Библия разделяется на Ветхий Завет и Новый Завет. До пришествия Христа существовала только та часть Священного Писания, которая позднее стала называться Ветхим Заветом.
Слово «завет» בְּרִית [бери́т]) можно перевести с еврейского языка как «соглашение», «договор», «союз» (между Богом и человеком ради блага человечества).
Термины «Ветхий Завет» и «Новый Завет» родом из Библии. Сочетание «новый завет» впервые упоминается у пророка Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (בְּרִית), не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» (Иер.31:31-32).
Во второй части Священного Писания Иисус Христос говорит о заключении нового завета во время Тайной вечери. Этот новый союз заключается Иисусом Христом через свою смерть (Лк.22:20; 1). Апостол Павел также говорил об этом новом завете (2 Кор.3:6,14; Евр.8:8; 9:11-15). Этим словосочетанием стали называться все книги Библии, содержащие учение Христа.
Название «Ветхий Завет» впервые используется у ап. Павла: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся неснятым при чтении Ветхого Завета (διαθήκης), потому что оно снимается Христом» (2 Кор.3:14). «Ветхий» значит «обветшавший», «устаревший».
Для чего же христиане положили изучать Ветхий Завет, если он, с их точки зрения, устарел?
Во-первых, не все заповеди в нем считаются устаревшими для христиан. Например, 10 заповедей, которые, по книге Исход, даны Богом верующим через Моисея, легли в основу христианской морали во всех деноминациях.
Во-вторых, в Ветхом Завете рассказывается о сотворении мира и о причине всех бед – грехопадении. Знать об этом необходимо для спасения человека, что является целью христианской жизни.
В-третьих, Апостолы, писавшие книги Нового Завета, как правило, предполагали, что читатели знакомы с содержанием Ветхого. Многие отрывки Нового Завета можно понять только в связи с Ветхим. Например, в Ин.1:29 говорится: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». В Ветхом Завете кровь жертвенного агнца (ягненка) спасает детей Израиля (Исх.12 гл.). Так же необходимо обратится к Ис.53:7, где написано, что Раб Божий (Христос) был «как овца, веден… на заклание». Этот и многие другие стихи проливают свет на значение слова «Агнец» в Новом Завете. Книгу же Откровение (Апокалипсис) вообще нельзя понять без основательного знания всей Библии, так как она наполнена скрытыми цитатами из разных книг Ветхого и Нового Завета.
В-четвертых, Ветхий Завет рассказывает историю взаимоотношений человечества с Богом до Христа и предсказывает о Нем. Эта история поучительна для христиан.
При изучении способа понимания русскими православными христианами текста Библии (что отразилось в русской культуре), следует учитывать святоотеческие методы толкования Священного Писания, «доставшиеся» русским «по наследству» от Византии:
- Историко-филологический (буквальный).
- Аллегорический (x означает у). Например, святитель Амвросий Медиоланский (IV в. по Р.Х.) понимал Адама как аллегорию разумной стороны в природе человека, а Еву же — как аллегорию чувственной составляющей («О Рае», 2).
- Типологический (прообразовательный) метод признает историческую реальность происходивших в Ветхом Завете событий и описанных лиц, однако строится на убеждении, что Ветхий Завет в своих событиях и личностях указывает на события и личности новозаветной истории. Такие указания в святоотеческой литературе называются прообразами или по-гречески τύπος [ти́пос] (см. Рим.5:14).
Например, в 1 послании к Коринфянам (1 Кор.10:1– 11) ап. Павел указывает, что прохождение через Чермное море и следование за облаком, в котором присутствовал Сам Господь, было прообразом крещения — поскольку через первое Израиль был избавлен от физического ига фараона, а через второе новый Израиль — верующие во Христа — избавляются от духовного рабства мысленного фараона — дьявола. Другой пример: святитель Киприан Карфагенский в Ковчеге Ноя видит прообраз христианской Церкви. Как нельзя было спасти тело в водах Потопа вне Ковчега, также нельзя спасти душу человеку, отпадшему от Церкви[18].
1. Объясните библейский мотив в цитате из романа И.С.Шмелева «Няня из Москвы»: «Дали мне комнатку-уголок, и старик мне пондравился, заветный такой, борода по грудь, Соломон Григорьич».
2. В чем важность Ветхого Завета для христиан?
Дата: 2018-11-18, просмотров: 273.