Чудо оживления и его следствие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«И говорил Вс-вышний [обращаясь] к

Моше, сказать: Пинхас бен Эльазар

вернул гнев мой от сынов Израиля…

Вот я даю ему мой союз мира»

(Бе-мидбар, 25:10-12)

Мидраш «Бе-мидбар раба» говорит: «по справедливости (бе-дин) – это, чтобы получил (Пинхас) свою плату». Вопрос: «Кто бы сомневался?! Или Создатель может обидеть??!!». Короче, что хотят сказать мудрецы?

Раби Ханох Ґених предлагает следующее объяснение, основанное на сказанном автором «При магадим». Вознаграждение ожидает удостоившихся в следующем мире. И это оттого, говорит «При магадим» в общем предисловии, что Творец не доверяет человеку, как сказано (Иов, 15:15) «вот выделенным своим не доверяет» - ведь может человек испортить. И потому нет возможности вознаграждения в этом мире.

Рав Йонатан Айбешютц, со ссылкой на книгу «Зоґар» утверждает, что всякий умерший и чудесным образом возрожденный, более неподвластен йецер-ґара – деструктивному началу[1]

Но говорят мудрецы, что душа Пинхаса покинула тело, когда ветвь Шим’она угрожающе приблизилась к нему, и взамен его души с телом Пинхаса соединились души Надава и Авиґу, сыновей Аґарона. Это чудо явилось залогом дальнейшей безупречности Пинхаса (он же пророк Элияґу, см. Ялкут Шимони, «Бе-мидбар», 771) по жизни. И отсюда возможность получения награды уже в этом мире.

Следовательно, «по справедливости получил Пинхас вознаграждение», подчеркивают мудрецы. Желающим получить интеллектуальный бонус предлагается сравнить данный комментарий с объяснением Савраньского ребе, отвечающим на вопрос: «отчего Пинхас сын Эльазара сына Аґарона был единственный не-коґэн в семье?» (см. комментарий на эту нед. главу http://mmgitik.com/index/vera_zalog_uspekha/0-627 )

[1] Книга «Аґават Йонатан», ґафтара на Шабат Хануки

 

 

Недельная глава Матот

Обещанное-выполняй

«И говорил Моше главам колен сынов Израиля так:

«Вот, что повелел Б-г: Если человек даст обет Б-гу,

или поклянётся клятвой, приняв запрет на себя,

 то не должен он нарушать своего слова, всё,

 как вышло из его уст, должен он сделать».

 

(Ба-мидбар, 30:2-3)

Выполнение взятых на себя обязательств относится к принципам, чьё скрупулёзное соблюдение всегда было неотъемлемой частью «джентльменского облика». Нахождение этих принципов в словах Торы - это вовсе не свидетельство того, что ничто джентльменское евреям не чуждо. Важность произнесённых человеком слов проистекает из первоосновы Бытия. 10 мамарот (сказаний), составляющих «информационную решётку» мироздания, подразумевают безусловность выраженного желания Творца.

Слова, произносимые человеком, при всей их несоразмерности со «словами» Всевышнего есть, тем не менее, весьма солидная заявка (сознательная или бессознательная) на соучастие в Творении. Даже в совершенно физическом смысле произнесённые слова - это звуковая волна-синусоида, которая, затухая, однако же, никогда не исчезает совершенно. И слова, когда-либо произнесённые (пусть и недостойные нашего слуха) продолжают своё существование в нашем бренном мире. Отсюда важность произносимых слов вообще, а слов обещания в особенности. Не выполняющий своих обещаний, по сути, разрушает реальность собственного Бытия!

 

Тоже, со Всевышним

«И подошли они к нему (Моше), и сказали: овечьи загоны построим

мы для скота нашего здесь и города для детей наших; сами же мы

первыми вооружимся и пойдём перед сынами Израиля покуда не

приведём их в местах их»

 

Ба-мидбар, 32:16-17

Ну вот наконец и разрешилась благополучно недоразумение с ветвями Гада, Реувена и Менаше. И Моше, признавая кошерность их выбора, должен был их благословить, как и полагается в хеппиэндах. Вот только Моше-Рабейну неожиданно строг или быть может излишне недоверчив:

«Если же не сделаете так, то промах Ваш перед Всевышним и постигнет Вас промах Ваш, так что узнаете Вы [за что]».

Такая немягкость Моше, объясняет рав Хаим Зоненфельд, связана с отсутствием «упоминания всуе» Творца в заявлении Гада, Реувена и Менаше, процитированном нами. На их ошибку и указывает Моше, упоминая Всевышнего в своём ответе шесть раз!

Осознав, что все их обещания «без Создателя» недорого стоят, они тут же поправляются»:

«И сказали сыны Гада и сыны Реувена Моше говоря: «Слуги твои сделают как приказал Господь… А слуги твои пойдут в авангарде войска перед Всевышним на войну как господин наш (он, а не они!) говорил».

Мораль: даже взваливая на себя мицву, не следует забывать о том, что она не твоя, а Его!

 

Пророчество уровня "типа" и пророчество уровня "конкретно"

Начало недельной главы довольно привычно: "Зе аДавар аШем..." - это то, что приказал Всевышний (Бемидбар 30:2). Раши подчеркивает, что "это”, о котором говорит Моше Рабейну, акцентирует точность передачи информации. Пророки бывают разных уровней и основное различие между ними - это четкость передачи информации.

Обычно пророки предваряют свое пророчество словами "Ко аДавар аШем", что означает "приблизительно или более-менее это приказал Всевышний”. Качественное отличие Моше от всех остальных пророков заключается в его способности абсолютно точно передать информацию. Именно поэтому Моше, в отличие от других пророков, начинает пророчество со слов "Зе аДавар аШем...". Сфат Эмет задает такой вопрос: если качественное отличие Торы от других книг пророков строится на уровне пророческого дара Моше, почему некоторые изречения Моше начинаются со слов "Ко” – "приблизительно”?

Сфат Эмет отвечает: некоторые вещи невозможно четко обьяснить, частично из-за того языка которым мы пользуемся, частично из-за параметров физического мира в котором мы живём. О некоторых вещах можно говорить только с помощью историй, аллегорий и метафор. Мы можем рассказывать о них истории, более или менее приближаясь к сути этих вещей, но никогда не достигая чётких определений. То есть существует область знания, которая описывается через "Ко", а есть вещи которые могут быть определены даже через уровень "Зе".

Самое интересное, что те вещи, которым так тяжело дать определение, это те самые вещи, к которым мы привыкли больше всего. Весь мир, в котором мы живем, попадает в категорию вещей, которые можно определить только очень приблизительно. Олам аЗе - этот мир, эти слова на иврите содержат эту неопределенность.

Слово олам (мир) – это однокоренное слово с хе'елейм (скрытый), а слово аЗе – это, конечно же, определенность. Эта парадоксальная смесь скрытого и явного и делает наш мир уникальным. В отличие от других вариантов реальности, в этом мире есть возможность отбросить скрытое и увидеть зе - явное. Динамика этого процесса заложена в основание этого мира.

Зоар говорит, что в описании процесса творения ("В начале сотворил Б-г небо и землю, а земля была пустотой и хаосом, и тьма нависла над бездной") эти два предложения в тексте идут не в хронологическом порядке. То есть хаос и пустота это не результат творения, а точка старта. Хаос является одним из начальных элементов мироздания, и по ходу истории присутствие и влияние хаоса в этом мире должно было уменьшаться.

Тот же самый процесс трансформации хаоса, конечно же в сильно смягченном варианте, происходит каждую неделю. Шесть дней недели предшествующие Шаббату - это отблеск Олам аЗе (размытого восприятия реальности), а сам Шаббат - конечно же возможность ощутить вкус Олам аБа (будущего мира) (Брахот 57-Б). Очень важно помнить, что в самой Торе Шаббат всегда упоминается в связке, и в каком-то смысле в результате шести дней недели, предшествующих ему. Невозможно прийти к ясности и четкости не пройдя стадию хаоса и неопределенности. И пытаясь достигнуть уровня Шаббата, минуя шесть рабочих дней можно потерять и то, и другое.

р. И. Гладштейн

 

Моше всегда Моше

«И говорил Всевышний Моше, сказать:

"Отомсти месть

сыновей Израиля мидьянитянам,

затем приобщишься ты

к народу твоему".

И сказал Моше народу:

"Пусть выйдут (снимутся) из вас

люди в ополчение,

и пусть выступят они

против Мидьяна

совершить месть Всевышнего

над Мидьяном"»

 

Бе-мидбар, 31: 1-3

Вам, наверняка, бросилось в глаза изменение слов Всевышнего, которое позволил себе Моше. Вместо сказанного Всевышним: «Месть сыновей Израиля», – сказал Моше: «Месть Всевышнего». Для ответа на вопрос, в чём смысл такого изменения, сначала процитируем РаШИ: «Несмотря на то, что услышал, что его смерть зависит от этого, сделал с радостью и без опоздания».

Не совсем понятно как слова РаШИ отвечают на заданный нами вопрос? Чтобы это увидеть, нам потребуется комментарий «Кли Якар». Рав Лунчиц объясняет: «Действительно, на самом деле, преступление совершили мидьянитяне против Всесильного, так как совратили их на Бааль Пеора. Но также и против Израиля, так как были причиной гибели двадцати четырёх тысяч из них. Сказал, следовательно, Всевышний: «Прощаю Я неуважение к Себе, но за содеянное евреям простить не могу», – «отомсти месть сыновей Израиля».

Но когда услыхал Моше: «Затем приобщишься ты к народу твоему», – его смерть зависит от этой войны с Мидьяном, опасался, как бы не сказали евреи, что они прощают преступление, совершённое против них, дабы продлить его жизнь. Из-за этого сказал им: «Совершить месть Всевышнего», – речь идёт об уважении к Небесам, и нет возможности для прощения. И потому сказано: «И передайте в ополчение» (31:4), то есть «даже не желая» (РаШИ) – были вынуждены идти вопреки желанию, так как сказал им Моше, что месть Всевышнего это.

И это свидетельствует, что исполнил Моше-рабейну с радостью повеление Творца – ведь мог бы с лёгкостью задержать месть, если б только передал слова Всевышнего без изменений: «Отомстите месть сынов Израиля». Но, тем не менее, несмотря на зависящую от этого собственную смерть, хотел исполнения Его желания.

Добавляет автор «Сфат Эмет», что Моше-рабейну желал, чтобы месть сынов Израиля не была запачкана хоть какими-то личными мотивами, а лишь из уважения к Небесам, и потому использовал глагол ґехальцу, «снимите» – снимите с себя всё своё, всё личное, и будет эта война – местью Всевышнего!

Его дедушка, раби Ицхак-Меир из Гура, с помощью вышесказанного объясняет, как может быть, что в ополчении, в которое «были переданы по тысяче от каждой ветви» – «в частности, из посоха Леви» (РаШИ). Но ведь сказано: «Двенадцать тысяч»? Объясняет ребе из Гура: «Все, кроме левитов «были переданы» в ополчение против их желания, так как никто не хотел войной с Мидьяном приближать смерть Моше. Но о левитах сказано: «Говорящий об отце своём и о матери своей – не видел я их; и братьев своих не узнавал, и детей своих не признавал, ибо соблюдают они слово Твоё» (Дварим, 33:9), – в их силах позабыть обо всём, исполняя желание Создателя. И потому в отличие от всех остальных ополченцев, левиты охотно шли на войну по слову Всевышнего. Таким образом, в ополчении было тринадцать тысяч воинов, но все, кроме левитов, «были переданы», и потому: «Были переданы… двенадцать тысяч», – а левиты вышли по желанию.

О гневе и уравновешенности

После того как сказано «и разгневался Моше», повторило Пятикнижие: «И сказал им Моше», – объясняя, что после того, как разгневался, прекратил свою речь и, лишь подавив гнев, продолжил – «с чувством, толком, расстановкой».

(раби Залман Сороцкин)

В прежние годы, когда спрашивали у богобоязненного еврея, как он справляется со своим злым началом, проявляющимся через гнев, тот отвечал: «На самом деле, я не справляюсь с ним – у меня просто не хватает времени сердиться». В наши дни человек всё время сердится, так что не остаётся у него времени для богобоязненности.

(раби Исраэль из Саланта)

Тот, кто не способен властвовать над своим гневом, тем более не может властвовать над своим ближним.

(рав Шломо ибн Гвироль)

 

«Основной инстинкт» Моше

«И говорил Вс-вышний Моше сказать:

«Отомсти месть сыновей Израиля

мидьятянам, а после присоединишься

к народу своему». И говорил Моше

к народу сказать: … и будут для Мидьяна

отмщением Вс-вышнего Мидьяну»

 

Бе-мидбар 31:2-3

Изменение, сделанное Моше: «отмщением Вс-вышнего» вместо «месть сыновей Израиля» требует объяснений. Их дает рав Лунчиц, автор «Кли Якар – «Драгоценного Сосуда». Заодно становится понятным сказанное РаШИ: «Несмотря на то, что услышал, что его смерть зависит от мести Мидьяну, исполнил с радостью и не задержался» - что за странный комплимент? Неужели можно было ожидать от нашего Учителя «проволочек» с исполнением приказа Творца??! И хвалить за «беспроволочное» исполнение?!

Исходная точка наших рассуждений – двойной вред, нанесенный Мидьяном. Соблазнение евреев на чужую работу и блуд нанесло сильнейший вред в духовных сферах. Гибель двадцати четырех тысяч евреев – удар по народу Израиля. Вс-вышний «не замечая» Своего оскорбления требует «месть за сыновей Израиля».

Моше, понимая «незаинтересованность» Израиля в его смерти и готовность евреев поступиться своим правом и желанием мщения, дабы продлить жизнь Учителя, заменяет их месть на Его месть. Такая подмена делает месть Мидьяну и уход Моше незамедлительным.

Это и есть объяснение похвалы мудрецов Моше за поспешность исполнения приказа Создателя, а также подтекст замены «мести Израиля» на «месть Вс-вышнего». А способность нашего Учителя жить без оглядки на «основной инстинкт» - инстинкт самосохранения, без сомнения впечатляет.

 

Ради Небес!

«И сказали: если мы нашли милость в глазах твоих,

пусть будет дана земля эта рабам твоим во владение;

не переводи нас через Ярден. И сказал Моше сынам Гада

и сынам Реувена: неужели братья ваши пойдут на войну,

а вы будете сидеть здесь?... мы первыми вооружимся и пойдем

 перед сынами Израиля, доколе не приведем их на место их».

 

(Бе-мидбар 32:1-7,16)

Если бы Тора ограничилась вышеприведенным отрывком, то мы могли бы, по неопытности решить, что ситуация ясна и понятна. Чего ж не понять?! Себялюбцы, одним словом, которых мудрый вождь увещевает и наставляет. Неправда ли, ужасно? А ведь есть люди, которые именно так и воспринимают!

Мой учитель, рав Бризель, обращает наше внимание на не очень понятный ответ Моше «присягнувшим на верность» ветвям Гада и Реувена: «И сказал им Моше: если вы сделаете это, если в авангарде пойдете перед Вс-вышним на войну…, то будете чисты перед Вс-вышним и перед Исраэлем, и будет земля эта во владение вам… если не сделаете – преступление перед Вс-вышним» (Бе-мидбар 32:20, 22, 23).

Конечно же, Моше не сомневается в намерениях ветвей и не предупреждает их об ответственности. Но тогда что же?! Ключевые слова почти очевидны – трижды сказано «перед Вс-вышним». И ответ незамедлителен: «Мы пойдем в авангарде перед Вс-вышним» (32:32).

Ветви выучили урок, попробуем сделать это и мы с вами. Всякий раз, выбирая Добро, поступая как следует, мы, несомненно, желаем «как лучше». Вот только результат всегда от Создателя. И если наши побуждения прямо рациональны – помочь своим близким, «крепить ряды», то все хорошо, но… эгоистично. Помните классическое «не корысти ради, а только волею пославшей мя…».

Вера выше разума, т.е. не исчерпывается им! И всякий раз, совершая потребное, следует добавлять: «перед Вс-вышним».

 

 

Забота Моше Рабейну

«И сказали сыны Гада и сыны Реувена

Моше, сказав: слуги твои сделают,

как господин мой приказывает»

(Бе-мидбар, 32:25)

Раби Ханох Гених обращает внимание на следующую деталь. Моше ничего не добавил к обещанному Гадом и Реувеном и потому заключил: «вышедшее из уст ваших, сделайте» (Бе-мидбар, 32:24). А значит, представитель ветвей Гада и Реувена должен был ответить: «Слуги твои исполнят (сделают), что говорили». Отчего же «сделают, как господин мой приказывает»?

Но, замечает автор «Ган раве», изменение в словах Моше в сравнении со словами ветвей присутствует. Речь идет о: «и поселятся дети наши в городах-крепостях» (Бе-мидбар, 32:17), так в предложении ветвей. А у Моше Рабейну: «Стройте себе города для детей ваших» (Бе-мидбар, 32:24). А как же крепостные стены? Моше повелевает положиться на Создателя и строить города, не боясь врагов. Ведь наша слабость и есть их сила!

Обратим внимание читателя: речь идет о врагах, а не о ненавистниках.

 

Недельная глава Масаэй

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 567.