Элементы православной культуры в русской культуре (ознакомительный очерк)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основы русской культуры созданы православным мировоззрением. Элементы православной культуры в русской культуре очевидны, как очевиден храмовый ансамбль Кижей, посмотреть на который ездили еще в советское время все независимо от мировоззрения.

 

Об имманентной связи русского языка и духовности писал Фазиль Искандер в стихотворении «Язык»

Не материнским молоком,
Не разумом, не слухом,
Я вызван русским языком
Для встречи с Божьим духом.

Чтоб, выйдя из любых горнил
И не сгорев от жажды,
Я с ним по-русски говорил,
Он захотел однажды.

 

Не удивительно: по мнению академика Российской академии наук по Отделению литературы и языка, доктора филологических наук А.А.Зализняка, до 50% слов современного русского литературного языка восходят к церковнославянскому языку[9], долго бывшему языком книжности и международного общения.

 

Приметами церковнославянизмов являются следующие признаки:

1. Неполногласие в корне -ра-, -ла-, -ре-, -ле- в ц.-сл. на месте двух гласных вокруг сонорного согласного: -оро-, -оло-, -ере- в рус. («Млечный путь» (ц.сл.) - «молочный» (рус.), «врата» (ц.сл.) - «ворота» (рус.) и т.п.).

2. Начальные ра-, ла- («работа», «ладья» в ц.-сл. - «робить», «лодка» в рус.).

3.  -щ-, соответствующее -ч- в исконно-русских словах («полунощник» - «полночь»).

4. -жд-, соответствующие -ж- в исконно-русских словах («надежда» - «надёжный»).

5. Начальные а-, ю-, е- на месте я-, у-, о- в исконно русских словах (например, «единица» -«один»).

6.  -е- под ударением после мягкой согласной (в исконно-русских словах – -о-(ё)): «одежда» - «одёжка»).

7. Приставки пре- «предать» (= иск.-рус. пере-: «передать»); пре- (=очень) – «прекрасно»; из-(ис-) «избранный» (= иск.-рус. вы-: «выбор»); низ-(нис-) «низвержен» (= иск.-рус. с- : «сброшен»); без- (бес-): «бессмертие»; вос- (воз-): «возобновить», «восхищен»; со- «сокровище» (=иск.-рус. с- : «скрытый»).

8. Суффиксы -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- (иск.-рус. -уч-/-юч-, -ач-/-яч-) стали суффиксами причастий (иск.-рус. – прилагательных): «скачущий», «палящее»; -енн-: «священный»; -айш-/-ейш- (превосходная степнь прилагательных: «тончайший»; суффиксы существительных: -знь-: «жизнь»; -ын(я): «гордыня»; -тв(а)-: «жатва»; -ств(и j)-, -ств(о)-: «искусство»; (е)ни(j): «рождение»; -ость-: «радость»; -ищ-: «жилище»; -тель-: «родители»; -та j-: «глашатай»; -ч(ий): «ловчий»; -ец- : «венец»; -арь-(-ырь-): «лопарь», «пастырь».

9. Сложение корней (основ) в словах с абстрактным значением: «благодеяние», «добродетель» и т.д. Но русское: «коловорот» (=дрель).

 

Антонимы «просвещение» и «мракобесие» - тоже церковного происхождения. Первое из них издревле является в церковной практике синонимом Крещения, в соответствии со словами Христа о Себе как о пришедшем в мир свете (Ин. 3:19-21, Ин. 8:12 и т.п. места), а второе обозначало состояние, в котором пребывали язычники, поклонявшиеся бесам.

 

Но более, того, в отличие от народов, воспринявших латиницу, мы пишем буквами, изобретенными православными монахами Кириллом и Мефодием[10] (или их непосредственными учениками) специально для перевода христианской литературы на славянские языки. В 988 г. вместе с христианской верой русы получили ПИСЬМЕННОСТЬ (КИРИЛЛИЦА), а вместе с ней – корпус переводной византийской и южнославянской литературы (а также архитектуру, историографию, музыку, иконопись и т.д.) На этой базе очень быстро начала возникать собственно русская письменная культура.

Предположительно ПЕРВЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ПАМЯТНИК РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ (не общеславянской, а именно русской, созданной на Руси) – «Новгородская псалтырь» конца X или начала XI вв. – содержит библейские псалмы. Более того, среди восстановленных «скрытых текстов» этой деревянной книги, предшествовавших написанию псалмов на дощечках, покрытых воском, фрагменты христианских текстов сочетаются с тем, что можно назвать учебными текстами или упражнениями. Таким образом, с самого начала русской книжности, образование было неразрывно связано с христианством. Так как эта «книга» изначально предназначалась к многократному использованию, стиранию старых текстов и написанию новых, то ее лучше было бы назвать «тетрадью», «блокнотом».


ПЕРВОЙ ДАТИРОВАННОЙ РУССКОЙ КНИГОЙ является Остромирово Евангелие, созданное в 1056-57 гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира.

 

ПЕРВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ тоже религиозно, это «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона – творение высококультурного человека, обозначившее вектор развития всей дальнейшей российской культуры. Выбор «милости» (а не на «правосудия») и «благодати Божией» (а не «законничества») пронизывает многие произведения русской литературы. В этом ключе можно лучше понять и неудачу современных попыток решить проблемы России через механическое привитие западной законнической системы.

 

ПЕРВАЯ В РОССИИ ПЕЧАТНАЯ КНИГА тоже была христианской. Это богослужебный Апостол, изданный диаконом Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 г.

 

Нам будет только казаться, что мы понимаем русскую ЛИТЕРАТУРУ, без изучения Православной культуры:

 

Например, знание, что такое ки(в)от, поможет в будущем понять стихотворение «Ветка Палестины» Лермонтова:

 

Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой...
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.

 

А чтобы понять стихотворение Блока «Девушка пела в церковной хоре», написанного в 1905 году на известие о разгроме русской эскадры в Цусимском проливе, надо знать, что такое Царские Врата и Причастие Святых Христовых Тайн:

 

И голос был сладок, и луч был тонок,/
И только высоко, у Царских Врат,/
Причастный Тайнам,- плакал ребенок/
О том, что никто не придет назад.

Алтарь отделен иконостасом, т.е. как бы гранью телесной смерти, от основной части, которая символизирует Царствие земное. Через Царские врата в иконостасе к нам приходит Царь – Христос, и мы в Нем во время службы попадаем в Царствие Небесное. Солея – возвышение на пути в алтарь – символ необходимости подняться над собой, чтобы попасть в Царствие Небесное.

 

На амвоне – центральной части этого возвышения – и получает человек (до революции это чаще всего был именно ребенок) Тело и Кровь Богочеловека, через которые и становится причастен всеведению Бога. То есть все в храме еще надеялись на благополучный исход, а соединившийся с Богом младенец уже плакал о гибели кораблей.

 

Вне православного контекста невозможно понимать творчество Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Чехова, Шмелева, Есенина, автора «Алых парусов» Александра Грина, который перед смертью в атеистическом 1932 году исповедовался и причастился, Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Николая Заболоцкого, Иосифа Бродского, Валентина Распутина и т.д.[11]

 

От нас будет ускользать смысл произведений классиков ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Данте Алигьери, Джона Мильтона, Уильяма Шекспира, Чарльза Диккенса, Сельмы Лагерлёф, Грэма Грина, Уильяма Голдинга, Гилберта Честертона, Джона Толкиена с его «Властелином колец», Клайва Льюиса с его «Хрониками Нарнии» и др.

 














ОНОМАСТИКА

РУССКИЕ ИМЕНА. Пример древнерусских имен до принятия христианства мы видим в «Повести временных лет», в тексте договора князя Игоря с византийцами: Вуефаст, Искусеви, Слуды, Улеб, Каницар, Шихберн Сфандр, Прастен Тудоров; Либиар Фастов; Грим Сфирьков; Прастен Акун, Кары Тудков, Каршев Тудоров, Егри Евлисков, Воист Войков, Истр Аминодов; Прастен Бернов, Явтяг Гунарев, Шибрид Алдан, Кол Клеков, Стегги Етонов, Сфирка, Алвад Гудов, Фудри Туадов, Мутур Утин, Адунь, Адулб, Иггивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Туробид, Фуростен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Игелд, Турберн, Моне, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилен, Апубексарь, Вузлев, Синко, Борич. Как видим, эти имена исчезли из русской культуры; вместо них народу полюбились иные. Иван да Марья появились благодаря почитанию Иоанна Крестителя и других Иоаннов и Марий православного календаря. Петр и Павел – это греческое и римское имена первоверховных Апостолов. Юрий Гагарин назван так благодаря укоренившемуся на подсознательном уровне почитанию великомученика Георгия (Гюргия-Юрия) Победоносца. Таня – благодаря мученице Татьяне. Имя Андрей восходит к Апостолу Андрею Первозванному (или свт. Андрею Критскому), имя Сергей стало массовым благодаря любви наших предков к прп. Сергию Радонежскому и т.д. Некоторые же славянские имена сохранились благодаря церковной канонизации их носителей: Владимир, Ярослав, Всеволод, Людмила, Олег и Ольга (славянизированные варианты скандинавских «Helig», «Helga») и т.д.

 

Следующий пласт – происхождение и смысл РУССКИХ ФАМИЛИЙ. Из предыдущего абзаца уже понятно, что Иванов-Петров-Сидоров это христианские по происхождению фамилии от имен в честь святых Иоанна, Петра и Исидора. Но вот смысла повести «Собачье сердце» Булгакова мы не поймем, если не будем знать, что фамилия профессора Преображенского несет в себе идею христианского двунадесятого праздника Преображения, дня, в который человек Иисус Христос преобразился на горе Фавор и показал себя Богом. Ведь профессор берет на себя Божью функцию – творит новое разумное существо. Собачье сердце не преобразилось. Профессор отказывается от искусственного производства себе подобных. Булгаков намекает здесь на провал культурно-воспитательной программы большевиков, которые после революции поставили цель создания нового, особого советского человека. Подобные фамилии: Воздвиженский, Добролюбов, Добронравов, Космодемьянская, Рождественский, Успенский, Троицкий, Кондаков и т.п. – получали выдающиеся выпускники православных семинарий в честь тех или иных церковных праздников или понятий. Василий Шукшин (по матери Попов) – потомок попа, т.е. священника, актер и режиссер Владимир Басов – потомок церковнослужителя с хорошим басом. И т.п.

 

ТОПОНИМЫ. Санкт-Петербург (название, невозможное в мусульманской, иудейской, буддийской, протестантской культурах) – это город не Петра I, а его небесного покровителя Святого апостола Петра. Об этом говорит первая часть слова, «санкт», то есть «святой». Архангельск возник как поселение вокруг монастыря Архангела Михаила. Поселок Вознесенье Ленинградской области на берегу Онежского озера так назван по главному храму этого населенного пункта, освященному в честь Вознесения воскресшего Христа на небеса. Поселок Ильинский Олонецкого района назван так по храму в честь пророка Илии. Борисоглебск посвящен святым братьям-мученикам Борису и Глебу, а Сергиев Посад возник вокруг Троице-Сергиева монастыря. А Петропавловск-Камчатский назван так в честь кораблей Беринга «Св. Петр» и «Св. Павел». Конечно, Покровские ворота в Москве исторически связаны с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, Ее покрова над русской землей.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА Российской Федерация носит черты религиозного, а в большинстве случаев, и православного христианского мировоззрения.

 

Гимн РФ есть слова: «Россия - священная наша держава». Слово «священный» выражает религиозное понятие об освящении чего-либо как выделении в религиозных целях из обычного ряда однотипных предметов или явлений. В том же тексте гимна слышим: «…хранимая Богом родная земля». Богом, а не «богами», т.е. эти слова выражают монотеизм, единобожие. Напомним, монотеистическими религиями являются христианство, ислам, иудаизм.

Без обращения к христианской культуре невозможно понять Х-образный крест российского военно-морского АНДРЕЕВСКОГО ФЛАГА, ведь именно на таком кресте был распят Апостол Андрей Первозванный, который, по Нестору-летописцу, первым благословил как южную, так и северную части нашей прародины и является покровителем России и Украины.

 

ДВУХГЛАВЫЙ ОРЕЛ нашего государственного герба. Этот символ взят из Византии, из ее идеи о симфонии двух типов власти: светская власть организует земную жизнь граждан и поддерживает духовную власть, духовная власть занимается духовной жизнью людей и молится о власти светской. Над обеими – крест Христов, то есть, обе от Бога и обе будут судимы Богом.

 

На ГЕРБЕ ГОРОДА МОСКВЫ, изображенном в центре того же герба, а также на наших КОПЕЙКАХ, мы видим так называемого «ездеца», восходящего к сюжету из Жития вмч. Георгия Победоносца, покровителя основателя Москвы князя Юрия Долгорукова. И становится понятным особая нелепость нашего конфликта с Грузией в 2008 г., на гербе и в названии которой тот же великомученик Георгий.

 

Не зная христианских сюжетов и христианского отношения к искусству, мы не поймем ФРЕСКИ и ИКОНЫ. В частности, будем объяснять изображения, подобные изображению евангелия на иконе святителя Николая Чудотворца, незнакомством иконописца с законами перспективы, и предков своих презирать. Между тем, это намеренно применение обратной перспективы для изображения принципиально иной реальности.

 

Мы не поймем такие КАРТИНЫ, как «Явление Христа народу» Иванова, «Воскрешение дочери Иаира» Поленова, «Мадонны» Рафаэля, и творчество многих и многих русских и зарубежных художников.

 

Смысл советского и российского КИНОИСКУССТВА тоже далеко не исчерпывается коммунистическими или светскими идеями.

 

Вне православного контекста невозможно понять РУССКУЮ ИСТОРИЮ:

- Почему св. благ. вел князь Александр Невский подчинился Батыю, безразличному к религиозным верованиям завоеванных народов, но бился со шведами и немцами-католиками, которые насильно переделывали душу в захваченных областях?

- Почему св. благ. вел. князь Димитрий Донской перед Куликовской битвой заезжает к прп. Сергию Радонежскому?

- Как и почему возникали наши северные монастыри и поселения возле них? Все сейчас едут на юг, а тогда люди переселялись на север. Для понимания этого явления надо знать, что такое Северная Фиваида, а заодно, что такое Южная.

- Почему Козьма Минин стал собирать ополчение только после видения прп. Сергия Радонежского?

- Почему более 50 тыс. карел убежали с родины на территорию России (тверские карелы) после захвата шведами-лютеранами Приладожья?

- Почему на Бородинском поле все русское войско молится перед Смоленской иконой Божией Матери?

- Зачем не имевший поражений на суше Суворов пел в церкви на клиросе, а не имевший поражений на море св. прав. адмирал Феодор Ушаков под конец жизни жил в монастыре?

- Из-за чего царь Николай I начал так называемую Крымскую войну?

- Почему св. царь-страстотерпец Николай отказался бежать из России?

- Почему при переписи 1937 г. под угрозой ареста и расстрела половина населения СССР объявили себя верующими?

- Почему один из главных идеологов холодной войны Бжезинский назвал православие последним своим врагом в России?

           

Россию, как минимум, трижды спасала от полного развала и гибели православная идея добровольного единства: после Батыева нашествия, в Смутное время и во время Наполеоновского нашествия. Без Православия России не было бы даже в домонгольских границах.

 

Незнание основ православной культуры приводит к таким нелепым и противоестественным явлениям как гадание на Святки, то есть вполне языческому действу, проходящему почему-то под названием христианской традиции. Между тем, Святки, т.е. святые дни (вследствие изгнания нечистой силы) от Рождества до Крещения Господня, с точки зрения христиан, только оскверняются гадательными ритуалами, которые, согласно христианству, являются обращением к той самой нечистой силе, которую изгнал Христос. Неслучайно последствия гаданий Татьяны Лариной («Евгений Онегин») и Наташи Ростовой («Война и мир») в обоих случаях трагичны.

 

Еще один классический пример смешения религиозных понятий, когда под прикрытием христианского названия совершаются чисто языческие действия, это т.н. день Ивана Купалы. Под этим именем в народе значился святой Иоанн Креститель, предтеча Христов, который купал – крестил – людей в реке Иордан. Но Иоанн Креститель крестил в воде крещением покаяния (Мк. 1:4), при этом человек исповедовал свой грех и обещал больше его не повторять. В числе главных грехов, от которых отказывался крещаемый, были как раз языческие ритуалы, блуд и т.п. В наше время люди, наоборот, под прикрытием святого имени в этот день участвуют в языческих магических обрядах, пьянствуют, совершают развратные действия.

 

Приблизительно такое же извращение происходит на Масляницу. Она в христианской культуре является подготовкой к Великому Посту, в который запрещено употребление масла, и наполнена мыслями о необходимости исцеления души. В наше время люди, которые даже не собираются поститься, в это время предаются чревоугодию и пьянству, совершают свершено языческое по смыслу сожжение чучела зимы.

 

Еще один пример, уже недавний. В январе 2015 года в Петрозаводске муниципальная организация провела акцию «Проводы доброго духа карельского рождества Сюнтю». Начиная разбираться, ставим вопрос: откуда пришло слово «Рождество»? Из церковной культуры. Соответствующее древнерусское слово имело бы «-д-» на месте «-жд-» («роды»). Чье Рождество, кто родился? Богочеловек Иисус Христос. Он был карел? Нет, но Его Рождество имеет значение, по Библии, для всего мира. Значит, нет специфически «карельского рождества»; этот праздник является международным, объединяющим все традиционно христианские народы. Есть только карельские традиции празднования Рождества Христова. Дальше, если «дух рождества» добрый, то зачем с ним прощаться? Чтобы его место занял злой дух? Или бездуховность? Но о каком духе говорится в Библии в связи с рождеством Христовым? Христос родился от Святого Духа. Святой Дух, согласно Библии, живет среди верующих всегда. Попрощаться с Ним – значит целенаправленно отказаться от Бога. Значит, речь идет не о Рождестве Христовом.

 

Да и такой ли он добрый, этот дух? У этнографа Н.Ф. Лескова встречаем сообщение о том, что «некоторые видели Сюндю…, Сюндю имеет вид движущейся копны сена и нехорошо человеку оказаться на пути его — «человека он обязательно задавит»[12].

Имя Сюнтю (Сюндю) извлекли в начале XIX века из работ карельских этнографов о магических обрядах некоторых карельских деревень (согласно исследованию А.П.Конкка[13], это слово имеет разное значение в разных районах Карелии). Магия – вещь одинаково враждебная как науке, так и христианской религии. Зачем на деньги налогоплательщиков разных мировоззрений светского государства вводить в культуру современной многонациональной Карелии магические (т.е. религиозные, языческие) представления некоторой части карел? Если уж ставится задача акцентирования в русскоязычном городе карельских традиций, связанных с Рождеством Христовым, то неужели не найдется карельских христианских традиций этого празднования? Ведь до революции в каждой карельской деревне был храм или часовня. Когда в конце XVI века шведы захватили Карелию, то в проведенной ими переписи разоренных мест значатся карельские монастыри: «…монастырь в Саккола, Каннансаарский монастырь в Куркийоки, Гейнисемский в Терву, Валаамский в Сердобольском приходе, Вайнильский в Мёнчеля, Кухасалоский в Либелицах и Оружярвинский в Салминском приходе…». Почему не вспомнить и православных вепсов-благотворителей Пименовых, выстроивших не одну церковь? Или преподобного монаха Александра Свирского, по национальности вепса? Все они праздновали Рождество Христово, наполняя этот праздник православными христианскими смыслами, обходясь без магии. Переводчица Нового Завета на карельский язык ливвиковского диалекта карелка Зинаида Тимофеевна Дубинина выразилась о жителях родного Коткозерского сельского поселения так: «Вы не представляете, как сильно верили карелы».

 

Побывав на Валааме или на Соловках, можно узнать смысл выражения «СВОИ ПАЛЕСТИНЫ». Ведь эти монастыри постарались воссоздать на своей земле основные палестинские христианские святые места, и теперь можно побывать в Гефсиманском саду или у Гроба Господня, не выезжая за пределы Карелии, а Преображенский собор Валаама, конечно же, возвышается на горе Фавор. Трагической известностью обладает соловецкая Голгофа. Есть подобные палестины и в других русских монастырях.

 

Христианские основы нашей культуры настолько естественны, что не замечаются, как воздух.

 

ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ. Например: мы всегда знаем, какой сейчас год от Рождества Христова, ведь наше летоисчисление идет именно от этого события. Десятки народов сочли это событие настолько важным, что начали отсчет истории заново. А вот примеры культур, не принявших Христа. В мусульманском мире 1437-й год лунной хиджры (1394 солнечной хиджры в Иране)[14], в Северной Корее 105-й год эры Чучхэ. В китайском календаре года вообще не имеют цифрового обозначения, вместо этого им присваивают названия животных, причем по кругу. То есть история с точки зрения китайской культуры вообще не развивается, а лишь повторяется.

 

Название дней недели тоже носит черты христианского мировоззрения. Последний день, выходной напоминает о главном пункте христианской веры – о Воскресении Иисуса Христа из мертвых. Понедельник напоминает о втором церковном названии воскресного дня: «Неделя», от традиции не работать, «не делать» в этот день, а посвящать его молитве, чтению Священного Писания, общению и отдыху. Отдых этого дня – напоминает о вечном покое христиан после воскресения всех людей. Соответственно, день, следующий после «недели», стал называться «понедельником». Среда – это середина рабочего цикла. Заметим, что слово «среда» - церковно-славянское, а «середина» - древнерусское. Слово «суббота» вообще неславянского происхождения. Это древнееврейское слово означает «покой». В русский лексикон оно вошло, конечно, благодаря христианству.

 

ОТНОШЕНИЕ К БРАКУ. В первых главах Библии рассказывается о сотворении одной женщины для одного мужчины. Евангелие повествует, как Христос обратил внимание на изначальное предназначение одного мужчины и одной женщины друг для друга (Мф. 19:4-6). Для культур, которые базируются на христианских ценностях, совершенно естественна моногамия. В частности, российский семейный кодекс (ст.14) запрещает полигамию, то есть мужчина юридически может одновременно иметь только одну жену, и наоборот. В странах же, где действует исламское право – шариат, – мужчина может официально иметь до четырех жен одновременно, если может их прокормить.

ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ возникли в обществе благодаря христианскому признанию ценности каждой человеческой личности. Забота о вдовах и сиротах проходит красной нитью через весь библейский текст. Вот, к примеру, действия Иова, названного праведным: «я спасал страдальца вопиющего и сироту бес­помощного. Благословение по­гибав­шего при­ходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекал­ся в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, раз­бирал вниматель­но. Сокрушал я беззакон­ному челюсти и из зубов его исторгал по­хищенное». (Иов 29:12-17).

 

Скажем, и в Римской империи, и в Афинской республике большинство населения были рабы, и они считались вещью рабовладельца, которую можно в любой момент убить[15]. Забота о стариках, о больных, о вдовах и сиротах в дохристианском обществе была частным делом родственников. Если же их не было, такие люди при условии бедности оставались без заботы. Только нравственное влияние Церкви, основывавшей богадельни, странноприимные дома и т.п., привело в конце концов к соответствующей государственной политике. В Типиконе, то есть основной уставной книге Русской Православной Церкви есть особая глава об учреждении при монастырях бесплатных больниц и заботе о престарелых. А первыми сестрами милосердия стали в осажденном Севастополе (1854 г.) послушницы и монахини Крестовоздвиженской общины Санкт-Петербурга. Да и красный крест на машинах скорой помощи неслучаен. В 1867 г. Император Александр II утвердил устав Общества попечения о раненых и больных воинах, которое использовало опыт сестер милосердия периода Крымской войны. В 1879 г. это общество было переименовано в Российское общество Красного Креста, по образу соответствующей международной организации. Ее символ напоминал не только о государственном флаге родины инициатора создания движения, Швейцарии (который представляет собой, естественно, христианский символ), но и о крестах ордена Госпитальеров. Этот орден возник после 1-го крестового похода с целью бесплатного лечения паломников в Святую Землю. Организация Международного Красного Креста – тоже своего рода орден. Многие православные стали членами российского общества, которое поддерживалось государством, как до революции, так и после гражданской войны. В конце 1930-х годов многие функции Советского общества Красного Креста, вместе с символом, были переданы государственным медицинским учреждениям.

 

К Библии восходит большинство принятых в традиционной европейской и российской культуре норм МОРАЛИ. Это становится очевидным при сравнении, например, содержания языческого греческого искусства и Посланий апостола Павла греческим христианским общинам. Что касается России, можно сравнить образы языческих наскальных рисунков и христианской живописи, описания языческих родовых традиций славян в «Повести временных лет» и содержания необработанных сказок из сборника Афанасьева, с одной стороны, и произведений авторов с христианским мировоззрением. Ломка культурных стен и фундамента, происходящая на наших глазах из-за утраты христианских культурных корней – это затмение до полного затирания христианских понятий «СОВЕСТЬ», «ГРЕХ», «РАСКАЯНИЕ». Грех – это ошибка, буквально «промах». Это искажение нормы. А нам сейчас говорят: «А почему нельзя? У каждого своя правда». Можно было бы ответить на это словами песни из советского художественного фильма «Неуловимые мстители»: «Много в поле тропинок, только правда одна». А можно, изучая православную культуру, обнаружить, что предки считали, что существует норма, идеал человека – Человек с большой буквы, Христос. А отпадение от этого идеала есть грех, и он портит нашу жизнь, разрушает нашу природу и, в конечном счете, убивает. Православная же культура, и например, знакомство со святыми, напоминает об этом идеале, о том, что возможно жить по совести и по правде.

 

Есть и более трудноуловимые, но несомненные следы православной христианской культуры в русском менталитете. Это культура ЧИСТОТЫ СЛОВ И ПОМЫСЛОВ, культура ОТНОШЕНИЯ к другому человеку. Этой культурой наиболее трудно овладеть, поэтому даже во времена Киевской Руси или Московского царства случались дикие нарушения ее. Вместе с тем нельзя не отметить, насколько больше грязной ругани стало сейчас по сравнению с дореволюционными или, хотя бы, советскими годами! Насколько мы все увязли в осуждении всех и вся! Назовем наиболее известных русских носителей этой общемировой христианской культуры. Это, прежде всего, киево-печерские монахи «первого и второго наборов». Преподобные Антоний и Феодосий кормили с ложечки и заново учили ходить монаха Исаакия, который был разбит параличом из-за того, что их не послушался. Преподобный Сергий Радонежский, уже будучи игуменом, т.е. начальником монастыря, выполнял самые тяжелые и грязные работы для нужд братии, а когда его брат Стефан затеял спор из-за старшинства, Сергий, не возражая ни слова, просто ушел из монастыря, чтобы на старости лет начать все сначала в другом месте, где ни с кем не надо было спорить. Он боялся осудить брата. Русские ученики прп. Паисия Величковского восстановили в России школу старчества, важнейшим элементом которой было недопущение осуждения ближних, строгий контроль за своими мыслями и чувствами, с отсечением всех грязных, «лукавых и хульных» помыслов. Эта школа расцвела в Оптиной Пустыни, куда ездили Гоголь, Достоевский и другие русские интеллигенты. Недаром Гоголь писал А.П. Толстому: «Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхожденья; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: всё становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше».

 

Христианские корни необходимости ПРОЩЕНИЯ обиды (Мф.6:14-15) подмечались и в советские годы. Вспомним, как Жиглов в фильме «Место встречи изменить нельзя» (созданному по роману Вайнеров «Эра милосердия») реагирует на слова собеседника о милосердии: «Милосердие – поповское слово». И замечателен ответ на это Михаила Михайловича. Милосердие - «эта та форма существования,… к которой мы все стремимся, в конце концов». Но для этой «формы существования» нужна незыблемая основа – вера в непогрешимого Судию. «Бог тебе судья» - это убеждение дало силу отказаться от кровной мести, которая осталась уделом языческих народов.

Отношение к ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА. Признавая войну злом, Православная Церковь не воспрещает христианам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и если все мирные средства остановить агрессию исчерпаны. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних, таким как офицеры российского спецназа, ценой своих жизней освобождавших заложников-детей в Беслане в сентябре 2004 г. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Например, вмч. Димитрия Солунского. Самый известный пример такого отношения к воинскому делу – благословение преподобного Сергия Радонежского св. благ.вел. князю Димитрию Донскому на битву с Мамаем.

 

Можно вспомнить и оборону Соловков во время Крымской войны 1854 г., и действия полковых священников, под пулями исповедовавших и причащавших умирающих солдат, и участие священников в Великой Отечественной войне, и подвиг грозненского священника Анатолия Чистоусова, замученного дудаевцами после первой чеченской войны за то, что он благословил российских десантников в Грозном в январе 1995 г. вместо того, чтобы уговаривать их сдаться.

 

Православное отношение к защите Отечества отчетливо выразилось в создании Смоленского скита Валаама. В 1914 г. Великий Князь Николай Николаевич с семьей побывал на Валааме и выразил желание устроить на острове скит, где неусыпно читалась бы Псалтирь с поминовением воинов, павших за Веру, Царя и Отечество. Скитский храм был освящен в 1917 г. Его венчали две шлемовидные главы. В скиту поселился иеромонах и ежедневно поминал погибших в Великую Войну героев.

 

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ. Согласно Библии, труд был даже в Эдеме: Бог благословил первых людей хранить и возделывать райский сад (Быт. 2:15). Тунеядство считается в православии грехом. Списывание, обман учителей, лень, праздность, «убить время» - грех. «Делу время – потехе час».

 

Можно вспомнить о системе каналов на Соловках, созданной при игумене сщмч. Филиппе (Колычеве), о соловецких арбузах и валаамских садах, о валаамских дорогах среди скал, о том, как развалилась после революции коммуна в бывшем Муромском монастыре, потому что «строители новой жизни» не смогли заниматься сельским хозяйством так же самоотверженно, как монахи.

 

Вопросы к Презентации 1

1. От какого события идет европейское летоисчисление?

2. Главное отличие его от китайского календаря?

3. Как отразилось православное мировоззрение в названиях дней недели?

4. Какими буквами мы пишем, и как появился наш алфавит?

5. Первая русская книга? Известны ли русские книги до нее?

6. Объясните христианские мотивы в отрывке из текста песни В.Высоцкого:
Сначала было Слово печали и тоски,
Рождалась в муках творчества планета…

7. Как в русском имянослове появились такие популярные имена, как Иван, Мария, Андрей, Наталья и т.п.?

8. Пример фамилии и топонима православного происхождения.

9. Объяснить герб и военно-морской флаг РФ. Какие культуры нам родственны в плане государственной символики?

10. Как отражена православная культура в российском семейном кодексе?

11. Найдите церковно-славянские слова:

брань, оборона, вожатый, вождь, глава, голова, горожанин, гражданин, здоровье, здравствуй, кладезь, колодец, просвещение, свеча, прекрасный,

12. Как проявляется православная культура в обрядах, связанных со смертью?

13. Происхождение красного креста?

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 289.