· Владимирская (нижняя справа). По Преданию, написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году во время нашествия Тамерлана икону принесли в Москву.
· Казанская. Обретена в Казани после пожара в XVI веке. День ее памяти – 4 ноября н. ст. – является государственным праздником, названным «День народного единства». В этот день во время Смуты, в 1612 г., русское ополчение победило польских захватчиков под стенами Москвы. В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед Казанской иконой. По окончании Северной войны Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Санкт-Петербург.
· Смоленская (справа вверху). Перед одним из ее списков совершали моление Кутузов и все русское войско перед Бородинской битвой; см. 4-серийный фильм «Война и мир» С.Бондарчука, 3-я серия.
Эпитеты Богородицы: «Заступница», «Пречистая» (отсюда ул. Пречистенка в Москве), «Царица небесная». В католичестве – «Мадонна» — традиционное для итальянского и вообще западноевропейского искусства изображение Девы Марии с младенцем Иисусом (реже — без него). Первый акафист (где ряд молитвенных обращений начинается с приветствия Архангела Гавриила к Деве Марии «радуйся») был посвящен именно Ей.
Следует упомянуть чисто русский православный праздник Покрова Божией Матери (14 октября н.ст.) в память о видении святому блаженному Андрею Новгородскому в Константинополе, во время его осады врагами, Божией Матери, Которая распростерла свой платок – омофор, покров – над молящимися в храме. Самые известные Покровские храмы: храм Покрова на Нерли, Покровский собор на Красной площади (называемый по одному из приделов «собор Василия Блаженного»), Покровский зимний храм на о. Кижи.
К какому иконографическому типу принадлежит Владимирская икона Богородицы?
2. О чем повесть И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша»?
3. В 1811 году перед Отечественной войной достроен и освящен Казанский собор на Невском проспекте. Как вы думаете, с чем связан выбор название собора?
Сретение Господне
По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев (то есть первых сыновей) на 40-й день после рождения, приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось принести жертву «для выкупа», в память освобождения еврейский первенцев от ангела смерти при Исходе евреев из Египта. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
В это время в Иерусалиме жил праведный старец, по имени Симеон. Он был человек праведный и ожидал пришествия Спасителя. По преданию, он был одним из переводчиков Септуагинты и засомневался при переводе предсказания о том, что Дева родит, после чего жил ему было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. Он жил более 200 лет. И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца («сретение» значит встреча), взял Его на руки (почему он называется Богоприимец) и сказал: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром, потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей - свет для просвещения язычников и славу народа Твоего, Израиля» (Лк. 2:29-31; по ц.-сл. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»).
Симеон благословил Иосифа и Мать Иисуса и, обратившись к Ней, предсказал о Младенце: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу», это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего. Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.
Это событие называется праздником Сретения Господня и празднуется Православною Церковью 15 февр. н. ст. Ср. отрывки из стихотворения Иосифа Бродского «Сретение»:
Когда она в церковь впервые внесладитя, находились внутри из числалюдей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна. И старец воспринял младенца из рукМарии; и три человека вокругмладенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке храма.<…>А было поведано старцу семуо том, что увидит он смертную тьмуне прежде, чем Сына увидит Господня. Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня, реченное некогда слово храня,Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,затем что глаза мои видели это Дитя: он - твое продолженье и света источник для идолов чтящих племен,и слава Израиля в нем".- Симеонумолкнул. Их всех тишина обступила.<…>И старец сказал, повернувшись к Марии: | "В лежащем сейчас на раменах твоихпаденье одних, возвышенье других,предмет пререканий и повод к раздорам. И тем же оружьем, Мария, которым терзаема плоть его будет, твоядуша будет ранена. Рана сиядаст видеть тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око".<…>Он шел умирать. И не в уличный гулон, дверь отворивши руками, шагнул,но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук.И образ Младенца с сияньем вокругпушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою, как некий светильник, в ту черную тьму,в которой дотоле еще никомудорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась. |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 435.