При изучении курса «Декоративно-прикладное творчество»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Поэтому жить в современном мире, быть адекватным этому миру сможет тот, кто владеет и умеет использовать информационные технологии. В этих условиях фундаментальное значение имеет процесс информатизации системы образования, в ходе которого происходит движение к современной модели учебного процесса и появляется возможности реализовывать новые педагогические задачи, определяющие перспективу развития общего образования [1].

Проблемой внедрения информационных технологий в образовательный процесс занимались многие ученые. М. М. Гохлернер, Г. В. Ейгер, которые считали, что компьютер должен использоваться только в тех случаях, когда он наиболее пригоден по сравнению с другими средствами обучения для решения данных конкретных задач. По мнению Б. С. Гершунского, концепция образования требует внести определенные коррективы в стратегию использования компьютерной техники в качестве средства обучения, а также в разработку соответствующих программ. Необходима четкая дифференциация потребностей и возможностей использования компьютера как средства обучения, воспитания и развития на каждой ступени целостной системы образования.

Очевидно, при таком подходе существенно возрастает роль психолого-педагогических исследований, дифференцированных с учетом конкретных целевых установок компьютерного обучения, возрастных особенностей учащихся. Столь же дифференцированно следует подходить к разработке педагогических программных средств.

Педагогическое программное средство представляет собой «новое дидактическое средство обучения, которое предназначено для частичной или полной автоматизации учебного процесса с применением компьютерной техники» [2, 21].

Одним из современных подходов к реализации информационных технологий в процессе обучения является разработка педагогических программных средств, к которым Е. И. Машбиц относит:

1. Управляющие программы. Данный вид программ содержит команды, управляющие не только работой на компьютере, но и команды ученикам об окончании работы.

2. Обучающие программы. Данные программы направляют процесс обучения, исходя из имеющихся знаний учащихся, а также его предпочтений. Данный вид программ применяют при усвоении новой информации (программа «Мaster»).

3. Диагностические тестовые программы. Они предназначены для диагностирования, оценивания, контроля или проверки знаний. («Познание», «Теst ОffiсеРrо», «Мagistr»).

4. Тренировочные программы. Они рассчитаны на повторение и закрепление пройденного материала.

5. Базы данных. Они организуются по различным отраслям знаний, из которых хранимая информация может быть запрошена (Энциклопедия Кирилла и Мефодия).

6. Моделирующие программы (МathCAD, АutoCAD).

7. Инструментальные программы.

8. Языки пограммирования («Паскаль») [3, 64–68].

При изучении курса «Декоративно-прикладное творчество» нами было разработано электронное пособие в программе Мicrosoft PowerPoint, по разделам: «Вышивка крестом», «Вышивка простейшими швами», «Вышивка гладью» для студентов факультета технологии и предпринимательства.

Электронное пособие Мicrosoft PowerPoint представляет собой набор слайдов, собранных в слайд-фильм. Каждый слайд создается отдельно и несет в себе учебную информацию. К слайду можно применить шаблон оформления, цветовую схему, вставить картинку, диаграмму, таблицу, добавить гиперссылку, звуковой файл, записать речевое сопровождение, настроить анимацию текста и графических объектов [4].

Предлагаемая презентация PowerPoint была разработана для проведения теоретических занятий по предмету «Декоративно-прикладное творчество». Методическая разработка занятия выполнена достаточно подробно, так что студенты могут работать как полностью самостоятельно, так и с предварительным объяснением преподавателя, причем в индивидуальном темпе. С помощью этой программы можно без проблем вернуться на тот слайд, который остался не очень понятным и изучить его еще раз, что не позволяет это выполнить на доске. Презентацию в PowerPoint можно применить на любом учебном предмете. Особенно она необходима при самостоятельном изучении учебной дисциплины [5].

Разработанные нами педагогические программные средства были апробированы в учебном процессе на базе Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Экспериментальная работа проводилась со студентами факультета технологии и предпринимательства, целью которой было определение эффективности предложенной методики использования презентации Мicrosoft PowerPoint при изучении курса «Декоративно-прикладное творчество».

Результаты проведенного исследования показали явное преимущество применения педагогических программных средств в учебном процессе, которое выразилось в повышении интереса к изучаемому предмету, лучшего усвоения учебной информации а, следовательно, повышении качества получаемых студентами знаний.

 

Литература

1. Болотов В. А. Основные направления информатизации общего образования // Вестник образования. – 2003. – № 2. – С. 5–8

2. Куприенко В. Д., Мещерин И. В. Педагогические программные средства. Школа для начинающих: Метод. рекомендации для разработки ППС. – Омск, 1991

3. Машбиц Е. И. Методические рекомендации по проектированию обучающих программ. – Киев, 1986

4. Николаева В. А. Методика проведений занятий по изучению PowerPoint // Информатика и образование. – 2001. – № 1. – С. 21–27

5. Николаева В. А. Методика проведений занятий по изучению PowerPoint // Информатика и образование. – 2001. – № 2. – С. 32–35

 

О. Морозова, студентка 3 курса ФТО

Науч. рук. – Т.Н. Милютина, канд. пед. наук, доцент

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 205.