Рут, Балак и семнадцатое тамуза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Свой комментарий, объясняющий хитросплетение страха Балака с «проклятиями-благословениями Бильама», рав Моше Вольсфон начинает с параллели трехсот шестидесяти пяти запретов Торы дням солнечного года[1]. Основополагающий день – Семнадцатое тамуза связан с сорока двумя[2] жертвоприношениями Балака/Бильама, пытавшимися «доказать» Вс-вышнему «ненужность» евреев, которые именно в этот день прекратят свою работу в Первом Храме (одна из пяти причин поста 17 тамуза – прекращение корбан тамид перед разрушением Первого Храма). Но дополнительное значение этого дня, «открывающего» три тяжелых недели, именно в этот день, 17 тамуза, было решение о возможности хупы Рут и Боаза, и зачатие Оведа, отца Ишая, отца Давида (Хатам Софер). И, конечно же, запрет, связанный с этим днем, «не войдет моавитянин и аммонитянин в общину Вс-вышнего» (Бе-мидбар, 23:4).

Весь этот «клубок сюжетов», связывающий воедино золотого тельца (Галут, сокрытие), высвобождение высочайшей «искры святости» – моавитянки Рут и попытку Балака/Бильама уничтожить Израиль – развязывается, если вспомнить о происхождении души Машиаха – «гнездо Птицы-ципор» (книга «Зогар» связывает это название со «сладчайшим соловьем» Создателя – царем Давидом). «Балак, сын Ципор (Птицы) царь Моава в ту пору» – именно в тот судьбоносный день. И страх Балака, объясняет рав Вольфсон, это страх высвобождения из моавского плена силы Машиаха, которая уничтожит Галут – основу существования Амалека (величайшего духовного паразита (Биль) Ам – (Ба) Лак. Клипа Амалека, сильнейшая из клипот (препятствий), связывается мудрецами с орла – тем, что обрезается во время брит-милы. Таким образом сорок два жертвенника и нешуточные усилия Балака с Бильамом, это попытка предотвратить рождение Машиаха, «Балак [гей] сын Ципор» вне рамок Галута. Но именно Семнадцатого Тамуза решится, естественно положительно, судьба Давида, будет зачат его дед – Овед. Рут, абсолютно очищенная от клипы Амалека, войдет под хупу с Боазом. И восемь (надмирность) войдет в наш мир (шесть и семь).

Как пишет об этом ребе из Комарно: «и он сидит против меня» (Бе-мидбар, 22:5) как посаженный отец (сандак) перед обрезанием. А мидраш «Рут раба» (в конце) сообщает: «все предложения «Мегилат Рут» начинаются с буквы «вав», кроме восьми – намек на мицву об обрезании, принятую на себя Рут». И если у читателя еще не «заплелись все извилины», то добавим, что и восемь (!) последних предложений Пятикнижия, рассказывающих о смерти нашего Учителя Моше, связаны с избавлением от этой, самой страшной из клипот – орлы обрезания.

А «практический» вывод из всего вышесказанного – Семнадцатое тамуза еще раскроется, как основа трехнедельной радости, в завершение которой – величайший праздник Девятое Ава. Поскорее, амейн.

[1] Эта параллель подчеркивает основную задачу времени – научить нас не вредить. Подробнее о превалировании запретов Торы над ее предписаниями в книге «Визуализация Кабалы».

[2] Сорок две остановки в пустыне. О числе 42 смотри главу Масаэй в «Путешествие по недельным главам»

 

Малое и большое

«И ответил Бильам, и сказал работникам Балака:

если даст мне Балак полный дом свой серебра и

золота – не смогу преступить уста Вс-вышнего,

Вс-сильного моего: сделать малое или большое»

 

(Бе-мидбар, 22:18)

Очевидный вопрос: но если малое, то, тем более, большое?! Раби Ханох Ґених опирается в своем объяснении на следующий мидраш (смотри РаШИ к 23:4 в нашей главе): «И вложил Вс-вышний вещь в уста Бильама (23:5) – один сказал – крючок [вложил], другой сказал – уздечку: ведь сказано «что прокляну [если] не проклял Вс-сильный, [про это] один сказал – крючок. Другой сказал – уздечку, [как] сказано «как гневаться, если не гневается Вс-вышний»».

Автор «Ган раве» начинает свой комментарий со сравнения крючка и уздечки. Крючок, заглоченный рыбой, пронзает ее язык, пришпиливая его к небу, не давая языку вывалиться. Уздечка, сжимая челюсти животного, вызывает своим давлением желание высунуть язык. И конечно же, несогласие мудрецов – это объяснение двух разных аспектов, сделанного Вс-вышним Бильаму.

Первый из них – «крючок» – связан с уменьшением (укорачиванием) произносимого. Второй – «высовывание языка» – символ многоречия. Что имеется в виду? Имя Вс-вышнего Вс-сильный – Элоким – соотносится с категорией Суда – дин, но будучи укороченным до Эль, превращается в хесед – милосердие. Как сказано: «милосердие эль весь день» (Тегилим, 52:3). Наоборот, Тетраграмматон, будучи уменьшенным до двух первых букв «юд» и «ґей», превращается из милосердия в Суд!

Вот об этом и говорит мидраш. Желание Бильама навредить Израилю неизменно. Но иногда противодействие ему – «малое» – уменьшение, т.е. укорачивание проклятия, а иногда превращение гневливости в благословение через удлинение – превращение суда в хесед! «Крючок» – укорачивание Элоким в Эль, а «уздечка» – удлинение «юд»-«ґей» до четырехбуквенного Имени!

 

 

Недельная глава Пинхас

Земля обетованная

"И сказал Б-г, обращаясь к Моше, так: "...А сынам Израиля скажи так:

"Если человек умрёт, а сына у него нет, то отдайте его удел его дочери.

А если нет у него дочери, то дайте его удел его братьям. А если нет у него братьев,

 то дайте его удел братьям его отца. Если же нет братьев у его отца,

то дайте его удел его ближайшему родственнику из его семейства, чтобы он наследовал его.

 И будет это сынам Израиля установленным законом, как Б-г повелел Моше"."

 

Ба-мидбар, 27:6,8 - 11

Прочитав эти строки и вспомнив об узенькой полоске пляжа, величаво называемой Страной Израиля, вздохнёт понимающе неискушённый читатель: "Конечно, не так просто поделить этот крошечный кусочек земли", -- и будет совершенно неправ. И дело не только не в том, что величие страны -- вовсе не производная от количества квадратных километров площади или от множественности её народонаселения. Ценность Страны Израиля для народа Израиля несомненна и исчисляется бесконечными духовными величинами. Но ведь народ состоит, как известно, из индивидуумов. И о том, какое значение лично для меня имеет наша страна, и идёт речь в вышеприведённом отрывке Торы.

Семейный удел, наследство указывают на личную связь между евреем и Землёй Израиля. И так же, как для каждого растения существует оптимальный кусок почвы для произрастания, так и каждому еврею соответствует некое место в Стране Израиля, без которого ему никогда не достичь максимума в духовном развитии.

Говорил менее ста лет назад мудрец предыдущего поколения рав Дискин: "Еврей, исполняющий законы Торы за границей, подобен спорьсмену, готовящемуся к соревнованию. Лишь исполняя законы Торы в Стране Израиля, мы по-настоящему выполняем своё предназначение!"

 

Жизненность Торы

«Пинхас сын Аарона - коэна, отвратил мой

гнев от сынов Израиля» Бамидбар 25:10

Наша недельная глава названа именем Пинхаса сына Эльазара сына Аарона. Его готовность стать на пути распространения мидьятянских метастаз совета Бильама спасла еврейский народ от катастрофы.

Мидраш связывает мидьятянок «с крепким телом» достойных представительниц своего народа и древнейшей профессии (по совместительству) с мидьятянами, которые за дветси пятьдесят лет до описываемых событий продали Йосефа в египетское рабство:

«Выучи, что не просто так вышел Пинхас на войну, а чтобы совершить правосудие от имени своего предка по материнской линии (Йосефа), как сказано: «И мидьятяне продали его в Мицраим» (Сота 43:1)».

Мудрецы, связывая эти события, позволяют определить Мидьян как силу, противодействующую в этом мире реализации Торы, основой которой был Йосеф. Продажа Йосефа в Египет – духовную клоаку тогдашнего мира, – преследовало ту же самую цель (сравни поведение жены Потифара с поведением Козби бат Цур), что и задание достойных дочерей Мидьяна. Цель эта – доказать евреям невыполнимость их миссии в жёстких земных условиях. И половой ракурс плоскости их претензий – это квинтэссенция широчайшего диапазона, от свинины до идолопоклонства, должного показать еврейскому народу, что Тора в качестве идеала прекрасна, но практически здесь, на земле, в этом мире, нереализуема!

Получение Пинхасом коэнского звания объясняет нам, что своим поступком Пинхас бен Эльазар спустил Тору в наш мир, т.е. овладел профессией коэна»!

Йосеф и его потомок Пинхас доказали выполнимость законов Вс-вышнего в самых немыслимых условиях. И их имена неразрывно связаны с качеством реализации Торы.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 569.