Греч. | Лат. | Рус. / Ц.-сл. | Англ. | Швед. / Нем. | Санскрит |
πατέρας | pater | батя | father | far, fader | pit`ar |
μητέρα | mater | материнство | mother | mor, moder | maat`ar |
εκατό | centum | cто / съто | hundred | hundra | shat`a |
videre | ведать, видеть | wise | vis | vidy`aa, veda | |
mus | мышь | mouse | mus | m`uuSika | |
μέση, μεταξύ | medius | между | middle | mitten | m`adhya |
δέντρο | / древо | tree | tre | t`aru |
Постепенно все народы земли, забыв первоначальный монотеизм, развили те или иные формы язычества. В связи с этим стали развращаться и нравы. Чтобы сохранить истинную веру, потомок Сима Аврам (Авраам) получает повеление Бога покинуть свою родину (Месопотамию). С ним идут его жена Сара (Сарра), и его племянник Лот. Дойдя, по повелению Бога, до Палестины, семейство поселилось возле г. Содома. У пожилых уже Аврама и Сары не было детей. Несмотря на Божие обетование о том, что от них родятся потомки, бесплодная Сара дает Авраму свою рабыню Агарь, чтобы хотя бы от нее родился наследник. Мальчика назвали Измаил. От него, по Библии, произошли арабы. Среди арабов потом возникнет ислам. Русские поэтому называли мусульман «измаильтяне», «агаряне». Но арабы сами себя называли «сарацины».
Явившись Авраму, Бог предсказал, что от него произойдет многочисленное потомство, в связи с чем переименовал его в Авраама, а жену его в Сарру. Имя этого патриарха стало распространенным в культурах разных народов и религий. В форме Абрам оно было распространено, в т.ч., у русских. У мусульман оно известно как Ибрагим. Монотеистические религии, сформировавшиеся среди потомков Авраама, стали называться авраамическими: христианство, иудаизм, ислам. Знаком Завета с Авраамом Бог устанавливает обрезание крайней плоти у мужчин. Смысл этой операции в том, чтобы помнить, что дети бездетному Аврааму и его потомкам даются от Бога, а значит, и должны быть «возвращены» Богу, то есть, должны быть рождаемы и воспитаны верующими. В настоящее время обрезание как обряд религиозной инициации (присоединения к религиозной общине) сохранилось у мусульман и иудеев. У христиан оно заменено Таинством Крещения. Таким образом, мы видим, что для сохранения первоначального монотеизма Бог образовал Себе новый народ, представители которого стали называться евреями[24]. Затем Бог снова явился Аврааму в виде трех мужей-ангелов. Многие отцы православной церкви видели в этом явлении указание на Троицу. Авраам принял их, как странников. Они предсказали ему рождение сына, через потомков которого благословятся (будут приняты Богом) все народы. Ангелы идут в Содом. Лот, имевший дом в городе, зовет их в гости (прячет от содомлян). Нападение на них содомлян-гомосексуалистов. Ангел поражает их слепотой и выводит Лота и его семейство из города, заповедуя им не оборачиваться (= полностью порвать с грешной жизнью). Бог сжигает Содом и Гоморру огненным дождем. Жена Лотова, обернувшись, становится соляным столпом. На месте погибших городов образуется залив Мертвого моря. Константин Фофанов («Из Библейских мотивов»):
Я камень вам принес от древнего Содома,-
Пусть он напомнит вам погибель злых людей;
Д.Мережковский, статья «Грядущий Хам»: «Отрекаясь от Бога, от абсолютной Божественной Личности, человек неминуемо отрекается от своей собственной человеческой личности. Отказываясь, ради чечевичной похлебки умеренной сытости, от своего божественного голода и божественного первородства, человек неминуемо впадает в абсолютное мещанство».
Купивший первородство Иаков теперь еще должен получить благословение первородства от отца. Отец – Исаак – стар и слеп, и, подученный матерью Иаков обманом получает благословение. После этого он вынужден бежать от гнева брата. По дороге видит лестницу (по-церковнославянски «лествицу») от земли на небо и ангелов, восходящих к Богу и нисходящих. Эта лестница становится прообразом духовного поступенчатого труда-совершенствования. Самый знаменитый христианский учебник достижения святости (VI века) называется «Лествица». Автор – игумен Синайской горы преподобный Иоанн Лествичник. В честь него была построена церковь и над нею «колокольня Ивана Великого» в Московском Кремле. Женившись в Месопотамии на двух сестрах (по воле тестя) и породив 12 сыновей, на обратном пути Иаков ночью таинственно «борется с Богом» за благословение. После этого Бог нарекает ему новое имя - «Израиль», имеющее два значения: «богоборец» и «боговидец». Это же имя получают все его потомки. После прославления Иисуса Христа христиане усваивают себе название «Новый Израиль». Этим именем стала именоваться Церковь.Иосиф – сын Израиля/Иакова от любимой жены Рахили видит пророческие сны, где ему поклоняются братья и родители. За это братья продают его за серебренники в рабство в Египет. Там Иосиф, благодаря своему пророческому дару, получает свободу и высокий статус – заместителя фараона, во владении которого все запасы государства. Во время многолетнего голода к нему приходят его братья и поклоняются ему. Иосиф прощает их, эта история очень трогательна (Бытие, главы 37-45). Вскоре все евреи переселяются в Египет. 1. Что означает слово «содомия»?2. В честь кого был назван предок-родоначальник русского писателя Федора Абрамова?
Исход.
Новые фараоны, вступавшие на египетский престол, стали забывать Иосифа и его заслуги. Опасаясь умножения еврейского народа, они обратили евреев в рабство и стали изнурять их тяжелыми работами. Но чем больше изнуряли их, тем более они умножались. Тогда один из фараонов приказал убивать всех рождающихся у евреев мальчиков. Господь услышал их и послал им избавление через пророка и вождя Моисея (англ. Moses, ивр. Мойше, араб. Муса).
Мать Моисея три месяца скрывала сына от египтян. Но когда дольше нельзя было скрывать, она взяла тростниковую корзину, осмолила ее, положила в нее младенца и поставила корзину в тростнике, у берега реки. А сестра младенца Мариам стала издали наблюдать, что дальше будет. Дочь фараона, со служанками, пришла купаться на это место. Когда она увидела плачущего младенца, ей стало жалко его. Мариам подошла к ней и спросила: «не поискать ли для него среди евреек кормилицу?» Царевна разрешила, и Мариам привела мать, которую и определили кормилицей. Ребенку нарекли имя Моисей, что значит: «вынутый из воды».
Моисей вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской. Но он знал, что он еврей, и любил свой народ. Однажды Моисей увидел, что египтянин бьет еврея. Он заступился за еврея и убил египтянина, после чего вынужден был бежать из Египта в Аравию. Он поселился у священника, женился на его дочери Сепфоре, и пас его стада.
Однажды Моисей со стадами был у горы Хорива. Там он увидел терновый куст, который горел, то есть был объят пламенем, но не сгорал. Моисей услышал голос Бога из среды куста, который повелел ему идти к фараону и вывести народ Божий из египетского рабства. При этом Бог дал Моисею силу творить чудеса. А так как Моисей был косноязычен, то есть заикался, то Господь дал ему в помощь брата его Аарона, который бы говорил вместо него.
Бог также назвал одно из Своих имен Моисею – «Сущий», т.е. форма причастия от глагола «быть». Смысл такой: «Тот, Кто всегда был, есть и будет». В Синодальной Библии это имя приводится в огласовке «Иегова», а иногда заменяется на «Господь». Надо, однако, иметь в виду, что в древнееврейском тексте не было гласных, поэтому правильное произношение сохранялось лишь в устной традиции. На месте этого имени в тексте стояли четыре буквы – т.н. «тетраграмматон»: יהוה. Латинскими буквами тетраграмма транскрибируется как IHVH или YHWH или JHWH. В настоящее время многие учёные, богословы и составители справочных изданий считают произношение Яхве наиболее корректным.
В церковнославянском это имя Бога употребляется в форме причастия «Сый». Кроме того, на иконах Христа это имя присутствует в нимбе в виде греческих букв.
Хорошо изучив обычаи и нравы иудеев, и сами разговорившие на еврейском языке, христианские учёные исследователи IV века Епифаний Кипрский и Иероним Стридонский пишут о том, что это имя не единственное имя Бога у иудеев, а лишь одно из многих; оно употребляется среди иудеев наравне с такими именами как Эль, Элоим, Саддай, Раббони, Адонай, Саваоф и т. д. (всего 10 имён). В переводе они постоянно используются в православном богослужении. Тем не менее, в Новом Завете имеется слова Апостола Петра об исключительной спасительности имени Иисуса Христа: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:10-12). Впрочем, и в имени «Иисус», который является греческой формой имени «Иешуа», также заключено имя, сообщенное Моисею у горы Хорив: полная форма имени - «Иегошуа».
Куст, не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название: «Неопалимая Купина». Он изображал собою состояние избранного еврейского народа, притесняемого и не гибнущего. Он был также прообразом Божией Матери, Которую не опалил огонь Божества Сына Божия, когда Он сошел через Нее с неба на землю, родившись от Нее.
Неопалимая купина как прообраз Богородицы и Причастия. Ср. Константин Фофанов «Неопалимая купина».
В фильме Андрея Тарковского «Зеркало»: «Ты не помнишь, кому это куст горящий явился? Ну, ангел в виде куста? – А, не знаю, не помню….А, Моисею… – Почему мне никогда ничего такого не являлось?»
Поговорив со старейшинами еврейского народа, Моисей и Аарон пошли к царю египетскому и от имени Божия потребовали от него, чтобы он отпустил евреев из Египта. Фараон отказался и приказал еще больше угнетать евреев.
Тогда Моисей, по повелению Божию, навел на Египет, последовательно, десять казней, то есть великих бедствий, чтобы фараон согласился отпустить еврейский народ из земли египетской. Так, по слову Моисея, вода в реках, озерах и колодцах превращалась в кровь; град и саранча истребляли растительность; наступила трехдневная тьма по всему Египту и так далее. Фараон, начиная со второй казни, каждый раз призывал Моисея, просил его помолиться Господу и прекратить бедствие и обещал отпустить евреев; но как только казнь прекращалась, он снова ожесточался и отказывался отпустить их.
Перед десятою казнью Господь повелел евреям заколоть для каждого семейства однолетнего агнца (ягненка), испечь и есть с пресным хлебом и горькими травами, не ломая костей; кровью же агнца помазать косяки и перекладины у дверей. Евреи так и сделали. В эту ночь ангел Господень поразил всех первенцев (старших сыновей) в Египте, от человека до скота. Он прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак кровью. По всему Египту поднялся плач. Фараон призвал тогда Моисея и велел ему скорее уходить с народом еврейским из Египта.
Как только евреи выступили из Египта, перед ними явился столп, который днем был облачным, а ночью огненным. Он указывал им путь. День избавления евреев от египетского рабства остался навсегда памятным для них. Господь установил в этот день главный ветхозаветный праздник, который Он назвал «Пасхой» (что означает «прохождение мимо» - губитель прошел мимо еврейских жилищ). Каждый год вечером этого дня евреи закалывали и приготовляли пасхального агнца и ели его с пресным хлебом. Праздник этот продолжался семь дней. Для христиан пасхальный агнец прообразовал собою Спасителя Иисуса Христа, Агнца Божия, берущего на себя грехи мира, кровь Которого избавляет всех верующих от вечной погибели. Сама же ветхозаветная еврейская Пасха прообразовала христианскую Пасху, Воскресение Христово, в котором смерть вечная прошла мимо верующих во Иисуса Христа людей.
Христос умер на кресте в день, когда закалывали пасхального агнца, и воскрес непосредственно после еврейской Пасхи; вот почему воскресение Христово празднуется Церковью всегда после еврейской Пасхи и называется также Пасхою.
Евреи, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон, собрав войско, отправился в погоню за евреями и догнал их у берега моря. Увидев грозные полчища, евреи пришли в ужас. Но Моисей помолился Богу, и Господь сказал Моисею: «возьми жезл твой, простри руку твою на море и раздели его». Моисей протянул руку свою с жезлом на море. И поднял Господь сильный восточный ветер на всю ночь, и расступились воды. И пошли евреи по сухому дну, вода же была им стеною по правую и по левую сторону. Слыша в стане еврейском движение, египтяне погнались за евреями по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время евреи вышли на другой берег. Моисей снова, по повелению Божию, простер руку свою с жезлом на море. Вода морская покрыла колесницы и всадников войска фараонова, и потопила египтян.
Переход евреев через Чермное море, воды которого отделили и избавили евреев от нечестия и рабства египетского, прообразовал собою крещение, через которое христиане освобождаются от власти диавола и рабства греху.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 309.