Учитель. Ребята, давайте вспомним, сколько десятков в 1 сотне?
Дети. 1 сот. = 10 дес.
Учитель. А сколько единиц в 1 десятке?
Дети. 1 дес. = 10 ед.
Учитель. Хорошо. Рассмотрим решение такого примера.
Можно ли из 2 ед. вычесть 3 ед.?
Дети. Нельзя.
Учитель. Надо занять у десятков один десяток. Но десятков отдельных нет. Значит, занимаем 1 сотню. Ставлю точку, чтобы не забыть. В 1 сотне 10 десятков, занимаю 1 десяток. В 1 десятке 10 единиц. Значит из 12 вычесть 3, остается 9 единиц. Записываю под единицами. А десятков у нас осталось не 10, а 9, так как мы уже один десяток заняли. Вычитаю десятки: 9 – 6 = 3. Записываю под десятками. Вычитаю сотни. Здесь осталось 5 сотен. Значит: 5 – 4 = 1. Записываю под сотнями. Читаю ответ: 139.
Учитель. Ребята, откройте учебник на с. 9. Кто попробует объяснить решение примеров в самом верху страницы?
Дети объясняют.
Для закрепления учащиеся выполняют с комментированием примеры задания 26.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Решение задач.
Задачу 27 учащиеся решают самостоятельно.
36 – 5 = 31 (чел.)
О т в е т: 31 человек записался на кружок рисования.
Задачу 29 учитель тоже может предложить решить самостоятельно, а двоих учащихся вызвать решать на закрытую доску. Потом сверить решение.
1) 35 + 25 = 60 (ф.) – черно-белых
2) 60 + 35 = 95 (ф.)
О т в е т: 95 фотографий всего.
V. Решение примеров.
Задание 30 учащиеся решают с комментированием у доски и оформляют как выражение с переменной.
Задание 31 учащиеся выполняют самостоятельно.
VI. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что повторяли сегодня на уроке? Что больше всего понравилось?
Домашнее задание: задание 32, с. 9; тетрадь № 1, с. 6, № 13–16.
У р о к 6
Прием письменного умножения трехзначного
числа на однозначное
Цели: повторить письменный прием умножения трехзначного числа на однозначное, продолжать закреплять письменные приемы сложения и вычитания, совершенствовать навык решения задач.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. «Цепочка» на с. 10 на полях учебника.
2. Составить и решить устно задачи.
З а д а ч а 37.
Используя слово «больше» или «меньше», составить задачи по выражениям: 64 : 16 и 64 – 16.
3. Арифметические ребусы.
+ | 73ð 2ð6 | – | ð24 1ð6 | – | 86ð 4ð3 | + | ð17 4ð6 |
ð75 | 35ð | ð97 | 58ð |
III. Повторение письменного приема умножения.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем повторять письменный прием умножения. На с. 10 откройте учебники. На этой странице в самом верху есть подробное объяснение решения одного из примеров. Прочитаем это объяснение.
Дети читают по учебнику объяснение умножения.
Учитель. Ребята, кто попробует теперь сам объяснить решение написанных там же еще двух примеров?
Дети объясняют решение.
Для закрепления учащиеся выполняют с подробным объяснением задания 33, 34.
З а д а н и е 33.
З а д а н и е 34.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Решение задач.
Задачу 35 (1) учащиеся выполняют под руководством учителя. После чтения задачи один ученик записывает на доске краткое условие.
Яблоки – 4 ряда по 12 д.
Сливы – 2 ряда по 18 д. ?
После этого учитель просит записать решение задачи выражением.
12 × 4 + 18 × 2 = 84 (д.)
О т в е т: 84 дерева всего.
Учитель. Ребята, посмотрите, нас просят изменить вопрос задачи, чтобы она решалась так: 12 × 4 – 18 × 2. Какой вопрос поставим?
Дети. На сколько больше посадили яблонь, чем слив?
Другой учащийся выходит к доске, записывает краткое условие новой задачи и решение.
После этого учитель просит записать решение задачи выражением.
12 × 4 – 18 × 2 = 12 (д.)
О т в е т: на 12 яблонь посадили больше.
V. Решение примеров.
Примеры из задания 39 дети решают самостоятельно.
760 – (120 + 80) + 60 = 620 120 : (60 : 6) : 2 = 6
500 – (270 + 130) – 1 = 99 90 : (45 : 9) × 2 = 36
VI. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что повторяли сегодня на уроке?
Дети. На уроке мы повторяли умножение трехзначных чисел на однозначное столбиком, составляли по выражениям задачи, решали арифметические ребусы, цепочки примеров.
Учитель. Какое задание больше всего понравилось?
Домашнее задание: задания 36, 38; тетрадь № 1, с. 7, № 17, 18.
У р о к 7
Закрепление письменного приема умножения.
Умножение с 0 и 1
Цели: продолжать закреплять письменные приемы сложения, вычитания и умножения; повторить переместительное свойство умножения, правила умножения с нулем и единицей; вспомнить связь между величинами: цена, количество, стоимость – и решение задач на нахождение площади прямоугольника.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Заполните таблицы на с. 11, № 42.
а | 6 | 5 | c | 45 | 24 | |||
b | 7 | 8 | d | 5 | 4 | |||
a × b | 20 | 48 | c : d | 9 | 8 |
Перед заполнением таблицы учитель должен попросить детей вспомнить правила: как найти неизвестный множитель, как найти неизвестное делимое и делитель.
2. Поставьте вместо звездочек подходящие знаки: +, –, ×, : .
27 * 3 * 7 = 17 27 * 3 * 7 = 6
27 * 3 * 7 = 23 27 * 3 * 7 = 37
27 * 3 * 7 = 16 27 * 3 * 7 = 2
3. Решение задач.
З а д а ч и 44, 45.
Учитель. Ребята, о каких величинах говорится в задаче?
Дети. О цене, количестве и стоимости.
Учитель. Что известно в задаче?
Дети. Цена и количество.
Учитель. Что надо найти?
Дети. Стоимость.
Учитель. Как найти стоимость, если известны цена и количество?
Дети. Надо цену умножить на количество.
Учитель. Как решим задачу?
Дети. Надо 10 умножить на 4. Получится 40. Значит, 40 рублей стоят 4 марки.
Учитель. Составьте две обратные задачи к данной задаче.
Дети. Вася купил 4 одинаковые марки и заплатил 40 рублей. Сколько стоит одна марка?
Учитель. Какая величина неизвестна в этой задаче?
Дети. Здесь надо найти цену.
Учитель. Вспомните правило, как найти цену, если известны стоимость и количество.
Дети. Надо стоимость разделить на количество.
Учитель. Решите эту задачу.
Дети. Надо 40 разделить на 4. Получится 10. 10 рублей – цена марки.
Учитель. И какую еще задачу можно составить?
Дети. Вася купил несколько одинаковых марок по цене 10 рублей и заплатил за всю покупку 40 рублей. Сколько марок купил Вася?
Учитель. Какая величина неизвестна в этой задаче и как ее найдем?
Дети. Нам неизвестно количество. Надо стоимость разделить на цену. 40 : 10 = 4. Вася купил 4 марки.
III. Решение примеров на умножение.
Учитель. Ребята, откройте учебник на с. 11 и посмотрите задание 40. Как вы думаете, почему верны эти равенства?
Дети. Эти равенства верны, так как от перестановки множителей произведение не изменяется.
Учитель. Верно. Используя это свойство умножения, мы сейчас с вами с комментированием у доски решим задание 41.
Дети переставляют местами множители и решают примеры столбиком с комментированием.
Учитель. Ребята, чтобы перейти к решению следующих примеров, нам с вами надо вспомнить правила умножения с 0 и 1. Кто расскажет эти правила?
Дети. При умножении любого числа на ноль всегда будет получаться ноль. При умножении любого числа на единицу всегда будет получаться то число, которое умножали.
Учитель. Верно. Выполняем с комментированием с места задание 43.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Решение задач.
Учитель просит прочитать задачу 47 вслух.
Учитель. Что просят сделать в задаче?
Дети. Просят сначала начертить прямоугольник, а потом указать, на сколько сантиметров длина больше ширины.
Учитель. Можно ли сразу начертить прямоугольник?
Дети. Нет, так как мы не знаем длину.
Учитель. А можно найти его длину?
Дети. Да. Надо 2 × 3 = 6.
Учитель. Узнали его длину, что будете делать потом?
Дети. Мы начертим прямоугольник и узнаем, на сколько сантиметров длина больше ширины.
Далее дети работают самостоятельно.
Учитель может дать еще дополнительное задание: найти площадь этого прямоугольника.
Учитель. Ребята, как найти площадь прямоугольника?
Дети. Надо длину умножить на ширину.
V. Решение примеров.
Задание 50 учащиеся решают самостоятельно.
VI. Итоги урока.
Учитель. Ребята, над чем вы работали сегодня на уроке?
Дети. На уроке мы закрепляли умножение столбиком, решали и составляли обратные задачи с ценой, количеством, стоимостью, чертили прямоугольник и находили его площадь.
Домашнее задание: задания 46, 49; тетрадь № 1, с. 8, № 19, 20, 21, 22, 23.
У р о к 8
Письменный прием деления
трехзначного числа на однозначное
Цели: повторить письменный прием деления трехзначного числа на однозначное; закрепить правила умножения и деления с нулем и единицей; повторить также нахождение периметра геометрических фигур и площадь прямоугольника.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Найдите площадь прямоугольника или одну из его сторон.
Перед выполнением задания учащиеся должны вспомнить правила:
Дата: 2018-11-18, просмотров: 262.