Искушение в пустыне.  Пост в православии

После крещения Иисуса Христа Дух Святой повел Его в пустыню для искушения (см. Мф.4:1-11; Мк.1:12-13; Лк.4:1-13). Сорок дней и ночей был Он там со зверями, не вкушая пищи. Когда-то Адам, в райском изобилии искушаемый диаволом, отверг Бога, и стал родоначальником падшего человечества. Иисус, второй в истории безгрешный Человек, пришедший для оправдания и спасения человечества, должен был в нужде пустыни остаться верным Богу.

Там приступил ко Христу диавол и сказал: (напрасно Ты мучишь Себя голодом) «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами». Задачей диавола было оторвать Человека от Бога во Христе. Но ведь Человек Иисус голодал по воле Бога. И он открывает иной Источник жизни, сказав в ответ: «Написано (в Священном Писании – в Библии Втор.8:3): не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Тогда диавол повел Иисуса Христа в Иерусалим, поставил Его на крышу храма и попытался искусить, также используя слова Священного Писания: «Ели Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Пс.90:11-12).

Но Иисус Христос сказал ему: «Написано также, не искушай Господа Бога Твоего», т. е. где не нужно, не требуй и не ожидай чудес. (Втор.6:16).

После этого диавол возвел Его на высокую гору и там, во мгновение ока, показал Ему все царства мира во всем их блеске и сказал: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое».

Тут надо вспомнить, что само имя «диавол» говорит о лживости его носителя. Кроме того, если бы и была власть у диавола над всеми царствами, то, согласно Евангелиям, Спаситель и пришел на землю для того, чтобы лишить его этой власти и освободить людей. Христос сказал ему: «Отойди от Меня, сатана; ибо сказано в Писании: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» (Втор.6:13). Фактически, Он предложил сатане ровно обратное: перестать быть сатаной («противником») и поклониться Богу в лице Самого Иисуса.

Этого гордый диавол вынести не мог и отступил от Иисуса Христа до времени и, тотчас, ангелы Божии явились и стали служить Христу, как своему Создателю. Так Он показал людям возможность освобождения от власти диавола, без всяких уступок злу.

По примеру поста Христова, Православная Церковь установила 40-дневный Великий пост, который начинается за семь недель до праздника Пасхи – Христова Воскресения (суббота и воскресенья не входят в него). Также установлены и другие посты. Хотя Христос, по Евангелию, не вкушал никакой пищи, в современной практике верующие воздерживаются, главным образом, от пищи животного происхождения: мясного, молочного и яиц. Напомним, Библия говорит, что в раю люди не если животных. Но содержание поста шире – это воздержание от всего того, что порабощает душу. Это не только чревоугодие. В первый день Великого поста в Церкви поется стихира, объясняющая его смысл «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления».

 

  

  1. Объясните происхождение поговорки, ставшей названием романа В.Д.Дудинцева «Не хлебом единым».
  2. Чем православный пост отличается от диеты? А от вегетарианства?

 

  1. Первое чудо Иисуса Христа. Таинство Брака (Венчание) в православии.

По свидетельству евангелиста Луки, «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати» (Лк. 3:23).

Вскоре, после призвания Им первых учеников, в городе Кане, недалеко от Назарета, была свадьба. На этот брак был приглашен Иисус Христос со Своей Матерью и учениками (см. Ин.2:1–12).

Семья жениха была бедной. Во время брачного пира не хватило вина. Матерь Божия заметила это и сказала Своему Сыну. Но Иисус ответил: «Еще не пришел час Мой», т.е не пришло время явить божественную силу. Но Мария знала любовь Своего Сына к людям и была уверена, что Он непременно поможет нуждающимся, и потому сказала слугам: «Что скажет Он вам, то сделайте».

В доме находилось шесть больших каменных сосудов, в которые наливалась вода для омовения. Иисус Христос велел наполнить эти сосуды водою. И когда наполнили их до верха, сказал слугам: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». Слуги так и сделали. Распорядитель попробовал и увидел, что это самое лучшее вино. Тогда он позвал жениха и, не зная, откуда  взялось вино, сказал: «Всякий человек сперва подает хорошее вино, а потом худшее, ты же сберег хорошее вино до сих пор».

Так Спаситель положил начало чудесам Своим, и уверовали в Него ученики Его. Свое первое чудо Иисус Христос совершает вопреки Своему намерению по ходатайству Своей Матери. В этом эпизоде христиане видят пример того, что Ее молитвы за людей имеют великую силу.

 

Христиане видят также значение данного отрывка в том, что Христос Своим присутствием благословляет и Своим чудом освящает соединение мужчины и женщины законным браком. Поэтому этот отрывок читается во время церковного благословения брака, то есть во время Таинства Венчания.

 

Брак (Венчание) есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности (развод = духовная смерть), и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им (но не отменяет необходимости в этом отношении трудиться) благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.  

 

Венчание не совершается в пост, на Святках, на Светлой седмице, накануне постных дней и воскресенья. Для таинства венчания нужны православные свидетели, кольца, свечи, рушник. Перед венчанием предполагается исповедь и причастие.

 

Таинство состоит из двух частей:

1) Обручение (во время которого, помимо прочего, одеваются кольца в символ бесконечности союза)

2) Само венчание (одеваются венцы, символизирующие царское значение мужа и жены как основателей нового рода, а также в напоминание о небесных наградах – венцах – тем, кто пронесет свой крест брачной жизни до конца). В начале его священник спрашивает во всеуслышание, имеет ли жених искреннее и непринужденное желание и твердое намерение взять себе в жену сию (имя), которую он видит перед собою, и не связан ли он другим браком? Тот же вопрос задается невесте.

 

Венчание предполагает пожизненную верность и, так как церковный брак есть одухотворение союз, христиане веруют в неразрывность их союза в вечном духовном царстве небесном. Иллюстрацией этого упования является «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма, написанное им по заказу митрополита Макария после канонизации святых благоверных Петра и Февронии на Московском Соборе 1547 года. Эти святые являются в русском православии покровителями семьи и супружества, которые «жили счастливо», хоть и не без скорбей, и «умерли в один день», а день их памяти объявлен федеральным праздником семьи, любви и верности

 

От церковного брака отличается гражданский брак, при котором граждане страны регистрируют свои отношения (и дают обещание верности) в государственном органе записи актов гражданского состояния (ЗАГСе). Сожительство без прилюдного взаимного обещания верности признается в христианстве блудом, то есть грехом, равным смертному греху прелюбодеяния.

 

  1. Объясните происхождение былинного выражения «30 лет и 3 года».
  2. Какое нарушение чина венчания позволило Пушкину завязать нить повести «Метель»?: «Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» – закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался? – сказал мне кто-то; – невеста в обмороке; поп не знает, что делать; мы готовы были ехать назад. Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски. «Слава Богу, – сказала эта, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили». Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» – «Начинайте, начинайте, батюшка», – отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная, непростительная ветренность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», – сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»
  3. Почему мужу и жене во время венчания дают испить из одной чаши вино?
  4. Евангельский отрывок из Ин.2:1-12 заканчивается: «и уверовали в Него ученики Его». В романе «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского (Часть третья. Книга седьмая, глава «Канна Галилейская») этот сюжет становится комментарием возрождения в Алеше Карамазове веры, которая пошатнулась после смерти старца Зосимы, сопровождавшейся обычным для человека тлением тела. Алеша во сне сам попадает на эту свадьбу, но она уже сама преобразилась: теперь это Брачный Пир Христа и Церкви, о котором несколько раз проповедовал Христос и о котором пишется в Апокалипсисе.
  5. Из какого произведения взята эта цитата: «Когда приспело время благочестивого преставления их, умолили они Бога, чтобы в одно время умереть им»?
  1. Избрание Апостолов.

Постепенно число учеников у Иисуса Христа увеличивалось. Будучи в Галилее, Иисус Христос взошел на одну гору помолиться и провел в молитве всю ночь. Когда же настал день, Он призвал учеников Своих, избрал из них двенадцать (по числу колен израильских) и назвал их апостолами, то есть посланниками, так как Он посылал их для проповеди Своего учения (Мф.10:2–14; Мк.3:13–19; Лк.6:12–16, Лк.8:1–3).

 

Имена двенадцати апостолов следующие:

1. Симон, которого Спаситель назвал Петром.

2. Андрей, брат Симона Петра, названный Первозванным.

3. Иаков Зеведеев (т.е. сын Заведея).

4. Иоанн Зеведеев, брат Иакова, названный Богословом. Этих двух братьев, Иакова и Иоанна, за их пламенную ревность, Спаситель назвал Воанергес, что значит сыны грома.

Первые четыре апостола были по профессии рыбаками.

5. Филипп.

6. Нафанаил, сын Фоломея, и потому названный Варфоломеем.

7. Фома, названный также Дидимом, что значит близнец.

8. Матфей, иначе Левий, бывший мытарь (сборщик налогов).

9. Иаков, сын Алфея (иначе Клеопы), называвшийся меньшим в отличие от Иакова Зеведеева.

10. Симон, по прозванию Кананит, иначе Зилот, что значить «ревнитель». Зилотами назывались радикалы из среды евреев, мечтавшие о свержении римского языческого владычества насильственным путем и восстановлении строгого почитания Закона.

11. Иуда Иаковлев, он также носил еще имена: Левея и Фаддея.

12. Иуда Искариотский (из города Кариота), который потом предал Иисуса Христа.

 

Апостолам Господь дал силу исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых.

Кроме этих двенадцати главных апостолов, Иисус Христос позже избрал еще 70 апостолов: Марка, евангелиста Луку, Клеопу и других. Он их также посылал на проповедь.

 

Избранием апостолов и наделением их духовной силой Господь положил начало церковной иерархии. Впоследствии апостолы избрали и рукоположили епископов (архиереев), священников (иереев, пресвитеров) и дьяконов.

 

Когда семьдесят апостолов возвратились с проповеди, то с радостью говорили Иисусу Христу: «Господи! и бесы повинуются нам от имени Твоего». Он же сказал им: «Не тому радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:17,20), то есть радуйтесь не чудесам, которые даны вам для проповеди, а радуйтесь тому, что вы получите блаженство и вечную жизнь с Богом, в Царстве Небесном.

 

Кроме учеников, постоянно сопутствовали Иисусу Христу некоторые женщины, Им исцеленные, которые служили Ему своим имением, таковы: Мария Магдалина (из города Магдала), из которой Иисус изгнал семь бесов, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и многие другие.

Для русской культуры особое значение имеет Апостол Андрей Первозванный.  В первом русском летописном своде «Повесть временных лет», который начал составлять преподобный Нестор Летописец, повествуется, что Апостол Андрей прошел речным путем с проповедью землю славян от устья Днепра до Балтийского моря. В житии же Апостола Андрея говорится, что он окончил свои земные дни мученически, распятый на Х-образном кресте в греческом городе Патры. В связи с этим, в 1698 году, Петром I был учреждён первый в России орден — орден Святого апостола Андрея Первозванного — для награждения за воинские подвиги и государственную службу. Орден состоял из золотого креста, голубой ленты, серебряной восьмиконечной звезды и золотой цепи. В центре звезды — двуглавый орёл, увенчанный тремя коронами, на груди орла — косой синий крест. Пётр I также уделял много внимания разработке проектов флагов. В 1699 году он лично нарисовал два проекта. На одном из них имелись три параллельных полосы с надписью «белый», «синий», «красный», на втором был изображён Андреевский крест на фоне трёх горизонтальных полос.

Первый флаг с Андреевским крестом, занимающим всё полотнище флага, появился впервые в российском флоте в 1710-1712 годах, в 1720 году подтвержден в уставе. При подготовке Устава Пётр I дал такое описание флага: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». В такой форме Андреевский флаг просуществовал в Российском Флоте до весны 1918 года. В 1992 г. он указом Президента был восстановлен в качестве военно-морского флага РФ.

 

В честь Апостола Петра названа северная столица России – Санкт-Петербург (букв. «город святого Петра»).

 

К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, чудесно призванный самим Господом (Деян. 9:1-20). Первоначальное имя Павла – Савл (Саул). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи.

 

Апостолы Петр и Павел в православии называются первоверховными апостолами, т. е. первыми из верховных, как наиболее потрудившиеся для распространения веры христианской. Их память совершается 12 июля н.ст. В их честь назван город Петропавловск-Камчатский. Для города Петрозаводска эта святая двоица имеет особое значение: первым храмом, выстроенным возле предполагаемого Петровского завода Александром Меньшиковым, был Петропавловский собор. Он сгорел или был сожжен в 1924 г. В память о нем в 1995-98 гг. на Старой Кукковке была построена часовня «во имя славных и всехвальных Первоверховных апостолов Петра и Павла». До революции день Петра и Павла (конец поста) служил аналогом нынешнего Дня города.

 

К апостолам иногда приравниваются святые, проповедовавшие христианское учение среди язычников, например, равноапостольные император Константин Великий и мать его царица Елена, князь киевский Владимир и мать его великая княгиня Ольга.

 

 

  1. Что хотел выразить Александр Блок названием поэмы «Двенадцать»? Чем образ его «двенадцати» отличается от евангельских и житийных образов?
  2. Число 13 в европейской культуре иногда считается несчастливым. В связи с этим в некоторых зданиях (особенно гостиницах) этажи нумеруются так, чтобы не нервировать трискаидекафобов: после 12-го этажа может сразу следовать 14-й, в здании могут существовать этажи 12А и 12Б, или же 13-й этаж может называться как «12+1». Иногда это также относится к номерам домов, помещений, квартир, мест в театрах, и практически на всех кораблях после 12-й каюты сразу идёт 14-я. Также 13-й ряд иногда отсутствует в самолётах (после 12-го ряда идёт сразу 14-й). Почему? Является ли такое отношение к числу евангельским?
  3. О каком Андрее идет здесь речь? Что это за произведение? Кто его автор?

 

«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: „Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп».

12. Нагорная проповедь.

После избрания апостолов Христа встретили люди, пришедшие к Нему, чтобы послушать Его и получить исцеления от болезней. Спаситель снова взошел на гору и сел, чтобы учить. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорной. Гора стала символом необходимости духовного усилия для принятия учения Господа.

Ветхозаветный Закон Господь дал на горе Синае в бесплодной пустыне. Тогда темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто под страхом смерти не смел приблизиться даже к горе, кроме пророка Моисея, через которого Господь дал заповеди. Но и Моисей не мог увидеть Лица Бога.

Заповеди Нового Завета Господь дает тоже на горе, но возвышающейся над цветущей долиной. При этом Он окружен толпой народа. Люди не только лицезреют Его, но и безопасно прикасаются к Нему, чтобы получить от Него благодатную силу.

Сам Иисус Христос выполнял Синайские заповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков» (Мф. 5:17). Но Он дарует Новый Завет, потому что ветхозаветный закон строгой справедливости, во-первых, ограничивал человека в творении не только зла, но и добра. Это закон несвободы. Во-вторых, Ветхий Завет не давал человеку силы побеждать грех и творить добро. Как объяснял Апостол Павел (Рим.5:1–2; Еф. 2:14-18), новозаветный закон Божественного милосердия, прощающего человеческий грех за жертву Христа, разрушает перегородку между Богом и человеком и открывает допуск к получению благодати, которая дает людям силу исполнять заповеди. Поэтому и требует от человека большего.

Новозаветное учение начинается с девяти заповедей блаженств. В отличие от Синайских заповедей, вводящих в Землю Обетованную, они призваны даровать высшую степень счастья – блаженство Царства Небесного.

«Блаженны» поются в православных храмах на главном богослужении – литургии – во время так называемого Входа с Евангелием (в алтарь)[4]. Так как алтарь символизирует в православии Царство Небесное, то «блаженны» становятся «лестницей в небеса» и их содержание часто рассматриваются как ступени этого подъема (хотя, как увидим, и с первой ступеньки можно попасть туда), приблизительно так:

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 44.