Й курс
Часть II
О Новом Завете
Как мы указывали, этот термин появляется в книге пророка Иеремии (31:31-33): «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом».
Согласно христианскому учению, в новый завет (=договор) вступает Богочеловек Иисус Христос со всеми верующими в Него без различия национальностей (см., например, всю книгу Деян. или Еф. 2:11-19). Благодаря этому христианство уже в I в. по Р.Х. становится мировой религией. «Иисус» - греческий вариант имени. Полная форма еврейского имени – Иегошуа – означает «Иегова Спаситель». По-церковнославянски «Спас». Средством скрепления нового договора/завета становится не окропление кровью жертвенного агнца, как в Законе Моисея (Исх. 24:5-8), а вкушение Крови Иисуса Христа под видом благословляемого вина в Таинстве Причастия: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28 и параллельные места).
С точки зрения православных, Иисус есть Сын Божий и Сын человеческий (Марии) в одном Лице. То есть, в Нем 1 личность (ипостась) и 2 природы – божественная и человеческая, что обозначается у православных двумя согнутыми пальцами крестного знамения. Сбылось желание страдальца Иова – появляется Посредник между Богом и людьми, имеющий право выступать от Его и от их имени.
Новый Завет состоит из 27 книг. Канон Нового Завета установлен в I-IV веках по Р.Х. Церковью на основании Священного Предания. В него входят: 4 Евангелия (= «благо-вестие»), Деяния святых Апостолов, 7 соборных посланий (всем христианским общинам), 14 посланий Апостола Павла отдельным общинам и пророческая книга Откровение Иоанна Богослова (по-греч. «Апокалипсис»). Все эти книги написаны в I веке по Р.Х. на языке международного общения того времени – койне (общераспространенном диалекте греческого языка).
Количество известных рукописей Нового Завета значительно превосходит количество рукописей любого другого древнего документа. При этом временной промежуток между написанием оригинала и датой наиболее ранней дошедшей до нас рукописи Нового Завета значительно меньше (20—30 лет), чем этот показатель для копий произведений классических авторов. Наиболее древние известные сохранившиеся рукописи текстов Нового Завета датируются 66 годом по Рождеству Христову (отрывок из 26 главы Евангелия от Матфея) и 125—130 годами (отрывок из Евангелия от Иоанна). Наиболее древний полный список Нового Завета (в Синайском кодексе) — датируется IV веком.
Иного рода подтверждением аутентичности служат ссылки и цитаты из Нового Завета, содержащиеся в других древних источниках. Их авторы, известные как «мужи апостольские», писали главным образом между 90 и 160 гг. и были знакомы с большинством книг Нового Завета. В «Послании Коринфянам Клемента, епископа Рима» (около 96 г.), «Послании Варнавы», «Поучении двенадцати апостолов» (приблизительно 100г.), письмах Игнатия, епископа Антиохии, написанных им по пути в Рим, где в 115 г. его ждала мученическая кончина, в «Послании к Филиппийцам» Поликарпа Смирнского (около 120 г.), – мы обнаруживаем цитаты из книг Нового Завета.
Притом свидетельства указанного рода не ограничены кругом ортодоксальных христианских авторов. Как явствует из текстов гностической школы Валентина, в этом еретическом кружке в первой половине второго столетия хорошо знали большую часть Новозаветных книг.
Четыре Евангелия (для простоты обычно они называются словом в единственном числе: Евангелие) являются «ядром» Нового Завета и рассказывают о земной жизни и учении Иисуса Христа. Влияние евангельского текста на русскую (и шире, на европейскую) культуру огромно. Например, Достоевский, получивший книгу Евангелие на каторге, не расставался с ней всю свою последующую жизнь. В результате, «Евангелие проницает текст Достоевского»[1].
Символами 4-х евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова – становятся 4 апокалиптических животных, образ которых появляется еще у Иезекииля: человек (Мф.), лев (Мк.), телец (Лк.), орел (Ин.). Первые три евангелия очень похожи, поэтому они называются синоптическими (др.-греч. συνοπτικός, букв. «со-наблюдающий»). Согласно Священному Преданию Церкви, Евангелие от Иоанна написано позднее других, и Иоанн сосредоточился на тех частях учения Иисуса Христа, которые не вошли в первые три евангелия.
В православии и католичестве священная история Нового Завета дополняется на основании Священного Предания (события рождения Марии, будущей Богородицы, введения Ее во Храм).
Накануне Рождества, после серии освободительных, а затем гражданских войн, Палестина находилась под властью Римской империи. В религиозном отношении евреи разделились на несколько партий. Религиозными врагами Христа в Евангелиях выступают:
1. иродиане (приверженцы царя Ирода, беспринципные носители эллинистической культуры, пришедшие к власти с помощью римлян);
2. саддукеи (партия, захватившая должности при Храме; отрицали духовную жизнь, существование ангелов, жизнь после смерти и воскресение; знаком угодности Богу считали земное богатство, поэтому наживались за счет храмового культа);
3. фарисеи («отделенные», считавшие себя непорочными, мелочно соблюдавшие Закон Моисея и изобретавшие новые заповеди; признаки – гордыня, презрение к внешним, лицемерная религиозность напоказ, желание быть духовными вождями).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 443.