Христианское сознание рассматривает жизнь как подготовку к выпускному экзамену.
Перед смертью верующие просят «напутствия» (благословение, очищение и укрепление «на последний путь»: исповедь, причастие, соборование.
Когда христианин уже умер, то есть отошел из этого мира, над ним читают «отходную», чин, официально называемый «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице при разлучении души от тела всякаго правовернаго».
Вспоминая слова Христа: «У Бога все живы», «Девица не умерла, но спит» (об умершей дочери Иаира) и т.п., умершего называют «усопший», то есть «заснувший». О нем говорят, что он «преставился», то есть «переставился» из этого мира «на тот свет». Умершего называют «покойник», так как он успокоился от земных тревог, и просят для него у Бога «во блаженном успении вечный покой». Фактически, М.Ю.Лермонтов просил чего-то подобного в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!»
В связи с пребыванием усопшего в вечном покое у нормального христианина нет боязни кладбищ («Ты живых бойся»). Тело до II-го Пришествия и всеобщего воскресения не встанет, душа во власти Бога. «Явления с того света» (ко мне умерший приходил, я слышала его шаги, его дыхание и т.п.), как правило, рассматриваются в Православии как «бесовские страхования»; считается, что бывают они с людьми, духовно не защищенными: язычниками или тяжкими грешниками из числа крещеных.
Но неверно понимать вечный покой христианина как бездействие. Поэтому неправ Л.Дербенёв, автор текста популярной песни «Есть только миг»:
«Вечный покой сердце вряд ли обрадует
Вечный покой для седых пирамид…»
Это покой деятельный. Притча о минах (вариант притчи о талантах) говорит о том, что умножившие свои мины рабы меняют свой «статус» и получают в управление несколько городов. Верующему христианину трудно даже представить масштабы деятельности святых, например, святителя Николая Чудотворца. Тысячи, если не миллионы молитв, просьб направляются к нему каждый день, особенно во время Рождества, когда о нем вспоминают на Западе под именем Санта-Клауса. Но при этом его положение уже непоколебимо, его нельзя смутить или запугать.
Над усопшим, если его тело хранится дома или в храме, читают псалтырь (как это делает Хома в повести Гоголя «Вий», только, конечно, над выявленными колдунами в Православии не молятся). Как правило, на третий день после смерти, над усопшим христианином совершается отпевание. Оно получило такое название в связи с обилием песнопений. В древности вся община участвовала в прощании с усопшим – ведь петь вместе легче, чем читать вместе. Отпевают в белых одеждах, так же, как и крестят – указывая на то, что душа сейчас рождается «на тот свет». На усопшего кладут саван (белое покрывало с молитвами), на лоб кладут венчик (маленький венец с иконами, чтобы можно было во время прощания поцеловать лоб без прикосновения с коже), в руку кладется подорожная, т.е. молитва о прощении грехов. В конце поют «вечная память», на земле человека не будут помнить вечно, но вечный Бог будет.
А.П.Чехов «Дядя Ваня»: Астров: ...Сел я, закрыл глаза - вот этак, и думаю: те, которые будут жить через сто-двести лет после нас и для которых мы теперь пробиваем дорогу, помянут ли нас добрым словом? Нянька, ведь не помянут!Марина: Люди не помянут, зато Бог помянет
Выражение «живот вечный» означает «жизнь вечная».
И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» пишет о могиле Базарова так:
«К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка – муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем… Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»
Но возможна и вечная мука, поэтому христиане стараются избегать осуждения покойников. Только Бог знает все тайные мотивации и желания человека, поэтому – «Бог тебе судья» при жизни и: «О покойнике либо хорошо, либо ничего» - после смерти.
В конце отпевания бывает прощание (т.е. покойнику надо все простить, чтобы ничто не связывало душу, и попросить прощения и у него). В гроб, с т.зр. христиан бессмысленно и грешоно класть расчески, деньги, тем более сигареты и т.п. Тело воспользоваться этим не сможет, оно сгниет, а душе ничто материальное не нужно. В отличие от язычников, христиане предают тело земле, как бы на хранение до всеобщего воскресения, почему и называют это «похороны». На могиле ставится крест. Вкушение еды и, тем более, распитие водки на могиле, считается грехом. Это отголоски языческой тризны по умершему. Древние русы покойников сжигали, как и индусы; при этом в костер отправляли все, что могло пригодиться человеку в загробном царстве: оружие, скот, жену, рабынь и т.д. Об этом мы узнаем из описания похороны русского князя-язычника у арабского путешественника Ибн Фадлана. В XIX веке эти похороны изобразил русский художник Генрих Семирадский «Похороны знатного руса».
После похорон устраиваются «поминки», от слова «память». Душе нужно утешение, поэтому «о покойнике либо хорошо, либо ничего». Первое блюдо на поминках - кутья или коливо. Это то же, что сочиво – пророщенное или сваренное зерно в меду, символизирующее человека, проросшего в сладкую жизнь.
На 9-й день и на Сороковины христиане приходят поминать человека в церковь, подают записки. заказывают панихиду или заупокойную литию. Так поступила, например, дочь станционного смотрителя в повести Пушкина. Признается большое значение милостыни за усопшего, которая может избавить его от вечной муки, поэтому христиане приносят продукты в храм на канун и подают нищим. Суеверия, связанные с похоронами: завешивание зеркал, рюмка для усопшего, «помянем» водкой. Превращение бытовых деталей в суеверный ритуал: через окно, хвоя, табуретки, печка.
В православном календаре установлены также так называемые родительские субботы, богослужение которых посвящено поминовению «от века усопших» православных предков. Для поминовения имена пишут в записках, которые передаются в алтарь.
В Ветхом завете тело усопшего считалось нечистым, оскверняющим. В Новом Завете, после смерти и воскресения Христа, Его ученики стали не только не бояться мертвого тела, но даже лобызать останки святых, называя их «мощи». Если они хранятся в церкви, то их помещают в особый украшенный ковчег - «раку». За 2000 лет христианства зафиксировано много случаев исцеления от мощей. Протестанты, однако, не признают ни почитания мощей, ни молитв ко святым.
Что в данном описании в повести Н.В.Гоголя «Вий» относится, с православной точки зрения, к суеверию?
«Гроб поставили посередине, против самого алтаря. Старый сотник поцеловал еще раз умершую, повергнулся ниц и вышел вместе с носильщиками вон, дав повеление хорошенько накормить философа и после ужина проводить его в церковь. Пришедши в кухню, все несшие гроб начали прикладывать руки к печке, что обыкновенно делают малороссияне, увидевши мертвеца».
Воскресение Христово
После страстной пятницы наступила суббота покоя. У гроба Христа стояла стража. Хотя Тело Иисуса было уже помазано Иосифом Аримафейским и Никодимом, женщины хотели сделать это еще раз, поэтому, как только суббота закончилась, они еще ночью пошли ко Гробу. Они не подумали даже, кто отвалит им камень от гроба или как они пройдут мимо стражи. Так как они несли миро для помазания, их стали называть «мироносицы». За их самоотверженную любовь Церковь с древних пор празднует их память в 3-е воскресенье после Пасхи. Этот день является для православных «международным женским днем».
Но, когда, с первыми лучами солнца, они подошли ко гробу, стража лежала, как мертвая, а камень был отвален. На камне сидел ангел в белых одеждах, который сообщил им о воскресении Иисуса Христа. Ныне в храмах, где устраивается копия храма Гроба Господня, делают и так называемый «придел Ангела».
Мироносицы побежали сказать о воскресении апостолам. Но задержавшаяся Мария Магдалина увидела Христа.
Евангелия повествуют, что воскресший Христос многократно являлся ученикам. Мы рассмотрим только два случая.
В день Воскресения два апостола из 70 – Лука и Клеопа – шли из ненавистного им Иерусалима домой в Еммаус. по дороге к ним присоединился некий Человек, который стал их расспрашивать о причин их горя. Как говорит Писание, «глаза их были удеражны» и поэтому они не узнали Его. Когда же они рассказали о распятии и крушении их надежд, то человек стал их укорять в неверии, раскрыл на Священном Писании Ветхого Завета, что Христос и должен был пострадать и воскреснуть. Они упросили Его поужинать с ними. Когда же он благословил хлеб, они узнали Его – это был Иисус. Но Он стал невидим.
Ср. в романе М.Горького «Мать» (Часть I, III):
И в отношении к матери было что-то новое: он иногда подметал пол в комнате, сам убирал по праздникам свою постель, вообще старался облегчить ее труд. Никто в слободе не делал этого.
Однажды он принес и повесил на стенку картину – трое людей, разговаривая, шли куда-то легко и бодро.
– Это воскресший Христос идет в Эммаус! – объяснил Павел.
Матери понравилась картина, но она подумала: "Христа почитаешь, а в церковь не ходишь..."
Это повествование на память читает Сталкер в фильме А.Тарковского «Сталкер». Он не называет имен, чтобы зритель мог вставить в повествование Профессора и Писателя вместо Луки и Клеопы (или самого себя). Однако глаза Профессора и Писателя так и остались «удержаны» - они отвергают чудо, стоя перед «Комнатой желаний», что побуждает Сталкера горестно воскликнуть по возвращении домой: «У них орган, которым верят, атрофировался за ненадобностью!».
Традиции празднования Пасхи сейчас в России во многом утеряны из-за гонений на христианство в XX веке. Однако даже атеисты в советское время красили куриные яйца в красный цвет на Пасху. История появления традиции приготовления пасхального яйца такова. Одна из мироносиц, святая Мария Магдалина, была знатного рода. Как и Апостолы, она отправилась на проповедь о воскресшем Христе. Древнее предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию, принеся ему в дар куриное яйцо как символ новой жизни. Она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, казнен по наветам иудейских первосвященников, и приговор утвердил назначенный Тиверием наместник Понтий Пилат. Однако Иисус Христос воскрес и призывает всех к покаянию. Тиверий ответил, что воскресения не может быть, как не может куриное яйцо стать красным. Со словами: «Христос воскрес!» - она вручила ему чудесно покрасневшее яйцо как символ того, что грех, передающийся по наследству при самом зарождении новой жизни, смыт Кровью Спасителя.
Другие православные пасхальные блюда – пасха (приготовляемая из творога по особым рецептам) и кулич (сдобный круглый хлеб, содержащий большое количество яиц и масла). Эти продукты, а также мясо, принято освящать после пасхальной службы или накануне.
Накануне Пасхи – службы Великой Субботы. В рассказе А.П.Чехова «Святой ночью» (т.е. пасхальной ночью) говорится о том, что было накануне:
«В самую обедню, во время паремий, умер иеродьякон Николай...
- Что ж, это Божья воля! – сказал я, подделываясь под монашеский тон. - Всем умирать нужно. По-моему, вы должны еще радоваться... Говорят, что кто умрет под Пасху или на Пасху, тот непременно попадет в царство небесное.
Что такое «обедня»? Паремии – это чтение отрывков из Ветхого Завета, соответствующих по содержанию празднику. Иеродиакон – это монах в диаконском чине.
На саму Пасху православные христиане стремятся попасть ночью в храм. В полночь совершается крестный ход вокруг храма в память о шествии мироносиц. Затем начинается пасхальная заутреня, после которой совершается литургия, на которой причащаются верующие. В том же рассказе Чехова пасхальная ночная служба описывается так:
«Та же необычайная подвижность бросается в глаза и в самом пасхальном служении. Царские врата во всех приделах открыты настежь, в воздухе около паникадила плавают густые облака ладанного дыма; куда ни взглянешь, всюду огни, блеск, треск свечей... Чтений не полагается никаких; пение, суетливое и веселое, не прерывается до самого конца; после каждой песни в каноне духовенство меняет ризы и выходит кадить, что повторяется почти каждые десять минут».
После службы по домам или в общине бывает разговение – праздничная трапеза.
Семь дней после Пасхи называются «Светлой седмицей» - «красные дни календаря»; работать в них в древности не полагалось. Последний день имеет три названия: «Красная горка» (т.е. высшая точка красной недели), «Антипасха» (т.е. как бы вторая Пасха) и «Фомина Неделя», и вот почему.
Через неделю после воскресенья Христос, пройдя, через затворенные двери, снова оказался в Сионской горнице, где был и Апостол Фома, который отсутствовал при первом явлении. Фома сказал, что поверит в воскресение, если лично не вложит палец в раны от гвоздей на Теле Иисусовом и руку в рану от копья. Явившийся Иисус предложил ему так и сделать. Тогда Фома упал на колени и сказал: «Господь и Бог мой».
С этого дня начинаются венчания, запрещенные в дни Великого Поста.
Во вторник после Фоминой существует традиция навестить могилы своих родственников на кладбище, чтобы поделиться и с ними радостью о Воскресении. День этот поэтому называется Радуница или Радоница. Над могилами поют пасхальные песнопения: стихиры Пасхи, часы Пасхи или просто «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
1. В худ. фильме «Придел Ангела» 2008 года показано преображение души убийцы-большевика Максима в одном из монастырей на Ладожском озере. Он получает задание пробраться в русский монастырь на территории Финляндии, куда должен прибыть главнокомандующий финских войск Маннергейм, и убить его. Перейти через советско-финляндскую границу ему помогает девочка, которую также приказано ликвидировать. Максим не может убить ее, и появляется в монастыре вместе с ней. В спасении его души принимает участие старец, молящийся в Приделе Ангела, к которому в послушание приставлена эта девочка. Объясните евангельское происхождение, а также второй, символический смысл названия фильма.
2. Объясните евангельские мотивы (и цель их введения в текст) в стихотворении А.Блока «Сон» (1910):
Я видел сон: мы в древнем склепе
Схоронены; а жизнь идет
Вверху - всё громче, всё нелепей;
И день последний настает.
Чуть брежжит утро Воскресенья.
Труба далекая слышна.
Над нами - красные каменья
И мавзолей из чугуна.
И он идет из дымной дали;
И ангелы с мечами - с ним;
Такой, как в книгах мы читали,
Скучая и не веря им.
Под аркою того же свода
Лежит спокойная жена;
Но ей не дорога свобода:
Не хочет воскресать она...
И слышу, мать мне рядом шепчет:
"Мой сын, ты в жизни был силен:
Нажми рукою свод покрепче,
И камень будет отвален". -
"Нет, мать. Я задохнулся в гробе,
И больше нет бывалых сил.
Молитесь и просите обе,
Чтоб ангел камень отвалил".
3. Объясните евангельский мотив в отрывке из стихотворения Арсения Тарковского «Явь и речь»:
Не я словарь по слову составлял,
А он меня творил из красной глины,
Не я пять чувств, как пятерню Фома,
Вложил в зияющую рану мира,
А рана мира облегла меня...
4. Как в православной традиции называется праздничное вкушение пищи, описанное у А.С.Хомякова в повести «Светлое Воскресение. Повесть, заимствованная у Диккенса»
«Вдруг раздался осиплый голос: "Снести вниз пожитки господина Скруга!" – и вслед за тем показался сам учитель, длинный и худой, и с величественной, но вместе благосклонной улыбкой погладив детей по головке, взял их за руки и повел в соседнюю комнату, где уже накрыт был на стол завтрак: красные яйца, куличи и пасха. Дети поели, поблагодарили учителя и с радостью распростились с ним»
Дата: 2018-11-18, просмотров: 446.