Три возможности или голова против ног
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Пошли себе людей  и обойдут страну»

Бе-мидбар13:1

Три глагола использует Тора для описания действия разведчиков. Во-первых, это глагол лахпор – раскапывать, который был зачином всего последующего. Именно его используют евреи, выражая свое желание: «и приблизились ко мне все вы и сказали – пошлем людей перед собой и раскопают (исследуют) для нас Страну» (Дварим 1:22).

Такая постановка вопроса – «раскопают» указывает на желание найти на поверхности не лежащее, а, по мнению рава Лунчица – желание вернуться в обычный мир (Мицраим) и не подниматься до стандартов Эрец Исроэль – «страны, поедающей сидящих» - принуждающей к бескомпромиссному духовному подъему.

Понятно, что Создатель, а вслед за ним и Моше, используют совершенно иной глагол латур – путешествовать, подразумевающий знакомство с удивительными преимуществами (йитарон – преимущество сходно с латур!) Страны Израиля.

Но разведчики реализуют третью возможность, связанную с глаголом разведывать – лерагель. Шпионствовать в доме царя означает нивелировать его значимость, опустить дворец до уровня конторы или лаборатории (в зависимости от вида шпионажа).

Искать во дворце не Царя царей, а деньги или любой эквивалент – власть, могущество, независимость, значит, упустить исключительное преимущество Дворца – благоволение Создателя. Не случайно лерагель – разведывать, корнем своим имеет регель – ногу, обычность. А рав Лунчиц, используя аналогию Эрец Исроэль – рош – глава, а Мицраим – узость, ноги, утверждает, что разведчики попытались низвести нашу Страну до уровня ног – Египта.

Расстановка трех глаголов латур, лахпор и лерагель по уровням – разум, желание, поступок – резюмирует вышесказанное и, в который раз, показывает, что начинающееся с желания человека, ведет только к человеку, а никак не к Вс-вышнему. И мидраш ставит последнюю точку, утверждая, что не прояви Израиль инициативу, то Творец приказал бы (Первопричина!) послать разведчиков не «себе» («корысти ради»), а ради Него («а только волею, пославшей мя жены»!)

 

Беспричинная ненависть

При всем уважении к уже данным объяснениям причины разрушения Второго Храма, все равно не очень понятно, что это за «зверь такой», беспричинная ненависть. Я абсолютно уверен, что любой еврей того поколения, будучи спрошен       о причине столь резкого неприятия ближнего своего – назвал бы не одну увесистую причину своей ненависти! И плохие качества, и непотребства, «и я уже молчу» о предательстве национальной/еврейской/ортодоксальной/…/божественной (нужное подчеркнуть) идеи.

Свое мнение я хочу подкрепить мидрашем, который цитирует (по Эйха Раба) Савраньский ребе: «Первые – их преступления были открыты и конец [их галута] был открыт. Последние – их преступления скрыты и конец [их галута] скрыт». Т.е. простите, как это «их преступления скрыты»??! Можно объяснить совсем просто, говорит Савраньский ребе. В свете вышесказанного – их преступления были скрыты от них самих и выяснятся «в конце»! Но мы «пойдем» за более «сложным» комментарием моего учителя, связанным… с промахом разведчиков. Ведь, все-таки, Девятое Ава – причина всех причин разрушения.

Один из удивительных эпитетов, использованных разведчиками и испугавших Израиль: «и весь народ, который мы видели в ней – мужи [высоких] качеств» (Бе-мидбар, 13:32). Если вспомнить, что разведчики избегали явной лжи, то оценка   местных жителей, как обладателей «[высоких] качеств» находится в явном столкновении с вердиктом Вс-вышнего: «И уничтожу весь народ, в который ты идешь» (Шмот, 23:27). Вынужденный результат – двуличие. Ханаанейцы (сравните с современной западной цивилизацией) претендовали на имидж высокоморальных существ, но, по сути, были отъявленными мерзавцами.

Десять разведчиков попали под влияние народов Кнаана. Их «доклад» перед всем честным еврейским народом построен по ханаанейским (западным!) рецептам – внешне «за здравие», по сути – «за упокой»: «пришли мы в страну, в которую ты послал нас, и действительно она течет молоком и медом, и вот ее плоды.… Не сможем мы подняться [в ней] к народу [ее] так как сильнее он, чем мы» (Бе-мидбар, 13:27,31). Истоки Девятого Ава – несоответствие внешнего внутреннему.

Смысл мидраша о скрытости провинностей поколения разрушения Второго Храма – проясняется несоответствием внешних мотивов поведения внутренним пружинам и стремлениям, абсолютно противоположно преступлениям поколения разрушения Первого Храма. «Открытость» прелюбодеяния, убийства и чужой работы означает на языке мидраша очевидную «терапию» чисто внешних преступлений поколения Первого Храма. Отсюда и относительно небольшой срок их Галута – семьдесят лет.

Скрытость внутренних мотивов евреев Второго Храма ведет к «скрытости» конца нашего галута. Неправильные поступки (разрушение Первого Храма) исправить много проще, чем искажение качеств-размеров-мидот. Влияние Кнаана (Запада), влияние внешнего на Израиль, Эрец Кнаан на Эрец Исраэль, требует «ненормированного рабочего, галутного дня».

Переведем все вышесказанное на язык нашей жизни. Для этого обратимся к промаху разведчиков на уровне… личности. Два имени, которые возникают в памяти – Йеґошуа бин Нун и Калев бен Йефуне. Вопреки ожидаемому, первенство принадлежит главе ветви Йеґуда. Именно его Пятикнижие упоминает первым в истории разведчиков. Йеґошуа, получивший в преддверии шпионской миссии духовное усиление от Моше в виде буквы юд[1], оказался невосприимчив к ханаанейскому влиянию. Но Калев достиг большего: «Кроме Калева, сына Йеґуды…, который исполнил позади Вс-вышнего… Йеґошуа бин Нун, стоящий перед тобой» (Дварим, 1:36,38). «Перед тобой» без вопросов, но что значит «позади Вс-вышнего – ахарей ґаШем»?!

Объяснение Савраньского ребе основывается на известном мидраше (его приводит РаШИ) к предложению «и заставил Калев народ замолчать [через отношение] к Моше» (Бе-мидбар, 13:30). «Закричал и сказал: «Разве только это сделал нам сын Аврама?» – и слушавшие решили, что ругать Моше он собирается, озвучивая бывшее в их сердце против Моше», а Калев продолжил: «он разорвал для нас море и спустил нам ман…».

Калев, сын Йефуне смог обратить («позади Вс-вышнего»!) влияние Кнаана против них самих. Он «выступил против» Моше, заставив замолчать недоброжелателей и, в результате, смог сказать правду!!

[1] Смотри комментарий в «Путешествии по недельным главам»

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 542.