Библейские сюжеты: допотопная цивилизация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Упрощенная периодизация библейской истории Ветхого Завета:

 

Рай

Допотопная цивилизация: «все позволено».

От Потопа до дарования Закона (патриархи).

Закон до Вавилонского пленения (цари и пророки).

От Вавилонского пленения до Христа.

 

Если Адам был создан «по образу и подобию Божию», то дети Адама и Евы рождаются уже «по образу и подобию» своих согрешивших родителей (Быт. 5:3). В христианстве имеется представление о «первородном грехе», т.е. повреждении человеческой природы, передающемся всем людям по наследству. Это представление особо развивает Апостол Павел в своих посланиях (напр., Рим. 5:12, 1 Кор. 15:22). Этот «ген смерти» вызывает у человека «удобопреклонность ко греху».

 

Каин и Авель

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери. (Быт.5:4). Первого сына они назвали Каином («приобретение»). Подросший Каин стал заниматься земледелием, но все более проявлял эгоистичный и злой нрав. Он стал не «приобретением» для родителей, а «приобретателем». Разочарованная Каином, Ева второго сына назвала Авелем («пар, суета, что-то напрасное»). Авель пас стада и был нрава доброго и кроткого.

 

Однажды они решили совершить жертвоприношение. Смысл жертвоприношения: за человеческий грех должен умереть человек; но вместо него умирает животное. Это не отменяет физической смерти человека, но отдаляет ее. Каин принес плоды земные по принципу «на Тебе, Боже, что нам не гоже», а Авель — лучшее животное из своего стада. Бог видимым образом предпочел жертву Авеля. Каин стал завидовать своему брату, вызвал Авеля в поле и там убил его.

 

Бог обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: «Где брат твой Авель?». Каин дерзко ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?». Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят и будешь скитаться по земле». Каин, мучимый совестью, с женою бежал от своих родителей в другую землю, построил первый на земле город – отгородился от земли, неба и природы, боясь нападений. Чтобы никто его не убил, Бог делает ему знамение на лице – «каинову печать».

 

Имя «Каин» становится нарицательным для человека, способного на жестокость по отношению к самым близким людям.


Бог дал Адаму и Еве третьего сына — благочестивого Сифа, а потом и еще многих других детей. Адам и Ева, как и их первые потомки, жили на земле по несколько сот лет. В Православии они находятся теперь в числе святых праотцев. См. Бытие 4:1-16,25; 5:3-5.

 


Допотопная цивилизация

От детей Адама и Евы род человеческий быстро размножился, люди в то время жили до 900 лет и более. В оде «Водопад» Г.Р.Державина, написанной на смерть князя Г.А.Потемкина, где карельский водопад Кивач сравнивается с жизнью этого государственного деятеля, вспоминается один из допотопных долгожителей, Мафусаила:

 

Где слава? Где великолепье?
Где ты, о сильный человек?
Мафусаила долголетье

Лишь было б сон, лишь тень наш век;
Вся наша жизнь не что иное,
Как лишь мечтание пустое.

 

Потомки Сифа, сохранившие послушание Богу, стали называться сынами Божиими, а развращенные потомки Каина – человеческими. Библейские данные об этих двух ветвях человечества можно представить так:

 

Сифиты: («сыны Божии», гуманитарная и сельскохозяйственная цивилизация) Каинитяне («сыны человеческие», технологическая цивилизация):
-  «стали призывать имя Господне» - Енох взят живым на небо - «Дочери человеческие» (каинитянки) соблазняют «сынов Божиих». Это приводит к развращению потомков Сифа. - Через Ноя стали родоначальниками всего современного человечества - Чтобы питаться не от земли, изобрели обработку металлов, производили оружие для охоты и нападений. - Стали первыми есть мясо, убивая животных не для жертвоприношений. - Нет богослужения (которое, вероятно, заменено магией). - Чтобы заполнить душевную пустоту, изобретают музыкальные орудия. - Впервые появляется двоеженство. - Женщины изобретают косметику.

 

Накопление грехов приводит к появлению исполинов (Быт. 6:4; ср. великаны и тролли западного фольклора), а также к сокращению жизни. Через продолжительное время, из всех людей на земле остался верным Богу только один потомок Сифа — праведный Ной со своим семейством. Видя великое развращение людей, Господь определил омыть (очистить) землю водою. Однако Он дал им на покаяние и исправление сто двадцать лет, а также пророка – Ноя, который проповедовал исправление. Бог повелел Ною построить Ковчег, то есть большое четыреугольное трехпалубное судно наподобие дома, в котором могли бы поместиться его семья и животные, и дал ему для этого точные размеры и указания. Ной поверил и начал строить Ковчег (см. Быт., глава 6).
_____________________________________________________________________

 

  1. Почему гражданская война называется «братоубийственной»?

 






Потоп.

 

«И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6: 1–3)

Когда 120 лет закончились и Ковчег был готов, Ной, по повелению Божию, вошел в него со своею женою, тремя сыновьями и их женами (8 душ) и, по указанию Божию, взял с собою всех животных и птиц, которые не могут жить в воде, чистых, (т. е. которых можно приносить в жертву) — по семи пар, а нечистых — по одной паре. Взял и запас пищи для всех на целый год.   

В тот день, когда Ной вошел в ковчег, воды потопа хлынули на землю — «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились», (по-славянски «хляби небесные»; Быт. 7:11) то есть произошло великое наводнение, а с неба лился на землю дождь. И поднялась вода на земле выше самых высоких гор, усиливаясь 150 дней, и потопила всех людей и животных, кроме тех, кто был в ковчеге. После 150 дней вода стала постепенно убывать. Ковчег остановился на горах Араратских (в Армении). К концу года вода ушла в свои вместилища.


Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли, но ворон улетал и прилетал обратно. Потом Ной выпустил голубя, который, улетев, не мог найти места для жизни, потому что вода была еще на поверхности всей земли, и возвратился обратно в ковчег. Подождав семь дней, Ной снова выпустил голубя из ковчега. На этот раз голубь возвратился уже к вечеру и принес во рту свежий масличный лист. И Ной понял, что вода сошла с земли и на ней снова появилась зелень. Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. И открыл Ной кровлю ковчега и увидел, что земля уже обсохла.

 

После II Мировой войны, изображение голубя с масличной ветвью в клюве – «голубь мира», – предложенное Пабло Пикассо, стало символом борьбы за мир.


Тогда, по повелению Божию, Ной вышел из ковчега со всею своею семьею и выпустил всех животных, бывших с ним. И устроил Ной жертвенник и принес за свое спасение благодарственную жертву Богу от всех чистых животных и птиц. Бог благословил его и сыновей его и дал второй Завет (после райского) о том, что больше никогда не будет всемирного потопа. В знамение этого обещания Господь дал радугу. Отныне людям разрешалось есть мясо животных. От людей требовалось воздерживаться от вкушения крови животных и не убивать друг друга.

(См. Быт. главы 7-8, 9:1-17).

 





О Потопе

Не вступая в спор о наличии научных свидетельств в пользу всемирного Потопа, остановимся на культурных отражениях этого, безусловно, древнейшего сказания. Предания о Всемирном потопе встречаются у десятков народов мира. Многие видели такое отражение и в греческом мифе о затонувшей Атлантиде. Явно перекликается даже в деталях с данным библейским рассказом древневавилонское и древнеегипетское повествование о потопе в «Эпосе о Гильгамеше». Найдена была также древняя фригийская монета, с грубым изображением ковчега, и букв «N-0» на одной из ее сторон. Индия и Китай имеют записи о потопе, при котором был спасен некто с семью человеками его семьи. Мексиканцы имели предание о человеке, который сделал судно, чтобы спастись при грозившей катастрофе.

 

По местной легенде, г.Нахичевань в Азербайджане – место первой стоянки Ноя. В городе имеется «Гробница пророка Нуха», т.е. Ноя.  

 

В христианстве Потоп – прообраз таинства Крещения а также 2-го пришествия Христа на землю и конца света. В Евангелии от Матфея Христос говорит: «Н о, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:37-39).

 

«Ковчег» - буквально «коробка, сундук». Впоследствии так называлась главная святыня алтаря еврейского храма, внутри которой находился свиток Завета.

 

Со времени святителя Киприана Карфагенского (III в. до Р.Х.), Ковчег – прообраз Церкви, вне которой не спасаются, как никто не мог спастись вне Ковчега. Об этом напоминает наиболее распространенная архитектурная модель храмов – корабль.

 

Ковчегом также называется основная часть иконы – углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски.
________________________________________________________

 

  1. Как связано с рассказом о Потопе выражение «всякой твари по паре»?
  2. Сравните позицию двух солдат в песне Владимира Высоцкого «А сыновья уходят в бой»: «Вот кто-то решив: после нас хоть Потоп,/ – как в пропасть, шагнул из окопа./ А я для того свой покинул окоп, / чтоб не было вовсе Потопа».
  3. Что позволило святителю Киприану Карфагенскому в споре с раскольниками заявлять: «Вне Церкви нет спасения»?

 

  1. Хамство.

 

Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были Сим, Хам и Иафет. Ной стал возделывать землю и насадил виноградник.

 

Когда из виноградного сока сделал вино и попробовал его, то опьянел, потому что еще не знал силы вина, и, раскрывшись во сне, лежал обнаженным в шатре своем. Это увидел сын его Хам, пошел и рассказал об этом своим братьям. В русском языке слова «хамство», «нахамить» стали означать неуважение не только по отношению к родителям, но вообще ко всякому ближнему.

 

Сын Хама по имени Ханаан сделал нечто непотребное над Ноем, о чем Библия говорит только намеком. Сим же и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке Хама и Ханаана, то проклял Ханаана, и сказал, что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.


Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать; срок человеческой жизни сократился. Потомки Сима называются семиты (евреи, арабы и некот. другие). Отсюда возник термин «антисемитизм» - враждебное отношение к евреям. Потомки Иафета называются яфетиды, к ним относятся народы, населяющие Европу. Потомки хама называются хамиты; к ним относятся ханаанские племена, первоначально населявшие Палестину, многие народы Африки и других стран.

 

С повествования о Симе, Хаме, Иафете и их потоках начинает преподобный Нестор Летописец свою «Повесть временных лет…», возводя славян к потомкам Иафета.

 

Проклятие Ханаана и пророчество о его рабстве использовалось работорговцами при вывозе негров в Америку.

 

А.П.Чехов в связи с этим повествованием пишет о работниках слова (в письме Е.М.Шавровой в 1891 г.): «Хам заметил только, что отец его пьяница, и совершенно упустил из виду, что Ной гениален, что он построил ковчег и спас мир. Пишущие не должны подражать Хаму». Объясните другими словами позицию Чехова: что не должны делать, скажем, журналисты?

 

Д.С.Мережковский в статье «Грядущий Хам» использует это имя для характеристики наступающей эпохи мещанства: «Отказываясь, ради чечевичной похлебки (см. ниже историю Иакова – и.В.З.) умеренной сытости, от своего божественного голода и божественного первородства, человек неминуемо впадает в абсолютное мещанство».

 

12. Вавилонское столпотворение (Бытие 9:18-29; 10).

Слово «столпотворение» буквально означает «творение столпа», т.е. башни. В ходе Потопа обрадовалось много глины – люди научились делать из нее кирпичи, что позволяло строить высокие конструкции. Желая избежать рабства, потомки Хама предложили проект по строительству башни высотой до небес – под предлогом гарантирования себя на случай нового Потопа. Чтобы не зависеть от Бога и спокойно грешить. Вторая причина – гордыня: «сделать себе имя». Чтобы люди прекратили это безумное предприятие, Бог «смешал языки». Люди перестали понимать друг друга и разошлись в разные стороны. Место, на котором они строили «столп», стало называться Вавилон, т.е. «смешение».
Так, с т. зрения Библии, образовались разные народы – «язЫки». Отсюда слова «язычество» и «язычники». Изолированные друг от друга, они начали забывать первоначальную веру и создавать свои варианты религии[23]. Древнерусский синоним слова «язычники» - «поганые» - образован от лат. pagan «деревенщина» (христианство в первые века своего распространения было религией городских жителей).

 

Образование язычества по апостолу Павлу:

1) отказ от контакта с Богом;

2) «осуетился ум их» - потеря памяти о Боге; о духовных вещах судят по земным аналогам;

3) олицетворение и затем обожествление стихий природы, деревьев, животных, выдающихся людей и даже человеческих грехов;

4) развращение человека вследствие потери норматива - образа Божия внутри себя.

 

Обычным атрибутом языческих культов является приношение в жертву живых существ, иногда людей. Пример можно наблюдать в Карелии, среди петроглифов мыса «Бесов нос» на восточном берегу Онежского озера. Фигура «беса» разделена посередине расщелиной в скале, уходящей в озеро. По ней стекала кровь жертвы.

 

Имя одного из палестинских божеств, в жертву которому приносили детей – Молох – стало названием повести А.И.Куприна. Молохом, пожирающим души и тела людей, становится в ней капиталистическое производство и его хозяин. 

 

 

«Вавилонское столпотворение» (ошибочно называть так толпу) стало в православной культуре образом тоталитарной технологической цивилизации, стремящейся обойтись без Бога. Ср. отражение данного сюжета в стихотворении Н. Гумилева «Выбор»:

 

Созидающий башню сорвется

Будет страшен стремительный лет,

А на дне мирового колодца

Он безумье свое проклянет.

 

В лингвистике мы видим доказанное родство языков внутри языковых групп.




Дата: 2018-11-18, просмотров: 275.