Роль кодопозитивов как средства наглядности на занятиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По технологии

Использование принципов, методов и приемов наглядности в обучении известно с давних времен. Исторические памятники свидетельствуют, что наглядность уже широко использовалась в школах Древнего Рима, Греции, Египта.

Многими исследователями показано, что чем более абстрактна информация, подлежащая усвоению, тем больше требуется наглядных форм ее отображения. Вопросы о месте наглядности в процессе обучения рассматривалась многими учеными, среди них: А. Н. Леонтьев, Г. И. Хозяенов, А. В. Усова, М. А. Данилова, Д. В. Эльконин и другие. Принцип наглядности в обучении впервые обосновал Я. А. Коменский, утверждающий, что надо учить познавать вещи, а не только чужие свидетельства о них. В отечественной педагогике существенный вклад в развитие идеи наглядности внес Л. В. Занков, который специально исследовал различные формы сочетания слова и наглядности в обучении.

В настоящее время под наглядностью понимают «систему способов и средств, способствующих созданию в сознании образов предметов и явлений разной степени обобщенности, отражающих реальный мир» [1].

В некоторых дидактических пособиях принцип наглядности трактуется как принцип единства конкретного и абстрактного, подчеркивая органическую связь живого созерцания и абстрактного мышления в процессе учебно-познавательной деятельности [3, 15].

Существуют две большие подгруппы наглядных методов обучения: методы иллюстраций и методы демонстраций. Методы иллюстрации плоскостных средств обучения включают показ плакатов, карт, чертежей, схем, картин, фотографий, графиков, таблиц и т. д. Методы демонстрации объемных средств обучения предусматривают демонстрацию приборов, оборудования, показ динамических пособий, естественных натуральных объектов, технические демонстрационные средства (кино, диафильмы, кодопозитивы); звуконаглядные средства (видеозаписи) и т. д.

Подразделение средств наглядности на иллюстративное и демонстрационное исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных [2, 86].

В ходе обучения технологии необходимо правильно использовать средства наглядности, чтобы не перегружать занятия чересчур большим количеством демонстрации и в то же время не ставить перед учащимися трудные для восприятия и понимания задачи. Наглядные пособия на уроках технологии применяются не только для иллюстрации, но и для раскрытия научных основ технических объектов и технологических процессов, показа их в изменении и развитии с тем, чтобы развивать способности учащихся к наблюдению за явлениями и правильному сопоставлению теории с практикой. Предметная наглядность шире используется на первоначальном этапе обучения, в период формирования основных производственно-технических знаний и умений.

Демонстрация объектов и наглядных пособий представляет собой метод наглядно-чувственного ознакомления с изучаемыми предметами, явлениями и процессами, а в сочетании с речью и практической деятельностью учителя обучение становится более оптимальным.

В настоящее время распространение стали получать разнообразные экранные средства и пособия: статические – кодопозитивы, слайды и динамические – диа- и кинофильмы, видеофильмы, кассеты и пластинки (диски).

Применяемые в обучении технологии наглядные пособия в виде кодопозитивов знакомят учащихся с образцами оборудования, инструментов, аппаратов, приборов, приспособлений; ими могут быть заготовки, эталоны изделий, схематические изображения технологических и трудовых процессов, приемов, а также методов организации труда, производства и т. д.

Для удобства наблюдения и сравнения часто однородные кодопозитивы собирают в коллекции, в качестве которых могут выступать наборы изображений образцов основных видов материалов, инструментов для обработки и измерений, деталей машин, приспособлений и т. д.

Кодопозитивы как изобразительные наглядные пособия показывают натуральные объекты в масштабах, делающих их удобными для обозрения группы учащихся, чтобы они имели возможность рассмотреть детали, процессы, которые затруднительно, а иногда и невозможно продемонстрировать в рамках учебного занятия.

Пользуясь условными изображениями, можно показать процессы, которые протекают очень быстро или слишком медленно, связаны с высокими параметрами, представляют опасность. К ним относятся многие тепловые, химические, энергетические, электротехнические явления, мы видим обычно лишь их результаты, а не сам ход. Например, используя кодопозитивы со знаками, символами, штриховками, направленными линиями, можно показать движение пара, положение полюсов в электрогенераторе и направление тока, движение материалов и ход процесса в металлургическом агрегате, химическом аппарате, изобразить, как действуют силы в механизмах и машинах.

Используя кодопозитивы, можно также показать и производственно-технические документы – рабочие чертежи, технологические карты, технические инструкции, схемы, графики. Некоторые из них для демонстрации на групповых занятиях целесообразно изготовлять в увеличенном изображении.

Педагогу необходимо правильно руководить процессами наблюдения и восприятия учащимися демонстрируемых объектов. Для этого следует четко определить основные задачи наблюдения, чтобы учащиеся знали, на что следует обратить основное внимание, ставить перед ними вопросы, побуждающие думать над тем, что они видят, уточнять результаты наблюдений.

В ходе демонстрации учитель, используя метод беседы, проверяет, как учащиеся поняли и усвоили значение и сущность рассматриваемого явления или процесса, какие знания они получили об устройстве того или иного производственного объекта и о происходящих в нем процессах. Следует учесть, что демонстрация наглядных пособий в виде кодопозитивов всегда сочетается с объяснением учителя технологии, с использованием различных методов обучения.

Демонстрация наглядных пособий в виде кодопозитивов широко используется и при проведении инструктажа учащихся – вводного, текущего и заключительного. При проведении инструктажа практикуется демонстрация пособий и объектов для выявления состояния оборудования и инструментов, качества обрабатываемых заготовок и хода технологического процесса, причин неполадок и брака. При показе иногда полезно обратить внимание и на неправильные способы выполнения действий, чтобы предупредить возможные ошибки учащихся. Вместе с тем не следует злоупотреблять показом неправильных приемов, чтобы не затруднить формирования необходимых умений и навыков под влиянием информации об ошибочных действиях.

Как источник информации слово в учебном процессе сохраняет свое значение лишь при условии, если оно опирается на непосредственное восприятие предметов и явлений. Например, самые подробные объяснения способов работы напильником будут мало полезны для учащихся, если они никогда не видели, как работают этим инструментом квалифицированные рабочие. Поэтому необходимо методически правильно показывать, какими приемами нужно пользоваться при опиливании, как нужно держать ручку напильника, как при этом должен стоять работающий у тисков, какие движения этого инструмента и в каком темпе являются наиболее рациональными для того, чтобы процесс обработки был наиболее производительным и обеспечивал требуемое качество изделий.

Чтобы восприятие показываемых трудовых действий было успешным, необходимо с помощью слова руководить их наблюдениями; при этом педагог объясняет, что он намерен показать и на что следует обратить особое внимание. Во время показа трудовых приемов педагогу необходимо поддерживать внимание учащихся на достаточно высоком уровне, развивать у них умение анализировать и достаточно ясно представлять себе особенности выполнения не только целостного трудового действия, но и его отдельных элементов, формировать устойчивый интерес к этим действиям, понимание их практической важности.

Из сказанного следует, что метод практического показа с использованием кодопозитивов рекомендуется применять в качестве основного на занятиях для практической подготовки учащихся к упражнениям по выполнению типичных трудовых приемов и операций; любого трудового действия при обнаружении существенных недостатков при его выполнении в ходе обучения.

 

Литература

1. Зорина Л. Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования. – М., 1993

2. Кочетов С. И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. – М.: Высшая школа, 1986

3. Кругликов Г. И. Практикум по курсу «Методика преподавания технологии»: Учеб. пособие для студентов технолого-экономических и индустриально-педагогических факультетов). В 2-х ч. Ч. 1 – Курск: Изд-во КГПУ, 1999

 

Крюгер Р., студент 5 курса ФТО

Науч. рук. – Уваров В.М., канд. пед. наук, профессор НТГСПА

Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.