Любовь – лекарство от ненависти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«И встал Бильам поутру, и оседлал ослицу свою».

Дварим 22:21

«…Который нанял против тебя Бильама сына Беора».

Дварим 23:5

Неприятие Торой Моава как народа, достойного существования в этом мире, в качестве своей морально-этической основы имеет…Бильама, к профессиональным услугам Зла которого прибег Моав.

Мы попробуем оценить тот экстраординарный заряд ненависти, что нёс в себе Бильам бен Беор, за попытку использовать который пострадали моавитяне. «Гирьками» для оценки убойного веса Зла в соответствии с принципом сравнения будет…Любовь (в полном соответствии с принципом Всё познаётся в сравнении).

Говорит мидраш, что действия Авраама, оседлавшего осла для заклания Ицхака, предопределили неудачу предприятия, задуманного Бильамом.

Ключом к пониманию этого мидраша будут понятия любовь и ненависть. Первое из отличий между ними: зло – ограничено, добро – никогда! Никакая ненависть не может заставить Бильама встать затемно. Про Авраама сказано: «И встал Авраам рано потру, и оседлал осла своего». Но главное отличие формулируют мудрецы в следующем мидраше: «Сказал Всевышний, если я не позволил действовавшему из любви Аврааму покуситься на Мой народ, то тем более не позволю ненависти Бильама ему повредить». Оцените удельный вес бильамовской ненависти, для «перевеса» над которой потребовалось Любовь Авраама.

Практический вывод. Неудачливость зла его не оправдывает. Всякий раз, оценивая шансы Зла на победу, мы можем прийти к самоуспокоению. Пятикнижие своей ссылкой на уже убитого к этому моменту Бильама, подчёркивает нашу обязанность: «Нет перемирия со злом».

P.S. Как мне кажется, логическое правило «тем более» в данном случае чрезвычайно многообещающее!

 

 

Птичье гнездо

«Если попадётся тебе птичье гнездо на дороге,

на каком-либо дереве или на земле, с птенцами

или с яйцами, а мать сидит на птенцах или на яйцах,

то не бери мать вместе с детьми»

Дварим 22:6

Попробуем с помощью рава Хаима Зоненфельда увидеть нетривиальные следствия двух широко известных (своей непонятностью в особенности) законов из нашей главы. Первый из них - «шилуах ґа-кен» - «отсылание из гнезда».

По закону следует отослать мать, и лишь затем взять птенцов. Это значит, объясняет рав Зоненфельд, что нельзя использовать материнский инстинкт, позволяющий с лёгкостью словить взрослую птицу, которая, естественно, попробует защитить своих птенцов. Посему, во-первых, отправляем птицу-мать, и ни в коем случае не пользуемся её бессознательной жалостью к птенцам в качестве «силков» для её поимки!

Практический вывод из вышесказанного: «нарушающий с намерением сделать тшуву» или «нарушающий с намерением «отмолиться» в Йом ґа-Кипурим» отбирают у него возможность исправления!

Ведь иначе получится, что он использует хесед Всевышнего, готового всегда принять раскаяние и даровать прощение!

 

 

Разводное письмо

«И будет стан твой выделенным, и не будет в нём видно интимное»

(Дварим 23:15)

«Если возьмёт муж жену... и если не понравится ему и напишет ей

запись отрезания и даст в руку еёи отошлёт из дома своего»

(Дварим 24:1)

Удивительное требование Торы о неафишировании интимного, только на первый взгляд кажется естественным. Нет, теоретически, выделенность «лагеря Израиля» - это его божественность, т.е. отсутствие скотского. И речь идет не только о гигиене, но и о мыслях. Лучшее тому доказательство- чувства мужа и жены друг к другу. Неприязнь, неприятие у супругов - недопустимы. Отсюда «некатоличность» брака по-еврейски. Вопрос: что полагать неисправимым в браке?

Мудрецы, обсуждая возможные причины развода, расходятся во мнениях. При этом, на первый взгляд, школа Шамая смягчает, а школа Ґилеля занимает непримиримую позицию. Посудите сами:

«Не изгонит человек свою жену, а только если обнаружил связанное с ней прелюбодеяние. Мнение бейт-Шамай. А бейт-Ґилель говорят, даже если переварила его кашу [может дать ей развод]!» (Мишна, из трактата Гитин, 89)

Простите, не понял. Оттого, что судил сам. А вот объяснение рава Зоненфельда, подчёркивающее удивительную лёгкость школы Ґилеля:

«Если муж столь строг, что готов развестись из-за уровня гнева, достигнутого с помощью разваренного варева (оно же пережаренное или убежавшее и т.д., и т.п.) – женщине следует поторопиться и избавиться от такого мужа. И чем раньше – тем лучше!»

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 569.