Православные обряды, связанные с рождением. О православных таинствах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В христианской традиции признается необходимость целомудрия (мудрости сохранения цельности личности) до брака и в браке: ведь муж и жена призваны составить единство (Быт. 2:24), которое невозможно при раздробленности души между разными «партнерами». Эт предполагает сохранение девственности не только тела, но и души, до свадьбы и верности супругу после свадьбы. Беременная женщина называется «непраздной», т.е. трудящейся. Благоговейное отношение православных христиан, в том числе монахов, к чуду зарождения новой жизни, носителя беспредельной тайны «образа Божия», выразилось в установлении праздников: Зачатия Богородицы (22 декабря) и Зачатия Иоанна Предтечи (6 октября). Даже в монастырях освящаются храмы в честь этих праздников; есть Зачатьевские монастыри. Христиане резко негативно относятся к абортам на любом сроке как к убийству невинного ребенка, который с момента зачатия имеет уникальную и неуничтожимую душу. По этой причине Русская православная церковь отвергла те варианты экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), которые предполагают смерть нескольких «неперспективных» эмбрионов.

 

После зачатия признается необходимость благочестивого плодоношения. Перед родами часто служат молебен перед иконой Богоматери «Помощница в родах».

 

После родов в течение 40 дней женщина признается ритуально нечистой; ей нельзя быть приходить в храм и прикасаться к святыням. Заканчивается этот период чтением специальных молитв над матерью. Существует чин наречения имени младенцу на 8-й день после рождения. Имя раньше нарекалось по святцам, по имени святого/святой, чья память выпала на день рождения или на 8-й день или на день крещения. Если человек уже имеет светское имя, в крещении он получает новое имя в честь святого/святой. При этом имена, которых нет в святцах, меняются, как правило, на близкие по звучанию, например, Алина на Елена. День памяти небесного покровителя называется именины (или день тезоименитства).

 

Православные веруют в наличие у каждого крещеного ангела-хранителя.

 

Таинство Крещения (греч. βάπτισμα — «погружение в воду») человека есть начало христианской жизни. О необходимости крещения для духовной жизни говорит в Евангелии Христос: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:3-5).

В Православии признается необходимость крещения детей на основании соединения вышеприведенных слов Христа с Его следующими словами: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:13-15). При этом признается необходимость восприемников (крестных родителей) для детей, которые, вместе с кровными родителями, отвечают за их христианское воспитание. Крестные между собой и по отношению к родным родителям становятся «кумовьями». Отсюда поговорки «Кума да кум наставят на ум» и т.п.

«Нехристь» - некрещеный. В древнерусских летописях «поганые» - язычники - от лат. paganus «деревенщина, язычник». Крещение называется с древности «просвещение», от слов Христа: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12), – и других подобных изречений Нового Завета (Ин. 1:5, 9:5). Так как, с т.зр. христиан, язычники поклоняются бесам, то отвержение крещения и связанного с ним просвещения – это «мракобесие».

Чин крещения состоит из следующих основных частей

1) Оглашение. Самые существенные священнодействия этой части обряда: научение основам веры, заклинание сатаны (называемое на Западе «экзорцизм»), отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры (то есть, сами оглашаемые или их крестные родители должны наизусть читать и показать понимание Символа веры). Оглашаемые дети, а также одержимые бесом во время подготовки часто плачут или кричат.

2) Крещение: освящение воды, 3 погружения во имя Отца, Сына и Святаго Духа, облачение в белую крещальную одежду и нательный крестик.

3) Миропомазание – сообщение дара Святого Духа через помазание святым миром (соответствует моменту начала дыхания при плотском рождении). Миро варится Патриархом (при этом в него добавляется прежнее миро) и затем развозится по всем епархиям и храмам.

 

В католичестве миропомазание совершается после конфирмации (подтверждения самим человеком выбора веры, сделанного родителями) в подростковом возрасте.

 

После крещения человека надо причащать святых Христовых Тайн (см. ниже о Таинстве Евхаристии).

 

Крещение является первым из христианских таинств, призванных радикально изменять духовное состояние человека. Под таинствами в православии понимаются священнодействия, в которых наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение Бога с человеком. В таинствах благодать Бога освящает все естество человеческое – и душу, и плоть – приобщая его к Божественному естеству.

Греческое слово mysterion (таинство, тайна) – от глагола myo, означающего «покрывать, скрывать». В настоящее время в Православной Церкви принято считать таинствами Крещение, Миропомазание, Евхаристию (Причастие), Покаяние (Исповедь), Брак (Венчание), Елеосвящение (Соборование) и Священство (Рукоположение); все остальные священнодействия относят к числу обрядов. Следует, однако, иметь в виду, что учение о семи таинствах заимствовано из латинской схоластики. Восточная святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и не ставила перед собой задачи подсчитывать их. К ним в разное время добавляли монашеское пострижение, чин погребения (отпевание) и чин освящения храма.

В каждом таинстве есть видимая сторона, включающая в себя слова и действия участников, «вещество» таинства (вода в Крещении, хлеб и вино в Евхаристии и т.п.), и невидимая сторона – духовное преображение и возрождение человека.

В православии считается, что совершителем любого таинства является Сам Бог, а священник – лишь Его орудие.

 

 

  1. Является ли православной позиция няни из романа И.С.Шмелева «Няня из Москвы»?: «А иной раздумаешься – сколько же он ангельских душек помори-ил!.. Да я-то уж знаю, барыня… И за это деньги какие брал! и на что же денежки эти шли-и… в прорву, на баловство, в свой мамон. Барыня все мне говорила, как и вы вот… – такая мадицина эта, требуется. А я-то знаю… грех покрыть помогал, ангельские душки убивал, пу-зырь колол!».
  2. Как вы думаете, сколько раз в христианстве можно крестить человека?
  3. Что означает поговорка «Креста на тебе нет»?

4. Объясните происхождение поговорки «Орет, как оглашенный».

5. Объясните происхождение поговорки «Одним миром все мазаны».

6. Перечислите христианские таинства.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 400.