Беседы Иисуса Христа (до Страстной)

Беседа с Никодимом о духовном рождении (Ин. 3:1-21). Среди людей, пораженных чудесами Иисуса и уверовавших в Него, был фарисей Никодим, один из начальников иудейских. Зная об их вражде ко Христу, он пришел к Нему тайно, ночью. Никодим хотел узнать, действительно ли Иисус есть ожидаемый Мессия – Спаситель мира – и что нужно сделать человеку, чтобы войти в Его царство. Христос сказал, что для этого нужно родиться духовно (т.к. Его царство – Царство Небесное, т.е. духовное) В словах Иисуса: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», - христиане видят указание на необходимость Таинства Крещения для начала духовной жизни.

 

С этим учением связаны слова Иисуса Христа о пришествии Царствия Божия на земле: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). То есть, оно достигается не революцией или военными действиями, не социальными или экономическими реформами, а внутренней работой над собой, прежде всего, очищением сердца от страстей-идолов и наполнением его благодатью Святого Духа.

 

Апостол Павел уточнял это положение в Рим. 14:17: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Здесь мы видим не только отличие от учения коммунистов о достижении «рая на земле», но и от представления о рае мусульман. В исламе веруют, что достигшие рая правоверные будут вечно наслаждаться роскошными яствами, танцами, музыкой и чувственными удовольствиями с прекрасными гуриями.

 

С другой стороны, Христос говорил и о видимом Своем Втором Пришествии на землю и связанном с этим концом света и суде над всеми людьми (см. в главе «Страсти Христовы»).

 

Христос учил о возможности не только телесной, но и духовной смерти человека (ср., например, «Предоставьте мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8:21-22)) вследствие отвержения общения с Отцом Небесным через Него или вследствие греховной жизни. Об этом писал и Апостол Павел: ср. Еф. 2:1-5: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом». Только в этом ключе можно понять «поэму в прозе» Н.В.Гоголя «Мертвые души». Ср. предсмертную записку Гоголя: «Будьте не мертвые, а живые души».

 

При этом Иисус уравнивает отвержение создаваемой Им Церкви с отвержением Его Самого и Бога Отца: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф. 10:40; Лк.10:16; Ин.13:20).

 

О человеке. Вера в уникальность и ценность каждой человеческой личности, была усвоена русской (и, шире, европейкой) цивилизацией из Евангелия: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матф.18:10). С точки зрения учения Христа, каждый человек – носитель образа Божия, он неповторим и душа его неуничтожима, а потому ценность личности бесконечна. Учение Христово дало начало христианской антропологии, то есть учению о человеке, суть которого иногда выражают фразой (см. у священномученика Иринея Лионского, святителя Афанасия Александрийского, святителя Григория Богослова и святителя Григория Нисского): «Бог соделался человеком, дабы человек смог стать Богом»[7].

В этом пункте мы обнаруживаем радикальное отличие от, с одной стороны, гуманизма, с другой стороны, большевизма, практика которого столь памятна в России.

Гуманизм (не путать с гуманностью[8], являющейся нормой христианства) утверждает: «человек – мера всех вещей» (фраза приписывается Протагору, древнегреческому философу-софисту, родоначальнику антропоцентризма). Все проявления человеческой личности признаются нормальными. Единой для всех истины, в рамках этого учения, не существует.

Христианство же говорит о том, что человек сейчас находится в ненормальном, падшем состоянии, что грехом повреждены его телесность, ум, воля и т.д. Поэтому падший человек не может быть мерой, эталоном. Нельзя судить по состоянию больного о том, каким должен быть здоровый человек. Истинно нормальным человеком христианство называет Адама до грехопадения, а также «второго Адама» – Иисуса Христа. А также указывает на тысячи святых как на примеры возможности исцеления человеческой природы.

Большевизм, прикрываясь гуманизмом, говорит, тем не менее, о ничтожности личности. Ценна только «масса» людей. Человек должен отказаться от своих убеждений, если они идут «вразрез с линией партии». О грядущем принудительном обезличивании в обществе равенства после победы революции мечтает еще Петр Верховенский в «Бесах» у Ф.Достоевского, облекая эту идею в слово «шигалевщина» (Часть вторая. Глава восьмая «Иван-царевич»). «Eдиницa!/Кому она нужна?! ...Единица - вздор, единица – ноль», - писал В. Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин». «Но я / себя / смирял, / становясь / на горло /собственной песне», - пишет он же во «Вступлении» к поэме «Во весь голос» за год до самоубийства.

И на практике коммунистическая идея в России многого в этом отношении достигла. Трагедии «малых сих», которых перемалывали жернова «исторической необходимости», не значили ничего. Недаром феномен советского варианта коммунизма породил столько антиутопий, в которых ценность человеческой личности обнуляется (роман Е. Замятина «Мы», повесть А. Платонова «Котлован», роман Д.Оруэлла «1984», роман «Улитка на склоне» братьев Стругацких и т.п.)[9].

В истории русской советской литературы эта идеология проявилась в создании в 1925 г. РАПП – «Российской ассоциации пролетарских писателей», в разгроме всех других литературных группировок, а затем расформировании и самой РАПП постановлением не литературной, а политической организации – ЦК ВКП(б). Была создана единая писательская организация для всех писателей СССР – «Союз писателей СССР»; многие деятели литературы были репрессированы и даже расстреляны по политическим обвинениям.

О принятии Богом верующего любой национальности Христос высказывался неоднократно по различным поводам. Так, в своем родном городе Назарете (Лк. 4:16-30) Он читал в синагоге отрывок книги пророка Исайи о наступлении времен Мессии. Упомянутый отрывок (Ис. 61:1-2) заканчивается словами: «проповедовать лето Господне благоприятное». Данные слова дали название вершине творчества И.С.Шмелева – роману «Лето Господне».

 

Иисус сказал, что это время исполнилось ныне, фактически назвав Себя Мессией (Христом). Но, видя неверие слушавших, помнивших Его ребенком, добавил: «Никакой пророк не принимается в своем отечестве», а также напомнил эпизоды из ветхозаветных рассказов о пророках Илии и Елисея, в которых они, оставив народ Израильский, оказали благодеяния веровавшим других национальностей. За это жители Назарета чуть не убили Иисуса.

О хуле на Святого Духа. Когда Иисус исцелили бесноватых, то фарисея стали говорить, что Он «изгоняет бесов Вельзевулом, князем бесовским» (Мф. 9:34; Мк. 3, 22; Лк. 11:15). «Вельзевул» - букв. «повелитель мух». Ср. роман У.Голдинга «Повелитель мух» - краткая религиозная история человечества на примере мальчиков, попавших на необитаемый остров.

 

Христос отвечал, что сатана не станет изгонять сатану, ведь всякое царство, разделившееся в самом себе, не устоит. А раз Сын Человеческий может изгонять бесов, значит, Он связал и начальника бесовского. Поэтому «Кто не со Мной – тот против Меня…»[10] (Мф. 12:30); ведь отвергающий Иисуса Христа тем самым становится рабом и союзником диавола, которого не может победить без Христа. Бесовского духа может связать только Дух Божий. Значит, через человеческую природу Иисуса Христа действует Бог Дух Святой. Хула на Христа как человека простится. Но не простится хула на Святого Духа, творящего явно добрые дела.

В связи с этим нужно отметить отношение православных к экзорцизму, то есть чину изгнания беса из человека. В православии этот чин еще известен как «отчитка». Прежде всего, нужно правильно поставить диагноз. Есть заболевания телесные (мозга), их нужно лечить у психиатра. Есть душевные расстройства, фобии; в этом случае помощь может оказать психолог, психотерапевт. Но есть и заболевания духовные, в том числе беснование или одержимость, когда падший дух вселился в человека или руководит волей человека. В этом случае необходимо, прежде всего, покаяться в грехах и прекратить их делать, прибегнуть к церковным таинствам, изменить свою жизнь. А уж тогда можно и пройти «отчитку», причем совершающий ее иеромонах должен быть на это благословлен своим епископом.

 

О субботе. Христос совершал исцеления в субботу. Но фарисеи обвиняли Его за это в нарушении 4-й Синайской заповеди: « «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11). Христос, называя Себя Сыном Божиим, указывал на то, что Бог Отец после завершения творения не прекратил заботиться о сотворенном мире, а также на то, что помощь ближнему в беде также есть посвящение дня Господу.

О духовной слепоте. После исцеления слепорожденного (Ин. 9:1-38) Иисусу пришлось отвечать на обвинения в очередном нарушении субботы. Но бывший слепец признал во Христе своего Господа, а зрячие фарисеи – нет. В связи с этим Иисус, в свою очередь, констатирует их слепоту. Эта беседа содержательно связана с обличением фарисеев в Мф. 15:14: «оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

О двух главных заповедях. На вопрос, что самое главное в Его учении, Иисус Христос отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Если бы люди имели в себе такую любовь, то не могли бы и нарушить все остальные заповеди. Так, если мы любим ближнего, то мы не можем его обидеть, обмануть, тем более убить, а, наоборот, заботимся о нем и готовы жертвовать для него всем (Мк. 12:31). И эти две заповеди выше всех жертв.

Конечно, здесь приведены не все беседы Христа.

 

1. Рассмотрите картину нидерландского протестантского художника Питера Брейгеля Старшего «Притча о слепых». Объясните евангельское происхождение. Как вы думаете, что хотел сказать художник этой картиной, учитывая год создания – 1568, после входа в Нидерланды католического войска герцога Альбы и начала кровавой контрреформации?

2. В художественном телефильме «Не бойся, я с тобой» Юлия Гусмана 1981 г. звучит песня (музыка: Полад Бюль-Бюль Оглы, слова: Алексей Дидуров):

Вот человек рождается на свет,
Рождается еще одна мечта,
<…>
И не было похожего вовек,
И больше уж не будет никогда…

С каким утверждением учения Христа согласна эта мысль?

 





Притчи Иисуса Христа.

 

Христос неоднократно облекает Свое учение в притчевую форму.

Вероятно, наиболее часто в европейской культуре цитировалась – скрыто или явно – Притча о блудном сыне (Лк. 15:11-32). Цитирование это принимало как фарсовую (ср. советский мультсериал «Возвращение блудного попугая»), так и глубоко философскую форму (например, в конце фильма А.Тарковского«Солярис» главный герой стоит на коленях перед своим отцом, воплощенным мыслящей планетой-океаном, явно напоминая персонажа картины «Возвращения блудного сына» Рембрандта.

 

Содержание притчи таково. У одного человека было два сына. Младший из них, при жизни отца, попросил у него его часть наследства. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда в той стране настал великий голод, он начал нуждаться. Тогда он нанялся к одному из жителей той страны, а тот послал его на поля свои пасти свиней. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.

Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце и подумал: «Сколько наемников у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: «Отец! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его,  сжалился над ним и сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его. Сын начал говорить: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим…» Но отец сказал слугам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.

Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил, в чем дело. Слуга сказал ему: «Брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым».

Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его. Но он отвечал отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал (не нарушал) приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка». Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся».

Смысл притчи: Бог ждет любого человека, и все человечество, как заблудивших сыновей.

 

В повести «Станционный смотритель» Пушкина из цикла «Повестей Белкина» - на стенах почтовой станции висят картины протестантского художника, вульгарно представляющие Притчу о блудном сыне. Но станционный смотритель, надеющийся на возвращение дочери – не Бог, а алкоголик, и он не обладает ни материальным, ни духовным богатством Отца из притчи. Примирение происходит лишь через церковную заупокойную службу – обоюдное возвращение к Отцу небесному и дочери, и земного отца.

 

Притча о сеятеле (Лк. 8:4-15). О слушателях учения Иисуса Христа, где слово Божие сравнивается с семенами, а сердца слушающих это учение – с разными типами почвы. «Вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!»

 

Когда ученики наедине спрашивали Христа о значении этой притчи, Он дал такое объяснение. Сеятель сеет слово о Царствии Божием. «Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат».

 

При толковании обращают внимание на то, что Сеятель – Христос или Его ученик – не выбирает почвы, а сеет везде. Ответственность за состояние своего сердца лежит на воспринимающем Его слово.

О мытаре и фарисее (Лк. 18:9-14). Два человека вошли в храм помолиться. Один был фарисей, а другой мытарь (сборщик налогов на римскую власть). Фарисей, став впереди, благодарил Бога за то, что он «не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь». Мытарь же стоял вдали. Он не смел поднять глаз к небу, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне грешнику!» Христос сказал: «Говорю вам, что мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Отсюда, и из подобных изречений Иисуса Христа, происходит и самоуничижение древних христианских авторов, в том числе и древнерусских. Например, во вступлении к знаменитой «Лествице» Иоанн, игумен Синайской горы, отвечает Раифскому игумену, попросившему его записать систему обучения и воспитания монахов:

«Тебе, дивный отче, следовало бы, спрашивая о таких предметах, научаться от мужей, хорошо познавших это; ибо мы находимся еще в разряде учащихся».

Русская же «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» начинается так:

«Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.

Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова… Хотя и прост я умом, но все же начну, помолившись святой Богородице и уповая на помощь святого князя Александра».

О милосердном самарянине (Лк. 10:29-37). Когда Христа спрашивали, какая заповедь в Законе главная, Он отвечал, что главными являются заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему (например, Мк. 12:28-34). Один законник на это спросил: «Но кто ближний мой?» Иисус ответил ему притчей.

Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, изранили и ушли, оставив едва живым. Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо. Также и левит (еврейский церковный служитель) подошел, посмотрел и прошел мимо.

По той же дороге ехал самарянин – человек другой веры и национальности. Хотя между евреями и самарянами была вражда, самарянин, увидев израненного, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий – римская серебряная монета) и сказал: «Позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе».

После этого Иисус спросил законника: «Как ты думаешь, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость» (то есть самарянин). Тогда Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».

Заметим, что самарянин не потребовал в обмен на помощь принятия своей веры. На этой притче и на подобных поучениях Христа базируются традиции христианского милосердия по отношению к людям других религий и национальностей, позволявшие русским строить отношения с иноверцами внутри Российской империи.

В последние дни Своей земной жизни Иисус много в притчевой форме говорил о Своем II-м пришествии на землю для суда.

 

В Притче о работниках 11-го часа (Мф. 20:1-16) Иисус уподобляет Царство Небесное винограднику, хозяин которого утром вышел нанимать работников. Первым нанятым он пообещал плату в один динарий. Затем, выходя в третий, шестой и одиннадцатый час, хозяин находил праздных людей, которых никто не нанял, и также нанимал их, говоря: «Что следовать будет, дам вам». Когда закончился день, работники пришли к нему получать плату. Начиная с пришедших последними, хозяин давал каждому по динарию, несмотря на то, что кто-то из них проработал полный день, а кто-то только один час. Первые из нанятых возмутились: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной». Он же в ответ сказал одному из них: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?» К этой притче Христос добавил: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».

 

Эту фразу использовали большевики для оправдания передела собственности и социальных ролей в ходе революции. Но это – вырывание цитаты из контекста. В притче говорится, во-первых, не о земном воздаянии, а о небесном, во-вторых, - о равном даровании Царства Небесного в любом возрасте. В-третьих, вопрос о награде решает в этой притче Бог («хозяин»).

Притча о брачном пире.

Мф. глава 22:

 2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3 И послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. 4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. 5 Но они, пренебрегши тò, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. 8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; 9 Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. 10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. 11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12 И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. 13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14 Ибо много званых, а мало избранных.

Притча о 10 девах (Мф. 25:1-13) как образ II-го пришествия Христа. «Тогда подобно будет царство небесное десяти девам», — сказал Спаситель, — «которые, взяв светильники свои, вышли на встречу жениху. Из них пять было мудрых, и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли и масла в сосудах своих. Так как жених замедлил, то все девицы задремали и уснули. Но в полночь раздался крик: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему». Тогда все эти девы встали, и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «Дайте нам вашего масла; потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам». Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам: не знаю вас». И, закончив эту притчу, Спаситель сказал: «итак, бодрствуйте (т. е. будьте готовы всегда), потому что не знаете вы ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (так называл Себя Спаситель).

В тропаре Великого Понедельника, т.е. в начале Страстной седмицы, поется: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа: блюди убо, душе моя, да не сном отяготишися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят, еси, Боже, Богородицею помилуй нас!»

 

Как видим, притча и тропарь говорят о необходимости быть готовым в любой момент встретить Христа (а значит, и расстаться с земной жизнью) и дать отчет за состояние своей души.

 

В западном христианстве акцент был сделан на готовности помочь ближнему в этой, земной жизни. В частности, основатель скаутского движения английский полковник Роберт Баден-Пауэлл (1857—1941) вводит девиз скаутов «Be Prepared!»


В России первый скаутский отряд возник в 1909 г., а вскоре было основано общество «Русский скаут», девизом-паролем которого стала фраза Баден-Пауэлла «Будь готов!» и отзыв к ней: «Всегда готов!» После прихода к власти большевиков скаутские отряды были запрещены, а вместо них была впоследствии создана Всесоюзная пионерская организация, унаследовавшая некоторую атрибутику русских скаутов, в том числе и их девиз с соответствующей доработкой. В полном виде пионерский девиз звучал так: «К борьбе за дело Коммунистической партии будьте готовы!» И отзыв (с пионерским салютом): «Всегда готовы!» Этими словами сопровождались торжественные пионерские мероприятия — вручение отличий, рапорты, линейки и т. п.

Притча о талантах (Мф. 25:14-30). Тала́нт — крупнейшая единица массы и счётно-денежная единица в античные времена. Притча гласит, что во II-м пришествии Сын Человеческий поступит, «как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа'л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин же его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа'л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то', что' имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Учитывая, что все «рабы Господина» в этой притче получили таланты, при толковании под словом «талант» следует иметь в виду не только творческие способности, но все дарования человека, включая силы души и тела, материальный достаток и т.п.

 

Притча о богаче и Лазаре (Лк.16:19–31). Один человек был богат, одевался в порфиру (верхняя одежда из дорогой красной материи) и виссон (тонкая белая одежда) и пировал каждый день весело. Был также один нищий, по имени Лазарь, который лежал у ворот дома богача, покрытый струпьями. Он желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходили и лизали струпья его.

 

Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово (место блаженства праведных). Умер и богатый, и похоронили его. И вот, мучаясь в аду, он поднял глаза свои и увидел вдали Авраама и Лазаря с ним и возопил: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец пальца своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучаюсь в этом пламени».

Но Авраам сказал ему: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И верх всего того, между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

 

Тогда бывший богач сказал Аврааму: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения».

 

Авраам ответил ему: «У них есть Моисей и пророки (т. е. святые Писания их); пусть слушают их».

Он же возразил Аврааму: «Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются».

Тогда Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

 

Этот рассказ, вместе с многими другими подобными местами Священного Писания (например, Мф. 10:28; Лк 23:43; 2 Пет. 1:14-15; Флп. 1:23-24; Откр. 6:9-11 и др.), служит для христиан основанием веры в загробное существование души после смерти тела, при котором душа сохраняет память и прочие свойства личности получает в качестве воздаяние за все сотворенное на земле либо райское блаженство, либо адские муки.

 

Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более тридцати. Большая их часть содержится в синоптических Евангелиях.

 

 

  1. Трагедия «Пир во время чумы» А.С.Пушкина из цикла «маленьких трагедий» заканчивается таким диалогом: «Священник: Пойдем, пойдем... Председатель: Отец мой, ради Бога, Оставь меня! Священник: Спаси тебя Господь! Прости, мой сын. (Уходит. Пир продолжается. Председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость)». К какой евангельской притче отсылает Пушкин? В чем отличие от сюжета этой притчи? Как вы думаете, что хотел Пушкин сказать этим отличием?

 

  1. В 1918 г. Иван Алексеевич Бунин перебирается из занятой большевиками Москвы в Одессу. Тогда же он пишет стихотворение:

 

И цветы, и шмели, и трава, и колосья»,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленям припав.

     

Как вы думаете, с чем связано обращение писателя к евангельской притче в этом стихотворении?

           

  1. Николай Некрасов. Сеятелям (1876 г.)

 

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,
Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,
Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ...

  1.  
Какая притча легла в основу песнопения Страстной седмицы: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.   - и стихотворного его переложения П.А.Вяземского? Чертог Твой вижу, Спасе мой, Он блещет славою твоею, — Но я войти в него не смею, Но я одежды не имею, Дабы предстать мне пред Тобой. О, Светодавче, просвети Ты рубище души убогой, Я нищим шел земной дорогой: Любовью и щедротой многой Меня к слугам своим причти. (Последняя строчка - отсылка к Притче о блудном сыне)

 

  1. Объясните происхождение фразеологизма «Не зарывай талант в землю». Что следует иметь в виду под словом «талант»?



















События перед Распятием

Исповедание Петра (Мф.16:13–28; Мк.8:27–38; Мк.9:1; Лк.9:18–27). Собираясь идти в Иерусалим, Христос спросил Апостолов: «За кого почитает Меня народ?» Они отвечали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из древних пророков, который воскрес».

«А вы за кого почитаете Меня?» - спросил Иисус. Апостол Симон (Петр) ответил за всех: «Ты Христос, Сын Бога живого». В Библии Бог живым называется в противоположность бездушным идолам (Ис. 37:4,17; Дан. 6:26; 2 Кор. 6:16; 1 Сол. 1:9 и др.). Симон Петр, как впоследствии Иоанн Богослов в своем Евангелии (Ин. 1:14) и Павел (1 Тим. 3:16), исповедует воплощение 2-й Ипостаси Бога. При этом он выражает общее мнение 12 Апостолов, так как Христос спросил всех.

Спаситель похвалил его за то, что тот принял эту веру от Отца Небесного, а не от земного мудрования, и сказал ему: «Ты – Петр (Пέτρος = «камень», имя собственное); на этом камне (τῇ πέτρᾳ, имя нарицательное) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют е е. и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»[11]. Эту же самую власть Спаситель позднее дал и всем прочим апостолам Своим (Ин.20:22–23).

С этого времени Иисус Христос начал открывать ученикам Своим, что Ему для спасения людей надлежит много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть.

Но Петр показал, что еще не совсем оставил земное мудрование. Отозвав Спасителя в сторону от остальных апостолов (то есть, отделившись от Церкви), он начал Ему прекословить: «Будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою!» Просьба Петра была подобна искушению диавола, который также предлагал Господу вместо духовного – земное, вместо Царства Небесного – царство века сего. Как и сатана, Петр воспротивился воле Божией, поэтому получает отпор: «Отойди от Меня, сатана (имя «сатана» означает «противник»); ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, а о том, что человеческое».

Потом, подозвав учеников, Иисус сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой (труды, горести и страдания, связанные с шествием в Царство Небесное), и следуй за Мною».

В фамилии главного героя романа Бориса Пастенака «Доктор Живаго» звучит явная отсылка к эпизоду исповедания Петра. Фактически, главный герой называется сыном Божиим. Не случайно Юрий Живаго «свой» поэтический цикл начинает стихотворением («Гамлет»), в котором лирический герой обращается к Отцу Небесному словами Христа: «Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси». Роман был закончен в 1955 г. Через год Борис Пастернак пишет стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», которое заканчивается словами, видимо, поясняющими название романа:

Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Преображение Господне (Мф. 17:1–13; Мк. 9:2–13; Лк. 9:28–36). Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос предсказал, что некоторые из слушавших Его не вкусят смерти, пока не увидят Сына Человеческого, грядущего в славе Своей (Мф. 16:28). Через несколько дней Он взял трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна – и с ними взошел на высокую гору помолиться. По древнему церковному преданию, это была гора Фавор.

Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. В это время явились к Нему два пророка – Моисей и Илия – и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Необычайная радость наполнила сердца учеников. Петр, не помня себя, воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (то есть палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» - фразу, подобную той, что прозвучала при крещении Иисуса в Иордане.

Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде. Как бы хорошо ни было в благодатном свете на Фаворе, Христос ведет их обратно в грешный мир и повелевает никому не рассказывать о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых.

Преображение Господа Иисуса Христа празднуется Православной Церковью 6-го августа (19-го августа н. ст.). День этот почитается одним из великих праздников. В проповедях говорят о его общечеловеческом значении, о том, что Своим Преображением Спаситель показал, какими станут люди в Царствии Небесном, но одновременно и то, что для вхождения в него необходимо духовно преобразиться.

В праздник Преображения, после литургии, приносятся в храм и освящаются для вкушения виноград и вообще древесные плоды, например: яблоки, груши, сливы и прочие. Так как праздник посвящен Христу Спасителю, его краткое название – Спас («Яблочный Спас», в отличие от двух других августовских праздников, посвященных Христу, на которые освящают мед и орехи).

В православии существует духовная практика, называемая «исихазм» (от греч. ἡσυχία - спокойствие, покой, безмолвие[12]). Исихасты (например, святитель Григорий Палама) утверждали, что на Фаворе апостолы видели нетварный свет – несотворенную божественную энергию, исходящую от Христа как Сына Божия. Православный аскет (как правило, монах и отшельник) может, очистив сердце от страстей, практикуя созерцание и непрестанную «умную» молитву (прежде всего, «Иисусову молитву»), а также участвуя в церковном таинстве Причастия, видеть этот нетварный фаворский свет Божества. И сам может стать причастником этой нетварной энергии, так что и сам станет ее проводником, «светиться», как засветилась на Фаворе даже одежда Иисуса[13].

 

Учение о божественной благодати, «излучаемой» святым подвижником, источником которой является Дух Святой, поселившийся в человеке, нашло выражение в иконописи: в изображении золотого нимба. В произведениях католического и православного христианского искусства можно увидеть разное понимание нимба: на Западе это диск или кольцо над головой (аналог венца или короны), даваемые святому свыше как награда за праведность; на Востоке нимб — круг сияния, знак просветления лика святого.

Исцеление лунатика (Мф. 17, 14–21; Мк. 9, 14–29; Лк. 9, 37–42). Исцеление бесноватого отрока произошло на следующий день после Преображения Господня. Евангелист говорит, что, увидев сошедшего с горы Иисуса, «весь народ изумился и, подбегая, приветствовал Его». Возможно, что небесный свет, осиявший Христа на Фаворе, еще и теперь сиял в Его очах и отражался на всем Его теле, виде, голосе и движениях.

 

Отец этого юноши подошел к Иисусу и, преклонив перед Ним колени, молил исцелить его сына, «одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет...»

 

По свидетельству Евангелистов, даже ученики Христа, по недостатку веры, не могли исцелить этого отрока. Тогда Христос со скорбью в сердце сказал: «О род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» И повелел привести к Нему больного отрока. И когда тот только еще подходил ко Христу, «дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену». Начался сильнейший припадок. «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства. И многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его». И тут же обратился ко Христу с отчаянной просьбой: «… но если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». И в этой мольбе звучала скорее надежда, нежели вера. Тогда Господь помог ему найти в себе зачатки веры: «Если сколько-нибудь можешь веровать», – сказал Он ему, – «все возможно верующему. И тотчас», – по свидетельству Марка, – «отец отрока воскликнул со слезами: «верую, Господи, помоги моему неверию!»

 

Пока происходила беседа Христа с отцом отрока, народ продолжал сбегаться отовсюду, чтобы поглядеть на необычайное зрелище. Тогда Иисус «запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него». И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал».

 

Воскрешение Лазаря (Ин. 11:1–57; Ин. 12:9–11). Приближался праздник еврейской Пасхи, а с ним наступали и последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Злоба фарисеев и начальников иудейских дошла до крайности.

 

В это время в селении Вифания заболел Лазарь, брат Марфы и Марии. Господь любил это семейство и нередко посещал их. Когда же Лазарь заболел, Иисуса не было в Иудее. Сестры послали сказать Ему: «Господи! Вот, кого Ты любишь, болен».

 

Пробыв два дня на том месте, где находился, Спаситель сказал ученикам: «Пойдем в Иудею. Лазарь друг наш уснул; но Я иду разбудить его». Иисус Христос говорил им о смерти Лазаря, а ученики думали, что Он говорит о сне обыкновенном, но так как сон во время болезни есть добрый знак выздоровления (а идти в Иудею было опасно), то они сказали: «Господи! Если уснул, то выздоровеет».

 

Тогда Христос сказал им прямо, что Лазарь умер. Они пошли. Когда они подходили к Вифании, то Лазарь уже четыре дня как был похоронен. Многие иудеи из Иерусалима пришли к Марфе и Марии утешать их в печали.

 

Марфа первая узнала о приходе Спасителя, поспешила к Нему на встречу и укорила Его за промедление: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога даст Тебе». Иисус говорит ей: «Воскреснет брат твой». Марфа же сказала Ему: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день, (т. е. во всеобщее воскресение, при конце мира)». Тогда Иисус Христос сказал ей: «Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли этому?» Марфа ответила Ему словами исповедания Апостола Петра: «Так Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, пришедший в мир».

 

Так же и сестра Марфы, Мария, пришла к Иисусу Христу, пала к ногам Его и сказала: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус, увидев плачущих Марию и пришедших с нею иудеев, Сам восскорбел духом и сказал: «Где вы положили его?» Говорят Ему: «Пойди и посмотри». Иисус Христос прослезился. Глядя на Его слезы, люди стали шептаться: «Смотри, как Он любил его».

 

Когда подошли ко гробу Лазаря – а это была пещера, и вход в нее завален был камнем, – Иисус Христос сказал: «Отнимите камень». Марфа сказала Ему: «Господи! уже смердит (т. е. запах разложения), потому что четыре дня, как он во гробе». Иисус говорит ей: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»

 

Итак, отвалили камень от пещеры. Тогда Иисус, возведя очи к небу и поблагодарив Отца Небесного, воззвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон (т.е. выходи)». И вышел умерший из пещеры, весь обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком (так евреи одевали умерших). Иисус Христос сказал им: «Развяжите его, пусть идет».

 

Тогда многие из иудеев, бывших там, уверовали в Иисуса Христа. А некоторые из них пошли к фарисеям и рассказали им о чуде. Враги Христовы забеспокоились и, опасаясь, чтобы весь народ не уверовал в Него, собрали синедрион (совет) и решили убить Его. Слух же об этом великом чуде стал распространяться. Многие приходили в дом Лазаря, чтобы видеть его. Тогда первосвященники решили убить и Лазаря. Однако Лазарь, по церковному Преданию, жил еще долго и был потом епископом на острове Кипре, в Греции.

 

Воскрешение Лазаря вспоминается Православной Церковью в субботу на шестой неделе Великого Поста (накануне Вербного Воскресенья).

 

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» евангельская история о воскрешении Лазаря упоминается три раза. 1) Порфирий следователь спрашивает, верует ли Раскольников в нее. 2) Затем Раскольников просит Соню Мармеладову прочитать это место в Евангелии (Часть 4-я, IV):

На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете.

- Это откуда? - крикнул он ей через комнату. Она стояла всё на том же месте, в трех шагах от стола.

- Мне принесли, - ответила она, будто нехотя и не взглядывая на него.

- Кто принес?

- Лизавета принесла, я просила.

"Лизавета! Странно!" - подумал он. Всё у Сони становилось для него как-то страннее и чудеснее, с каждою минутой. Он перенес книгу к свече и стал перелистывать.

- Где тут про Лазаря? - спросил он вдруг.

Соня упорно глядела в землю и не отвечала. Она стояла немного боком к столу.

- Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня.

Она искоса глянула на него.

- Не там смотрите... в четвертом евангелии... - сурово прошептала она, не подвигаясь к нему.

- Найди и прочти мне, - сказал он, сел, облокотился на стол, подпер рукой голову и угрюмо уставился в сторону, приготовившись слушать.

3) Наконец, в эпилоге, где говорится о воскресении души Раскольникова, он снова видит Евангелие и вспоминает воскрешение Лазаря.

 

Вход Господень в Иерусалим (Мф. 21:1–17; Мк. 11:1–19; Лк. 19:29–48, Ин. 12:12–19).

Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус совершил торжественный вход в Иерусалим. Это открытое явление в качестве Мессии, т.е. спасителя, царя, вождя. После этого входа у Иисуса назад дороги не было, а у властей и народа оставался выбор только либо признать Его в таком качестве, либо казнить как самозванца и мятежника.

 

Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны). Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. В старину с зелеными ветвями встречали царей, входивших в столицу с торжеством после победы над врагами. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (т. е. идущий от имени Господа, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!» И некоторые фарисеи сказали Ему: «Учитель! Запрети ученикам Твоим». Но Он сказал им в ответ: «Если они умолкнут, то камни возопиют».

 

Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на него. Он знал, что народ отвергнет Его – своего Спасителя, – начнут войну против Рима, и Иерусалим будет разрушен. Иисус Христос заплакал о нем и сказал: «О, если бы ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих. Придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя и отеснят тебя отовсюду и разорят тебя, побьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал (не захотел узнать) времени посещения твоего» (т. е. времени, когда Господь посетит тебя).

 

Войдя в храм, Христос выгнал из него всех продающих, допущенных саддукеями, говоря им: «Написано: – Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов – а вы сделали его вертепом разбойников»[14]. Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники негодовали на это. Иисус Христос ответил им: «Да, разве вы никогда не читали: – из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Пс.8:3).

 

Народ ожидал, что теперь Иисус направится в царский дворец, чтобы изгнать незаконного царя Ирода, а затем начнется и изгнание из Иерусалима римских войск – долгожданная освободительная война, в которой Мессия будет кормить голодных, исцелять раненых, воскрешать убитых. Однако наступил вечер, и Христос удалился в Вифанию, в бедный дом Лазаря. В следующие затем дни Иисус Христос снова учил в храме, а ночи проводил вне города.

 

Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется Православной Церковью в последнее воскресенье перед праздником Пасхи. Это – один из двунадесятых великих праздников и называется еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощною службою Божию (или за утренею) молящиеся держат в руках освященные ветви вербы или других растений как знамения встречи Победителя смерти, идущего на встречу с ней.

 

Все места в Палестине, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, стали святыми для христиан, особенно Иерусалим. Веками туда совершалось паломничество. Так как оно были связаны с опасностью для жизни, на Руси при монастырях стали создавать природно-архитектурные комплексы, носящие названия святых мест. Так возникло выражение «свои палестины», «наши палестины».

 

 

  1. Каково происхождение выражения «Нести свой крест»?
  2. Объясните значение фамилии профессора Преображенского в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
  3. Объясните евангельский мотив в стихотворении Ф.И.Тютчева «Наш век»:

 

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

 

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры — но о ней не просит...

 

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

 

  1. Учитывая троекратное упоминание в романе чуда воскрешения Лазаря, скажите, сколько человек убил Раскольников.
  2. По мнению лидера КПРФ Геннадия Зюганова, «первым коммунистом на планете был Иисус Христос»? Справедливо ли данное утверждение? Аргументируйте.

 


Страстная седмица.

 

Слово «страсть» = «страдание». В русской культуре, например: А.П.Чехов «На страстной неделе», «Студент» и др.

С одной стороны, вошел в Иерусалим, как царь. С другой, отказался идти во дворец, а значит, отказался исполнить заветную мечту иудеев – стать земным царем, вождем иудейской революции и возглавить войну против язычников. В этом причина отпадения народа от Него. Кроме того, учением Христа заинтересовались и эллины – иноплеменники, представители греческой культуры, пришедшие в Иерусалим поклониться единому Богу. Это особенно должно было раздражить еврейских националистов. Учение Иисуса о царстве «не от мира сего», о спасении от самой причины зла – грехов – не приняли. Между тем, Христос несколько раз предсказывал Свою добровольную смерть, указывая, что именно к Нему относится пророчества о необходимости безгрешному взять чужие грехи на себя, чтобы освободить грешников (Ис. глава 53).

Притчевые слова Иисуса о необходимости этой смерти: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24) – Ф.М.Достоевский сделал эпиграфом к своему «роману романов» «Братья Карамазовы»[15].

 

Искушение от фарисеев (Лк. 20:20-26). Кесарь – римский император (от имени первого императора Caesar (Цезарь). Когда Иисус Христос учил в Храме, старейшины иудейские совещались между собою, как бы уловить Его в словах, чтобы можно было обвинить Его перед народом, или перед римскою властью. И вот они придумывают логическую «вилку». Они посылают к Спасителю одновременно фарисеев (ненавидевших римлян, как и большинство народа) и иродиан (т. е. признававших законность римской власти), которые начали льстиво говорить Ему: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо; ибо не смотришь ни на какое лицо. Итак скажи нам: Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?»

 

Если бы Иисус ответил, что платить подать следует, то Он бы потерял популярность в народе, так как евреи считали царя чужеземного, да еще язычника, беззаконным (хотя и платили подати под страхом наказания). Если же Он ответит, что платить подать кесарю не следует, то иродиане сразу обвинят Его перед римским наместником в политическом преступлении против кесаря, за что полагалась смертная казнь.

 

Иисус Христос, зная лукавство их, сказал им: «Что вы искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платите подать». Они принесли Ему римскую монету – динарий, которой уже давно пользовались в хозяйственных расчетах (примерно так же, как с 90-х годов в России велись расчеты в долларах). И только пожертвования на Храм подавались в «своей», старой монете – сикль.

 

Иудеи, в результате гражданских войн, потеряли независимость. Войска римлян служили гарантом мира. Прямой смысл: раз уж приняли чужую монету, платите римской монетой римской власти за гражданский порядок, если без нее не можете хранить порядок; а иудейским «священным» сиклем платите «подать» Богу. Переносный смысл: независимо от отношения государственной власти к религии, необходимо подчиняться государственной власти во всем, что не противоречит Божьим заповедям. Спаситель спросил: «Чье это изображение и надпись на нем?» Они ответили «кесаревы». Тогда Христос сказал им: «итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

 

Ответ Спасителя заставил вопрошателей со стыдом отойти от Него.

 

Искушение от саддукеев см. Лк. 20:27-38. Тогда приступили к Нему другие Его противники, не верившие в загробную жизнь и воскресение. Чтобы высмеять мысль о воскресении, они нарисовали нереальную ситуацию. По закону Моисея, если человек умирал бездетным, его брат должен был взять его жену к себе и общие дети должны были считаться детьми умершего. «Было у нас семь братьев: первый женившись умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее».

 

Иисус ответил им: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией; ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: »Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мертвых, но живых. У Бога все живы».

Обличение фарисейства в 23-й главе от Матфея по форме напоминает «блаженства» Нагорной проповеди, но противоположно по сути. Каждое обличение начинается: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…». Обличаются следующие черты фарисейства: 1) мелочность и формализм в религиозной жизни, за которыми забывается главное – справедливость и милосердие; 2) лицемерие – религиозность напоказ, с целью добиться влияния и почета; 3) ненависть к обличавшим их, за что они так же готовы убить их, как их предки убивали пророков.

 

2 лепты вдовицы (Лк. 21:1-4). Наблюдая за тем, как люди клали пожертвования на Храм, Иисус заметил, что вдова, положившая 2 самых маленьких монеты, положила больше всех, т.к. имела меньше всех.

 

Когда Апостолы с восхищением указывали Христу на мощные камни Храма, Он ответил: «Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24:1-2) - предсказание разрушения Иерусалима римскими войсками в результате восстания 67-70 гг. по Р.Х.. Иудеи, отвергшие Иисуса как Сына Божия, тем не менее, надеялись на чудесную помощь от Бога, потому что у них есть Храм.

 

В связи с предсказанием гибели Иудеи, Он предсказал и о конце света. (Мф. 24:3-44 и параллельные места). Неизвестность его времени, но возможность судить по его признакам: умаление веры и любви, умножение беззаконий, гонения на христиан, появление лжехристов и лжепророков, голод, мор, войны, катаклизмы. Наконец, появятся признаки космической катастрофы (Солнце, Луна, звезды) и настанет 2-е пришествие Иисуса Христа на землю для суда над людьми и ангелами. Суд этот в православной традиции называется Страшным Судом (Мф. 25:31-46), так как в Новом Завете предсказано, что он будет окончательным, решение его изменить будет уже невозможно. Судить будет Христос, и судить на основании доброты или, наоборот, бессердечия по отношению к людям:

31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46И пойдут сии в му'ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

О том, что под видом страдающего ближнего можно встретить Христа, например, у С.Есенина в стихотворении «Шел Господь пытать людей в любови…» (1914).

Предательство Иуды. В среду Страстной седмицы Иисус сказал: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие». Когда он вернулся опять в Вифанию, в доме одна женщина взяла сосуд драгоценного благовонного мира и, разбив его, стала со слезами возливать Ему на голову, причем Спаситель объяснил, что так она готовит Его к погребению. Это стало последней каплей для одного из 12 апостолов – Иуды Искариота. Он надеялся, видимо, стать при Христе как бы министром финансов, когда Тот станет царем. Во всяком случае, именно Иуда носил ящик, в который люди опускали денежные пожертвования, и, по слову евангелиста Иоанна Богослова, Иуда воровал из этого ящика. Мысль о крушении всех его планов о карьере уже давно точила его, но именно после растраты драгоценного мира на «обреченного» он пошел к врагам Иисуса и предложил предать Его за некую плату. Те предложили 30 сребреников – сумма, достаточная для покупки участка земли возле столичных стен.

Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», главного героя которого называют Иудушка, стал неким исследованием характера данного евангельского персонажа, переведенного на русскую почву XIX века. Главной чертами его являются жестокий эгоизм и религиозное лицемерие. Однако Салтыков-Щедрин допускает возможность покаяния Иуды.

Тайная вечеря. На следующий день (по-нашему, в четверг) - за день до того, как это сделали прочие иудеи – Иисус повелел приготовить пасхальную трапезу. После традиционной «вечери» (ужина), на которой вкушали пасхального агнца (символ спасения от смерти), Иисус взял хлеб, поблагодарил Бога, благословил и разломил хлеб и раздал апостолам со словами: «Примите, ешьте; это есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарил Бога Отца и, подавая ученикам, сказал: «пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов». Таким образом, Бог во Христе заключил с верующими в Него Новый Завет (=договор, союз). Но так как Он свят, то для соединения с Ним людям нужно прощение грехов. Вместо ветхозаветного жертвенного агнца искупительную за грех Кровь проливает Он Сам.

В Православии и Римо-католицизме слова эти понимаются буквально: под видом хлеба и вина Спаситель действительно преподал ученикам Свои Тело и Кровь, несмотря на то, что сидел перед ними живой. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, — это тайна непостижимая, почему и называется таинством .

 

Радикальное отличие от ветхозаветного, да и языческого, жертвоприношения:

- раньше живое (животное или человек) становилось мертвым;

- в христианстве мертвое вещество (вино и хлеб) становится живым.

 

Заметим, что в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд на балу (глава «Великий бал у сатаны») приносит жертву ровно противоположного свойства: ожившую голову Берлиоза умерщвляет и пьет из нее, как из чаши, в чем исследователи видят богохульную пародию на христианскую Литургию.

 

Когда апостолы вкусили Тела и Крови, Христос дал заповедь и в будущем совершать это таинство: «Сие творите в Мое воспоминание». С тех пор это таинство совершается христианами за богослужением, называемым Литургией (или Обедней). Вкушение Тела и Крови Христа называется Причастием, т.к. человек становится причастен божественности Христа, как бы клеточкой Тела Христова. А Тело и Кровь, находящиеся во время причащения в Чаше, называются Святыми Тайнами. На этом основано последнее четверостишье в стихотворении А.Блока:

 

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

 

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

 

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

 

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам,- плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

 

Речь идет о российской 2-й Тихоокеанской эскадре, ушедшей к берегам Японии во время Русско-Японской войны в 1905 году. Все молятся о спасении моряков, и только младенец, которого для причащения подняли на солею к Царским Вратам, вкусив Тела и Крови Христа (т.е. Богочеловека) стал причастен и божественному всеведению и плачет о гибели эскадры в Цусимском проливе. Заметим, что «младенцем» в данном стихотворении не может быть Христос, так как у Царских Врат в православном храме имеется лишь икона взрослого Христа. Это именно причастившийся обычный младенец.


Во время тайной вечери Спаситель сказал Иуде Искариотскому: «Что делаешь, делай скорее». Иуда вышел и направился за воинским отрядом для ареста Христа.

 

Беседа о любви и единстве. Иисус Христос, продолжая беседовать с учениками Своими, сказал: «Дети! Уже не долго Мне быть с вами». Ученики огорчились, но Спаситель обещал им послать от Отца Своего другого Утешителя и Учителя, вместо Себя — Святого Духа. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. И нет больше той любви, как если кто положит душу свою (=отдаст жизнь свою) за друзей своих». После беседы Христос совершил молитву о единстве христиан: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:20-21).

 

Впоследствии Апостол Иоанн Богослов объясняет заповедь о любви тем, что «Бог есть любовь…» (1 Ин. 4:8).

 

Во время этой беседы Иисус Христос предсказал ученикам, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, — все разбегутся, оставив Его одного. Апостол же Петр сказал: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Тогда Спаситель сказал ему: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня».

 

Моление о Чаше. Когда Господь окончил вечерю, еще во время беседы встал с одиннадцатью учениками Своими и пошел на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад. Здесь, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада и говорит им: «Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». И, отойдя от них, преклонив колена, молился так: «Отец Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия (т. е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты».

 

Поцелуй Иуды. В это время в сад пришел Иуда с толпою воинов и служителей. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую (в качестве приветствия), Того и берите». Подойдя к Иисусу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его. Иисус сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова были для Иуды последним призывом к покаянию.

 

Воины обступили Христа. Петр, имея при себе меч, хотел было защищать Учителя, извлек его и ударил слугу первосвященнического, по имени Малх («царь»), и отсек ему правое ухо. Но Христос сказал Петру: «Вложи меч в ножны; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы Он послал на защиту Мне множество ангелов? Неужели Мне не пить чаши (страданий), которую дал Мне Отец (для спасения людей)?» Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов.

 

 

  1. Объясните евангельский мотив в стихотворении «Чудо» Б.Пастернака (цикл «Стихотворения Юрия Живаго»):

 

Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И он ей сказал: "Для какой ты корысти?
Какая мне радость в твоем столбняке?

Я жажду и алчу, а ты - пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
О, как ты обидна и недаровита!
Останься такой до скончания лет"

 

  1.  Объясните евангельский мотив в стихотворении С.Есенина «Не ветры осыпают пущи...» (1914)

 

Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.

 

Я вижу — в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная Мати
С Пречистым Сыном на руках.

 

Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
«Ходи, мой сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста».

 

И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не Помазуемый ли Богом
Стучит берестяной клюкой.

 

И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях — крылья херувима,
А под пеньком — голодный Спас.

 

  1. Объясните происхождение выражения «Внести свою лепту».

 

  1. Определите, в какой из упомянутых ниже культур не мог бы появиться текст этой песни из кинофильма "Никколо Паганини" (муз. С.Баневич, cлова Т.Калининой, исп. А. Асадулин) и почему:

- православной культуры;

- исламской культуры;

- иудейской культуры;

- буддийской культуры;

- атеистической культуры.

Кто породнил нашу жизнь
С дорогой без конца?
Только любовь,
Только любовь.
Кто повенчал в этом мире
Песню и певца?
Только любовь,
Только любовь.

 

5. Как в русской православной традиции называется «строгий ужин», о котором пишет Владимир Набоков?:

Час задумчивый строгого ужина,
предсказанья измен и разлуки.
Озаряет ночная жемчужина
олеандровые лепестки.

Наклонился апостол к апостолу.
У Христа - серебристые руки.
Ясно молятся свечи, и по столу
ночные ползут мотыльки.

                                                                           

  1. Объясните евангельский мотив в данном отрывке из трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь»:

    Сбегай за жидом проклятым,
    Возьми его червонцы. Да сюда
    Мне принеси чернильницу. Я плуту
    Расписку дам. Да не вводи сюда
    Иуду этого... Иль нет, постой,
    Его червонцы будут пахнуть ядом,
    Как сребреники пращура его...

 

  1. Среди «местных палестин» Валаамского архипелага есть гора, называемая «Елеонская». Какой скит из перечисленных стоит на ней: Всехсвятский скит, Гефсиманский скит, Воскресенский скит, Коневский скит?

 

  1. Объясните евангельский мотив в отрывке из стихотворении Б.Пастернака «Гамлет»

 

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

 












































Дата: 2018-11-18, просмотров: 63.