Православная ангелология и демонология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мир духовный – духи бесплотные: добрые (ангелы = «вестники») и злые (демоны), которые когда-то были ангелами. Ангелы сотворены Богом, но Бог дал им свободу выбора, и часть из них отпала от Бога (от источника добра) по причине гордыни и поэтому потеряли способность творить добро. Бог попускает злую деятельность демонов, но ограничивает ее, непостижимым образом обращая ее результаты ко благу человека, если человек этого хочет. В «Фаусте» Гёте Мефистофель ложно приписывает благой результат своей деятельности себе: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо»; согласно христианскому учению, демоны не способны уже совершать благо. Ср. также с этой точки зрения поэму М.Ю.Лермонтова «Демон».

Демоны еще называются падшие духи, черти, бесы, аггелы. Сюжет о падении ангелов лег в основу многих произведений, к примеру, поэмы «Потерянный Рай» Джона Мильтона. Они, как и ангелы, обладают личностными свойствами, по своей природе духи бесплотные. Они сильнее и умнее людей, но не могут употребить насилия над человеком, если Бог не попустит им. Поэтому беснование или одержимость бесовкой силой, по православному учению, наступает, как правило, в результате грубейших нарушений заповедей Божиих и излечиваться должно длительным покаянием. По святоотеческому толкованию, соблазнив первых людей, которым дарована земля, бесы оккупировали землю («водяные», «лешие», «домовые» и т.п.). Добиваются поклонения себе.

Начальником демонов является сатана, что значит «противник» (Бога). Его имя до падения было «Светоносный» (по-латински «Люцифер», по-церковнославянски «Денница»). Другое его наименование, дьявол, означает «клеветник».

Бог разрушил власть демонов на земле через явление Сына Своего как Человека. Бог даровал людям средства против демонов (молитва, крестное знамение, церковные таинства и др. см. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»: «Постой, голубчик!“ закричал кузнец: „а вот это как тебе покажется?“ При сем слове он сотворил крест, и чорт сделался так тих, как ягненок. „Постой же“, сказал он, стаскивая его за хвост на землю: „будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан“. Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения.

„Помилуй, Вакула!“ жалобно простонал чорт: „всё, что для тебя нужно, всё сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!“»

 

В ангельском мире существует иерархия: Серафимы (см. стихотворение «Пророк» А.С.Пушкина; см. также мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы»), Херувимы и Престолы, Господства, Силы и Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. Все ангелы обладают личностными свойствами. Они прославляют Бога, служат Ему, служат людям, путеводя их в царствие Божие. Господь дарует Ангела-Хранителя каждому из верующих (см. М.Ю.Лермонтов «Ангел»).

 

 

1. Перечислите свойства Божии, с т.зр. христиан.

2. Как, согласно Православному вероучению, появились ангелы и демоны?

3. Назовите некоторые чины ангельской иерархии.

4. В каком произведении Пушкина мы встречаем одного из высших ангельских чинов?

5. Что означают слова «диавол, сатана»?

6. Какие способы, с точки зрения православных, употребляют демоны, чтобы получить власть над людьми?

7. Какие средства, с т.зр. православных, могут употреблять люди против демонов? Приведите пример использования этих представлений в литературе.

7. Библия о сотворении мира (Шестоднев).

 

Ветхий Завет начинается Пятикнижием Моисея (еврейское название - Тора). Моисей – еврей, пророк Израиля, учившийся при дворце египетского фараона. Он возглавил Исход евреев из языческого Египта и довел их до Палестины. Наиболее важны для культуры первые две его книги: Бытие, Исход.

 

Книга Бытие (γενέσεως) повествует о происхождении мира и человечества, а также об основном источнике человеческих проблем (грехопадении), а также на примере конкретных людей дает типы (прообразы) погибельного или спасительного поведения. Пример: Исав, который, проголодавшись, продает свое первородство младшему брату за чечевичную похлебку, - стал прообразом грубого чувственного человека, за тленные земные блага изменяющий высоким идеалам.

ШЕСТОДНЕВ (описание творения мира в 6 дней в книге Бытие) в святоотеческих книгах понимается КАК СЛОВЕСНАЯ ИКОНА творения (а не научный трактат). Тем не менее, библейское повествование о сотворении мира не противоречит современной нам науке; противоречат ей узкие толкования[19]. Следует учитывать, что оно:

 

· Писалось для уровня понимания евреев времени Исхода из Египта с целью недопущения идолопоклонства, в частности, астрологии.

· Описывает состояние мира до грехопадения, не наблюдаемое сейчас. Наука же опирается на наблюдаемые факты.

· Святоотеческая письменность также видит в описании образа творения педагогическую задачу – 6 дней как 6 классов школы приближения к Богу.

 

Быт. 1:1 «В начале сотворил Бог небо и землю». Буквально: «боги сотворил» - Элохим (мн.ч.) бара (ед.ч.). Форма ед.ч. «элоах». Ср. имя Всевышнего у родственных евреям по языку арабов: «Аллах». Православные толкователи видят в множественном числе «Элохим» указание на Троицу.

Православные веруют в сотворение мира, отвергая теорию о самозарождении и саморазвитии мира. Апостол Павел и многие святые отцы видели в гармонии природы свидетельство сотворенности разумным Существом[20].

 

«…небо и землю» - здесь многие свв. оо. видели указание на сотворение духовного, т.е. ангельского, и материального миров.

 

Быт. 1:2 «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною…» Толкователи[21] видят здесь различные указание на хаотическое, структурно не оформленное состояние первобытного вещества. Ср. в церковнославянском: «Земля же бе невидима и неустроена»

«и Дух Божий носился над водою». Действие Духа выражено глаголом, употребляемым для обозначения высиживания птицей яиц. «Вода» - еще один способ выразить аморфность вещества.

 

Быт. 1:3 «И сказал Бог: да будет свет». Слова «и сказал Бог» перекликаются с началом Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). По повелению Бога, вещество начинает излучать энергию, и «земля» становится «видимой». Некоторые современные религиоведы видят здесь соответствие с моментом возникновения т.н. «реликтового излучения», описываемого Теорией Большого взрыва.

 

Быт. 1:5 «И был вечер, и было утро: день один». Церковный день начинается с вечера, который называется «канун» (например, праздника). Отсюда, к примеру, название романа И.С.Тургенева «Накануне». Причем «ночь» тоже является творением Божиим и не имеет негативной коннотации.

 

Длина дня некоторыми свв. оо. определяется в 24 часа. Многие современные христиане-эволюционисты склонны в «днях» видеть 6 эпох. В любом случае, Библия описывает творение поэтапным.

 

Дни творения:

1. Свет (энергия, излучение) 4. Светила (Солнце, Луна, звезды)  
2. «Твердь» (ракиа, стереома) для разделения «воды» (оформление вещества) 5. Рыбы, пресмыкающиеся, птицы
3. суша и моря (планета Земля), растения 6. Животные. Человек. Муж и жена.

 

Быт. 1:6-8 о втором творческом дне: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды… И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью... И назвал Бог твердь небом». Словом «твердь» переведено и др.-греч. στε­ρέ­ωμα, означающее не только «утверждение». но и «протяженность». В др.-евр. на этом месте стоит עיקר «ракия» (= «пространство» или даже «пустота»).

 

Древние читатели Моисея понимали под твердью видимый небосвод. Гордый в своей ограниченной грамотности атеист XX века смеялся над приколачиванием или приклеиванием звезд к темной фанере. Верующий физик конца XX – начала XXI века видит здесь указание на гравитацию (а может, и другие фундаментальные взаимодействия), разделяющие первозданное вещество и слепляющие из однородной плазмы частицы, туманности и комочки-звезды. Такой осторожный богослов XIX века, как святитель Филарет Московский, заметил после рассмотрения всех мнений: «…довольно признаться с Августином, что достоверность Св. Писания простирается далее пределов нашего разумения» (см. его «Толкование на Книгу Бытия»). Но Библия – учебник по спасению человека, а не по космологии и астрофизике; и святитель Филарет видит в Шестодневе прообраз истории спасения человечества Христом, Который называется в Новом Завете «светом, пришедшим в мир» (Ин.  1:9–10; 3:19; 12:46).

Растительность в библейском тексте появляется в третий день, раньше Солнца. Сейчас мы знаем, для развития растений солнечный свет не является обязательным. В глубоких скважинах обнаружены микроорганизмы, развивающиеся без света вообще. А, к примеру, космонавты на МКС выращивают их под лампами. Свет же вообще в библейском рассказе к третьему дню уже есть. Что касается появления светил после сотворения планеты («суши и морей»), А.В.Багров, д.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник Отдела космической астрометрии Института астрономии РАН считает, что планеты появились раньше Солнца. Как бы то ни было, необходимо  видеть в этом описании порядка педагогическую цель – понизить значение светил. Евреи только что вышли из Египта, в котором очень была развита астрология, а Солнцу поклонялись как богу.

 

Сотворение человека.

Человек, согласно Шестодневу, сотворен в тот же день, что животные. Генетическую близость человека и животных доказал проект «Геном человека». Но не надо быть генетиком XXI века, чтобы заметить очевидное сходство рук и лап и т.п. Еще древности церковные писатели видели в этом сходстве строения тел человека и животных подтверждение слов Библии о сотворении их в один день. Из этой – телесной и даже в чем-то душевной – близости извлекался урок: человек без духовности уподобляется животным или даже становится «хуже скота»[22]. Другой урок: «Блажен иже и скоты милует» (Притч.12,10). Человек должен заботиться об окружающей его природе, но и изучать ее; чтобы легче было ее любить и познавать, в нее вложены знакомые черты.

 

В области культуры некая подмеченная «родственность» человека и природы отображается многообразно: вспомним многочисленные стихотворения, сказки, мультфильмы, в которых действуют говорящие и разумные животные, птицы, олицетворенные деревья, стихии и прочие представители неживой природы. Человек делает их «зеркалами» самого себя (вспомним мультсериал «Ну, погоди»), а кроме того, в человеке присутствует желание вовлечь окружающую природу в свой наполненный смыслами мир. В результате, хозяин домашнего животного обращается к нему, как к разумному, разговаривает с цветком поливающая его хозяйка.

 

Но в Шестодневе указана и радикальная разница: образ Божий. Быт. 1:26-28 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Бог образ Божий в человеке
  1. Дух
  2. «недоведом»,
  3. вечный (безначальный, бесконечный),
  4. неизменяемый,
  5. всеведущий,
  6. всемогущий,
  7. Творец,
  8. вездесущий,
  9. святой (чужд всякого недостатка).
  10. Отец
  11. Любовь, Троица
 
  1. свободен
1. нематериальная душа 2. тайна 3. душа имеет начало, но бесконечна 4. изменяем, но все менее 5. способность познавать 6. способность учиться 7. творческая способность 8. способность передвигаться 9. способен к добру 10. возможность стать родителем 11. способность к любви, желание быть любимым, семья, дружба 12. возможность выбора

Там, где в русском тексте стоит «образ Божий», в греческом – «икона Теу», εἰκόνα θεοῦ. Человек есть икона Бога. Образ Божий должен развиться, человек должен стать «Человеком с большой буквы». В Священной Писании, когда об Иисусе Христе говорится в связи с Его человеческой природой, это слово пишется с большой буквы: Человек. Ср. фразу Сыроежкина из детского фильма «Приключения Электроника», сказанную роботу Электронику, который хотел стать человеком: «Не надо меня больше заменять. Мне самому надо стать человеком».

О соединении низкого и высокого в человеке в Быт. 2:7 «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Таким образом, человек стал связующим звеном между Богом и всем остальным миром, проводником в мир Божией благодати. Ведь, с т.зр. христиан, человек – венец творения и весь мир создан «под него».

Об этом писал в той же оде «Бог» Г.Р.Державин:

 

…А я перед Тобой – ничто.

 

Ничто! – Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод…

 

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!


1784

Для православного сознания, цель человека на земле – научиться, реализовать свою похожесть на Бога, стать подобным Богу, в частности, в любви и ответственности, осваивая, одухотворяя и собирая низшие элементы бытия, двигаясь от простого к сложному. И первая ступень – в пределах 6 дня: создание семьи, рождение детей и включение животных в сферу деятельности (Быт. 1:28):

 

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...».

 

О сотворении супружеской четы говорится еще раз подробнее:

 

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:18, 21-24).

 

Мужу нарекается имя Адам («красная земля»). Имя «жена» («иша») образовано в иврите от «муж» («иш»). В ц.-сл. «жена» также объясняет фразу «взята от мужа своего»: образовано от «йен», ср. тот же корень в глаголе «ять», т.е. «взять». После грехопадения жена получит новое имя – Ева («жизнь»). Оба супруга были наги и, как замечает Библия, не стыдились этого (как младенцы). Стыд появится после грехопадения как защитная реакция на страстность.

 

Параллельно идет осваивание растительного мира. В первозданном мире нет хищников: как животным, так и людям предписывается только растительная пища (Быт. 1:29-30). Кроме того, человеку дается некий сад как растительный образец и творческое трудовое задание:

 

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и злаИ взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:8-9, 15).

 

Рай нужно не испортить («хранить») и распространять на всю землю и, возможно, улучшать («возделывать»). Вся земля (и вся Вселенная) становится местом служения Богу, богослужения, т.е. храмом.

Н. Гумилев

Храм Твой, Господи, в небесах,
Но земля тоже Твой приют…

С. Есенин «Троица»

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна…
 1914

 

Слова «рай» (обозначающее сад) и «Эдем» (название местности) стали синонимами. В XIX веке немецкий педагог Фридрих Фрёдель (сын пастора), вдохновленный библейским образом райского сада, создает свой «детский сад» для дошкольного воспитания детей.

 

Таким образом, людям в раю предписывается пост на мясо и молоко. К этому добавляется пост на плоды 1 дерева (заметим, что это не яблоки):

 

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17).

 

Надо не путать: плоды этого дерева дают познание добра и зла, а не просто «познание», которое, согласно Библии, являлось целью человека еще до грехопадения. Стремление к познанию вложено в человеческое естество при сотворении его по образу Божию.

 

 Человеку предрекается смерть в тот же день. Но библейский человек – двусоставное существо: духовное и телесное. Поэтому и смерть может быть двоякая: духовная (отделение души от Бога) и телесная (отделение души от тела с последующим его распадом).

 

Шесть дней творения завершаются седьмым временным отрезком, в который творение мира завершено:

 

«И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3). Этот день по-еврейски называется «суббота» = «покой». С точки зрения Библии, седьмой день, когда закончен процесс творения и мир живет по установившимся законам, продолжается до сих пор.

 

1. Какая русская икона иллюстрирует «Предвечный совет» лиц Святой Троицы о сотворении свободного в своих действиях человека?

 

Эта икона появляется в конце фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев», причем весь фильм черно-белый, а она цветная. Этот символ любви и добровольного единства есть ответ монахов Троице-Сергиевой лавры, и самого Андрея Тарковского, на раздор окружающего мира.

 

2. Что, согласно Шестодневу, ели люди и животные до грехопадения? Какая православная традиция об этом напоминает?

3. Приведите примеры обращения в культуре к сюжету о рае. Как он интерпретируется?

 















Грехопадение.

 

3-я глава книги Бытие повествует о грехопадении прародителей так.

1Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

Змей-искуситель, который в Откровении называется еще «драконом» и отождествляется с диаволом (Откр. 12:9), стал во всех христианских культурах символом зла. Следует иметь в виду, что в восточных культурах дракон является символом мудрости, его образ имеет положительные коннотации. Искушая жену, змей лживо приписывает Богу чрезмерную строгость, в то время как запрет невкушения касается только 1 дерева.

2И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4И сказал змей жене: нет, не умрете, 5но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

6И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

Жена увидела то, чего не видела раньше. Душа ее под воздействием слов змея изменилась еще до вкушения плода. Возникли три вида гипертрофированного желания, называемого в христианстве «похотью»: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», как пишет Иоанн Богослов в 1 Ин. 2:16. Несмотря на то, что все деревья в раю были хороши для пищи и все, вероятно, были красивыми по-своему, она выделяет теперь одно. Данный «змеиный» принцип – понуждение видеть в обычном предмете какие-то особые свойства – широко используется в современной рекламе с целью повышения продаж.

Православное толкование на данное место включено в православное богослужение в составе так называемого синаксария Постной Триоди: « первая заповедь Бога к людям была о благородстве поста … Адам, не сохранив эту заповедь и уступив чреву, а лучше сказать, обольстителю-змею чрез Еву, не только богом не стал, но и смерть на себя навлек и всему роду своему передал пагубу». Некоторые православные толкователи писали, что древо познания добра и зла само по себе было полезно. Вред состоял в несвоевременности вкушения его плодов. Нужно было духовно дорасти до него. Диавол, завидуя человеку, которому предназначено учиться быть богом, подстрекает его к вкушению того, что человек еще не может «переварить».

 

Следствия вкушения плода древа познания добра и зла (не путать с просто «познанием», которое, согласно Библии, являлось целью человека до грехопадения) описаны так:

 

7И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

 

Измененное сознание начинает видеть зло в том, что сотворено Богом. Появляется стыд как защитная реакция на нечистоту помышлений; люди начинают использовать одежду. Смоковное дерево иначе называется фига. Отсюда «фиговый листок». При этом с «открытыми глазами» человек теряет возможность видеть Бога и вообще познавать духовный мир.

 

8И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

 

В этом состоит мгновенно наступившая духовная смерть, понятие о которой столь характерно для христианства. Без учета этого понятия невозможно правильно прочитать поэму в прозе Н.В.Гоголя «Мертвые души». Отныне остается либо путь веры в невидимое, либо путь опыта – эмпирического познания видимого материального мира (который, вместе с рационализмом, положен в основание современной науки). Более того, попытка спрятаться от Божьего всеведения показывает помрачение ума людей после грехопадения, подмеченное в известном античном афоризме: «humanum errare est» — «человеку свойственно ошибаться». А.С.Пушкин: «И опыт, сын ошибок трудных…».

 

9И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? 10Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. 11И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? 12Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

 

Адаму дается возможность покаяния. Но, вместо готовности отвечать за себя, тот сваливает вину на жену и на Бога, даровавшего жену. Влюбленность в жену, из-за которой, возможно, он и согласился участвовать в ее грехе, исчезла, но не исчез детский эгоизм, который человек не успел научиться преодолевать. Так бывает и в наши дни в скороспелых союзах молодых людей. Отпав от источника любви, человек готов топить самого близкого человека в надежде на оправдание. Точно так же перекладывает вину на другого и жена:

 

13И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

 

Гордый змей, способствовавший падению человека, и сам приговаривается к сугубо земному, бездуховному и униженному существованию:

 

14И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту*.

Жена получает предсказание о том, что кто-то из ее потомков («семя её») победит змея. Наказанием – и лекарством от гордыни – женщины становится подчиненное по отношению к мужу положение:

16Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

 

Восстановление уважения к женщине произошло в христианских культурах после прославления Марии Богородицы.

 

Оторвавшийся от Бога человек теряет бессмертие, становится «тленным». Но, так как природа, по Библии,  создана для человека, то в нее тоже входит закон тления, поврежденность. Разрушена гармония человека и природы.

 

17Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; 18терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; 19в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

 

Последнее определение вспоминается у православных при погребении умерших. «В поте лица» стало устойчивым выражением.

 

20И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

21И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

 

«Ева» означает буквально «жизнь». Чтобы люди, приговоренные к смерти за нарушение заповеди, могли продолжать телесно жить до рождения детей, вместо них Бог умерщвляет животных – совершается первое жертвоприношение. Люди одеваются в шкуры убитых животных, что символически напоминает им о том, что, лишившись духовности, они уподобились бессловесным животным. Святоотеческая письменность видит в этой одежде образ приобретения человеком после грехопадения «дебелости», то есть огрубения тела и чувств.

 

22И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

 

Человек получил знание добра и зла, но не готов его использовать по назначению. Не имея «царя в голове» - руководящего духа, он склонен в своем эгоизме все более и более закостеневать в творении зла, что должно привести его к состоянию бесовскому. Телесная смерть останавливает развитие человека в сторону зла.

 

Примеры образа «потерянного рая» в культуре традиционно христианских стран: Дж. Мильтон «Потерянный рай»,Ч.Диккенз «Большие надежды» (финальная сцена), А.П.Чехов «Вишневый сад», И.А.Бунин «Потерянный рай» (с которым сравнивается потерянная Россия, 1919 г.), К.С.Льюис «Хроники Нарнии», С.Лем «Эдем», песня рок-группы «Ария» «Потерянный рай» и т.д.

 

Наконец, человек, отвергший Бога и покаяние, послушавшись диавола-змея, становится рабом диаволу и после телесной смерти попадает в его владение – в ад.

 

Итак, в христианстве имеется понятие о ГРЕХОПАДЕНИИ человека – падении с естественного человеческого уровня на нижеестественный, животный, но без «закона» внутри в виде инстинктов, имеющихся у животных. «Грех» - (греч. ἁμαρτία — непопадание в цель, промах) — это мысль, желание, решение, действие или бездействие, противоречащее Божественному установлению. Грех приводит к извращению человеческого естества, прежде всего, к отрыву духа человеческого от Бога и, в результате, к угасанию духовной жизни в человеке. Дух больше не управляет различными стремлениями души и тела, наоборот, эти разнонаправленные стремления реализуют себя с помощью остатков духовной силы, то есть с упорством.

 

Много раз совершенный один и тот же грех превращается в страсть (церковнославянский вариант слова «страдание») – укоренившуюся греховную привычку, мучающую человека. Примеры страстей в литературе: ревность и гневливость (Отелло у Шекспира), блудная страсть (образ Дона Жуана), сребролюбие («Скупой рыцарь» Пушкина), тщеславие (образ Наполеона в «Войне и мире» Л.Толстого), алкоголизм и т.п.

 

Для православия (в отличие от протестантизма) характерен акцент на необходимости борьбы со страстями в духовной жизни. В частности, причинами грехопадения, согласно Библии, признаются: невоздержание, непослушание, гордыня. Отсюда в христианстве (особенно православии) признается необходимость поста, послушания и смирения.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 294.