Эллинизм. Римское владычество. Ожидание Мессии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В конце IV в. до Р.Х. Палестина захвачена войском Александра Македонского. Началась эпоха эллинизма – распространения греческой культуры в Азии и Африке, включавшей местные культуры. Именно в эту эпоху был создан перевод Ветхого Завета на греческий яз. для Александрийской библиотеки, называемый Септуагинта, с которого святые братья Константин (Кирилл) и Мефодий делали свой церковнославянский перевод.

 

Освободившись от владычества греческих царей под руководством рода Макковеев, иудеи не долго пользовались свободой. Римляне, завоеваниями создав огромную империю, овладели также и еврейским народом (64 год до Р. X.). Они поставили над Палестиною правителем Антипатра из потомков Исава – идумеянина. Но он вскоре был отравлен. После него был назначен правителем его сын Ирод, прозванный Великим. Он был человек подозрительный, жестокий и хитрый. Он так же, как и его отец, добился доверия римских властей и был объявлен царем Иудейским, хотя и был в подчинении у кесаря, т. е. римского царя, – императора. В Иудее всегда находился наместник римского императора. Иудеям оставлен был также Синедрион, т. е. совет из первосвященников и старейшин народа, но и власть синедриона была во многом ограничена. Синедрион, например, никого не мог предавать смертной казни без разрешения римского правителя.

 

Мировое господство римлян поколебало основы язычества. В Рим, как в столицу мира, съезжались ученые, писатели, купцы и другие представители от всех народов. Они несли с собою каждый свою языческую веру. Люди, видя бесконечное разнообразие языческих богов-идолов, теряли в них веру.

 

Многие язычники стали терять веру и надежду на будущее. Чтобы забыться, они стали предаваться увеселениям и разврату, а некоторые, впадая в уныние, кончали жизнь самоубийством. Но лучшие из них все же надеялись, что откуда-то должно придти спасение, если не от людей, то свыше. А иудеи, рассеянные по земле после плена вавилонского и других последующих пленений, всюду несли с собою весть о скором пришествии Мессии (Христа), т.е. Царя-помазанника, Спасителя мира. Среди римлян и других языческих народов ходила молва, что на востоке скоро появится могущественный царь, который покорит себе весь мир.

 

В самой же Палестине, среди евреев, ожидание Спасителя было особенно напряженным. Исполнялись предсказания пророка Даниила о сроках явления Христа (Дан. 9:23-27). Наступило четвертое великое царство, при котором Он должен был придти. Кончались предсказанные им «семьдесят седьмин» – определение времени пришествия Христова. При появлении всякого выдающегося проповедника все невольно спрашивали, не он ли Христос. Но люди представляли себе Христа не так, как предсказывал о Нем пророк Исаия и другие пророки: что Он понесет людские грехи и пострадает до смерти за других, что Христос Своим примером, словом, делами и страданием научит людей любить Бога и друг друга. Они желали видеть Христа земным царем над иудейским народом: Он освободит иудеев от власти римлян и покорит им весь мир.

 

Только немногие благочестивые люди ждали такого Спасителя мира, Который избавит людей не от римского рабства, а от рабства греху и от власти диавола – «сотрет главу змия», как сказал Бог еще первым людям в раю. Он спасет людей от вечной смерти и откроет врата в Царство Небесное для вечной блаженной жизни с Богом.

 

Рождество Иисуса Христа произошло во дни царствования над Иудеей Ирода Великого, при римском императоре Августе.

 

Литература:

 

  1. Библия.
  2. Закон Божий для семьи и школы / Сост. прот. Серафим Слободской.
  3. «Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр». Все тома. В электронном варианте на сайте http://poetica.pro/
  4. Православная энциклопедия. Электронная версия на сайте http://www.pravenc.ru/
  5. Аверкий (Таушев), архиепископ. Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова. М., 1991. Электронная версия: https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/apokalipsis-ili-otkrovenie-svjatogo-ioanna-bogoslova/#0_2
  6. Добыкин Д.Г. Лекции по введению в Священное Писание Ветхого Завета. URL: https://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-svyashhennoe-pisanie-vetxogo-zaveta#a5
  7. Дунаев М.М. Православие и русская литература: Учебное пособие для духовных семинарий. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2009. И другие труды этого автора на сайте: http://mdunaev.ru/
  8. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре ХШ-ХХ веков. М., 1997.
  9. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. Категория соборности в русской литературе. И другие труды этого автора на сайте: http://esaulov.net/
  10. Захаров В.Н. Имя автора – Достоевский. Очерк творчества. М.: Издательство «Индрик», 2013. И другие труды этого автора на сайте: http://unknown-dostoevsky.ru/
  11. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.

12. История русской архитектуры. Спб., 1994.

  1. Лосский В.H.. По образу и подобию. Москва. Издание Свято-Владимирского Братства. 1995.
  2. Мартынов В. И. История богослужебного пения. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-bogosluzhebnogo-penija/
  3. Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/kurs-lektsij-po-istorii-russkoj-tserkvi/
  4. Поснов М.Э., профессор. История христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/istorija-hristianskoj-tserkvi-do-razdelenija-tserkvej-1054-g/
  5. Православный календарь. URL: http://days.pravoslavie.ru/
  6. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов под редакцией А.П.Лопухина. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblia/
  7. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Переславль: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. Электронная версия, например, здесь: http://www.sedmitza.ru/lib/text/440317
  8. Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на Книгу Бытия (Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/tolkovanie-na-knigu-bytija/1_3_3
  9. Цыпин Владимир, протоиерей. История Русской Церкви (Синодальный период). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/istorija-russkoj-tserkvi-sinodalnyj-period/
  10. Цыпин Владимир, протоиерей. История Русской Церкви (1917-1997). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/istorija-russkoj-tserkvi-1917-1997/

[1] Эти слова Достоевского взяты из подготовительных записей к "Дневнику писателя" за 1881 год. Конечно, с тех пор многое изменилось, но основа культуры осталась той же.

[2] Скрывать православную культуру антинародно. Интервью, взятое у доктора филологических наук, профессора, лауреата Государственной премии, ученика академика Лихачева и близкого друга одного из парадоксальнейших мыслителей ХХ столетия Льва Гумилева, Гелиана Прохорова; Беседовала Наталья Ларина // Фома. – №11(43) – ноябрь 2006. – С.28-30,32.

[3] Интервью, напечатанное в журнале «Огонек» (1988. № 10), а также в книге Лихачев Д.С. Книга беспокойств / Статьи, беседы, воспоминания. М.: «Новости», 1991.

[4] Там же.

[5] https://ru.wikipedia.org/wiki/культура

[6] Общество и право. Федор Бурлацкий: “Судьба дала мне шанс”. Беседа главного редактора журнала “Российский адвокат” Р. А. Звягельского с известным политологом, ученым и писателем Ф. М. Бурлацким. URL: https://web.archive.org/web/20130823004817/http://gra.ros-adv.ru/magazine.php?m=60&a=3

[7] При этом надо заметить, что слово «коммуна», означающее «община», взято их церковной практики. Но есть две принципиальные разницы между христианской коммуной и коммунистическим обществом, которое пытались построить в СССР. Иисус Христос проповедовал добровольность вхождения в братскую общину, и члены ее были людьми, верующими в Бога. А в коммунистических странах в XX веке в «коммуну» загоняли насильно, уничтожая недовольных и, особенно, верующих. Проповедовался атеизм, а заповеди Бога были заменены указаниями Партии.

[8] В «Памятных записках Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков» святой Викентий Леринский сформулировал следующий критерий истинности веры, непосредственно связанный со свойством кафоличности Церкви: «В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все…». Имеется в виду, все христиане, начиная от апостольской общины.

[9] Андрей Зализняк: «История русского языка» // THEORY@PRACTICE. URL:

https://theoryandpractice.ru/videos/1286-andrey-zaliznyak-istoriya-russkogo-yazyka

[10] Обучение ребенка чтению и письму раньше начиналось с заучивания азбуки. Уже давно замечено, что название букв представляют связный текст – послание нам от создателей славянского алфавита – представленный в виде диалога между научившимся грамоте человеком и высшим существом. Ниже мы предлагаем толкование славянской азбуки доктора филологических наук, профессора Лидии Владимировны Савельевой.

Азъ боукы вѣдѣ – «Я буквы узнал! (я грамотный теперь)»

Глаголи добро естъ – «(Что ж, тогда) говори, что добро существует» (Используй знание для благовестия)

Живѣте sѣло земля – «Живите совершенно, земляне»

Иже (и) како – «Но как?»

Людие мыслите – «(Вы) люди (созданные по образу и подобию Божию). Думайте! (как жить совершенно)

Нашь онъ покои – «У нас потусторонний покой» (Не надо паниковать, у нас есть на что опираться в наших поисках).

Рьци слово тврьдо – (И поэтому) «говори слово (о том, что добро есть) твердо»

Оукъ ферть – «Наука избирательна» (т.е. приводит к разным результатам)

Хѣр[оувим]ъ отъ– (С помощью учения ты можешь достичь таких состояний, как) «херувим (состояния ангела, наиболее близкого к Богу), через отречение (от похотей)»

Ци чрьвь – «Или червь» (обслуживая научными достижениями свои похоти, ты можешь ползать во прахе)

Подробнее см. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. – Петрозаводск, 1994.

или http://www.compatriotsru.com/russian/sobytija/lokalnye-sobytija/slavjanskaja-azbuka---blagaja-vest-ot-kirilla?layout=flat

[11] Более подробно этот вопрос освещают сборники из серии «Проблемы исторической поэтики. Евангельский текст в русской литературе XVIII – XX веков», уже много лет издаваемые в ПетрГУ.

[12] Цит. по Конка А.П. Материалы по календарной мифологии и календарной обрядности сямозерских карел.

[13] Конка А.П. Указ. соч.

[14] Переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году.

[15] В России закрепощение крестьян началось с запрета перехода на «Юрьев день» бывшим опричником Годуновым, а пик закрепощения пришелся на правление наиболее расхристанной императрицы – Екатерины II.

[16] Римо-католический Символ веры отличается от православного всего двумя словами: добавлением «филиокве», т.е. «и Сына», в 8-е положение Символа веры. Православный вариант: «И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего…» и т.д. Римо-католический вариант: «И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца и Сына исходящего…»

[17] см. статью «Канон библейский» в Православной энциклопедии http://www.pravenc.ru/text/1470227.html

[18] Выделяют еще тропологический и анагогический методы толкования. При тропологическом все сказанное в Писании применяется к жизни конкретного современного человека. Например, Великий канон преподобного Андрея Критского, читаемый каждый год в Великом посту, содержит целую галерею библейских персонажей из Ветхого и Нового Завета. В каждом случае пример сопровождается комментарием, имеющим отношение к духовному опыту молящегося: «Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам; аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса?»). Анагогический метод (от греч. анагоги́ — «возведение» — выяснение эсхатологического смысла Священного Писания, т. е. поиск указаний на исполнение всех Божиих обетований в грядущем Царстве Божием. Наиболее часто анагогический уровень Священного Писания рассматривают на примере Иерусалима. На буквальном смысловом уровне это еврейский столичный город; на переносном — вся Иудея; на типологическом — Церковь Христова; на аллегорическом или тропологическом — душа человека; на анагогическом — небесный град.

[19] Ср. у святителя Григория Нисского в «О Шестодневе, слово защитительное брату Петру»: «Предлагающие это и подобное сему не обращают внимания, кажется мне, на ту цель учения, какую имел отец наш, который, беседуя в Церкви многолюдной при таком стечении народа, по необходимости соображался с приемлющими слово».

[20] См., например, о современных Апостолу Павлу неверующих в Творца: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.!:20)

[21] Например, проф. А.П.Лопухин https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_01/1

[22] Ср. фразу из вечерних молитв: «согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота»

 

[23] Говоря о генезисе религий, надо иметь в виду, что наука не знает изначально нерелигиозных народов. Вопрос же о том, что первично – политеизм или монотеизм – выходит за рамки данного курса, в котором изучаются факты культуры, сформировавшейся под влиянием христианской традиции, где политеизм однозначно считается вторичным по отношению к естественному монотеизму.

[24] «Мы привыкли к выражению «Израиль – богоизбранный народ». Но у этого выражения есть один оттенок – и небиблейский, и просто неприятный. Сразу возникает ассоциация с магазином: Бог присматривается к представленным пред Его ликом народам и из множества лиц выбирает еврейское – чем-то именно евреи Ему понравились больше…

Но при внимательном чтении Библии история получается совсем иная: Израиль не богоизбранный народ, а богосозданный. Этот народ Я образовал для Себя (Ис. 43:21). У Израиля не было истории, которая бы предшествовала его вступлению в завет с Богом. У Авраама, родоначальника еврейского народа, не было детей. Бог пожелал вступить в завет с потомством бездетного старца – и потому дал ему это потомство. Более того, чтобы Израиль навсегда понял, что нет у него естественного «права на жизнь», что все его существование есть Божий дар, что он держится в бытии на волоске милости Божией, а не на граните «естественного права», Аврааму повелевается принести в жертву своего единственного сына – Исаака. Принести в жертву означает – отказаться от владения, отречься от прав собственности. Пожертвованное уже не мое. Исаак, приносимый в жертву, – это разрыв естественного преемства от отца к сыну. Исаак оказывается уже не столько сыном Авраама, сколько сыном Божиим, Его «первенцем».

Это народ, созданный для слышания, для отклика на слово Божие. Народ, который своим возникновением обязан завету. Однако то, что он расслышит, он должен будет рассказать остальным» (Кураев Андрей, протодиакон. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир? – М.: Никея; Арефа, 2012. С.101).

 

[25] Ветхий человек – распространенное в православной аскетической литературе название совокупности греховных страстных навыков, действующих в человеке после грехопадения.

[26] Сравни, например, мнение о действиях Божиих преподобного Исаака Сирина: «Среди Его действий нет ни одного, которое не было бы исполнено милости, любви и сострадания: это составляет начало и конец Его отношения к нам».

[27] С тех пор многие повторяли эту попытку уже без санкции Бога. Результат вызывает справедливое неприятие у наследников христианской культуры. Среди примеров:

  • Крестовые походы католиков.
  • Порабощение и истребление индейцев в Америке.
  • Попытки революционеров железной рукой загнать человечество в «рай на земле». Искаженную религиозную основу революции можно видеть обнаружить в произведениях авторов, исповедовавших революционный путь преображения общества. Например, в романе «Что делать?» Н.Г.Чернышевского. Вера Павловна поет «французскую песенку»: «Будем учиться и трудиться, будем петь и любить, будет рай на земле».

[28] По этому роману были сняты два фильма, в том числе замечательный 4-серийный фильм Петра Фоменко 1975 г. «На всю оставшуюся жизнь».

[29]  Ср. с названиями частей фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу»: «Суета сует» и «Всяческая суета». Заметим антихристианский момент в названии и одной из главных тем повести: главные герои, не нуждающиеся в выходном, хотели бы отменить главный для христиан день – воскресенье.

[30] Возможно, это не слова Екклесиаста, а послесловие древнего редактора. Но именно с таким итогом эта книга была принята в канон Священного Писания и дошла до читателя.

[31] «Пушкин возносит само назначение поэзии на предельную высоту, утверждая идею пророческого служения поэта. Этого не знала литература западная» (Дунаев М.М. Православие и русская литература. Сергиев Посад, 2009. Стр. 28.)

 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 227.