Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

Бывает, что и больнице больные ругают своих врачей за обострение боли при снятии бинтов с засохшей раны. Но за все оскорбления и враждебные действия, которые придется претерпеть за учение Христово, Господь обещает награду за пределами земной жизни и призывает радоваться, приводя в пример таких людей, как Иоанн Предтеча и ему подобных.

 

Далее Христос называет Своих учеников «солью земли» (соль предохраняет окружающую среду от гниения) и «светом мира»: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Но Он же запрещает творить добро напоказ, для собственного прославления (Мф. 6:1-6).

О Промысле (Мф. 6:19-20, 24): «не заботьтесь» о пропитании, одежде и т.п., то есть, доверьтесь Богу в своих земных делах. Это не означает отсутствие активности: ведь труд Адаму был заповедан еще в раю до грехопадения. Но это означает отсутствие паники и предполагает веру во всемогущество Бога, Который сделал христианина Своим чадом, а значит, позаботится о нем.

 

В связи с этим, Христос дает текст молитвы, в которой учит обращаться к Богу как Отцу (Мф. 6:9-13). Она известна под названием молитвы Господней или, по первым словам, «Отче наш»:

 

- «Отче наш, сущий на небесах! (В обращении указывается на духовный характер родства с Богом и на то, что Он является Отцом не эгоисту-индивидууму, а семье, в которой люди являются друг другу братьями и сестрами).

- да святится имя Твое; (Имеется в виду, прежде всего, имя «Отец», но и любое имя Божие. Святитель Иоанн Златоуст объяснил это место так: «Ничего не просить прежде славы Отца небесного, но все почитать ниже хвалы Его – вот молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом! «Да святится» значит – да прославится… Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашей жизнью».)

- да приидет Царствие Твое; (Христианин не боится «конца света» и Второго Пришествия. Однако царствие Божие может придти в душу человека уже сейчас – если человек будет исполнять заповеди Божии, а не свои похоти. В связи с этим находится следующее прошение)

- да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

- хлеб наш насущный дай нам на сей день; (Под «насущным хлебом» Господь учит просить все, что необходимо для поддержания нашей жизни, но отнюдь не роскошь. При этом Он устраняет заботу о завтрашнем дне. По святоотеческому толкованию, в словах «на(д)сущный хлеб» заключено прошение и о причастии Тела Христова; см. ниже в теме «Таинство Причастия»)

- и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; (см. ниже параграф «О неосуждении»)

- и не введи нас в искушение, (которого мы можем не вынести)

- но избавь нас от лукавого. (Лукавый, буквально «кривой» – это обманщик, т.е. диавол)

- Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». (По примеру, Молитвы Господней, в конце любой православной молитвы стоит славословие, подтверждающее веру во всемогущество и милосердие Божие. Слово «аминь» означает согласие со словами молитвы).

«Братья и сестры» - обычное обращение к верующим в Церкви, извлекаемое из обращения к Богу «Отче наш».

Об отношении к материальным благам. «Не собирайте себе сокровища на земле…», так как здесь все тленно, но собирайте вечные духовные сокровища. «Не можете служить Богу и мамоне».

Об отношении к своим обидчикам. Христос приравнивает вражду к греху убийства. Вражда и служба Богу несовместимы (5:21-24). Закон справедливого воздаяния Он заменяет законом милосердия: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду... Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:38-48).

О неосуждении. Но вражда начинается с осуждения. Поэтому «Не судите, и не судимы будете. Ибо… какой мерой мерите, такою и вам будут мерить. Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, в бревна в твоем глазу не чувствуешь?» (Мф. 7:1-2). Мысль о том, что, прежде чем учить кого-то, необходимо исцелить свою душу (а не просто получить прощения грехов через веру) отличает православие. Как евреи после перехода через Чермное море должны были 40 лет скитаться, чтобы переродиться, а уж потом смогли войти в Землю Обетованную, так и человек после крещения должен исцелиться от страстей. Только тогда ты сможешь помочь и другим: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», - говорил преподобный Серафим Саровский. Гоголь писал в 1843 году Плетнёву: «Сочинения мои так связаны тесно с духовным образованием меня самого и такое мне нужно до того времени внутренне сильное воспитание душевное, что глубокое воспитание, что нельзя и надеяться на скорое появление моих новых сочинений».

О настойчивости в молитве: «Просите и дастся вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам». Здесь корни поговорки: «Кто ищет, тот всегда найдет», - из песни «Веселый ветер», композитора Исаака Дунаевского на стихи поэта В.И. Лебедева-Кумача для кинофильма «Дети капитана Гранта» (1936).

 

Пожалуй, здесь надо искать и корни настойчивости европейских народов, прошедших через христианскую школу, в их освоении земного шара. Она является христианской, если опирается не на национальную гордыню, как у римлян, а на уверенность в помощи свыше. Правда, эта настойчивость при ее искажении, при отрыве от евангельских корней, приводит к колониализму.

  

Христос резюмирует учение об отношении к ближнему так называемым «золотым правилом этики»: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).

О необходимости выполнения заповедей Христа для верующего: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.”

1. Объясните происхождение конструкции «Блажен, кто…» в русской поэзии, ср.: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете» (А.С.Грибоедов «Горе от ума»); «Блажен, кто мир сей посетил / В его минуты роковые…» (Ф.И.Тютчев «Цицерон»); и т.п.

  1. Как иначе называется Промысл Божий в книге Иова?
3. Поэма А.С.Пушкин «Анджело», являющаяся частичным переводом драмы Шекспира «Мера за меру», заканчивается словами: «Прости же ты его! И Дук его простил». Объясните евангельский мотив в названии драмы Шекспира и в этих словах Пушкина. Вообще мысль о милосердии оказалась любимой мыслью Евангелия для Пушкина: «…и милость к падшим призывал» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Эта же мысль вдохновляла многих писателей в СССР после ВОВ, например, Аркадия и Георгия Вайнеров, создавших роман «Эра милосердия», по которой снят художественный фильм «Место встречи изменить нельзя» - после эпохи репрессий и Великой Отечественной войны столь очевидной стала необходимость милосердия.
  1. Объясните евангельский мотив в данном отрывке из романа «Берег» Ю.Бондарева:
«И Зыкин в сердцах смахнул крошки хлеба с клеенки. - По-русски говоря, убивец ты, ежели в безоружного немца запросто пальнул. Сам, выходит, вроде палача какого стал, - сказал он истово. – Вот тебе и весь сказ. Смотреть на тебя неудобно. Не могу я тебя уважать, сержант, после того... При солдатах говорю. Да и при комбате сказано... - Ма-алчать, Зыкин! Развели антимонию Иисуса Христа! Это мой приказ был! Пока война идет - никакой церемонии с немцами! Как что - в овечек превращаемся! Да они нас бы всех, до одного! <…> Не-ет, такое рыцарство – к богу в рай! Щечку подставлять, ударь меня! К кому жалость? К тому, кто из тебя кишки выпустит?»

5. Какой текст Нагорной проповеди переложил на стихи А. Фет? В чем отличие его переложения?

Чем доле я живу, чем больше пережил,
Чем повелительней стесняю сердца пыл,
Тем для меня ясней, что не было от века
Слов, озаряющих светлее человека.

Всеобщий наш Отец, Который в Небесах,
Да свято Имя мы Твое блюдем в сердцах,
Да приидет Царствие Твое, да будет воля
Твоя, как в Небесах, так и в земной юдоли.

Пошли и ныне хлеб насущный от трудов,
Прости нам долг: и мы прощаем должников,
И не введи Ты нас, бессильных, в искушенье,
И от лукавого избави самомненья.

  1. Роман русского писателя Фёдора Абрамова «Братья и сестры» - классика послевоенной «деревенской прозы». Объясните евангельский мотив названия. Та же мысль звучит в песне к телефильму «На всю оставшуюся жизнь»: «Сестра и брат, взаимной верой / мы были сильными вдвойне, /Мы шли к любви и милосердью / В немилосердной той войне»
  2. Каким образованием и какими соображениями продиктовано обращение И.Сталина к советскому народу в начале Великой Отечественной войны 3 июля 1941 г. «Товарищи! Граждане! Братья и сестры!..»
  3. В повести Джона Р.Р. Толкина «Хоббит» в конце повествования Гэндальф говорит Библьбо: «Не думаешь же ты всерьёз, будто всякий раз ты выходил сухим из воды просто так, благодаря твоей счастливой звезде? Право же, всё складывалось так удачно не только ради твоего спасения». К какой традиции христианского литературного наследия восходит данная черта повествования?









Чудеса Иисуса Христа.

Евангелисты приводят рассказы о многочисленных чудесах Иисуса Христа. Почти все они направлены на помощь страдающим людям. В чудесах Спасителя христиане видят проявление божественной Его природы. Но Сам Он избегал связанной с этим славы (например, Мк. 7:36). При этом Христос говорит, что Его ученики смогут творить то же самое и еще более (Ин. 14:12). Рассмотрим наиболее отраженные в культуре чудеса Иисуса.

Исцеление расслабленного (Мф. 9:1-8; Мк. 2:1–12; Лк. 5:17–26). В городе Капернауме Иисус Христос учил в одном доме. Жители города собрались к Нему в таком множестве, что невозможно было уже подойти и к дверям. В это время четыре человека на носилках принесли расслабленного для исцеления, но не могли пробраться через толпу народа. Тогда они взобрались на плоскую крышу дома, раскрыли ее и спустили постель с расслабленным прямо к ногам Спасителя. Иисус Христос, видя веру людей, принесших больного, сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои».

 

Фарисеи и законники начали мысленно рассуждать: «Что Он богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Иисус Христос, зная мысли их, сказал им: «Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, говорю тебе (обратился Он к расслабленному): встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Больной тотчас встал, взял постель, на которой лежал, и пошел домой, благодаря и прославляя Бога за полученную милость.

Так Господь исцелил больного по вере и молитве его друзей.

 

Православные христиане видят здесь пример молитвы за других, а также указание на связь болезней с греховностью и на возможность исцеления вследствие прощения грехов.

Укрощение бури (Мф. 8:23–27; Мк. 4:35-41; Лк. 8:22–25). Однажды Иисус вместе со Своими учениками переправлялся на лодке через Галилейское озеро. Во время плавания Иисус заснул на корме. Между тем поднялась сильная буря. Волны били в лодку так, что она наполнялась водою, а Иисус Христос все еще спал. Ученики испугались, разбудили Господа и говорят Ему: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?». Христос встал, запретил ветру и сказал воде: «Умолкни, перестань». И тотчас ветер утих, и озеро успокоилось. Потом, обратившись к ученикам, Он сказал: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: «Кто же это, что и ветер и море повинуются Ему?!»

 

Прежде всего, христианские толкователи видят здесь напоминание о том, что природа создана для человека. Человек, как «венец творения», как созданный по образу Слова Божия, может словом повелевать природе, но он же и отвечает за ее состояние.

 

При толковании данного отрывка часто в лодке видят аллегорию Церкви, семьи («малой церкви») или христианского государства, в буре – «бурю житейскую».

 

Насыщение 5 хлебами (Мф.14:14–21; Мк. 6:32–44; Лк. 9:10–17; Ин. 6:1-15) более пяти тысяч людей. Узнав о смерти Иоанна Крестителя, Христос вместе с учениками удалился на лодке в пустынное место на другую сторону озера. Народ пешком бежал за ним по берегу. Иисус, видя множество людей, вышел на берег и долго беседовал с народом о Царстве Небесном, и исцелял больных. Народ с таким усердием слушал Его, что не замечал, как день стал клониться к вечеру.

 

Ученики подошли к Иисусу Христу и сказали: «Место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи». Но Господь ответил ученикам: «Не нужно им идти; вы дайте им есть». Когда ученики указали, что на такое множество народа есть всего 5 хлебов и две рыбы, а денег для покупки хлеба явно недостаточно, Иисус повелел принести хлебы Ему, а народ рассадить рядами. Потом Он взял пять хлебов и две рыбы и, посмотрев на небо, благословил их, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. Когда же все насытились, Иисус Христос повелел ученикам собрать оставшиеся куски. Ученики пошли и наполнили оставшимися кусками двенадцать коробов полных, а евших было около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей.

 

В соответствии с Евангелием от Иоанна (6:27-58), православные христиане видят в этом чуде прообраз Таинства Евхаристии (Причастия Тела и Крови Христовых).

 

В другой раз Господь семью хлебами и немногими рыбами насытил 4.000 человек, также не считая женщин и детей.

 

Хождение по водам (Ин. 6:16-21). После чудесного насыщения народа пятью хлебами, народ захотел сделать Иисуса земным царем Израиля (что автоматически предполагало начало войны с Римской империей). Христос отверг эту идею. Но, во избежание соблазна, Он велел ученикам Своим отправиться в лодке без Него на другую сторону Галилейского озера. Сам же, отпустив народ, взошел на гору помолиться.

 

Наступила ночь. Лодка с учениками была уже на середине озера, и ее било волнами, потому что дул сильный встречный ветер. Иисус, увидев бедствие учеников, пошел к ним по воде. Они же, увидев Его, подумали, что это призрак, и от страха закричали. Иисус Христос заговорил с ними: «Успокойтесь, это Я, не бойтесь». Тогда апостол Петр воскликнул: «Господи! если это Ты, то повели мне придти к Тебе по воде». Господь сказал: «иди».

 

Петр вышел из лодки и пошел по воде к Иисусу Христу. Но, видя сильный ветер и большие волны, испугался, от страха исчезла вера, и тогда он стал тонуть и закричал: «Господи! спаси меня». Христос протянул ему руку Свою, но укорил: «Маловерный! зачем ты усомнился?» И когда они вошли в лодку, ветер утих.

 

Ученики подошли, поклонились Иисусу Христу и сказали: «Воистину Ты – Сын Божий».

Воскрешение дочери Иаира (Мф. 9:18–26); Мк. 5:21–43; Лк. 8:41–56). У одного еврейского старшины, начальника синагоги, по имени Иаир, была при смерти единственная дочь, двенадцатилетняя девица. Иаир пришел ко Иисусу Христу, пал к ногам Его и усиленно просил Его придти и, возложив на нее руки, исцелить. Видя его веру, Иисус пошел с ним. На пути встречает их посланный из дома Иаира и говорит ему: «Дочь твоя умерла; не утруждай учителя». Но Иисус, услышав это, сказал отцу девочки: «Не бойся, только веруй, и будет спасена».

 

Когда они подошли к дому, то увидели там плачущих. Господь сказал им: «Не плачьте; девица не умерла, но спит». Они же стали смеяться над Ним, зная, что она умерла. Но Христос, выслав из дома народ, взяв с Собою только родителей умершей и трех апостолов Своих – Петра, Иакова и Иоанна – вошел в комнату, где лежала умершая, взял ее за руку и сказал: «Талифа куми», что значит: «Девица, тебе говорю, встань!» И возвратился дух ее; девица тотчас встала и начала ходить. Обрадованные родители ее были в великом изумлении.

 

Иисус Христос велел дать ей поесть и строго запретил им разглашать в народе о происшедшем. Но слух об этом разнесся по всей стране.

 

Это не единственный случай воскрешения людей людьми в Священном Писании. При толковании обращают внимание на то, что причиной телесной смерти девочки стал выход духа из тела, на то, что в этом отношении смерть похожа на сон (отсюда слово «усопший»), а также на то, что Христос по божественной Своей природе обладает властью над смертью.

 

В 1871 г., в рамках конкурса на первую Золотую медаль в Академии художеств, два русских молодых художника: В.Д. Поленов и И.Е. Репин – написали картины на один и тот же евангельский сюжет и с одном и тем же названием «Воскрешение дочери Иаира». Репин вспоминал, что при написании работы ему представлялась его умершая приблизительно в этом же возрасте сестра. Золотую медаль получили оба художника.

 

Рассказ о чуде исцеления расслабленного при Овчей купели (Ин. 5:1–16) стал одним из оснований освящения воды в православии. Евангелисты приводят рассказы и о множестве других чудесных исцелениях, совершенных Иисусом Христом.

 

1. В фильме А. Тарковского «Сталкер» Зона является аллегорией окружающей нас природы. Укажите на христианские мотивы в описании ее свойств: «Не знаю, что здесь происходит в отсутствие человека, но стоит тут появиться людям, как все здесь приходит в движение… Бывшие ловушки исчезают — появляются новые. Безопасные места становятся непроходимыми, и путь делается то простым и лёгким, то запутывается до невозможности! Это — Зона. Может даже показаться, что она капризна, но в каждый момент она такова, какой мы её сами сделали… своим состоянием…».

2. Объясните евангельский мотив в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольда Брехта: в Польше, у палатки шведского военачальника, мамаша Кураж торгуется с его поваром-голландцем по поводу каплуна; военачальник появляется вместе с Эйлифом, который, как выясняется, совершил «подвиг»: отбил у крестьян 20 голов скота, изрубив при этом четверых. Полковой священник оправдывает Эйлифа: «Господь наш умел сотворить из пяти хлебов пятьсот, ему и нужды не было. Потому и мог он требовать: люби ближнего своего. Ибо люди сыты были. Ныне не те времена».

3. Объясните евангельский мотив в песне группы Наутилус Помпилиус «Прогулки по воде» (слова: И. Кормильцев, музыка: В. Бутусов). Чем текст песни отличается от евангельского? Чем образ Спасителя отличается в ней от евангельского?

 

С причала рыбачил апостол Андрей,
А Спаситель ходил по воде.
И Андрей доставал из воды пескарей,
А Спаситель погибших людей.

И Андрей закричал: "Я покину причал,
Если ты мне откроешь секрет!"
А Спаситель ответил: "Спокойно, Андрей!
Никакого секрета здесь нет...

Видишь, там на горе
Возвышается крест:
Под ним - десяток солдат,
Повиси-ка на нем...
А когда надоест,

Возвращайся назад
Гулять по воде, гулять по воде,
Гулять по воде со мной..."

"Но Учитель, на касках блистают рога,
Черный ворон кружит над крестом.
Объясни мне сейчас, пожалей дурака,
А распятье оставь на потом".

Онемел Спаситель и топнул в сердцах
По водной глади ногой:
"Ты и верно дурак!" - и Андрей в слезах
Побрел с пескарями домой.

 



















Дата: 2018-11-18, просмотров: 74.