Рождество, Введение и Благовещение Пресвятой Богородицы

 

Согласно христианскому Преданию, у родителей Марии (из обедневшей ветви рода царя Давида), будущей Богородицы, до старости не было детей. Когда они, по примеру матерей Самсона и Самуила, пообещали посвятить своего ребенка Богу, Господь дает им Дочь и повелевает назвать Мария. Рождество Богородицы празднуется 8 сентября по старому стилю[2], 21 сентября по новому стилю. Разница между старым и новым стилями составляет 13 дней. Заметим, что цвет всех богородичных праздников – синий.

 

Предчувствуя приближающуюся смерть, в 3 года престарелые родители отдают Марию на воспитание в интернат при иерусалимском Храме. Праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм Церковь празднует 4 декабря по новому стилю (далее все праздники по н. ст.). От этого праздника в русской культуры фамилия Введенский и некоторые топонимы.

 

На иконе Введения изображаются Ее родители с сопровождающими, встречающий Марию священник Захария, а также Она Сама уже живущая при Храме и питавший Ее небесным хлебом ангел.

 

Мария изучала в интернате ремесла, в частности, впоследствии соткала т.н. «нешвенный хитон» для Сына. Она также много молилась и изучала Священное Писание. Под влиянием такого воспитания Она дала обет девства, т.е. безбрачия.

 

В 14-летнем возрасте, по храмовым установлениям, девушек либо выдавали замуж, либо возвращали в дом родителей. Но родители Марии уже умерли. Священники, зная Ее святую жизнь, но не имея примера, чтобы девушки Израильские посвящали себя безбрачной жизни, обручили Ее Иосифу, праведному старцу, также из царского рода Давидова, с тем чтобы он в своем доме был хранителем Ее девства. Поэтому его называют Иосиф Обручник. Он жил в городе Назарете и был плотником.

 

У Марии была родственница Елисавета, которая была замужем за священником Захарией. У них тоже долго не было детей. Они также вымолили себе ребенка. К Захарии во время богослужения явился Архангел Гавриил и предсказал рождение сына, которого повелел назвать Иоанн (отсюда в русской культуре такая любовь к Иванам да Марьям). Ему предстояло подготовить людей к пришествию Мессии (Христа). Поэтому его называют Предтеча (=предшественник). Впоследствии этот человек стал пророком и крестил (погружая в воду реки Иордан) людей крещением покаяния. Поэтому его еще называют Креститель.

 

На шестом месяце беременности Елисаветы, Архангел Гавриил явился Деве Марии. Он приветствовал Ее: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою: благословенна Ты между женами». Так как ангел являлся Пресвятой Деве еще во время жизни при Храме, Ее не встревожило это явление. Но так как ее характерной чертой было смирение, она смутилась от того, что он выделил Ее между женами. Архангел поспешил успокоить Ее: «Мария! Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Он предсказал также, что Его царство будет вечным. Мария же сказала Архангелу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». В доказательство он сообщил о беременности Елисаветы. Тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее Ангел. Тогда совершилось непорочное – без мужа – зачатие Иисуса Христа от Духа Святого, почему Богородица называется Мария Дева, Пречистая, Пренепорочная.

 

Событие это Православная Церковь празднует 7 апреля н.ст. Цвет – голубой. Выпускают птиц из клеток во образ освобождения души.

 

На Западе слово Архангела «Радуйся» (лат. Ave) толковалось как «Ева» наоборот. Блаженный Иероним вывел сжатую формулу: «смерть — через Еву, жизнь — через Марию». Это слово стало началом молитвы Ave Maria, положенной на музыку многими композиторами (самый известный вариант – на музыку Франца Шуберта в исполнении Роберто (Робертино) Лорети). В Православии этому тексту соответствует молитва «Богородице Дево, радуйся». Архангельское приветствие «радуйся» стало также основой для жанра Акафиста («Не-седальна»).


В фильме А. Звягинцева «Изгнание» жена главного героя (ее зовут Вера), по его настоянию, делает аборт. В этот момент дети, отправленные к соседям, собирают паззл картины Леонардо да Винчи «Благовещение», а затем читают отрывок из главы 13 1-го Послания апостола Павла коринфянам, где говорится о любви. Жена после аборта умирает. Таким образом, убийство ребенка становится убийством остатков любви и веры в Бога – убийством Бога в себе.

 

 

  1. Как получил свое название Введенский канал в Санкт-Петербурге?
  2. В честь чего назван город Благовещенск?

 


РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

 

Рождество Христово[3], празднуемое православными 7 января н.ст., изменило мир. Как минимум, мы видим это по нашему летоисчислению от Рождества Христова. Эту систему счета лет ввел римский монах VI века от Р.Х. Дионисий Малый. По поручению папы римского, он в 525 г. составлял пасхальные таблицы. Отказавшись от тогдашнего летосчисления, начинавшегося от первого года правления жестокого гонителя христиан римского императора Диоклетиана, он предложил новую точку отсчета. Сейчас в науке принято считать, что, вычисляя год Рождества, Дионисий ошибся приблизительно на 5 лет. Т.е., для вычисления времени рождения Иисуса Христа нужно к году нашего летоисчисления добавить 5 лет.

 

Согласно Евангелию от Луки, во время царствования в Иудее Ирода, который был посажен на трон Римом, римский император Август издал повеление сделать всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов – Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере (ц.-сл «Вертеп») ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец — Сын Божий, Христос Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.


Вифлеемские пастухи первыми – от ангела – узнали о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Внезапно явилось множество ангелов. Они славили Бога и пели: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Пастухи пришли в пещеру и увидели там Младенца, лежащего в яслях, поклонились Ему и рассказали о том, что видели и слышали от ангелов. Мария же сохраняла в сердце Своем все слова их.


На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела.

 

Когда еще Иосиф и Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы. Это были ученые люди, которые занимались наблюдением и изучением звезд. Они верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники, наученные рассеявшимися иудеями (например, пророком Даниилом), знали о грядущем в мир Мессии — Великом Царе Израильском, Который покорит весь мир. Господь дал волхвам знамение — на небе появилась необычайная звезда. Волхвы поняли, что ожидаемый Царь родился. Они пошли в столицу иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился.


Царь Ирод, услышав о новом царе, которого он считал своим соперником, встревожился. Он был человек жестокий. По одному подозрению он предавал казни своих собственных детей. Ирод собрал к себе всех священников и книжников, то есть людей, изучавших книги Священного Писания, и спросил их: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея». Тогда Ирод послал волхвов в Вифлеем, сказав: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему». На самом деле Ирод задумал убить родившегося Царя.

 

Та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, снова появилась на небе и шла пред ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда (ее так и называют теперь – Вифлеемская звезда) остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. В память об этом Вифлеемская звезда называется «путеводной звездой». В это время Иосиф и Дева Мария с Младенцем жили уже в городе, в доме, так как народ после переписи стал расходиться. Волхвы вошли в дом и поклонились Иисусу до земли и поднесли Ему дары свои: золото (как Царю), ливан (ладан, как Священнику) и смирну (драгоценное, благовонное масло; употреблявшееся для помазания умерших – о том, что Христос будет убит, писал пророк Даниил).


После этого волхвы получили от Бога во сне повеление не возвращаться к Ироду и ушли домой. По преданию, их звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Ср. о них в тропаре Рождества: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!» Ср. Б. Пастернак. «Рождественская звезда» из цикла «Стихотворения Юрия Живаго».

 

В православном христианстве Рождеству Христову предшествует 40-дневный пост («рождественский» или «филиппов», т.к. начинается на следующий день после дня празднования памяти апостола Филиппа (27.11 н.ст.). День накануне Рождества называется Сочельник (6 января): день строгого поста, вкушение только сочива (проросшие или сваренные зерна в меду) после «первой звезды».

 

Цвет облачений праздника – белый. К концу поста закалывался скот, готовились мясные блюда. Традиция ставить рождественскую елку (с «Вифлеемской звездой» на верхушке) пришла в Россию в XIX веке из немецкой протестантской культуры. На Рождество принято дарить подарки в память даров волхвов.  

 

От Рождества начинаются т.н. святки – святые дни, – которые продолжаются до крещенского сочельника. Поста в эти дни нет, царит веселье. Дети и молодежь приходят в гости и, взамен на угощение, поют колядки – народные песнопения, посвященные Рождеству. Отмеченная в русской литературе традиция гаданий на святки – языческая, а не христианская. Православная Церковь строго осуждает гадания как форму общения с нечистой силой. Заметим, что гадания и в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, и в эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого заканчиваются трагично: Евгений убивает Ленского, что делает его брак с Татьяной немыслимым, а Наташа Ростова после гадания поддается соблазну Анатоля Курагина, что расстраивает ее брак с князем Болконским. Отношение В.А.Жуковского к гаданиям в балладе «Светлана» также негативно:

 

Вот баллады толк моей:

«Лучшей друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье - лживый сон;

Счастье - пробужденье».

 

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана...»

 

На святках принято усиливать благотворительность по отношению к бедным в память бедствия Иосифа и Марии, прибывших в Вифлеем для переписи и не нашедших приюта в домах (отсюда рождественские скидки). В литературе существует жанр святочного рассказа, в которых чудо связано с милосердием. Из святочных историй наиболее известна « A Christmas Carol» («Рождественская история») Чарльза Диккенса с ее главным персонажем Скруджем. В русской литературе – рождественские рассказы «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, цикл святочных рассказов Н. С. Лескова, рождественские рассказы А. П. Чехова (как, например, «Детвора», «Мальчики»). Сейчас этот жанр возрожден и активно развивается.

 

Нередко тема присутствия животных в Вертепе возле новорожденного Христа развивается под влиянием библейского рассказа о послушании всего животного мира человеку в раю (Быт. 2:19-20). Ср. стихотворение Саши Черного (А.М. Гликберг) «Рождественское». См. мультфильм «Рождество» 1996 года М.Алдашина. Вообще в христианстве человек называется «венцом творения», а весь мир до грехопадения – и после рождения Спасителя как Человека, Который снова становится хозяином мира – воспринимается как храм Божий: «Да ведь чую: воистину, Храм Божий! Хвалите Его, небеса и воды! Хвалите, великие рыбы и вси бездны, огонь и град, снег и туман… горы и все холмы… и все кедры, и всякий скот, и свиньи, и черви ползучие!..» (Иван Шмелев. «Свет разума»).

В народной культуре с древности очень популярны были представления на тему Рождества Христова, в частности вертепное представление — народное рождественское представление, разыгрываемое при помощи кукол в специальном ящике. Этот ящик также называют вертепом.

 

1 января по старому стилю (13.01 по новому) празднуется «Старый Новый год». Однако по церковному календарю в этот день совершается память святителя Василия Великого, а также отмечается Обрезание Господне. В толкованиях отмечается, что Иисус, будучи по божеству установителем Закона, Сам выполнил установление этого Закона (Быт. 17:1-14).

 

 

  1. На какую дату приходится Рождество Христово по старому стилю?
  2. Почему воспитательное учреждение для самых маленьких детей назвали «ясли»?
  3. Почему народный кукольный рождественский театр называется «вертеп»?
  4. Что соответствует православным представлениям о Рождестве Христове в мультфильме М. Алдашина «Рождество» 1996 года?
  5. Какое христианское представление о мире звучит в строках рождественской песни иеромонаха Романа (Матюшина) «Полночью, лунною полночью…»: «Правит Святую Утреню / Хор православных звёзд»?
  6. В разных странах мира существует не менее 16 городов с названием Bethlehem. Почему?
  7. Объясните все новозаветные мотивы в стихотворении Афанасия Фета:

 

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи —
И за Ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари востока
Злато, смирну и ливан.

  1. См. рассказ И.С.Шмелева «Филипповки». Как вы думаете, что такое «заговины»?

«Завтра заговины перед Филиповками. Так Рождественский Пост зовется, от апостола Филиппа: в заговины, 14 числа ноября месяца, как раз почитание его. А там и Введение, а там и Николин День, а там... Нет, долго еще до Рождества.

— Ничего не долго. И не оглянешься, как подкатит. Самая тут радость и начинается — Филиповки! — утешает Горкин. — Какая-какая... самое священное пойдет, праздник на празднике, душе свет. Крестного на Лександру Невского поздравлять пойдем, пешком по Москва-реке, 23 числа ноября месяца. Заговеемся с тобой завтра, пощенье у нас пойдет, на огурчиках — на капустке кисленькой-духовитой посидим, грешное нутро прочистим, — Младенца-Христа стречать. Введенье вступать станет — сразу нам и засветится.

— Чего засветится?

— А будто звезда засветится, в разумении. Как-так, не разумею? За всеношной воспоют, как бы в преддверие, — «Христос рождается — славите... Христос с небес — срящите...» — душа и воссияет: скоро, мол, Рождество!.. Так все налажено — только разумей и радуйся, ничего и не будет скушно.

<…> Заговины — как праздник: душу перед постом порадовать. Так говорят, которые не разумеют по духовному. А мы с Горкиным разумеем. Не душу порадовать, — душа радуется посту! — а мамону, по слабости, потешить.

— А какая она, ма-мона... грешная? Это чего, ма-мона?

— Это вот самая она, мамона, — смеется Горкин и тычет меня в живот. — Утро-ба грешная. А душа о посте радуется. Ну, Рождество придет, душа и воссияет во всей чистоте, тогда и мамоне поблажка: радуйся и ты, мамона!»

















Дата: 2018-11-18, просмотров: 22.