Заповедь эта запрещает зависть и повелевает довольствоваться тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – и все недобрые злые дела.
Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские. Сойдя с горы, Моисей записал их в книги. Так дано было начало Священному Писанию, или Закону Божию.
Закон вводил принцип жесткой справедливости, известный по церковнославянскому варианту «око за око». В русском переводе: «если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:23-25). Подобные постановления о равном воздаянии позволили ограничить преступность и кровную месть.
Ряд преступлений наказывался смертной казнью. Отсюда возникло понятие смертного греха, т. е. такого поступка, следствием которого является смерть. Смертная казнь (часто через побиение камнями всей общиной) вводилась за богохульство, идолослужение, колдовство, лжепророчество, несоблюдение религиозных праздников (в частности, несоблюдение субботы), сознательное убийство, воровство (в частности, кражу людей), оскорбление родителей, непослушание священнику или судье во время исполнения ими своих обязанностей, а также прелюбодеяние, любодеяние и половые извращения (например, гомосексуализм). Для обвинения человека необходимо было согласное свидетельство, как минимум, двух человек. Представление об этих законах нужно, чтобы понять, в чем обвиняли Иисуса Христа, чтобы предать его смерти.
В христианстве под смертным грехом стали понимать такой поступок, который приводит к отрыву от Бога и, соответственно, к духовной смерти. Человека, совершившего смертный грех, отлучали от Церкви на определенный срок (см. пример в 1 Кор. 5:1-5, 11-13; 2 Кор. 2:5-10), при этом вводились разные степени покаяния для постепенного исцеления души и воссоединения с общиной.
Господь повелел также устроить Скинию, то есть переносный храм Божий. Скиния представляла собой большую палатку и включала: Святое (Святилище) и Святое Святых (Алтарь).
· Вокруг Скинии находился Двор (Притвор), окруженный завесами из ткани, составлявший третью основную часть переносного храма. В нем находился жертвенник всесожжений и умывальник. Во Двор могли входить все израильтяне.
· В Святилище находились: жертвенник каждения, стол для хлебов предложения и светильник-семисвечник. В него входили священники для богослужения.
· В самой внутренней части Скинии – Святом Святых, отделеном от Святилища внутренней завесой, находился Ковчег Завета, покрытый изнутри и снаружи чистым золотом. В Ковчеге находились скрижали Закона, на которых были начертаны десять заповедей, золотой сосуд с манной и процветший жезл Ааронов. В Святое Святых мог входить только первосвященник и только один раз в году: в День Очищения, с жертвенной кровью.
Постановления о юбилее (от др.-евр. йовель «бараний рог»; название связано с заповедью оповещать о начале «субботнего года» звуком труб). Юбилейным назывался каждый 50-й год. В этот год все рабы должны были получать свободу, все долги прощаться, проданная по бедности земля – возвращаться владельцу. В христианстве юбилейный год рассматривают как прообраз спасения человека от рабства греху в Царстве Христа.
В память Синайского законодательства Моисеем был установлен праздник Пятидесятницы.
Земля Обетованная
Народ, устав ждать с горы Моисея, развратился и потребовал от Аарона сделать видимого «бога» вместо невидимого «Сущего». Аарон (по образцу языческих идолов других народов) отливает из золота Золотого тельца, т.е. статую быка. Бог повелевает Моисею вернуться вниз с Синая, сообщив ему, что собирается уничтожить израильтян, чтобы, вместо них, из потомков Моисея создать новый богоизбранный народ. Сошедший Моисей в гневе разбивает скрижали Завета, однако заступается за евреев перед Богом. Золотой телец стал символом забвения духовного начала и поклонения богатству, как и слово «мам(м)она».
Бог ставит Израилю цель: Земля Обетованная, где «течет мед и млеко». Географически, З.О. – это восточное побережье Средиземного моря, именуемое также Палестиной. Названа так по обетованию (обещанию), данному Богом Аврааму, а затем всему народу Израиля, о наследовании этой земли и прекращении скитаний. Но, подойдя к обещанным землям, израильтяне отказались войти в нее, испугавшись грозного вида местных язычников. За это Бог отправляет их странствовать по пустыне в течение 40-лет. Это странствование, за время которого умерли почти все евреи, вышедшие из Египта во взрослом состоянии и имевшие рабскую психологию, стало для христиан прообразом духовного пути человека после крещения, избавления от «ветхого человека» (Еф. 4:22-24, Кол. 3:8-10)[25]. Мотив стремления к З.О. пронизывает все книги Пятикнижия Моисеева. В З.О. находятся святыни всех трех монотеистических авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама. Для иудаизма и христианства Земля обетованная выступает как Святая Земля. В духовном смысле Земля обетованная понимается как цель духовных поисков человека, как духовная родина – Царство Небесное.
Во время путешествия евреев из Египта в землю обетованную Господь сотворил много и других чудес. Когда у евреев вышел весь хлеб, взятый из Египта, Господь послал им хлеб с неба – манну. Она была похожа на белые маленькие крупинки, или на мелкий град, и имела вкус хлеба с медом. Название манна этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: ман-лу (что это?), Моисей ответил: «это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Быт. 16:17-18: И «собрали, кто много, кто мало; и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть». Манна небесная покрывала утром землю вокруг еврейского стана во все время их путешествия каждый день, кроме субботы. В ней христиане видят прообраз таинства Причастия Тела и Крови Христовых.
Когда на проходивших через их земли евреев напали амаликитяне, евреи разгромили их с Божией помощью. Поэтому духовной силы евреев стали бояться. Когда они приблизились к землям моавитян, царь Моава призвал известного прорицателя Валаама из Месопотамии, чтобы он проклял Израиля (Чис. 22:5). Валаам вопросил Господа и, когда Господь запретил ему это сделать, он отказался ехать с посланными. Тогда Валак послал других посланников, больше и знаменитее первых. Валаам попросил их подождать до следующего дня, надеясь изменить волю Господа. Ночью Господь посетил его и позволил ехать, приказав делать то, что Он повелит ему. Валаам поехал. На его пути стал Ангел Господень с поднятым мечом, которого увидела ослица Валаама, но не увидел сам прорицатель, хотя и считал себя «мужем с открытым оком». Ослица своротила в сторону. Валаам стал бить ее, чтобы понудить животное идти по выбранному им пути. Животное в страхе упало на землю. Валаам «возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговоривши человеческим голосом, остановила безумие пророка» (2 Пет. 2:15-16;Чис. 22:28 и далее). Тогда Валаам увидел Ангела и исповедал свой грех. Ангел позволил ему продолжать путь, но приказал делать лишь то, что он скажет ему. Когда он прибыл на место, моавитский царь последовательно просил его переходить с одного на другое культовые места трех разных местных божеств, но Валам каждый раз принужден был произносить вместо проклятия благословение на Израильский народ. Третье его благословение соединено с поэтическим пророчеством о звезде от Иакова – будущем царе, которому поклонятся другие народы (Чис. 24:17-19). Затем Валаам пошел обратно в свое место, но на обратном пути остановился и подал злые советы моавитянам и мадионитянам о вовлечении Израиля в блуд с женщинами этих народов и, через низ, в идолопоклонство, для того, чтобы оторвать евреев от Господа Бога и тем самым лишить их духовной силы (Чис. 31:16, Откр. 2:14). Этот способ борьбы с Израилем частично удался, за что и последовал суд Божий, от которого погибло 24 000 евреев (Чис. 25:1). Впоследствии Валаам во время сражения мадианитян с израильтянами был убит (Чис. 31:8).
В романе Анатолия Иванова «Вечный зов» офицер абвера Лахновский в диалоге с предателем Полиповым озвучивает схожий способ победы над русским народом. Сокращенную версию этого проекта можно услышать в сериале «Вечный зов» Владимира Краснопольского и Валерия Ускова в серии «Огонь и пламень». Оружие, которым Лахновский собирается победить Россию, является пропаганда в России, с помощью денег и массовой культуры, разврата и эгоизма. Лахновский собирается не только найти, но и «наделать», т.е. воспитать своих сторонников в России. Существует значительное сходство между текстом Анатолия Иванова и революционной программой Петра Верховенского из романа «Бесы» Ф.М. Достоевского (глава 8): «мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат… мы пустим смуту… не надо образования… одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь…».
Вторично приведя свой народ к Земле обетованной, записав все перипетии пути в книги, Моисей умер. По повелению Бога, на завоевание Палестины народ повел Иисус Навин.
Книга Иисуса Навина, следующая в Библии за Пятикнижием Моисея, описывает случаи Божией помощи во время завоевания этих земель. Первым завоеванным евреями городом был Иерихон. По повелению Бога, они семь дней обходили город с трубным звуком. В седьмой день после звука труб и общего воскликновения, стены города развалились, и евреи поразили всех его жителей от мала до велика.
При попытках оценки этого завоевания с моральной точки зрения надо иметь в виду несколько моментов[26]. Так как повествование об этом завоевании находится в Библии, а Библия говорит о Боге, что Он благ (добр), то необходимо это видимое противоречие объяснять по закономерностям самой Библии:
Библия описывает, что, несмотря на готовность Божию помогать, евреи не смогли насильственным способом установить рай в Земле обетованной. Причина – склонность ко греху в самих евреях. После смерти Иисуса Навина и его ближайшего последователя, евреи стали смешиваться с язычниками и перенимать их религиозные практики. Это привело к забвению Закона, развращению и закабалению евреев.
Книга Иова.
Примером праведности среди не-евреев является Иов. Время написания книги неизвестно. Книга Иова состоит из пролога (гл. 1-2), основной части (гл. 3-42, 6) и эпилога (гл. 42, 7 - 17). Пролог и эпилог написаны прозой, а основная часть стихами.
«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удален от всякого зла» (Иов. 1:1). Сатана является перед Богом. «И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1:6–8). В ответ на это сатана сказал: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него?.. Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?» (1:9-11). Господь на это ответил сатане: «Вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей» (1:12).
В краткое время Иов лишается всего имущества и детей. Разодрав одежду, он пал на землю и поклонился Господу, сказав: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял.., да будет имя Господне благословенно!» (1:21).
Когда сатана вторично предстал перед Господом, Господь спросил его: «Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности, а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (2:3). В ответ на это сатана сказал: «Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?» (2:4-5). Господь и на это изъявил Свое согласие, ответив диаволу: «Вот он в руке твоей, только душу (т.е. жизнь, по мнению толкователей) его сбереги» (2:6). Тогда диавол поразил Иова проказой «от подошвы ноги его по самое темя его» (2:7). Жена его, сраженная внезапными бедствиями, и, очевидно искушаемая диаволом, стала советовать мужу похулить Бога. Она думала, что Иов, произнеся хулу на Него, будет наказан Им смертью и избавится, таким образом, от тяжких страданий. Праведник не поддался, однако, на это искушение. «Ты говоришь как одна из безумных, - отвечал он жене. – Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (2:7). И вновь «во всем этом не согрешил Иов устами своими» (2:7).
Тогда к нему приходят трое друзей, чтобы утешать. Но, вместо этого (вероятно, тоже искушаемые сатаной), становятся его обвинителями. Ведь «наказания без вины не бывает», значит, Иову нужно покаяться, чтобы избавиться от скорбей.
В своих ответах Иов настаивает на своей невинности. Однако он не видит, как ему оправдаться. Мотивы действий Бога для человека непонятны. Иов допускает мысль о несправедливостях, попускаемых Богом. «Он губит и непорочного и виновного. Если этого Он поражает бичом вдруг, то пытке невинных посмеивается. Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же?» (9:22-24). Из всего контекста видно, что на самом деле причиной несправедливости является само человечество, отдавшее свою свободу в руки диаволу. Иов хочет судиться с Богом, но не может, ибо Бог бесконечно превосходит человека, и приходит к мысли о необходимости Посредника, который был бы и Богом, и человеком (9: 33), то есть к мысли о Христе, воплощенном Боге. «Заступись, поручись Сам за меня перед Собою! Иначе кто поручится за меня?» (17:3). Вопреки, казалось очевидности, он видит в Боге своего защитника и пророчествует о воскресении: «А я знаю – Искупитель мой жив, и он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я в плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его!» (19:25-27).
В 31 главе содержится апология (защита) Иова. Он перечисляет грехи, которых он, по его убеждению, никогда не совершал: 1) Прелюбодейные помыслы; 2) Обман; 3) Зависть; 4) Кража; 5) Прелюбодеяние; 6) Обиды, нанесенные слугам; 7) Нарушение прав земледельцев и наемников; 8) Немилосердие; 9) Скупость; 10) Горделивость; 11) Язычество и суеверие; 12) Мысли о мести и проклятии; 13) Отказ в гостеприимстве. Святитель Иоанн Златоуст, в связи с этим, говорит о новозаветной праведности Иова. Иов не только не прелюбодействовал, но не допускал даже прелюбодейных помыслов.
Наконец, Господь отвечает Иову из бури. Иов все-таки неправ, так как не видит и не может пока что видеть смысла совершающегося: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» (38:2). Господь указывает Иову на дела Своей премудрости и всемогущества: «Где ты был, - вопрошает Господь Иова, - когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?». Тема второй речи Господа – бессилие человека перед лицом зла без помощи Божией. Бог описывает Иову двух чудовищ: бегемота и левиафана. Первый по описанию боле похож на динозавра типа диплодока. Второй – на дракона. Из слов о том, что левиафан является главным среди гордых, понятно, что под ним понимается сатана. Иов, со всей свой праведностью, не может одолеть их. Нужно соединение человека с Богом.
Иов: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42:1-6). За свое долготерпение он награждается – он видит Бога, и это лицезрение оказывается настолько великим благом, что перенесенные страдания уже не кажутся чрезмерными.
В христианстве Иов является прообразом Христа Спасителя, т.е Праведника, безвинно страдающего для оправдания всего рода человеческого. Как и Христос, он является единственным приемлемым для Бога ходатаем за своих друзей: «Пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас…» (42:8). Затем Бог возвращает ему здоровье, богатство и детей.
О значении книги – хотя бы упомянуть М.В.Ломоносова, написавшего «Оду, выбранную из Иова» (переложение 38-41 глав книги), и «Фауст» И.В.Гёте. Философ Кьеркьегор считал, что книга Иова выше, чем все книги Гегеля.
Библейское понятие о Провидении, или, в церковнославянском варианте, о Промысле Божием о человеке, вошло в христианскую культуру разных народов. Проникнуты верой в Провидение романы Жюля Верна (например, в романе «Дети капитана Гранта»: «Надейтесь, надейтесь, не переставайте надеяться, - повторяла Элен сидевшей подле нее Мери, в то время как шлюпка шла к берегу, - Бог нас не покинет!- Да, мисс Мери, - сказал капитан Джон, - когда люди исчерпают все свои возможности, тогда им на помощь приходит Провидение и открывает пути, до сей поры им неведомые»).
В пушкинской «Капитанской дочке» Петр Гринев, попавший в бурю в степи, «решил предать себя воле Божьей». В результате он встречает Пугачева (олицетворение бури - бунта) и помогает ему, не зная, кто это такой, чем впоследствии спасает себе жизнь. Точно так же он сохраняет спокойствие и в тюрьме, оговоренный Швабриным: «Однако ж я не терял ни бодрости ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет». Промысл Божий обращает во благо и вполне свободные, но греховные действия героев повести Пушкина «Метель».
В русской литературе наиболее отчетливо о действиях Промысла Божия писал И.С.Шмелев в романе «Пути небесные». См, например: «Не о своде небесном только говорила, а обо всем: для нее эта глубина включала и земное, — вещи, движенья, звуки: во всем ей виделась глубина, все было для нее знамением, все было связано неразличимым для глаза строем, истекало из одного Истока, во всем чувствовался глубокий Смысл».
1. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (Том 3. Часть вторая. Глава I ):
«… заставляло всех этих людей, стремясь к достижению своих личных целей, содействовать исполнению одного огромного результата, о котором ни один человек (ни Наполеон, ни Александр, ни еще менее кто-либо из участников войны) не имел ни малейшего чаяния.
Теперь нам ясно, что было в 1812-м году причиной погибели французской армии. Никто не станет спорить, что причиной погибели французских войск Наполеона было с одной стороны вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России, а с другой стороны характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе. Но тогда не только никто не предвидел того (что теперь кажется очевидным), что только этим путем могла погибнуть 800-тысячная, лучшая в мире и предводимая лучшим полководцем, армия в столкновении с вдвое слабейшей, неопытной и предводимой неопытными полководцами, русской армией; не только никто не предвидел этого, но все усилия со стороны русских были постоянно устремляемы на то, чтобы помешать тому, что одно могло спасти Россию, и со стороны французов, несмотря на опытность и так называемый военный гений Наполеона, были устремлены все усилия к тому, чтобы растянуться в конце лета до Москвы, т. е. сделать то самое, что должно было погубить их».
Какое первое слово в данном отрывке, имеющееся в Книге Иова, пропущено? Как звучит его аналог в русской православной традиции?
Судьи.
После смерти Иисуса Навина евреи, окруженные язычниками, часто забывали Бога и начинали поклоняться идолам и предаваться порокам. За это Бог не раз лишал их Своей помощи и предавал во власть соседних языческих народов. Такое несчастье вразумляло евреев и заставляло вспоминать опять о Боге. И когда они раскаивались, Господь посылал им избавителей, которые освобождали их от врагов и управляли ими. Эти избранники Божии назывались судьями. Они сочетали светскую и религиозную власть. Избранные Богом, они и правили, за редким исключением, по Его воле, поэтому этот способ правления называется теократия.
Судья Самсон был знаменит сверхъестественной силой. Он с самого рождения, по наставлению ангела Господня, был посвящен родителями Богу и в знак этого не должен был пить вина и стричь волос (т.е. был назорей). Однажды в поле напал на него лев. Самсон схватил льва за пасть и разорвал его. Много раз враги израильтян, филистимляне, покушались схватить его, но всегда безуспешно. Один раз он разорвал на себе новые крепкие веревки, которыми он был связан; в другой раз ослиною челюстью избил тысячу филистимлян; в третий раз унес на своих плечах ворота филистимского города Газы, в котором хотели его держать в плену. 20 лет он судил израильтян, но затем влюбился в филистимлянку по имени Далила и вступил с ней в противозаконную связь. Далила, узнав, что сила его как-то связана с длинными волосами, во время сна остригла его и предала в руки филистимлян. Они выкололи ему глаза и посадили в темницу. Между тем волосы на голове Самсона начали отрастать, а вместе с тем стала возвращаться и его сила, так как душа его очищалась раскаянием. Однажды филистимляне вывели Самсона во время праздника на всенародное поругание в свой языческий храм и смеялись над ним. Самсон попросил отрока, водившего его за руку, подвести его к двум столбам, на которых держалось все здание. Помолившись Богу, он уперся в столбы руками и сдвинул их с места. Здание обрушилось. Под развалинами здания погибли все филистимляне, бывшие там, а с ними и сам Самсон.
Статуя Самсона, раздирающего пасть льву, стоит ныне перед дворцом в Петергофе. Из пасти бьет фонтан. Эту скульптуру решено было установить в царствование императрицы Анны Иоанновны, когда в 1734 году шла подготовка к празднованию 25-летия Полтавской победы над шведами. Считается, что фигура Самсона появилась в связи тем, что Полтавская битва состоялась в день Сампсона Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней. Впрочем, следует учитывать, что фонтан стоит в конце канала, ведущего от моря, по которому, теоретически, должны были подплывать ко дворцу послы всех морских держав. Львы присутствовали в то время на гербах не только побежденной Швеции, но и Великобритании, Дании, Нидерландов. Самсон, таким образом, олицетворял Россию, а разрываемый лев – ее потенциальных западных врагов.
Цари. Давид.
Последний судья Самуил был справедлив и пользовался большим уважением. Но под старость он передал власть двум своим сыновьям, которые брали взятки и судили несправедливо. Тогда евреи стали просить Самуила, чтобы он поставил над ними царя, как у прочих народов. Самуил безуспешно старался убедить народ остаться при прежнем управлении. Тогда Господь сказал ему: «послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8:7). Господь сказал ему предупредить евреев, что царь заставит весь народ служить себе, возьмет себе лучшие земли и лучшее имущество. Тем не менее, Господь благословил иной способ поставления на царство, чем у языческих народов. Самуил должен был помазать на царство избранного Богом Саула, возлив на голову его священный елей (освященное растительное масло), так же, как ранее помазывали священников. В момент помазания Дух Святой сошел на Саула, и он получил свыше силу управлять народом. Царь стал называться «помазанником», что по-еврейски звучит «мессия», а по-гречески «христос». Эта процедура поставления на царство – помазание – перешла затем в Византийскую (Восточную римскую) империю, а оттуда и в Россию. Новый способ правления стал называться «монархия» (от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»).
Саул несколько раз нарушил волю Божию, и Господь приказал судье Самуилу помазать на царство молодого пастуха из Вифлеема Давида. Давид получил пророческий дар. Он играл на музыкальном инструменте, похожем на гусли или арфу. Религиозные гимны, сложенные Давидом в течение жизни по разным поводам, для исполнения под этот инструмент, стали называться псалмы. Дополненные псалмами других авторов, они составили книгу Псалтирь (Псалтырь). Эта книга стала основой ветхозаветного, а затем и христианского богослужения. В этих песнях-молитвах Давид взывал к Богу в бедствиях, каялся в своих грехах, воспевал величие Божие и предсказывал пришествие Христово и страдания, которые будет невинно терпеть Христос за людей.
Однажды в царствование Саула у евреев была война с филистимлянами (1 Цар. 17). Когда войска стали друг против друга, из филистимского стана выступил великан по имени Голиаф. Он сорок дней вызывал любого из евреев на поединок, понося израильского Бога. В это время в еврейский стан пришел Давид навестить своих старших братьев и принес им пищу. Услышав слова Голиафа, Давид вызвался сразиться с этим великаном. Он взял пращу, то есть ремень, приспособленный для бросания камней, и пошел против Голиафа. Голиаф с презрением взглянул на Давида, потому что он был очень молод, и с насмешкой сказал: «Разве я собака, что ты с камнями и палкою идешь на меня?». Давид ответил: «Ты идешь против меня с мечем, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил... Не мечем и копьем спасает Господь» (1 Цар. 17:45-47)
И когда Голиаф стал приближаться, Давид вложил камень в пращу и пустил его в великана. Камень попал ему в лоб. Голиаф упал без чувств на землю. Давид вытащил у него меч и отсек ему голову. Увидев это, филистимляне, объятые ужасом, бросились в бегство.
Саул сделал Давида военачальником. Потом он выдал за него замуж свою дочь. Когда Саул и Давид возвращались с победы, еврейские женщины восклицали: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!» Саул стал завидовать славе Давидовой и задумал его убить. Давиду пришлось скрываться от преследования Саула до самой его смерти. Однако но не озлоблялся и не поднял руки на Саула, как на помазанника Божия, а всю надежду возлагал на Бога, и Господь избавлял его от всех врагов.
После смерти Саула царем еврейским стал Давид. Он был кроток и благочестив. Но случалось и ему впадать в тяжкие грехи. Однажды (2 Цар. глава 11) под вечер царь Давид прогуливался на крыше царского дворца и увидел в соседнем дворе купающуюся красивую женщину. Давид приказал привести ее к себе. Женщину звали Вирсавия, она была жена Урии, который в это время был на войне. Когда Вирсавия забеременела, царь приказал начальнику войска поставить Урию во время сражения так, чтобы его убили. Так царь Давид совершил двойной грех: прелюбодеяния и убийства.
Скоро у Вирсавии родился сын. Тогда, по повелению Божию, пришел к царю Давиду пророк Нафан и иносказательно представил его грех: «В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка».
Царь Давид сильно разгневался на такого человека и сказал Нафану: «Жив Господь (т. е. клянусь Богом), достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания».
Тогда Нафан сказал Давиду: «Этот человек – ты…».
Давид признал свою вину, и Нафан сказал, что он не умрет, но умрет родившийся от Вирсавии сын. Велик был грех Давида, но и раскаяние его было искреннее и великое. Он строго постился, плакал и написал покаянный 50-й псалом, который стал для христиан образцом покаяния и начинается в церковнославянском варианте такими словами: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...». Бог простил его.
Данный псалом включен в ежедневное утреннее молитвенное правило православного Молитвослова, а также ежедневно читается в храме на богослужении (во время 6-го часа, перед исповедью и т.д.).
Одно из самых частотных слов в псалмах – аллилуйя. Русский аналог – «слава Богу». Признавая высокое художественное достоинство за песней «Аллилуйя» (музыка А. Рыбникова, слова А. Вознесенского) к рок-опере «Юнона и Авось», все же следует указать на неправильность конструкции «аллилуйя + дат. падеж» в ее повторяющейся строке: «аллилуйя любви!», т.к. слово «аллилуйя» самодостаточно (от др.-евр. «халелу-Йа’х» – «хвалите Яхве», т.е. Господа).
Песня Леонарда Коэна «Аллилуйя» (Leonard Cohen “ Hallelujah”; в рус. переводе «Я слышу тайный звукоряд…») содержит ссылки на историю Самсона и Далилы из «Книги Судей» («… она состригла твои волосы», англ. ... she cut your hair), а также на любовь царя Давида, вспыхнувшую к Вирсавии, жене его полководца Урии («Ты видел, как она купалась, на крыше, её красота и лунный свет повергли тебя», англ. You saw her bathing on the roof, Her beauty in the moonlight overthrew you).
Давид завоевал город Иерусалим и сделал его столицей царства еврейского. Давиду хотелось построить в нем постоянный храм вместо Скинии, но Господь сказал, что храм построит не он, который много воевал и пролил много крови, а его сын, который будет царем после него. В то же время Господь возвестил Давиду, что от его потомства произойдет Спаситель мира – Христос, Который будет царствовать во веки. В Новом Завете Иисуса Христа часто называют сыном Давидовым.
Кроме 50-го псалма Давида, в культуре особое значение получили 90-й и 136-й псалмы.
90-й псалом – защитный. Начинается он словами (в синодальном переводе) « Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится». В романе В.Ф.Пановой «Спутники»[28] старый солдат (крещеный как родившийся до революции 1917-го года), вспоминает строчку из 90-го псалма: «Оружием обыдет тя истина Его»:
Интереснее всех говорил Кравцов.
— А Давид, — рассказывал он Наде, — был сначала пастух. И отроком, подростком, убил великана Голиафа камнем из пращи.
— Из какой прыщи? — спрашивала Надя.
— Ну… рогатка, вот как мальчишки кидаются. За это евреи сделали его своим царем.
— Ца-рем? Разве у евреев были цари?
— Ух, какая дура, — вздыхал Кравцов. — Дальше таблицы умножения не знаешь ничего…
Молчали. Опять раздавался повествующий голос Кравцова:
— У них были знаменитые цари. Они были и цари, и пророки, и писатели, и судьи. Тыщи лет назад царь Давид такие написал слова, что по сей день жгут сердце. Он написал: «Оружием будет тебе истина». Ты это можешь понять? Не гаубица будет оружием, а истина. А сам убил Голиафа из пращи. И тем самым как бы признал и гаубицу, но в то же время указал: «Оружием тебе будет истина». Иными словами, без истины и гаубицей ни черта не возьмешь. И еще он сказал: «Селение твое мир». Не в войне найдем счастье, а в мире. А война — только путь к миру… Да что тебе говорить!
Идея о том, что правда является оружием, оказалась глубоко впаянной в русское сознание с помощью жития святого благоверного великого князя Александра Невского, который, выходя на неравный бой со шведами, сказал дружине: «Не в силе Бог, а в правде». В безрелигиозном виде эта мысль неожиданно всплывает в худ. фильме «Брат-2» А. Балабанова: «Сила в правде», который, конечно, во всем остальном резко контрастирует с фильмом Фоменко и христианским учением.
90-й псалом в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»:
Но телефонист был мертв. Чтобы в этом удостовериться окончательно, Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. Оно не работало.
На шее у убитого висела ладанка на снурке. Юрий Андреевич снял ее. В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стершаяся по краям сгибов бумажка. Доктор развернул её наполовину распавшиеся и рассыпающиеся доли.
Бумажка содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника от повторения к повторению. Отрывки церковно-славянского текста были переписаны в грамотке по-русски.
В псалме говорится: Живый в помощи Вышнего. В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». Стих псалма: «Не убоишися… от срелы летящия во дни (днем)» превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». «Яко позна имя мое», — говорит псалом. А грамотка: «Поздно имя мое». «С ним есмь в скорби, изму его…» стало в грамотке «Скоро в зиму его».
Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. Его в виде талисмана надевали на себя воины еще в прошлую империалистическую войну. Прошли десятилетия и гораздо позднее его стали зашивать в платье арестованные и твердили про себя заключенные, когда их вызывали к следователям на ночные допросы.
От телефониста Юрий Андреевич перешел на поляну к телу убитого им молодого белогвардейца. На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. «Зачем я убил его?» — подумал доктор.
Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы. На подкладке по каллиграфической прописи, старательно и любящею рукою, наверное, материнскою, было вышито: Сережа Ранцевич, — имя и фамилия убитого.
Сквозь пройму Сережиной рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и еще какой-то плоский золотой футлярчик или тавлинка с поврежденной, как бы гвоздем вдавленной крышкой. Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул её и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.
В это время Сережа застонал и потянулся. Он был жив. Как потом обнаружилось, он был оглушен легкой внутренней контузией. Пуля на излете ударилась в стенку материнского амулета, и это спасло его.
136-й псалом повествует о времени плена, когда Иерусалим был завоеван войсками вавилонского царя Навуходоносора, и евреи были переселены «на реки вавилонские». Сион (англ. Zion) – гора в Иерусалиме – становится для евреев символом родины. Горе оказаться в плену, но хуже потеря памяти о Сионе, равносильная духовной гибели. Пока есть память, есть надежда на возвращение.
Существует множество мелодий и вариантов исполнения этого псалма в православной культуре, в которой «вавилонский плен» стал ассоциироваться с пленением греховной жизнью, а память о Сионе стал означать плач о потерянной чистоте души, тоску по духовной Родине, Царстве Небесном (ср., например, распев В. Крупицкого). Особо важным этот псалом стал и для черных рабов, вывезенных в Америку и воспринявших христианство, хотя их распевы свидетельствуют об иной духовности. Тем не менее, песня “ Rivers of Babylon” в исполнении группы “ Boney M” вошла в художественный фильм «Поп» Владимира Хотиненко о временах поочередного «пленения» верующих оккупационной германской и атеистической советской властью во время Великой Отечественной войны.
Rivers of Babylon | Псалом 136. |
By the rivers of Babylon, there we sat down ye-eah we wept, when we remembered Zion. Then the wicked carried us away in captivity Required from us a song. Now how shall we sing the Lord's song In a strange land. | 1При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; 2на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. 3Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши - веселья: "пропойте нам из песней Сионских". 4Как нам петь песнь Господню на земле чужой? 5Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя; 6прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. 7Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: "разрушайте, разрушайте до основания его". 8Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! 9Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! |
Было создано множество стихотворных переложений псалмов. См., например, переложение пс. 81 в стихотворении Г.Р.Державина «Властителям и судиям»:
Восстал всевышний Бог, да судитЗемных богов во сонме их;Доколе, рек, доколь вам будетЩадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы,На лица сильных не взирать,Без помощи, без обороныСирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных,Несчастливым подать покров;От сильных защищать бессильных,Исторгнуть бедных из оков. Не внемлют! видят - и не знают!Покрыты мздою очеса:Злодействы землю потрясают,Неправда зыблет небеса. Цари! Я мнил, вы боги властны,Никто над вами не судья,Но вы, как я подобно, страстны,И так же смертны, как и я. И вы подобно так падете,Как с древ увядший лист падет!И вы подобно так умрете,Как ваш последний раб умрет! Воскресни, Боже! Боже правых!И их молению внемли:Приди, суди, карай лукавых,И будь един царем земли!
Цари. Соломон.
Давид царствовал сорок лет и назначил себе наследником сына своего Соломона, который и был помазан на царство. Соломону Бог явился во сне и сказал: «Проси, что дать тебе» (см. 3 Цар. глава 3).
Молодой царь попросил разум, чтобы управлять народом Божиим. Господу угоден был ответ Соломона. За то, что тот не просил ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, разума, чтобы управлять народом, Бог даровал ему необычайную мудрость, а также богатство и славу. Мудрость свою Соломон показал на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «Мой сын живой, а твой сын мертвый», говорила каждая. Выслушав их, Соломон приказал: «Принесите меч». И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин при этих словах воскликнула, «ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: “О, господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его!”» Другая же напротив говорила: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите». Тогда Соломон сказал: «Отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать». Народ услышал об этом Соломоновом решении и стал чтить царя.
Мудрость свою Соломон выражал и в других царских делах. И разнеслась о нем слава по всем соседним народам.
Исполняя завещание своего отца Давида, Соломон приступил к построению храма Божия в Иерусалиме, на горе Мориа, на которой Авраам приносил в жертву Исаака. Он устроен был по образцу Скинии Моисеевой, разделялся на Святое святых, Святилище и Притвор (Двор), но был обширнее и великолепнее ее. Стены храма были выложены из камня, снаружи обложены белым мрамором, а внутри золотом. Все принадлежности храма для богослужения были сделаны из золота.
Царствование Соломона было мирным и счастливым. Из далеких стран приходили в Иерусалим, чтобы познакомиться с его мудростью. Но под конец своей жизни Соломон стал грешить пред Богом. У него было много жен; между ними были и язычницы. Для них он построил языческие капища и сам заходил туда.
Тогда Господь отнял свое благословение от Соломона, и против него начались бунты. Соломон понял, что это Бог наказывает его за грехи, и стал каяться. Но его покаяние не было таким полным, от всего сердца, как покаяние Давида. Поэтому, хотя Господь и помиловал его и сохранил царство при его жизни, но объявил через пророка, что царство еврейское после смерти Соломона разделится на два, и сыну Соломонову достанется меньшая его часть.
Соломону приписывается авторство нескольких книг Библии: Притчи Соломона (сборник мудрых афоризмов), Песнь Песней (названна так по примеру Святого Святых), Экклезиаст (или Екклесиаст = «Проповедник»), и неканоническая Книга Премудрости Соломона.
Примеры притчей Соломона:
Книга Песнь Песней представляет собой историю любви Соломона и Суламифи (Суламиты) и несколько гимнов любви.
Анна Ахматова:
Под крышей промерзшей пустого жилья
Я мертвенных дней не считаю,
Читаю посланья Апостолов я,
Слова Псалмопевца читаю.
Но звезды синеют, но иней пушист,
И каждая встреча чудесней, -
А в Библии красный кленовый лист
Заложен на Песни Песней.
1915
Александр Куприн в повести «Суламифь» (1908 г.) понял эту книгу в прямом, любовно-эротическом, смысле. Так же, как многие другие. Но почему она тогда в Библии? Иудеи понимали ее как символическое изображение любви Бога к Израилю. Раввин Акиба: «весь мир не стоит того дня, в который Песнь Песней дана была Израильскому народу. Если все книги Священного Писания святы, то Песнь Песней – Святое Святых этих книг». В православном христианстве существует и другие небуквальные толкования. Протоиерей Геннадий Фаст выделяет следующие уровни понимания взаимоотношений Возлюбленного и Возлюбленной в этой книге: 1) буквальный; 2) история любви Бога к израильскому народу; 3) отношения Христа и Его Невесты – Церкви; 4) отношения Бога и конкретной души человеческой; 5) духовно-аскетический 6) мариологический (Невеста = Мария, Матерь Христа); 7) христологический (соединение божественной и человеческой природ во Христе).
По преданию, книгу Экклесиаст Соломон написал в конце жизни, изведав все виды деятельности, наслаждения и заблуждения и разочаровавшись в них. Все это он называет – по аналогии с названием книги Песнь песней – «суетой сует и томлением духа»[29]. Размышляя над различными событиями в жизни людей и природными явлениями, Екклесиаст приходит к выводу, что с течением времени не возникает ничего по-настоящему нового: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл 1. 9). Мудрый избирает умеренность и своевременность: Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру”.- ср. песню “ Turn” группы The Byrds в худ. фильме «Форрест Гамп».
Екклесиаст отдает должное превосходству мудрости над глупостью. Однако, в отличие от прославляющей мудрость книги Притчи Соломона, «Экклесиаст» объявляет суетной и мудрость:
«И предал я сердце мое тому,
чтобы познать мудрость
и познать безумие и глупость;
Узнал, что и это — томление духа.
Потому что во многой мудрости много печали;
И кто умножает познания, умножает скорбь».
Единственное, что не суетно, согласно автору (эпилога книги)[30] – это связь с Богом, Который не подвержен тлению и перемене: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13).
Пророки.
Одновременно с царями в Израиле действуют пророки. Это люди, возвещающие волю Божию (совсем не обязательно о будущем). Мы пропускаем обширный пласт Библии, состоящий из книг пророков, а также неканонических книг.
Нужно будет самостоятельно прочитать особенно важные для культуры отрывки книг пророков:
Образы четырех херувимов с лицами животных, виденных Иезекиилем, появляются и в последней книге Библии, Откровении Иоанна Богослова, 4:6-8 (греч. «Апокалипсис»). В 1972 г. поэт Анри Волохонский сочинил на мелодию с пластинки Владимира Вавилова «Лютневая музыка XVI—XVII веков» стихотворение «Над небом голубым есть город золотой…», озаглавленное в его сборнике произведений как «Рай». В песне описывается апокалиптический небесный город, образ которого также находим в Откровении (21:9-27), в котором человека встретят остальные трое из библейских животных: орел, вол (телец) и лев. Борис Гребенщиков, исполняя эту песню, изменил первые слова на: «Под небом голубым…», опустив рай на землю. Он же написал и другую песню (Орел, телец и лев») с аналогичным образом: к человеку приходят трое из четырех животных Откровения, орел, телец и лев, и «чего-то ждут» от него, вероятно, соединения в четверку…
Образы Исайи, глава 6: · В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. · Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. · И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! · И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. · И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. · Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, · и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. · И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. · И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. · Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. | А.С.Пушкин «Пророк» Духовной жаждою томим, (ср. «Стоял Иисус и возгласил», говоря: Кто жаждет, иди ко мне и пей» Ин. 7:37) В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; … И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей»[31]. |
Пророки предсказывали нашествие Вавилонской империи, если евреи не покаются. В 597 г. до Рождества Христова, при императоре Навухудоносоре II, Иерусалим сдался вавилонянам, а после восстания, в 586 г. был взят штурмом и разрушен. Иерусалимский Храм был сожжен, а иудеи – отведены в плен.
После 70-летнего пленения (с которым христиане во время Перестройки сравнивали 70-летнюю историю СССР), при персидских царях, часть иудеев была отпущена для восстановления Храма.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 294.