«И говорил Моше Вс-вышнему сказать:
Назначит Вс-вышний источник духовных
Сил всякой плоти человека над общиной…»
Бе-мидбар 27:15
Тот факт, что Моше узнав о собственной смерти обеспокоен, тем «кто остался в лавке», сам по себе не вызывает удивления. Еще бы, Моше, как и подобает идеальной «идише момэ», думает не о себе, а о детях Израиля.
Потом будет «и взмолился Моше» (Дварим 3:23). Но только потом, когда все заботы о детях будут завершены. А пока удивимся беспрекословности звучащей в обращении «назначит». Но и этот, совершенно не свойственный нашему учителю тон, можно отнести за счет беспокойства еврейской мамы о своих детях. Куда труднее объяснить удивительное имя Вс-вышнего, используемое Моше – «Источник духовных сил всякой плоти?!» А почему не Милосердный, или Б-г воинств?
РаШИ комментирует: Отчего сказано «Источник духовных сил?» - сказал перед Ним: «Властелин мира, открыто и известно перед Тобой, что мнения каждого из них вовсе не сходны друг с другом...»
И поэтому – «…назначь над ними лидера, который будет терпим к мнению каждого из них»!
Быть достойным еврейским лидером означает относиться к ним, как … к собственным детям, каждый из которых выбирает свой путь, но родительское терпение – прямое следствие безусловной любви к детям. И, конечно, разные устремления детей не мешают главе своей твердой родительской рукой вести семью. Модель мишпухи позволяет соединить все детали в единое целое.
Наша юность
«Помню я тебе хесед
юности твоей, любовь
брачной ночи твоей – как
шла ты за Мной в пустыне,
в стране, где не сеют»
Йермиягу 2:2
Из Гафтары к главе «Пинхас»
Начиная с недельной главы «Пинхас» время «побеждает» тематику недельных разделов Пятикнижия. Весь год, кроме периода от Семнадцатого Тамуза и до чтения главы «Бе-рейшит» в новом году, мы читаем отрывок из пророков, чье внутреннее содержание идентично теме главы Торы. Но, начиная с первого поста,[1] тематика ґафтары отражает «дух времени». Три ґафтары бедствий (пур’анут) продолжаются семью неделями утешения и заключаются двумя отрывками, чья тема тшува (раскаяние, исправление, ответ и возвращение).
Первый из «бедственных» отрывков удивляет содержащимся в нем … утешением. Но начнем по порядку. В ближайший шабат мы будем читать самое начало пророческой книги Йермияґу. Она начинается с «назначения» Йермияґу сына Хилькияґу, коґена из Анатот (надел Биньямина, неподалеку от Йерушалайма) пророком.
Полученное откровение не вдохновляет Йермияґу «на подвиг» и он, подобно Моше в аналогичной ситуации «отнекивается»: «не опытен я в вещах (словах, ситуациях) так как юноша я». Вс-вышний не начинает «уговаривать» Йермияґу как Моше, а отвечает не сов сем понятно: «Не говори Мне «юноша я», так как куда Я пошлю тебя – пойдешь, и все, что повелю тебе – говорить будешь» (1:6,7). Вроде бы излишне строго, не совсем в тему – что значит « не говори Мне – юноша я»?!
За разъяснениями мы «отправимся» в понятия «наар» - юноша, и процитированное нами в эпиграфе – «хесед неураих – щедрость юности твоей». Когда Галиат (Голиаф) день за днем поливает грязью воинство Израиля, то Давид, единственный, не убоявшийся выступить против него, «наар». И причина удивительной уверенности Давида в победе, в том, что он идет защищать честь «воинства Всесильного». Его бесстрашие, это чистота веры в помощь Вс-вышнего, юношеская чистота! Не случайно, замечает рав Мордехай Эйлон, Шауль после победы Давида над Галиатом, дважды называет его «наар».
Мы можем, следовательно, закрепить ассоциацию «наар – чистый, незапятнанный». Но мидраш говорит о большем (Псикта Рабати 26:13): «Ведь юношу я люблю, который не пробовал вкус промаха»- так сказал Вс-вышний Йермияґу». И об этом сказано у пророка Гошеа: «Так как юноша Израиль, и возлюбил Я его, и от Египта называл его – сын Мой» (11:1)
Теперь понятен смысл ответа Вс-вышнего на возражение Йермияґу: «… так юноша я. Не говори мне юноша я». Именно чистота юности – залог великой Любви Творца к Израилю. «Помню я тебе щедрость юности твоей» - помню, даже если ты забыла, добавляют мудрецы. Потенциал отношений Вс-вышний – Исраэль остается навсегда и ничто не может его уменьшить.
Каждое поколение получает его целиком, и это потенциал того утешения, которое заложено в суть бедствий, постигающих Израиль. Юность – незапятнанность – потенциал – фундамент – любовь Вс-вышнего к Израилю!
[1] Подробнее о назначении пяти постов еврейского календаря смотри «Визуализация кабалы» «Приложение».
Врожденная жестокость?
«Пинхас Бен Эльазар Бен Аґарон ґакоґен»
(Ба-мидбар, 25:11).
«Так как ветви глумились над ним: «Видели
этого сына Пути [Йитро], чей мамин папа
откармливал телят для чужой работы,
а он убил князя ветви Израиля».
Потому написанное указывает на его
происхождение от Аґарона»
(РаШИ)
Обычное понимание мидраша наших мудрецов, приведенное РаШИ – унижение ветвями Пинхаса, как потомка Йитро, и его «защита» Пятикнижием, указывающая на «благородство» его происхождения от Аґарона – не достойно уровня поколения пустыни… и не дает нам с вами никакого урока. РаШИ, намекая на неоправданность подобного восприятия, опускает привычное звание «коґен» рядом с именем Аґарона.
Раби Менахем Мендл Шнеерсон[1] обращает наше внимание на деталь, которая выглядит «лишней» - «откармливал телят для чужой работы». Если бы мудрецы хотели подчеркнуть «низость» происхождения Пинхаса, то уместнее было бы упомянуть о «всеядности» Йитро, перепробовавшего все виды чужой работы.
Идея откармливания телят намекает на суть претензии к Пинхасу (и, как мы увидим чуть ниже, ко всем левитам) – его поступок, на первый взгляд, свидетельствует о врожденной жестокости! И потому Тора «выводит» Пинхаса «из» Аґарона, который, как известно, был «любящим шалом, преследующим шалом и приближающим людей к Торе». И это его качество во «вне» коґенской функции – отсюда намек РаШИ, опускающего «высокое звание» Аґарона!
В качестве домашнего (внутреннего) задания поставим вопрос[2] - претензия ветвей связана с противостоянием Лейви и Шимона (город Шхем, благословления Яакова, надел Шимона внутри надела Йегуды и т.д.)? Обратим внимание читателя, что в момент совершения Пинхасом его поступка, он не был коґеном[3], а, следовательно, был… левитом!
[1] Получено автором от рава Аґарона Сироты из Денвера.
[2] Его автор – наш ученик – Лео Хаскин из Миннеаполиса.
[3] На момент выделения коґенов, Пинхас уже родился и потому не относился к категории Аґарона, его сыновей и их потомков (еще не родившихся!).
Вера - залог успеха
«Пинхас, сын Эльазара, сын Аґарона коґена…
ему и потомству его за ним союз коґенства вечный»
(Бе-мидбар 25:11,13)
Вопрос, который задает Савраньский ребе, вовсе не ожидаем: а отчего Пинхас, сын Эльазара, за почти сорок лет, прошедших от помазывания коґенов, ни разу не проявил неудовольствия по поводу того, что он единственный член семьи Аґарона, не удостоившийся коґенского сана?
Ответ ребе из Саврани находит в мидраше, который объясняет, каким образом смог Пинхас проникнуть в шатер, в котором уединился Зимри бен Салу с Косби бат Цур. Сами посудите – шатер уединения главы ветви Шимона был окружен его единомышленниками. Пинхас для реализации своего замысла избирает единственный путь. Он хромает, опираясь на посох, демонстрируя свою физическую неопасность, но самое главное – изъявляет желание поддержать идею Зимри о женитьбе[1]. Ему верят, объясняет мидраш, не только в силу гениальной игры, но и в особенности оттого, что он – обиженный некоґен. Понятно, что всем известная чистота коґенов свела бы к нулю шансы Пинхаса – ревнивца Вс-вышнего.
А теперь, важнейший для нас с вами урок Торы. Молчание Пинхаса, сына Эльазара, сына Аґарона в течение без малого сорока лет, обеспечило успех Замысла Вс-вышнего и позволило Пинхасу безупречно сыграть роль… Пинхаса! И если по жизни мы чувствуем себя незаслуженно обиженными, не получившими заслуженного… потерпите, положитесь на Творца и Его Замысел. Ведь любой недостаток имеет в виду – заполнение, а иначе недостатком и вовсе не является!
[1] Смотри «Путешествие по недельным главам».
Нелишнесть слов Торы
«Пинхас, сын Эльазара, сына Аґарона коґена,
отвратил гнев Мой от детей Израиля,
возревновав ревностью Моей внутри их»
(Бе-мидбар, 25:11)
Подозрение на «лишнесть» падает на, вроде бы, несущие информацию, слова «внутри их». Попробуем с помощью Савраньского ребе объяснить «подобное подобным». Выражение «внутри их» появляется в главе «Корах»: «двенадцать посохов и посох Аґарона внутри их посохов» (17:22). РаШИ объясняет «внутренность» посоха Аґарона, как его невыделенность. Но тогда, уместнее было бы выражение «между ними»?! Савраньский ребе опирается в своем ответе на строку, завершающую этот сюжет: «и они увидели, и взяли каждый свой посох» (17:24). Что, простите, «увидели»? Увидели, что их посохи тоже изменились в лучшую (живую) сторону – приобрели «цветущий вид»!
Так же, как и «буду Я обитать внутри их» (Шмот). «Внутри их» означает влияние, духовное «давление изнутри».
А теперь, смысл сказанного о Пинхасе: «ревностью Моей внутри их». Пинхас, сын Эльазара «заразил» ревностью Вс-вышнего всех детей Израиля!
В качестве интеллектуального поощрения у нас появляется возможность понять мидраш: «учил раби Шимон бен Эльазар: «всякая мицва, за которую Израиль был готов отдать жизнь, когда власть запрещала ее исполнение, как, например, чужая работа и обрезание – до сих пор мицва в руках их»» (Трактат «Шабат» 130:1).
Вопрос: а где, простите, нам известно, что евреи жертвовали собой за соблюдение этих двух мицвот, и почему именно эти две мицвы?
Говорит Савраньский ребе, что Пинхас был тем, кто не пожалел своей жизни ради исполнения двух этих мицвот. Ведь в истории с мидьятянками нанесли евреи удар по своему Союзу обрезания, а сопутствовало этому удару поклонение Бааль Пеору. А Пинхас «заразил» евреев ревностью Вс-вышнего – готовностью пожертвовать жизнью ради соблюдения этих мицвот!
Дата: 2018-09-13, просмотров: 622.