Один из мотивов главы «Ницавим» — мотив легкодоступности Торы:
«Ибо закон этот, который я даю тебе сегодня, не скрыт он от тебя и не далёк он, не на небесах она [Тора]...» (Дварим, 30:11).
Первое впечатление от этих слов — их метафоричность, даже гиперболичность — не соответствует истине. Ведь процитированные нами слова — прямое продолжение сказанного чуть выше:
«Даже если будут изгнанники твои [Израиль] на краю неба, то и оттуда... возьмёт тебя [Всевышний]...» (Дварим, 30:4).
Следовательно, речь не о возвышенности или приземлённости, а лишь о близости или, не дай Б-г, удалённости еврея от Торы. И сказанное «не на небесах она» означает близость к Торе любого еврея безотносительно к его образу жизни и местоположению.
Еврей, проживающий в Южно-Сахалинске и промышляющий маркетингом красной икры, ничуть не дальше от неё, чем отправляющийся каждое утро на учёбу в йешиву житель Старого города в Йерушалаиме. Поясню следующим примером. Ребёнок закрывает глаза и, смеясь сообщает окружающим, что наступила ночь. С помощью этого нехитрого приёма, прикрываясь преходящими ценностями материального мира, отгораживают себя люди от Истины.
Истина же заключается в том, что любой еврей самой своей еврейской сущностью связан с Творцом, Его Торой и законами. И любой шаг, сделанный в направлении раскрытия своего я, немедленно открывает то, что сказано в продолжении процитированных нами слов Торы:
«Но очень близка к тебе эта суть, устами твоими и сердцем твоим раскрывается она» (Дварим, 30:14).
Верхние и нижние
«Пойдёт дождём данное Мной, стечёт как роса сказанное Мне»
Дварим 32:2
Всякий раз, когда мы встречаем «пару» в Торе, мы можем её интерпретировать как «хесед» и «гвуру», расширение и сжатие, верх и низ и т.д., или, что ближе дигитальному поколению, как Один и ноль.
В данном случае рав Мордехай Яффе, идя вслед за классическим объяснением (на него прямо указывает «ликхи – данное Мной», как сказано «леках хороший дал Я вам, Тору Мою не оставляйте»), дождь и роса – символические обозначения Торы, задаётся вопросом: и дождь, и роса?!
Его ответ: Тора Письменная и Тора Устная. Тора Письменная уподоблена дождю, поскольку вся сверху (с неба), Устная же дана живущим на земле мудрецам, зависит от мнения большинства и поднимается снизу подобно росе.
Письменная Тора не подлежит ни малейшим изменениям, и тем не менее, постоянно находятся охотники её модернизировать и приспособить к своим нуждам-желаниям. Также и дождь, падающий с небес, устраивает далеко не всех (например, пешеходов или приглашённых на празднество под открытым небом).
Роса вызывает у абсолютного большинства людей исключительно положительные эмоции, и её происхождение исключительно «пролетарское» - из «низов» - «и поднялась... роса». Более того, на её право символизировать Тору Устную указывает следующее правило, сформулированное нашими мудрецами: «Всякий, комментирующий слова Торы и не вызывающий положительных эмоций у людей, лучше бы не говорил» . Согласие же большинства мудрецов поднимает частное мнение до уровня hалахи!
Собственно, на этот порядок – во-первых и во-вторых – указывает и первая строка песнопения «hа-Aзину» - «Внемлите небеса, и услышь земля»
Сначала «падёт дождём данное Мной» - Тора Письменная, и лишь затем - «стечёт как роса» - мягко и приемлемо «сказанное»!
Попробуйте выстроить пары прямо вытекающие из этого комментария.
Стоящие перед Моше
«…Ведь вы же знаете, как жили мы в земле Египетской, и через что прошли мы среди народов, через которые вы проходили. И увидели гадости и мерзости их, дерево и камень, серебро и золото, которое у них. Может найдется среди вас... ...который отвернется от Вс-го Всесильного вашего идти служить этим гойским божествам»
Дварим 29: 15-18
Рав Шер, возглавлявший ешиву Слободка в послевоенные годы, обращает внимание на следующий факт: Стоящие перед Моше – это поколение пустыни, и ссылка на их предыдущий отрицательный опыт, также как и предположение о возможной измене, вызывает, по меньшей мере, недоумение, которое рассеивается предыдущим (по отношению к процетированным) пасуком: "Не с вами одними заключаю этот союз...но и с теми, которых нет с нами сегодня.”
Очевидно, заключает рав Шер, что Моше предупреждает о будущем, чьи корни, точнее зерна, уже заложены в настоящее. Попробуем, опираясь на данный вывод, расшифровать символы, Торой использованные: "гадости и мерзости, дерево и камень, серебро и золото”.
Крепкие задним умом, увидим в дереве крест, а в камне – каабу (священный камень мусульман, дефилированием вокруг которого отмечается их главнейший праздник). Если также увидеть в гадостях путь к Мерзости, то иврит позволит ассоциировать серебро – кесеф со средством (кесеф на иврите обозначает стремление), а золото – заhав c "зе hав” – "это принеси" – с целью.
Завершаем комментарием Виленского Гаона на пророчество Даниэля о квартете "чудищь - царств”. У четвертого, и самого страшного из них (символизирует царство Эйсава – западную цивилизацию), вырастают рога (символ действия, точнее, злодействия): "тогда же хотел я истины о четвертом звере, что не похож был на остальных больно страшен – зубы у него железные, а когти медные, и о десяти рогах, что на голове у него, и о другом [роге], что появился, и из-за которого выпали 3 [прежних] (Даниэль 7:19-20) . Этот рог рав Элияhу определяет как исламскую цивилизацию!
Комментарии излишни, но вы все же попробуйте их дать!
Дата: 2018-09-13, просмотров: 611.