведите физкультминутку по желанию детей (см. сценарии занятий 1–13).
4. Игровое упражнение «Слушай, смотри, делай» (лист 14, рис. 3).
Задания и вопросы.
· Нарисуйте справа елочку так, чтобы она была выше дерева.
· Нарисуйте в аквариуме рыбку гак, чтобы она была глубже нарисованной рыбки.
· Что можно сказать о высоте елочки и дуба? (Елочка выше дерева, а дерево ниже елочки.)
· Что можно сказать про рыбок? (Рыбки плавают на разной глубине.)
5. Логическая задача «Сколько детей у папы?» (лист 14, рис. 4).
Задания и вопросы.
· Посчитайте, сколько детей спряталось у папы под плащом, и напишите в квадратик справа, сколько их. (Четыре)
· Почему написали цифру 4? (Потому что у одного ребенка два ботинка, а ботинок восемь)
· Кто еще спрятался под плащом у папы? (Собака)
6. «Рисуем треугольник» (лист 14, рис. 5).
Прочитайте детям стихотворение.
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего,
Три стороны, и три угла,
И столько же вершин.
II трижды трудные дела
Мы вместе совершим.
Все в нашем городе – друзья.
Дружнее не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.
Вопросы и задания.
· Назовите строчки из стихотворения, в которых треугольники рассказывают о себе. Если дети затрудняются, прочитайте эти строчки еще раз:
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны, и три угла,
И столько же вершин.
· Соедините нарисованные точки.
· Какая фигура получилась? (Треугольник.)
· Сколько сторон у треугольника? (Три.)
· Сколько углов у треугольника? (Три.)
· Закрасьте углы красным цветом.
Уточните, что вершины треугольника – это место, где пересекаются стороны.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 606.