Ситуация. Торговая организация осуществила рекламные расходы, связанные с раздачей потенциальным покупателям пробников парфюмерно-косметической продукции. Расходы организации по приобретению данных пробников составили 60 руб., включая НДС 10 руб.
Решение. В бухгалтерском учете организация может отразить данные операции следующим образом.
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Оприходованы пробники парфюмерно-косметической продукции в качестве рекламных материалов (60 - 10) | 10 субсчет "Рекламные материалы" | 60 | 50 | Договор, товарно-транспортная накладная формы ТТН-1, товарная накладная формы ТН-2 |
Отражена сумма НДС, предъявленная к оплате поставщиком | 18 | 60 | 10 | Договор, товарно-транспортная накладная формы ТТН-1, товарная накладная формы ТН-2 |
Принят к вычету НДС | 68 | 18 | 10 | Товарно-транспортная накладная формы ТТН-1, товарная накладная формы ТН-2, книга покупок (если предусмотрено ее ведение), полученный и подписанный в установленном порядке ЭСЧФ |
Списана стоимость рекламных материалов | 44 | 10 субсчет "Рекламные материалы" | 50 | Накладная на отпуск рекламных материалов, акт на списание материалов |
Списаны в полной сумме расходы на рекламу в составе расходов на реализацию | 90-6 <1> | 44 | 50 | Бухгалтерская справка |
--------------------------------
<1> При расчете налога на прибыль расходы на рекламу учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) (п. 1 и 2 ст. 130 НК).
Примечание. Дополнительно о том, как расходы рекламной акции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете у рекламодателя, см. статью "Рекламная акция: отражаем в учете" (Л.А.Скопп) (Главная книга.by. - 2016. - N 21) и консультации.
2.7.5. Какие есть особенности формирования
рекламных расходов при различных способах
распространения рекламы
В этом разделе мы рассмотрим практические ситуации, связанные с рекламными расходами, которые вызывают у налогоплательщиков наибольшие затруднения.
2.7.5.1. Как учитываются в бухгалтерском и налоговом учете
расходы на наружную рекламу
Сначала определимся с вопросом о том, какая именно реклама признается наружной. Для этого обратимся к тексту Закона "О рекламе".
В соответствии с абз. 4 ст. 2 Закона "О рекламе" наружная реклама - реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах.
При решении вопроса о том, являются ли затраты, возникающие в процессе размещения (распространения) на территории Республики Беларусь наружной рекламы и ее средств, рекламными расходами, организации надо принимать во внимание нормы Положения о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 N 1497 (далее - Положение N 1497).
В частности, пунктами 2 и 3 Положения N 1497 предусмотрено, что для размещения (распространения) наружной рекламы могут использоваться:
- вывеска рекламного характера (абз. 4 п. 2 Положения N 1497);
- щит (абз. 33 п. 2 Положения N 1497);
- электронное табло (абз. 34 п. 2 Положения N 1497);
- растяжка (абз. 24 п. 2 Положения N 1497);
- строительные сетки;
- воздушные шары;
- иные технические средства и рекламные конструкции, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Распространять наружную рекламу организация может самостоятельно либо приобретать услуги третьих лиц (например, рекламных агентств). Если в первом случае для размещения наружной рекламы организация использует приобретенную или изготовленную собственными силами рекламную конструкцию, то порядок налогового учета рекламных расходов зависит, прежде всего, от срока полезного использования такой конструкции.
Предположим, что организация заказала специализированной фирме изготовление и установку рекламного щита, срок полезного использования которого установлен более 12 месяцев и который не предполагается отчуждать в течение 12 месяцев с даты приобретения.
Рекламный щит с такими характеристиками подпадает под определение амортизируемого имущества, приведенное в п. 12 Инструкции N 37/18/6.
В целях налогообложения расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества при определении облагаемой налогом прибыли не учитываются (подп. 1.13 ст. 131 НК).
Стоимость амортизируемого имущества погашается путем начисления амортизации. Значит, в данном случае в состав рекламных расходов будет включаться сумма начисленной амортизации.
В бухгалтерском учете соответствующие операции могут отражаться следующими записями:
Дебет | Кредит | Содержание операций |
60 | 51 | Оплачена подрядчику стоимость работ по изготовлению и установке рекламного щита |
08 | 60 | Отражена стоимость работ по изготовлению и установке рекламного щита |
18 | 60 | Отражена сумма НДС, предъявленная подрядчиком |
01 | 08 | Рекламный щит принят к учету в составе основных средств |
68 | 18 | Принята к вычету сумма НДС, предъявленная подрядчиком |
26 (44) | 02 | Начислена амортизация по рекламному щиту |
Если та или иная рекламная конструкция по своим характеристикам не соответствует понятию амортизируемого имущества, то в состав рекламных расходов включается стоимость ее приобретения (создания).
При этом если в бухгалтерском учете такая конструкция не является объектом основных средств, то ее стоимость отражается на счете 10 "Материалы" (п. 16 Инструкции N 50). К счету 10 "Материалы" может быть открыт субсчет "Рекламные материалы".
Нередко для размещения наружной рекламы организации используют также рекламные конструкции, которые получены ими по договору аренды.
В таком случае рекламные расходы формируются за счет суммы арендных платежей, уплачиваемых организацией арендодателю за пользование рекламной конструкцией.
Вышеприведенную информацию можно представить в виде таблицы, которая отражает особенности формирования расходов на наружную рекламу в зависимости от того, какая рекламная конструкция для этих целей используется.
Рекламная конструкция, на которой размещается реклама | Что включается в состав рекламных расходов |
Признается амортизируемым имуществом | Сумма амортизационных отчислений, накопленная за отчетный (налоговый) период |
Не признается амортизируемым имуществом | Стоимость приобретения (создания) рекламной конструкции |
Получена организацией в аренду | Сумма арендных платежей за отчетный (налоговый) период |
Если для размещения наружной рекламы организация приобретает услуги третьих лиц, то сумма рекламных расходов определяется как стоимость приобретенных рекламных услуг.
В бухгалтерском учете в таком случае могут быть сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Содержание операций |
26 (44) | 60 | Отражена стоимость рекламных услуг |
18 | 60 | Отражена сумма НДС, предъявленная к оплате исполнителем |
68 | 18 | Принята к вычету сумма НДС, исчисленная со стоимости рекламных услуг |
60 | 51 | Произведена оплата рекламных услуг |
2.7.5.2. Как учитываются в бухгалтерском и налоговом учете
расходы по рекламной игре
В целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) организации могут проводить рекламную игру.
Напомним, что рекламные игры, проводимые на территории Республики Беларусь, подлежат государственной регистрации в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (п. 5 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 N 51 (далее - Положение N 51)).
Для государственной регистрации рекламной игры организатор представляет в Министерство торговли Республики Беларусь (п. 6 Положения N 51):
1) заявление о государственной регистрации рекламной игры, составленное по форме согласно приложению 1 к Постановлению Министерства торговли Республики Беларусь от 08.05.2009 N 28 "О некоторых вопросах осуществления Министерством торговли Республики Беларусь административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
2) правила проведения рекламной игры, удовлетворяющие требованиям п. 7 Положения N 51 и утвержденные организатором, в двух экземплярах;
3) заверенную организатором копию договора, заключенного с исполнителем работ и (или) услуг, определенных в составе призового фонда, либо товарно-транспортной накладной, товарной накладной, платежного поручения, приходного кассового ордера, кассового чека, выписку банка о наличии денежных средств на специальном счете для хранения призового фонда в белорусских рублях, открытом организатором в банке и (или) иной документ (его копию), подтверждающий окончание формирования призового фонда;
4) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию рекламной игры.
До начала проведения рекламной игры правила ее проведения подлежат опубликованию организатором в печатном средстве массовой информации. При этом публикация должна содержать (п. 11 Положения N 51):
- номер свидетельства о государственной регистрации рекламной игры;
- дату принятия решения о ее государственной регистрации;
- наименование органа, выдавшего такое свидетельство;
- источник информации об этой игре.
В этом же печатном средстве массовой информации после проведения рекламной игры организатор обязан будет опубликовать сведения о результатах ее проведения (п. 11 Положения N 51).
Призовой фонд должен быть сформирован в полном объеме на момент государственной регистрации рекламной игры. При этом призовой фонд должен использоваться только по целевому назначению (п. 9 Положения N 51).
Расходы по проведению рекламной игры будут учитываться в расходах на реализацию и при расчете налога на прибыль в полной сумме. При этом следует различать расходы на рекламу и расходы на формирование призового фонда при проведении рекламной игры.
Источником формирования призового фонда могут являться денежные средства и (или) иное имущество (работы, услуги) организатора или заинтересованного лица. Не допускается включение в цену товаров (работ, услуг) организатора средств, использованных для формирования призового фонда (п. 9 Положения N 51).
После розыгрыша призового фонда участнику рекламной игры, признанному выигравшим, в соответствии с условиями ее проведения вручается выигрыш - часть призового фонда в виде денежных средств или (и) иного имущества. При вручении выигрыша во время рекламной игры имеет место безвозмездная его передача.
Следует помнить, что для целей исчисления налога на прибыль безвозмездная передача товаров и иных ценностей не в пределах одного собственника у передающей стороны включается в объем реализации.
При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) выручка от их реализации отражается в размере не менее суммы затрат на их производство либо приобретение (выполнение, оказание), суммы НДС, исчисленного по безвозмездной передаче, а также затрат на безвозмездную передачу. При безвозмездной передаче основных средств и нематериальных активов выручка отражается в размере не менее их остаточной стоимости, суммы НДС, исчисленного по безвозмездной передаче, и затрат на безвозмездную передачу. Выручка и затраты отражаются в том отчетном периоде, в котором фактически переданы товары (выполнены работы, оказаны услуги), переданы имущественные права (п. 5 ст. 127 НК).
Вместе с тем не признается реализацией передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав потребителю рекламы при отсутствии оплаты или иного встречного исполнения обязательства. При этом указанные товары (работы, услуги), имущественные права должны являться объектами рекламирования и (или) содержать информацию об объектах рекламирования (за исключением рекламных услуг, оказываемых рекламодателям). Передача товаров (работ, услуг), имущественных прав в виде выигрыша при проведении в соответствии с законодательством рекламной игры также не признается реализацией в целях налогообложения (подп. 3.5 п. 3 ст. 31 НК).
В бухгалтерском учете на основании абз. 4 п. 13 Инструкции N 102 стоимость призов, переданных безвозмездно, включается в состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 (субсчет 90-10).
Пример.
Ситуация. Организация зарегистрировала в общеустановленном порядке рекламную игру. Общая сумма расходов по проведению рекламной игры составила 600 руб. Призовой фонд рекламной игры сформирован за счет собственных средств (имущества) в размере 1000 руб. (без НДС). По условиям проведения рекламной игры имеются сведения о получателях выигрыша.
Решение. В этом случае сумма расходов на рекламу, которая может быть включена в состав затрат, учитываемых при налогообложении, составит 600 руб.
В бухгалтерском учете указанные расходы могут быть отражены следующими записями:
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Списана стоимость выигрышей (материалов, товаров) по результатам рекламной игры, врученных победителям рекламной игры <1> | 90-10 | 10, 41 | 1000 | Правила рекламной игры, бухгалтерская справка-расчет |
Списаны расходы по проведению рекламной игры в состав расходов на реализацию | 90-6 | 44-1 | 600 | Бухгалтерская справка-расчет |
--------------------------------
<1> В рассматриваемой ситуации удержать подоходный налог с доходов победителя рекламной игры невозможно, поскольку он получает доход в натуральной форме. Если сумма подоходного налога не будет внесена победителем в кассу организации самостоятельно, то организация обязана в месячный срок со дня выдачи приза направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу с физических лиц (п. 5 ст. 181 НК).
Примечание. Дополнительно см.:
- вправе ли организация включить материалы, использованные для проведения рекламной игры, в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, см. консультацию.
- о порядке отражения в налоговом учете стоимости имущества, передаваемого победителям рекламной игры, дополнительно см. консультации.
ЧАСТЬ 3
ОТЧЕТНОСТЬ. ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль (далее - Декларация) - это письменное заявление плательщика о полученных доходах и осуществленных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога на прибыль, а также иных данных, необходимых для исчисления и уплаты этого налога. Декларация представляется на бланке установленной формы.
ГЛАВА 3.1
КТО ОБЯЗАН ПРЕДСТАВЛЯТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ
Налогом на прибыль облагаются валовая прибыль и дивиденды, начисленные белорусскими организациями (п. 1 ст. 126 НК).
--------------------------------
<1> Ч. 2 п. 3 ст. 143 НК.
<2> П. 11 ст. 143 НК.
Примечание. Дополнительно см.:
- какие организации являются плательщиками налога на прибыль - главу 1.1;
- подробнее об объектах налогообложения - главу 1.2;
- обязана ли организация предоставлять по требованию налогового органа вместе с убыточной декларацией объяснительную записку по поводу убытков - консультацию.
Обратите внимание!
Декларация (кроме налога на прибыль с дивидендов) представляется вне зависимости от финансовых результатов деятельности (прибыли либо убытка) организации.
Организации, применяющие особые режимы налогообложения, представляют декларацию только при наличии сумм, участвующих при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ч. 4 п. 3 ст. 143 НК).
ГЛАВА 3.2
В КАКИЕ СРОКИ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Общий порядок представления декларации по налогу на прибыль в налоговые органы таков:
--------------------------------
<1> Ч. 1 п. 2, ч. 2 п. 3 ст. 143 НК.
<2> П. 1, ч. 3 п. 3 ст. 143 НК.
<3> Ч. 2 п. 2, ч. 2 п. 11 ст. 143 НК.
Особый порядок представления декларации предусмотрен для некоторых плательщиков:
----------------------------
<1> Представляют декларацию вместе с отчетом о деятельности в Республике Беларусь (ч. 2 п. 9 ст. 143 НК).
<2> Потребительские общества и их союзы, являющиеся субъектами торговли, представляют декларации в общеустановленном порядке.
<3> П. 6, п. 7 ст. 143 НК.
<4> П. 8 ст. 143 НК, Указ N 186.
Обратите внимание!
При совпадении срока представления декларации с нерабочим днем срок представления переносится на первый рабочий день после такого нерабочего дня (ст. 3-1 НК).
Сроки представления деклараций при прекращении деятельности плательщика в результате реорганизации, при ликвидации филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, при прекращении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство см. здесь.
Примечание. Дополнительно см:
- о сроках уплаты налога на прибыль:
бюджетными организациями, общественными и религиозными организациями (объединениями), республиканскими государственно-общественными объединениями, иными некоммерческими организациями (кроме потребительских обществ и их союзов, являющихся субъектами торговли) - раздел 1.11.3;
Департаментом охраны МВД Республики Беларусь и его подразделениями, а также организациями, находящимися в его ведении - раздел 1.11.4;
по сводному балансу основной деятельности государственного объединения "Белорусская железная дорога" - раздел 1.11.5.
ГЛАВА 3.3
В КАКОЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН НАДО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ
Декларация представляется в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика налога (п. 3 ст. 63 НК).
Организации состоят на учете в налоговом органе по своему месту нахождения (п. 1 ст. 65 НК). Постановка на учет осуществляется при их государственной регистрации (п. 2 ст. 65 НК).
Постановка на учет филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исполняющих в установленном законодательством порядке налоговые обязательства этих юридических лиц, производится на основании сообщений юридических лиц о создании таких обособленных подразделений (п. 2 ст. 65 НК).
Место нахождения обособленного подразделения юридического лица определяется согласно положению об обособленном подразделении юридического лица или учредительным документам юридического лица.
Документом, удостоверяющим постановку на учет в налоговом органе, является извещение о присвоении УНП (п. 4 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика). В нем, помимо прочего, указываются код и наименование ИМНС по месту постановки плательщика налогов на учет. Декларация представляется в ту ИМНС, которая указана в этом извещении.
ГЛАВА 3.4
КАКИМ СПОСОБОМ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНА ДЕКЛАРАЦИЯ
Декларацию по налогу на прибыль представляют в налоговые органы в виде электронного документа или на бумажном носителе.
В виде электронного документа представляют декларацию плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 15 человек, а также плательщики НДС (ч. 2 п. 4 ст. 63 НК).
При этом среднесписочная численность работников определяется в порядке, определенном Указаниями N 92.
Примечание. Дополнительно см.:
- об определении среднесписочной численности работников - консультацию.
Способы представления декларации представлены на схеме (ст. 63 НК):
--------------------------------
<1> Порядок представления (направления), приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) в виде электронного документа определен в Инструкции N 7.
<2> Отметка проставляется по просьбе плательщика (ч. 2 п. 5 ст. 63 НК).
<3> Часть 4 пункта 10 Инструкции N 7; форма подтверждения портала о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа приведена в приложении 3 к Инструкции N 7.
В случае несоответствия предоставленной декларации установленному формату она не идентифицируется как налоговая декларация и МНС не позднее рабочего дня, следующего за днем ее получения, направляет плательщику соответствующее сообщение в электронном виде (ч. 3 п. 15 Инструкции N 7).
После предоставления плательщиком декларации в виде электронного документа инспекция МНС не позднее второго рабочего дня, следующего за днем получения декларации, направляет плательщику в электронном виде подтверждение о приеме налоговой декларации:
- без ошибок по форме согласно приложению 5 к Инструкции N 7;
- с ошибками по форме согласно приложению 6 к Инструкции N 7.
Обратите внимание!
Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации, представленной плательщиком по установленной форме (установленному формату) (п. 5 ст. 63 НК).
Примечание. Дополнительно см.:
- о предоставлении налоговых деклараций в электронном виде - разъяснение.
ГЛАВА 3.5
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ДЕКЛАРАЦИИ
ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
Декларация по налогу на прибыль заполняется и подается в налоговые органы по установленной форме. Порядок ее заполнения изложен в Инструкции, утвержденной постановлением МНС от 24.12.2014 N 42 (далее - Инструкция N 42).
Декларация за 2016 год, представляемая не позднее 20 марта 2017 г., должна заполняться в деноминированных рублях (подп. 1.1.2 п. 1 постановления МНС от 29.04.2016 N 16 (далее - Постановление N 16)).
Примечание. Дополнительно см.:
- порядок отражения показателей в декларациях, представляемых в налоговые органы после 1 июля 2016 г., - статью.
3.5.1. Из каких разделов состоит декларация
Структуру декларации по налогу на прибыль представим в виде таблицы:
Дата: 2018-11-18, просмотров: 414.