Рабочая тетрадь как средство активизации познавательной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Деятельности учащихся

Актуальность проблемы определяется потребностью современной школы в более эффективных средствах обучения, благодаря использованию которых за рационально сокращенное время успешно достигается результат и поставленные цели обучения.

Одним из важных знаковых средств обучения, получивших в последнее время признание у педагогов и учащихся, являются рабочие тетради, в которых отражены формы представления учебной информации. В процессе обучения педагог наряду с учебной литературой использует разнообразный дидактический материал, несущий информационную нагрузку занятия. При этом деятельность педагога по формированию новых знаний и умений может быть организована при использовании средств организации познавательной деятельности учащихся, к которым относятся рабочие тетради.

Рабочие тетради представляют собой учебные пособия, в содержание которых входят вопросы и задания, составленные на основе анализа учебной литературы по предмету [1]. Листы рабочей тетради раскрывают информационную модель обучения и могут выступать как источник знаний и организации познавательной деятельности учащихся.

Рабочие тетради значительно расширяют методический арсенал педагога. Вопросы, представленные в листах рабочей тетради, должны быть сформулированы таким образом, чтобы учащиеся смогли выделить наиболее важное и существенное в учебном тексте. Заполненные листы рабочей тетради являются своеобразным конспектом для повторения пройденного материала. Использование рабочей тетради в учебном процессе облегчает педагогу планирование урока, позволяет сочетать устную и письменную работу на уроке, а также выделить вопросы для коллективного обсуждения и для индивидуальных размышлений. Основной дидактической ценностью использования рабочей тетради является то, что при организации учебного процесса весь класс привлекается к активной познавательной деятельности и к самостоятельной работе с учебным материалом. Помимо этого, рабочая тетрадь может быть использована как средство контроля за усвоением знаний. Эти факторы позволяют педагогу проводить уроки динамично и добиваться высокой активности каждого ученика.

Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя должны стараться так проводить занятия, чтобы перед школьниками чаще возникали хотя бы несложные проблемы, побуждать детей к попыткам самостоятельно решать проблемы. Этот постулат и является основным в руководстве познавательной деятельностью учащихся посредством рабочей тетради.

Основными источниками знаний педагога о ходе усвоения учащимися знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но это требует значительных затрат времени и, кроме того, по отношению к каждому ученику опрос носит эпизодический характер. Делая проверку контрольных работ, учитель имеет дело, главным образом, с результатами мыслительной деятельности учащегося и не имеет возможности проникнуть в сам процесс этой деятельности. Одним из средств управления мыслительной познавательной деятельностью могут быть листы рабочей тетради или сами рабочие тетради.

В структуру рабочей тетради могут входить следующие разделы: пояснительная записка; рекомендации по заполнению листов рабочей тетради; отдельные листы рабочей тетради по темам программы; литература, используемая для заполнения листов рабочей тетради; приложения. Для таких тетрадей разрабатываются специальные типы заданий-упражнений. Их специфика состоит в том, что, выполняя такие задания, учащиеся расчленяют процесс мышления на отдельные операции. Задания построены так, что, работая над ними, учащийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания будет замечена педагогом.

При использовании рабочей тетради учитель имеет возможность провести контроль, диагностику и исправление обнаруженных ошибок на одном уроке после сообщения новой учебной информации. Пока учащийся работает над заполнением листов рабочей тетради, учитель может контролировать эту работу. Поскольку листы рабочей тетради стандартные для всего класса, учитель может быстро установить, правильно ли учащийся произвел ту или иную операцию и ответил на вопросы. При этом контролировать весь класс очень сложно, но держать под контролем слабых учащихся вполне возможно. Таким образом, использование рабочей тетради дает возможность сочетать на уроке фронтальную и индивидуальную работу. Кроме того, при заполнении листов рабочей тетради на уроке предлагаемая для изучения информация закрепляется здесь же на уроке, что дает возможность сократить объем домашнего задания. Использование рабочей тетради создает условия для самоконтроля и самопроверки, а также для взаимной проверки учащимися работ друг друга. Этот аспект позволяет не только воспитывать важные качества личности, но и освобождает учителя от чрезмерной нагрузки по проверке тетрадей.

Для повышения активизации познавательной деятельности школьников и уровня их творческого развития, а также для привития навыков самостоятельной работы нами составлена рабочая тетрадь по курсу «Технология» для 9 класса. Задания в листах рабочей тетради разработаны на основе содержания учебной программы «Технология» (9 кл.). Причем рабочая тетрадь представлена нами не только в текстовом виде, но в электронном варианте, который позволяет учащимся, владеющим компьютерной грамотностью, заполнять листы рабочей тетради с использованием компьютера. Композиционное построение листов рабочей тетради имеет следующую структуру: обращение к учащемуся, общие теоретические сведения по изучаемой теме, творческие задания и упражнения. Листы рабочей тетради содержат цветные иллюстрации, рисунки, таблицы, схемы, что позволяет ученику, отвечая на вопросы, наглядно представлять содержание учебной информации, подлежащей усвоению.

Разработанная рабочая тетрадь была апробирована нами в условиях реального учебного процесса на базе МОУ № 80 г. Нижнего Тагила при прохождении педагогической практики. Результаты проведенной экспериментальной работы по проверке эффективности применения рабочей тетради показали, что учитель может управлять процессом познавательной деятельности учащихся и служить средством организации процесса усвоения школьниками определенного набора знаний. Изобразительная и словесная наглядность, представленная в рабочей тетради, предполагает непосредственное восприятие учащимися изучаемых предметов и явлений. Кроме того, использование рабочей тетради активизирует мыслительную обработку нового материала, так как соединяет новую учебную информацию в определенную систему знаний и связывает его с уже известным материалом.

Это говорит о том, что работа с тетрадью выполняет свои познавательные функции и может служить средством управления учителем познавательной деятельностью учащихся. Рабочая тетрадь, на наш взгляд, имеет право на существование наряду с другими методами и средствами обучения и управления познавательной деятельностью учащихся.

 

Литература

1. Эрганова Н. Е. Основы методики профессионального обучения. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 138 с.

 

Н. Камалова, Ю. Чмутова, студенты 5 курса ФТО

Науч. рук. – Т. Н. Милютина, канд. пед. наук, доцент

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 210.