Иоанн, сын Захарии и Елисаветы, вырос в пустыне в посте и молитве. Одежду он носил из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом. А пищею его были акриды (растения? сушеная саранча?) и дикий мед. Когда Иоанну исполнилось 30 лет, Господь повелел ему идти к реке Иордан и возвестить людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение в воде.
Иоанн стал проповедовать: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:1).
Народ со всех сторон собирался послушать его. Кто верил словам его и каялся в своих грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордане, то есть погружал в воду, с возложением руки своей на голову. Поэтому Иоанн называется Крестителем. При этом Иоанн требовал, чтобы покаяние сопровождалось исправлением жизни – «принесите плоды покаяния».
Среди приходивших к Иоанну были и фарисеи и саддукеи, которые считали себя праведными и не хотели каяться. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением Закона и считали себя достойными войти в царство Мессии-Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мертвых и в загробную жизнь. Таких людей Иоанн назвал «порождениями ехидны» и предупреждал: «Не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:7-10). Слушая такие слова, народ спрашивал его: «Что нам делать?» (чтобы принести плоды покаяния). Иоанн отвечал: «У кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3:11), то есть, прежде всего, будьте добрыми. Многому и другому учил народ святой Иоанн Предтеча.
Многие тогда думали об Иоанне, не он ли и есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. «Я крещу вас водою, - говорил он, - но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:15-16). То есть вскоре после меня явится Христос, и я недостоин быть даже Его слугою, снимать с Него обувь. Крещение, которое Он даст, будет опалять грехи ваши, как огонь, и подавать вам дары Духа Святого.
В это время Иисус Христос, Которому исполнилось тридцать лет, также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» – исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.
По совершении крещения, когда Иисус выходил из воды, вдруг раскрылись над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:13-17).
Тогда Иоанн убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира, и указал на Него людям (Ин.1:32-34): «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира», то есть Он, так же как невинные ягнята (агнцы), закалавшиеся для всесожжения, кротко примет на Себя страдания и смерть за грехи всего мира, чтобы спасти людей от осуждения на вечную смерть.
Крещение Господа Иисуса Христа празднуется Православной Церковью 19 янв. н. ст. Цвет облачений – белый. Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог.
Накануне праздника установлен однодневный пост. Этот день называется сочельником. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды в храме, а затем в реке или в другом месте, где берут воду. Прорубь при этом называется иордань.
Существует народная – нецерковная – традиция купаться в проруби на Крещение. Помня сугубо аскетическую жизнь пророка Иоанна и содержание его проповеди («покайтесь… принесите плоды покаяния…»), Церковь считает купание в пьяном виде противоречием христианской традиции, а представление о том, что такое купание якобы смывает все грехи, накопленные за год – языческим.
Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен в темницу галилейским царем Иродом Антипой (сыном Ирода Великого). Иоанн обличал царя Ирода в том, что он, при жизни брата своего Филиппа, женился на его жене Иродиаде. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод считал Иоанна за пророка и боялся народа, впрочем, в угоду ей, посадил его в темницу.
Спустя некоторое время Ирод, празднуя день своего рождения, давал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам галилейским. На пир вошла дочь Иродиады (падчерица Ирода) Саломия и стала плясать; и угодила опьяненному Ироду и пирующим с ним. Ирод сказал ей: «Проси у меня чего хочешь, даже до половины царства». По наущению матери своей, та попросила, чтобы ей тут же, на блюде, подали голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну (Мф.14:1-12; Мк.6:14-29; Лк.9:7-9). Голову на блюде подали плясавшей дочери, та – Иродиаде.
День мученической смерти св. Иоанна Предтечи воспоминается Православной Церковью 11 сент. н. ст. и называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этот день положен строгий пост. Православная Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богоматери.
1. В Москве проживает около 90 тысяч Ивановых и почти тысяча мужчин-москвичей – Иваны Ивановичи Ивановы. В старой русской деревне каждый пятый мужчина был Иваном. Поэтому так часто можно встретить в архивных документах такие записи: «У Наумки дети Ивашко 17 лет, Ивашко же 15 лет, Ивашко ж 11 лет» (Балахна, 1674 г.) или три сына вдовы Пелагеи: «Ивашко большой сошел к Москве кормица работою, середней Ивашко 10 годов, третий Ивашко 6 годов» (Ярославль, 1646 г.) и.т.д. (Цит. По: Никонов В.А. Имя и общество. М., 1974, с. 12). С чем связана такая частотность?
2. Как произошли следующие имена: английское Джон, немецкое Иоганн, французское Жан, итальянское Джованни, шведское Юхан, датское Йенс, испанское Хуан, арабское Юханна?
3. Почему Иоанн Креститель в народной традиции называется Иван Купала?
4. В Русской Православной церкви более 250-ти храмов в честь Иоанна Предтечи. Вспомнив житие этого пророка, попытайтесь объяснить «популярность» этого наименования храмов.
5. Что изображено на картине А.А. Иванова «Явление Христа народу»?
6. В повести Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки» главный герой идет рвать папоротник накануне дня Рождества Иоанна Предтечи. Каково отношение рассказчика к этой традиции? Отделите христианские традиции празднования этого дня от языческих: всенощное бдение; купание; прыжки через костер; праздничная литургия; гадания с помощью венков; пост; пьянка.
7. Объясните новозаветный мотив в отрывке из поэмы А.Блока «Возмездие»:
Но песня - песнью всё пребудет,
В толпе всё кто-нибудь поет.
Вот - голову его на блюде
Царю плясунья подает;
Дата: 2018-11-18, просмотров: 429.