Для Института филологии ПетрГУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Й курс

Часть I

 

Предисловие

 

Составитель данного учебного пособия сознает его несовершенство. Мы попытались соединить беспристрастность культуроведческого научного подхода с точностью формулирования православного учения там, где его нужно было формулировать. Однако признаем, что данный труд непосилен для одного автора и хотели бы услышать или прочесть слова доброжелательной критики.

 

В конце почти каждой темы, под чертой, приводятся вопросы для повторения и задания практического характера. Иллюстративный материал находится как в тексте, так и отдельно; его необходимо скопировать на свой носитель информации.

 

При цитировании произведений литературы текст выделяется шрифтом Courier New. Цитаты из Библии даются курсивом. Наиболее важные понятия, которые нужно запомнить, выделены жирным шрифтом. Названия произведения культуры, которые рекомендуются к изучению, имена их авторов – подчеркнуты линией.

 

Введение

 

Порвалась дней связующая нить.

Как мне обрывки их соединить!

У. Шекспир «Гамлет» (в переводе Б.Л.Пастернака)

                                                                                                       

Цель курса

Если всякий человек должен помнить об ответственности за произнесенное или написанное слово, за пример, который он подает, то тем более человек, работающий в области культуры. Хотя «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется» (Ф.И. Тютчев), мы все-таки можем наблюдать практические результаты последовательного культурного развития или, наоборот, разрушения культуры.

 

Радует, что в государственных учебных заведениях начали преподавать культуру вообще, а не только отдельные ее элементы (литературу, историю или музыку). В частности, нужно обучать и обыденной культуре поведения. Увы, нет гарантии, что в семьях научат не ругаться матом, не сорить, не кидать окурки с балкона, убирать за собой и т.п. Но необходимо знакомить и с основами традиционной для народа духовной культуры.

 

Сейчас люди часто поверхностно знакомятся с культурой других стран. Но безопасно изучать чужое можно только при условии, что хорошо знаешь свое. Между тем, традиционная русская культура находится под угрозой исчезновения. Этому способствуют несколько факторов:

 

  1. Разрыв культурных связей между поколениями. Культура перестает передаваться от родителей к детям. Этот процесс начался в период активного развития капитализма в России в 19-м веке, затем усилился благодаря гражданской войне, массовым репрессиям 1920-40-х гг., Великой Отечественной войне с ее последствиями в виде эвакуаций, большим числом сирот и беспризорных (вспомним «Судьбу человека» Шолохова), затем массовому переселению деревенских жителей в города (вспомним «Прощание с Матёрой» В.Распутина), отказу от многодетности. Он же подпитывается педагогической установкой на развитие индивидуализма и самолюбия в детях.
  2. Влияние скоропреходящей так называемой массовой культуры, создаваемой людьми, заведомо не учитывающими традиции русской культуры. Пример: продукция Голливуда, транслируемая через сети кинотеатров по всему миру.
  3. Значительный приток мигрантов из стран с иными культурными корнями.

 

В 1830 г. Александр Сергеевич Пушкин написал такое стихотворение:

 

Два чувства дивно близки нам

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

 

На них основаны от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

 

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.

 

Как видим, по мысли русского классика, без любви к свои корням ни отдельный человек, ни общество в целом, не могут быть самостоятельными («самостоянье человека»), тем более великими («залог величия»). Такое общество обречено на поглощение другими народами.

Между тем русская культура в основе своей – христианская. Ф.М.Достоевский, называвший себя «почвенником», таковыми корнями безоговорочно признавал Православие: «Русский народ весь в Православии и в идее его… Кто не понимает Православия – тот никогда и ничего не поймет в народе. Мало того: тот не может и любить русского народа, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть»[1].

Гелиан Михайлович Прохоров, д.ф.н., профессор СПбГУ, главный научный сотрудник Института русской литературы, лауреат Гос. Премии: «…копья ломаются вокруг вопроса вводить ли в школах «Основы православной культуры». Для культурного человека вопрос этот вообще не может ставиться. Русский народ создала православная культура. До Крещения русского народа не было, были племена»[2].

 

Автор фундаментальных трудов по истории русской литературы и русской культуры, заведующий Сектором, затем Отделом древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР, Председатель правления Российского (ранее Советского) фонда культуры (1986—1993), академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «…Мы воспитываем патриотизм, но не знаем богатейшей древнерусской словесности, ведь она недоступна без знания христианской проблематики. Отсюда и спекуляции, и секты, и увлечение Бог знает чем»[3].

Раз уж прозвучало слово «Бог», необходимо отметить, что курс наш светский и имеет научный характер. Это значит, что изучать мы будет только наблюдаемые факты культуры. Например, есть факт, который нужно принимать независимо от мировоззрения: архитектурный ансамблю на о. Кижи, созданный православными людьми для религиозных целей. Другой факт: абсолютное большинство из дошедших до нас рукописей Киевской Руси содержат православные богослужебные тексты. Еще факт: наша современная государственная символика носит черты христианского мировоззрения. Например, государственный гимн Российской Федерации содержит слова: «Хранимая Богом родная земля». И количество таких фактов огромно. Подробнее об элементах православной культуры в современной русской культуре позже.

 

Но «православный» имплицитно означает «христианский». По словам того же Д.С. Лихачёва, «Библия – это код современного искусства»[4]. Поэтому, изучая православную культуру, мы одновременно будем изучать христианскую основу культур других народов, в свое время принявших христианство – азиатских, африканских, принявших христианство задолго до Руси (например, грузин, армян, коптов, эфиопов), европейских и колонизированных ими народов других континентов, например, англичан или народов Латинской Америки. То есть, единое для нашего и других народов поле идей, ценностей, имен. К примеру, мы живем в 2017 году от Рождества Христова. Это христианское летоисчисление принято даже в странах, не имеющих общенародной христианской традиции, например, в Японии.

 

Определение понятий

Слово «культура» произошло от латинского глагола colō, coluī, cultum 3 «ухаживать, почитать; обрабатывать» . Вначале этим словом обозначался процесс обработки поля. С течением времени «cultura» всё более понималась именно как «ухаживание за душой». Итак, культура в античном понимании предполагала сознательный и постоянный труд, искусство ограничения, отбрасывания вредного и внесение полезного. Во многом это понимание сохранилось до наших дней. Пример – обработка фольклорных сказок (где можно встретить что угодно от глубочайших по мысли шедевров до бессмыслицы и порнографии) для нужд воспитания детей в детской литературе и советских мультфильмах.

 

Гуманисты Ренессанса слово «культура» стали распространять на всю созидательную человеческую деятельность - от архитектуры до спорта. Современное распространённое понимание понятия культуры[5] слагается из следующих составляющих:

  • Жизненные ценности;
  • Нормы поведения;
  • Артефакты (материальные произведения).

 

Жизненные ценности являются основой культуры. Нормы поведения показывают, как люди, обладающие культурой, должны повести себя в различных ситуациях. Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

 

Итак, культуру создает мировоззрение. Существует и обратное влияние культуры на мировоззрение – естественность возвращения к утраченному мировоззрению предков, если не утрачена культура. В СССР был провозглашен отказ от религии, Церковь подверглась тотальному гонению, но, несмотря на попытки изменить культурный код, фундамент русской культуры остался прежним. Пример: в 1930-х гг. советское правительство провело две реформы календаря (переход на пятидневную, а затем шестидневную рабочую неделю с целью избавиться от привычного для населения семидневного цикла труда и отдыха, имеющего религиозное происхождение). Но в 1940 году вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Таким образом, осуществился возврат к традиционной семидневной неделе (имеющей библейский генезис).

 

Даже «Моральный кодекс строителя коммунизма» 1961 г., по признанию одного из его авторов Ф.М.Бурлацкого[6], написан с использованием Библии. В 2009 г. Геннадий Зюганов: «Я считал и считаю, что первым коммунистом был Иисус Христос»[7].

 

Начиная с революции 1917 г., происходит разрушение русской православной культуры. Сейчас оно продолжается (уклад, кино, игрушки, римейки, мода). Однако есть и обратный процесс, например, возвращение к православной вере среди русских эмигрантов в Индии и мусульманских странах, в поисках путей сохранения русской идентичности.

 

Есть незамечаемое влияние культуры. К примеру, атеист в пылу полемики с христианами возмущен описанными в ветхозаветной книге Иисуса Навина военными действиями евреев при захвате Земли Обетованной. Но само его неприятие действий Иисуса Навина – это продукт христианской цивилизации, новозаветного христианского отношения к праву на жизнь, впитавшегося в душу атеиста с детства. У народов же нехристианизированных: индейцев XVIII века, как они описаны у Дж. Фенимора Купера, или языческих народов времен Иисуса Навина – совсем иные представления о войне.

 

Рассмотрим термин «православный» (от греч. «ортодоксия», буквально «правильное суждение», «правильное учение» (о Боге) или «правильное сла́вление»; греч. ὀρθός («прямой», «правильный») +δόξα («мнение», «слава»)).

 

Православие это религия. Слово «ре-лиг-ия» в христианстве понимается как «восстановление (утраченной) связи (с Богом»).

       

Краткая (и неполная) характеристика мировоззрений с точки зрения связи человека с божеством:

  • Атеизм («бога нет»);
  • Агностицизм (теологический: «я не знаю, есть ли бог, я лично в нем не нуждаюсь»);
  • Буддизм не отрицает существование богов (элемент политеизма), но целью является не общение личности с ними, а осознание собственной личности как иллюзии и отказ от всех ее качеств как источника страданий.
  • Деизм («бог-часовщик ушел», оставив действующий механизм природы, которым люди должны научиться правильно пользоваться; при этом в общении с богом нет необходимости);
  • Пантеизм («все является богом», причем божество имманентно миру и не является личностью);
  • Теизм («бог(и) есть»). При теистическом мировоззрении общение с божеством является целью.

 

По «адресату» этого общения теизм делится на:

  • Политеизм (язычество, многобожие). Язычник признает существование множества «родовых» или национальных богов, часто враждебных друг другу, связь с некоторыми из которых нужна для достижения личного благополучия, но не предполагает исправления мира или самого язычника.
  • Монотеизм (единобожие). В монотеистических религиях признается существование одного Бога – Творца мира и человека. Прочие божества признаются выдумкой (мифом). В отличие от других мировоззрений, монотеизм учит о получении человечеством Откровения от Бога и, соответственно, существовании незыблемых моральных норм для всех людей.

 

Три главные монотеистические религии: христианство, иудаизм, ислам. Христианство и иудаизм, вышедшие из одного источника – дохристианской религии Израиля, описанной в Библии Ветхого Завета – разделились по отношению к личности Иисуса Христа

  • Христианство, принявшее Иисуса как Сына Бога, стало наднациональной религией. Откровением Божиим признается Священное Писание (Библия: Ветхий Завет и Новый Завет; последний признается главным) и (в католицизме и православии) Священное Предание. Жертвоприношение животных заменено «бескровной жертвой» (Таинством Евхаристии, см. Пособие II).
  • Иудаизм (талмудический) возникает после разгрома римлянами Иерусалимского Храма и прекращения предписанных Законом жертвоприношений животных как национальная религия евреев, не принявших Иисуса из Назарета как посланника Бога. При этом к Танаху (священному писанию, совпадающему по содержанию с каноном Ветхого Завета христианской Библии) добавляется Талмуд (как записанное священное предание).
  • Ислам возник в VII веке по Рождестве Христовом как интернациональная религия в результате проповеди Мухаммеда и завоевательных походов арабов. Священным писанием является Коран (признаваемый записью откровения, полученного Мухаммедом), священным преданием – Сунна (запись деяний Мухаммеда). За арабским языком сохраняется роль священного. В исламе нет священников. Иисус («Иса») признается только пророком («у Аллаха нет сына»).

 

Иудеи и мусульмане отвергают триединство Бога. Общение с Богом в исламе и иудаизме не предполагает соединения с Ним в таинствах; оно возможно только в молитве. В христианстве человеку предназначено соединиться с Богом через Сына Божьего – Христа. Все три монотеистические религии учат о грядущем воскресении мертвых для суда над ними и последующего определения в рай или ад. При этом представления о рае и аде различны. Есть, конечно, и другие различия.

 

Три главные ветви христианства: православие, римо-католичество, протестантизм.

Главные различия между направлениями христианства:

Православие (Св.Предание + Св.Писание; источник единства Церкви и веры – определения соборов + рецепция всей Церкви[8]; спасение верой и делами).

Римо-католичество (Св.Предание + Св.Писание; источник единства Церкви и веры – определения римских первосвященников; спасение верой и делами).

Протестантизм («Только вера, только Писание»; но нет единства веры между разными протестантскими деноминациями, т.к. толковать Св. Писание может каждый по-своему; нет и представления о необходимости единства церкви, допускается возможность множества церквей). Возник в XVI в. в результате Реформации.

 

 

1. Что первоначально означало слово «культура» в лат. яз.?

2. Что писали А.Пушкин, Ф.Достоевский, Ф.Искандер, Г.Прохоров о связи русской культуры и духовности?

3. Почему опасно терять свою традиционную культуру?

4. Как переводится греческое слово «ортодоксия»?

5. Какому слову противоположно?

6. Что такое Православие?

7. Культура есть продукт мировоззрения. Приведите примеры обратного влияния культуры на мировоззрение.

8. Приведите примеры религиозных мировоззрений и выразите их основное положение.




Дата: 2018-11-18, просмотров: 230.