Буквы Имени, 4 царства и 7 народов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Название недельной главы Балак это скорее исключение из правил чем правило. Из 54 недельных глав только 4 называются именами собственными. Как известно все персонажи Торы это не просто отдельно взятые личности в давно забытой истории, а точки приложения сил которые существуют во все времена. Поэтому для внимательного читателя очевидно что встреча двух древних магов - Балака и Бильама - для организации логистики по проклятию Израиля это только вершина айсберга, а суть событий скрыта под поверхностным слоем текста.

Шем МиШмуэль спрашивает: «А чего собственно говоря ожидали Балак и Бильам?». Их можно называть как угодно, но дураками они не были. Как же Балак и Бильам, при всём неописуемом уровне магии которым они владели, могли расcчитавать на то что они смогут уничтожить все то ради чего были 10 казней, исход из Египта, дарование Торы и 40 лет жизни в пустыне? Дело в том что их целью было не "закрыть проект" под названием народ Израиля, а только замедлить реализацию этого проекта. А вот для этой цели у них было достаточно ресурсов.

Книга Зоар говорит что буквы составляющие имена магов Балак (Бейт-Ламед-Куф) и Бильам (Бейт-Ламед-Айн-Мем) это также буквы двух ещё более пугающих слов: Бавел и Амалек. Бавел - это Вавилон, название первого царства поработившего народ Израиля после разрушения Храма, а Амалек - это первый из народов попытавшийся помешать евреям выполнить свою работу в этом мире.

Рав Ицхак Гутнер объясняет разницу между помехами создаваемыми царствами и проблемами причиняемыми народами. Та работа которая должна быть завершена в этом мире евреями встречает два вида сопротивления. Четыре царства - это из книги пророка Даниэля : Вавилон, Персия, Греция и Рим (Даниель 7:7) - те самые царства которые и повлекут за собой все Галуты (изгнания) в истории. А семь народов - это "Хити, Гиргаши, Эмори, Кенани, Перизи, Хиви и Йевуси" - жившие в земле Израиля до прихода туда евреев (Берейшит 10:15).

Для того чтобы выполнить определенную работу необходимо выполнение двух условий: работник должен быть принят на работу и ему должна быть объяснена суть работы, даны инструменты для работы и определено место для работы. В результате выхода из Египта евреи перестали быть рабами фараона и поступили на работу к Всевышнему. Приняв Тору они получили описание работы, а войдя в землю Израиля пришли на место работы.

Каждое из четырех царств мешает выполнить заданную работу по своему, но у них всех есть общий подход. В том объеме в котором каждому из царств удаётся заставить Израиль работать на благо царства, в том же объеме Израиль не может выполнить своей задачи. Невозможно делать все одновременно, и в той степени в которой еврей занят работой на другого работодателя он не работает на Всевышнего. Другими словами, из-за временной халтуры не возможно заняться основным предназначением.

Семь народов противодействуют по совсем другой схеме. Они не оспаривают сам факт того, что есть какая-то работа которую нужно сделать. Их стратегия заключается в том чтобы не дать Израилю войти в землю Израиля, то есть прийти на место работы. Несмотря на то что Амалек не входит в список народов, Амелек по словам Торы это "первый среди народов" (Бемидбар 25:6) и является корнем и источником этих семи народов.

Соединение этих двух сил впервые описано в недельной главе Балак, но так как это один из основных сюжетов истории этого мира, то такой союз заключался много раз. Наиболее известным примером такого альянса будет история Пурима где Ахашверош - царь в своем царстве и Аман - потомок Амалека - вновь соединяют свои усилия. Ну а про то что происходит в наше время и кто дружит с кем против кого писать нет смысла - достаточно прочитать последние новости чтобы всё стало понятно.

р. И. Гладштейн

 

Бильам против Всевышнего??

Начнём с мидраша, объясняющего «тревогу» Всесильного: «Знал Бильам момент гнева Всевышнего и успевал произнести в этот момент слово калем – "уничтожить"».

Мудрецы в этом мидраше опираются на сказанное в Теґилим: «Как мгновение в гневе Его» (30:6), «И Всесильный гневается каждый день» (7:12).

Идею, переданную мудрецами через этот мидраш, мы попробуем увидеть с помощью испытанного метода – рассмотрения корней ключевых слов. Во-первых, слово рега («момент» – «רגע») имеет дополнительное значение – рога («спокойствие, затишье»), то самое, которое перед бурей. Речь идёт о том первоначальном моменте Бытия, вслед за которым и начинается собственно Творение. О том эталонном мгновении – замысле, что содержит в себе весь Потенциал Творения. И слово «гнев» становится более чем уместным. Ведь вся идея суда – в сравнении эталона с имеющимся в наличии здесь, сегодня, сейчас. И все недостатки проявляются по мере удаления от Начала, от замысла.

Конечно же, как Вы, читатель, уже догадались, мы вышли на идею категории Суда, которая предшествовала нынешней, управляющей нашим миром категории – категории Милосердия (рахамим). Именно это – «мгновение гнева Его», то есть категория Суда, несоответствия желаемого и действительного, вызывающая гнев. Здесь и проявились уникальные способности величайшего из нееврейских пророков. Бильам не только мог подняться на этот высочайший уровень – «момент гнева Его», но и произнести слово калем («כלם» – «уничтожение»), корнем которого мы сейчас и займёмся.

Первые две буквы этого слова и составляющие его корень означают «всё» (кол – «כל»). Как в завершающем Творении «ва-йехулу Небеса и земля», то есть «были завершены» (веяхулу – «ויכולו»). «Всё» законченности и есть философское обоснование «уничтожения» – калем. Наверное, имеет смысл вспомнить здесь и понятие «ограниченности». Всё ограниченное, не имеющее продолжения, не связанное с вечностью, по сути, уничтожаемо. И теперь становится ясной идея Бильама, переданная мудрецами через мидраш.

Бильам был способен подняться на уровень категории Суда (мгновение перед Творением) и оттуда «определить» еврейский народ, сказать о его заслугах (праотцах) и его нынешних недостатках. По сути – «проглотить» Израиль (Бильам, «בלעם» – бала ам, «проглотивший народ»), сделав его народом среди других народов, оборвав его особую, вечную связь со Всевышним, переведя эту связанность в разряд обыкновенных (то есть имеющих причину и потому могущих быть отменёнными) привязанностей!

Уничтожение Израиля (слово калем во «мгновение гнева Его») – рассмотрение его заслуг и недостатков с точки зрения эталона – категории Суда. Ужас такого отношения к Израилю именно в «проглатывании»: Израиль – обычный народ, пусть и необыкновенно духовный (заслуги праотцов!) и выбранный Создателем, но, тем не менее, способный на ошибки и ограниченный в своих возможностях. Такое «определение» нашего народа «прямоубийственно», поскольку переводит Израиль в разряд определимых, а, следовательно, ограниченных, и потому уничтожаемых сутей!

Опасность проклятия Бильама была более чем страшной. Ведь «по абсолютным правилам игры» этого мира Творение обладает определённой степенью автономности – ответственности за сделанное! (Именно поэтому неевреям был дан пророк уровня Моше, говорит мидраш.) А, следовательно, прямые действия против этого мерзавца – антипода Моше, исключались. Отсюда и идея обращения проклятий в благословения, о которой мы поговорим в следующем комментарии.

Резюмируя объяснение опасности носителем, которым были Балак-Бильам и реакция Всевышнего на неё, раскроем секрет чуда «Валаамовой ослицы» и, заодно, общую мотивацию действий Создателя. Для этого нам потребуются всего три слова из старого советского шлягера: «Если надо для любимой…»

Членораздельно вещающая пасть ослицы означает безмерность любви Творца к своему народу. И смысл этого сверхчуда в вечном уроке всем евреененавистникам: «Если надо для "сына Моего, первенца Моего, Израиля" (Шмот, 4:22), – то не только ты, Бильам (и тебе подобные), но и «бессловесная тварь», будете громогласно озвучивать желания Всесильного». Всевышний этим своим действием афиширует безмерность своей любви к Исраэлю.

И в этом смысл этого и всех других чудес Творца.

 

 

Функция Бильама

Попробуем рассмотреть ещё одну, естественно небезынтересную деталь, связанную с наиболее неординарным из гойских пророков. В десятой главе Трактата «Санґедрин» господин Бильам бен Беор появляется в списке лишённых следующего мира… евреев?? Простите, а какое отношение…?

Мудрецы специально подчёркивают, что всю Тору, включая и пророчество Бильама, мы получили через учителя нашего Моше. Получается из вышесказанного, что Бильам имел какое-то отношение к нашей Торе. Вот только какое? В принципе одну грань ответа мы уже видели – Всевышний использует даже ослицу, чтобы дать Тору своим детям, тем более Бильама! Их тождественность (в отношении ослицы и пророка к Пятикнижию) можно оценить с помощью следующего примера моего Учителя.

Если вы видите надпись на известном вам языке, то понятно, что вы видите не буквы и слоги, а текст, несущий информацию. Но если язык вам незнаком, то вы вполне можете оценить необычайность написания экзотических (для вас!) букв. Бильам и его ослица – это буквы, вполне бессмысленные для них самих, которыми написаны божественные слова нашей Торы.

Неслучайно ученики (продолжатели) Бильама противопоставлены мудрецами («Пиркей Авот», глава V) ученикам Авраґама. Наличие у них противопоказанных нам свойств – мидот: плохого глаза, широкой души инстинктов и высокомерия – не просто противоположно качествам Авраґама, оно им антиподно (а чем противоположно отличается от антиподно?). То есть нам открывается ещё одна грань соучастия Бильама в нашей Торе. Он (и его ослица) – не только безучастный носитель, противоположность пророчеству Моше и его ученикам, но и противоположность качествам Авраґама, пособие по тому, как не следует себя проявлять в этом мире.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 604.